Цели: познакомить детей с историей празднования Светлого Христова
Воскресенья и пасхальными традициями, обычаями, играми; пробудить интерес к старинным русским обрядам.
Задачи.
Образовательные: познакомить учащихся с традициями празднования одного из православных праздников нашей страны – праздником Пасхи, закрепить ранее полученные знания учащихся о православных традициях русского народа.
Развивающие: способствовать формированию эстетического вкуса, мышления, памяти; приобщать учащихся к истокам культурных народных традиций.
Воспитательные: воспитывать интерес и любовь к истории православной культуры к истории русского народа; способствовать формированию нравственных качеств через ознакомление с христианскими заповедями; воспитать уважительное отношение к русской культуре; развитие духовных качеств личности школьника.Час общения "Повсюду благовест гудит"
Повсюду благовест гудит.doc
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 72
ИМЕНИ ГЕРОЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГАНУСА ФЕОДОСИЯ ГРИГОРЬЕВИЧА
Г. ЛИПЕЦКА
ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ
КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ
Час общения
«ПОВСЮДУ БЛАГОВЕСТ ГУДИТ»
Заместитель директора,
Заместитель директора,
учитель истории и обществознания
учитель истории и обществознания
Гаврилова Ольга Николаевна
Гаврилова Ольга Николаевна
Цели: познакомить детей с историей празднования Светлого Христова
Воскресенья и пасхальными традициями, обычаями, играми; пробудить интерес
к старинным русским обрядам. Задачи.
Образовательные: познакомить учащихся с традициями празднования одного
из православных праздников нашей страны – праздником Пасхи, закрепить ранее
полученные знания учащихся о православных традициях русского народа.
Развивающие: способствовать формированию эстетического вкуса, мышления,
памяти; приобщать учащихся к истокам культурных народных традиций.
Воспитательные: воспитывать интерес и любовь к истории православной
культуры к истории русского народа;
способствовать формированию
нравственных качеств через ознакомление с христианскими заповедями;
воспитать уважительное отношение к русской культуре; развитие духовных
качеств личности школьника.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация.
Организационный момент.
Ход мероприятия.
Учитель. Здравствуйте, дорогие ребята. Я начну наше с вами общение с
вопроса. Вы любите праздники? (Да)
Какие весенние праздники вы знаете? (называют).
Какие православные весенние праздники вы знаете? (называют).
А сейчас я предлагаю вам послушать стихотворение и постараться определить
о каком православном празднике пойдет речь сегодня?
(Апполон Майков)
Повсюду благовест гудит,
Из всех церквей народ валит.
Заря глядит уже с небес...
Христос воскрес! Христос воскрес!
С полей уж снят покров снегов,
И реки рвутся из оков,
И зеленеет ближний лес... Христос воскрес! Христос воскрес!
Вот просыпается земля,
И одеваются поля,
Весна идет, полна чудес!
Христос воскрес! Христос воскрес!
Вот опять звенит звонок
Приглашает на урок.
Праздник Пасхи наступает
Торжество нас ожидает.
Итак, кто даст ответ на вопрос о том, как называется праздник, о котором
пишет поэт? (ответы детей)
Верно – это Пасха.
Каким настроением пронизано стихотворение? (мнение учащихся).
Назовите слова, которые являют собой отражение чувства восторга и радости.
(называют, используя текст на карточках)
Когда мы слышим эти торжественные слова “Христос воскресе”!
Назовите тему нашей встречи (называют).
В какое время года христиане празднуют Пасху? (весной)
Для православных весна – особенное время года. Именно с этим прекрасным
временем года связан самый радостный праздник – Пасха.
А что вы знаете о Пасхе? (возможные ответы детей)
Учитель. Почему православные христиане приветствуют друг друга словами:
«Христос воскресе!» «Во истину воскресе!» (христиане верят, что после
страшной казни на кресте, Иисус Христос воскрес, то есть снова ожил. Он
победил смерть и проложил людям дорогу к спасению). А начали праздновать Пасху по установлению первого Вселенского собора с 325
года. В этот день отмечают воскресение Иисуса Христа, который своей смертью
искупил людские грехи и воскреснув, избавил людей от власти смерти.
Актуализация знаний.
Беседа с учащимися.
Что означают слова воплощение, Богочеловек? (мнение детей).
Объясