Час общения "Дорога к храму. Силуан Афонский"
Оценка 4.6

Час общения "Дорога к храму. Силуан Афонский"

Оценка 4.6
Мероприятия
docx
воспитательная работа
5 кл
16.05.2018
Час общения "Дорога к храму. Силуан Афонский"
Цели: создать целостное представление о важнейших исторических событиях ХХ века, о выдающихся представителях русской нации; показать связь истории с современной эпохой на примере жизни преподобного схимонаха Силуана Афонского. Задачи. Образовательные: развивать навыки монологической речи, интеллект; прививать навыки поисковой и исследовательской работы; формировать заинтересованность в конечных результатах своего труда; умение делать выводы, обобщать изученный материал; учить школьников использовать на практике результаты проектной деятельности. Развивающие: расширить знания детей по истории родного края, его достопримечательностях, развивать творческие способности детей, развивать зрительную память, чувство эстетического восприятия окружающего мира в целом и отдельных ее объектов, ассоциативное мышление, творческое воображение. Воспитательные: воспитывать умение работать в коллективе; воспитывать духовно-нравственные, гражданско-патриотические и эстетические начала; содействовать развитию познавательных интересов; интереса к истории родного края, своей страны.Час общения "Дорога к храму. Силуан Афонский"
Дорога к храму. Силуан Афонский.docx
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ  ШКОЛА № 72 ИМЕНИ ГЕРОЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ  ГАНУСА ФЕОДОСИЯ ГРИГОРЬЕВИЧА Г. ЛИПЕЦКА ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ Час общения «ДОРОГА К ХРАМУ.  СИЛУАН АФОНСКИЙ» Заместитель директора,  Заместитель директора,  учитель истории и обществознания  учитель истории и обществознания   Гаврилова Ольга Николаевна  Гаврилова Ольга Николаевна Цели:    создать целостное представление о важнейших  исторических  событиях ХХ века, о выдающихся представителях русской нации; показать связь истории с   современной   эпохой   на   примере   жизни   преподобного   схимонаха   Силуана Афонского.  Задачи. Образовательные:   развивать   навыки   монологической   речи,   интеллект; прививать   навыки   поисковой   и   исследовательской   работы;   формировать заинтересованность   в   конечных   результатах   своего   труда;   умение   делать выводы,   обобщать   изученный   материал;     учить   школьников   использовать   на практике результаты проектной деятельности. Развивающие:    расширить   знания   детей   по   истории     родного   края,   его достопримечательностях, развивать   творческие способности детей,   развивать зрительную   память,   чувство   эстетического   восприятия   окружающего   мира   в целом   и   отдельных   ее   объектов,   ассоциативное   мышление,   творческое воображение. Воспитательные:   воспитывать   умение работать в коллективе; воспитывать духовно­нравственные,   гражданско­патриотические   и   эстетические   начала; содействовать развитию познавательных интересов; интереса к истории родного края, своей страны. Оборудование   и   материалы:  компьютер,   проектор,   слайды,   фотографии, презентации, толковые словари.  индивидуальная   и   групповая   форма   работы; Методы   и   формы   работы:   проектная   деятельность,  метод   сравнения   и   сопоставления;   иллюстративный метод   объяснения   нового   материала;   проблемно­поисковый   метод.   проекта – Тип Предполагаемый продукт проекта:    информационно­исследовательский,   творческий. 1) Презентация «Нам посчастливилось родиться здесь». 2) Фотовыставка «Небесный свет добра, любви и красоты!» 3) Экскурсионный маршрут « По родным местам Силуана  Афонского» Цели   проектной   работы:  вовлечь   детей   в   практическую   деятельность; реализовать   способности   и   замыслы   ученика   в   продуктах   его   деятельности; активизировать   работу   с   книгой,   учить   анализировать   литературоведческий материал; воспитывать и развивать ребенка через его самостоятельную  познавательную деятельность. Задачи   проектной   работы:  обучение   сравнению   различных   литературных материалов.  Обучение   детей   работе   со   справочной   и   художественной литературой.  Формирование   у   детей   навыков   получения   и   обработки информации.  Развитие   оценочных,   рефлексивных   способностей   детей. Воспитание любви к родной литературе, внимательного отношения к слову. Основные этапы и ход проекта. I.Постановка проблемы перед учащимися. II.Распределение учащихся в проектные группы: 1.Библиографы. 2.Фотографы. 3.Экскурсоводы. III. Работа групп по сбору, анализу, обработке информации. IV. Защита проектов.   Ход мероприятия. Организационный момент. Учитель  ­Здравствуйте, ребята! Начинаем ровно в срок  Любимый с вами наш урок.  Дружно за руки возьмёмся И друг другу улыбнёмся.  Пусть сегодня для нас всех На урок придёт успех! Я желаю вам хорошего настроения и удачи. ­ Повернитесь друг к другу, улыбнитесь и скажите: «Я желаю тебе удачи». ­ Подумайте, что необходимо для успешной работы на уроке? Учащиеся. Вера в успех, внимание, трудолюбие, усердие, старание, знания. Учитель. Я вижу, настроение у вас хорошее, деловое, итак, за работу.  Актуализация знаний Учитель.  Вспомните, о чем мы говорили с вами на прошлом занятии? мы с  вами завершили?  (О  прошлом нашей  Родины) Учитель. Нельзя будущее понять без знания прошлого. Вспомните исторические события,   о   которых   мы   уже   узнали   на   предыдущих   занятиях  (ответы учащихся)    Перед вами лежат карточки, установите соответствие между историческими событиями и авторами. Монах Нестор «Кто русский по сердцу, тот бодро,  и смело, Иван Сусанин Польский король А.С.Пушкин И радостно гибнет за правое дело!» «Повесть временных лет» «Прощай мой товарищ, мой верный слуга, Расстаться настало нам время…» «Не дай, Боже, ходить на святую Русь, Ни мне, королю, ни брату моему». Проверка задания с использованием интерактивной доски.  ­ Ребята, прочитаем первое высказывание. Кому принадлежат эти слова?  ­ Кто автор этого произведения? ­ Кто написал летопись «Повесть временных лет»? ­ Следующее высказывание. ­Кто так сказал? (дети называют героя, произведение, автора) ­ Какие слова  произнёс польский король 400 лет назад в народной песне «Сборы польского короля на Русь»?  Объявление темы мероприятия. Постановка цели. Учитель. Судьба каждого из нас тесно переплетена с судьбой малой родины и всей страны. Но некоторым людям удаётся оставить заметный след в истории родного   края,   целого   государства   и   даже   всего   мира.   Из   судьбы   каждого отдельного   человека   складывается   судьба   всей   страны.   Прочитайте   тему «Дорога к храму.  Силуан Афонский».  ­ Как вы понимаете название темы? (ответы учащихся) ­  Вспомните, как мы понимаем  значение слов, о которых говорили ранее  «минувшая, судьба»,  «малая родина»? Где можно узнать лексическое значение  этих слов?  (В толковых словарях) Словарная разминка. Работа в группах со словарями. Объясните значение слов «минувшая», «судьба», «малая родина», пользуясь  словарями. ­В этих словарях огромное количество слов. Чтобы легче было работать,  пользуйтесь подсказками­закладками.  Судьба – ход жизненных событий» (Толковый словарь русского языка  С.И.Ожегова)  Минувший – прошедший, прошлый. (Толковый словарь русского языка  С.И.Ожегова) Малая родина ­ место, где человек родился, где живут его родные и близкие (Толковый словарь С. И. Ожегова)   ­ Ребята, а что значит для вас малая родина? (Малая   родина   ­  это   дом,   в   котором   я   живу,   люди,   которые   меня окружают, моя улица, где с детства знакомы все дворы, моя родная школа, …)   ­   Вот,   сколько   ассоциаций   у   нас   возникает,   когда   слышим слово «Родина», слова «моя», «малая», «Родина»! (учащиеся высказывают свое мнение. Нашу   малую   родину   прославило   много   знаменитых   земляков,   и   среди   них великий молитвенник за весь мир преподобный Силуан Афонский.  Учитель.  Наследие, которое оставил Силуан Афонский, ­ мирового масштаба. На   малую   родину   Силуана   Афонского   были   привезены   его   мощи.     На   этом важном событии для нашей Липецкой земли присутствовало много почетных гостей.  ­ Сегодня мы подведём итоги  нашей большой исследовательской работы.     ­  Попробуйте сформулировать цель сегодняшнего занятия. (Познакомить одноклассников с результатами нашей исследовательской,  творческой работы.) Организация познавательной деятельности. Учитель.  На   подготовительном   этапе  мы   с   вами   определили   порядок представления   своих   проектов.  «Нам   посчастливилось   родиться   здесь»   – назвали свой проект ребята из группы  «Библиографы». Они  и начнут защиту проектов.  Защита проекта «Нам посчастливилось родиться здесь». Группа «Библиографы»  Село   Шовское   Лебедянского   района   знаменито   тем,   что   здесь   в   1866   году родился один из самых почитаемых православных святых – Силуан Афонский. При рождении ему дали имя Семён, а по фамилии он был Антонов. Семья была большая: мать, отец, пятеро сыновей и две дочери. Среди сверстников Семён отличался огромной физической силой. Он  ударом кулака перебивал толстую доску, удерживал лошадь на месте, голыми рукам брал горячий чугун со щами и переносил его с печи на стол.   Юноша обладал большой выносливостью и мог работать в любую погоду. Ему что снег, что дождь, что жара, что холод – всё было нипочём. При этом Семена сильно тянуло к Богу. Он чувствовал, что у него другое предназначение, нежели у односельчан. ­ Учащиеся из группы «Библиографы» приготовили небольшую сценку из жизни Святого Силуана Афонского. Сценка  Автор.   Когда Семёну   исполнилось четыре года, его отец пригласил в гости одного из городских книгонош, желая услышать от него что­либо душеполезное.  Отец. Проходи, добрый человек. Присядь, отдохни. Угощайся, чем Бог послал.  (Гостю наливает чай). Отец.  Расскажи, что видел. Как нынче люди­то живут? (Далее всё происходит одновременно.  Гость машет рукой, дескать, плохо). Автор.  Маленький Семен с любопытством ребенка смотрел на гостя и  внимательно прислушивался к беседе.  Отец вздыхает. На всё воля Божья. Гость.  Да где Он, Бог­то? Если б Он был, как позволил бы такому злу  твориться?! (Выскакивает Семён и кричит, обращаясь к гостю) Семен.  Есть Бог, есть! Когда вырасту большой, то по всей земле пойду искать  Бога и найду.  Учитель.    В девятнадцать лет Семен решил отправиться в Киево­Печерскую лавру. Отец настоял, чтобы Семён сначала отслужил в армии, и только после этого   начал   служение   Богу. Уйдя на военную службу, он не переставал помнить о Боге. Вернувшись  из армии, парень лишь неделю пробыл дома, его тянуло на Святую гору, на Афон. Семен добрался до Афона  и стал послушником русского Пантелеимоновского монастыря. Здесь изменилось его имя. Теперь юношу звали Силуан.  Прославление старца состоялось в 1987 году.  В 1993 году он был причислен к лику Святых и его имя внесено в святцы Русской   Православной   церкви.   День   Памяти   святого   преподобного   Силуана Афонского – 24 сентября. В 2016 году праздновали 150­ летие  со дня рождения Великого   Старца.    В   этот   день   в   селе   Шовское   совершается   божественная литургия и  крестный ход.    Библиографы   закончили   защиту   своего   проекта.   Они   проделали   большую работу. ­ Ребята, скажите, что же нового о преподобном Силуане , нашем знаменитом земляке, вы узнали?  (ответы детей) ­ Оцените работу библиографов. (Учащиеся сигнальными карточками дают оценку) ­ Ребята из группы «Библиографы», вы какой вывод сделали для себя? (узнали, какое   духовное   наследие   мирового   масштаба   оставил     для   нас   Силуан Афонский.) Защита проекта «Небесный свет добра, любви и красоты!»   Группа «Фотографы» События, которые происходили в  селе Шовское в сентябре прошлого года, не оставили     равнодушными   многих   жителей   нашего   региона.   Мы   решили запечатлеть   самые   важные   моменты       этих   событий   и   предлагаем   вашему вниманию результат нашей работы ­  фотоальбом ««Небесный свет добра, любви и красоты!». (демонстрация проекта) Учитель. Группа « Фотографы» защитила свой проект.   Оцените их работу.  (оценка учащихся) ­ Понравилась вам выставка, которую создали ребята? Чем? (отвечают) ­ Ребята из группы «Фотографы», вы какой вывод сделали для себя? (события,  которые происходили в Липецкой  области в сентябре 2016 года,­  события  мирового значения. Они оставят заметный след в истории нашей Родины). Защита проекта «По родным местам Силуана Афонского» . Группа «Экскурсоводы».         В нашем регионе  много исторических объектов, а в Лебедянском районе часть из них связанны с именем преподобного Силуана Афонского. Мы думаем, что обязательно должен быть разработан   туристический маршрут для посещения этих мест; постараемся творчески изложить наш проект. Может, он послужит началом для будущего большого туристического  проекта Липецкой области. (демонстрация проекта) Учитель. Экскурсоводы закончили защиту своего проекта.  Оцените их работу.  (учащиеся дают оценку) ­   Ребята   из   группы   «Экскурсоводы»,   вы   какой   вывод   сделали   для   себя? (разрабатывая  экскурсионный   маршрут, мы подробно  изучили  памятные места села Шовское, связанные с именем преподобного старца. Теперь мы сможем быть экскурсоводами по этому маршруту). Обобщение и систематизация знаний.  Учитель.  Мы с удовольствием прослушали ваши выступления, ребята. Пришло время подвести итоги. А поможет нам в этом небольшая викторина.  Викторина. Вопросы викторины. 1.  Где и когда родился  преподобный Силуан  Афонский? 2. Как его назвали при рождении родители? 3. Чем в детстве занимался  будущий святой? 4. О чем он мечтал с детства? 5. Как отнеслись к его мечте родители? 6. Как называется место духовных подвигов преподобного Силуана ? 7.Какую памятную дату  Силуана Афонского отмечали в 2016 году? Учитель.   Молодцы!  Вы    проделали   большую   работу  по  изучению  событий, связанных с именем нашего земляка преподобного Силуана Афонского. Память о Силуане живёт среди нас. Мы должны сохранить эту память и передавать ее из поколения в поколение, способствуя формированию любви к нашей истории, культуре, православной вере. Прежде,  чем   мы   перейдем  к   завершающей  части   нашего   занятия,  я   бы хотела   вам   рассказать   о   том,   как   я   впервые   посетила   родину   Силуана Афонского.   Это   была   незапланированная   поездка,   а   внезапный   порыв.   Мы приехали в село Шовское, подъехали к церкви Рождества Христова, храм стоял в лесах и был закрыт. Но, вдруг, к храму подъехал автомобиль, из него вышел мужчина   и   спросил:   «Вы   хотели   посетить   церковь?».   Мы   ответили утвердительно. «Я сейчас   открою вам двери», ­ сказал мужчина. Он пояснил, что   является   настоятелем   храма,   который   пока   еще   реставрируется,   работы очень много, и мы в этом убедились, зайдя внутрь церкви. «Вы можете поставить свечи,   помолиться,   я   вас   не   тороплю»,   ­   сказал   нам   священник.   Затем   он рассказал о том, что недалеко от села имеется святой источник, куда съезжается множество паломников. А также  обязательно надо посетить дом­музей Силуана Афонского,   сегодня   там   проходят   экскурсии   для   детей,   но   они   уже заканчиваются   и   необходимо   поторопиться.       Поблагодарив   настоятеля,   мы отправились   в   дом­музей.   День   уже   завершался,   на   стоянке   стояли экскурсионные автобусы, в которые заходили дети. Мы зашли в часовню, нас встретили служащие, которые объяснили, что экскурсии уже завершены. Но мы некоторое   время   можем   побыть   в   часовне   и   погулять   по   территории   музея. Внезапно, одна из служащих предложила: «Вы знаете, хоть мой рабочий день давно завершился, я  могу  вам  открыть  дом­музей  Силуана  Афонского». Мы очень обрадовались. Женщина не только открыла музей, но и провела для нас полноценную экскурсию. Покидая музейный комплекс, мы приобрели иконы с изображением старца, а также искренне благодарили сотрудника музея, который помог нам познакомиться с жизнью нашего знаменитого земляка. В завершении дня нам удалось побывать и на святом источнике. Покидая село Шовское, мы испытывали чувство непередаваемого счастья, просветления. Думая о том, что могли   бы   в   этот   день   ничего   не   увидеть,   мы   решили,   что   это   сам   Силуан Афонский помог нам  сегодня посетить столь важные в духовном плане места. В душе своей мы еще много раз благодарили тех людей, которые так благосклонно отнеслись к нашему приезду. Вот такая история произошла со мной. И я желаю вам обязательно побывать в этом замечательном месте. А теперь возвращаемся к нашему занятию.  Рефлексия.       «Я»,  «Мы», «Дело».                                                              «Я». Как работал? Допускал ли ошибки? (учащиеся отвечают) «Мы». Насколько мне помогли одноклассники? (учащиеся отвечают) «Дело».  Понял ли материал? Узнал ли больше? (учащиеся отвечают) Наше занятие  подходит  к концу. Скажите, пожалуйста, кому и что понравилось на   занятии больше всего? (учащиеся отвечают) ­ Что нового вы узнали? (учащиеся отвечают) ­ Кто доволен своей работой? Кто не доволен? Почему? (учащиеся отвечают) ­ Чья  работа вам понравилась больше всех? Почему? (учащиеся отвечают) ­ Чему вы научились, работая над этими проектами? (учащиеся отвечают) ­ Кого вы хотели бы поблагодарить за помощь в создании проектов?  ( учащиеся отвечают) Подведение итогов занятия. Учитель.  Ребята, как вы считаете, мы выполнили поставленные  цели?  (учащиеся отвечают) ­   Что мы с вами создали?   (Поставленные цели достигнуты. Мы создали проекты,  которые  будут интересны другим). Мне   очень   хочется   поблагодарить   всех   вас   за   прекрасную   работу,   за   ваше старание и желание узнать новое о своей малой родине. Пусть это будет началом вашего большого творческого пути по изучению родного края. И в конце урока я хотела бы обратить ваше внимание на слова Старца Силуана, написанные на доске.  Прочитайте их (читают) Господь любит нас,  как своих детей, и любовь Его сильнее любви матери, потому что и мать  может забыть своё дитя, а Господь никогда не забывает  нас.                                                      Старец Силуан. Пусть эти слова сопровождают  вас на протяжении  всей   жизни.  Занятие окончено! Спасибо всем за работу.

Час общения "Дорога к храму. Силуан Афонский"

Час общения "Дорога к храму. Силуан Афонский"

Час общения "Дорога к храму. Силуан Афонский"

Час общения "Дорога к храму. Силуан Афонский"

Час общения "Дорога к храму. Силуан Афонский"

Час общения "Дорога к храму. Силуан Афонский"

Час общения "Дорога к храму. Силуан Афонский"

Час общения "Дорога к храму. Силуан Афонский"

Час общения "Дорога к храму. Силуан Афонский"

Час общения "Дорога к храму. Силуан Афонский"

Час общения "Дорога к храму. Силуан Афонский"

Час общения "Дорога к храму. Силуан Афонский"

Час общения "Дорога к храму. Силуан Афонский"

Час общения "Дорога к храму. Силуан Афонский"

Час общения "Дорога к храму. Силуан Афонский"

Час общения "Дорога к храму. Силуан Афонский"

Час общения "Дорога к храму. Силуан Афонский"

Час общения "Дорога к храму. Силуан Афонский"

Час общения "Дорога к храму. Силуан Афонский"

Час общения "Дорога к храму. Силуан Афонский"

Час общения "Дорога к храму. Силуан Афонский"

Час общения "Дорога к храму. Силуан Афонский"

Час общения "Дорога к храму. Силуан Афонский"

Час общения "Дорога к храму. Силуан Афонский"

Час общения "Дорога к храму. Силуан Афонский"

Час общения "Дорога к храму. Силуан Афонский"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.05.2018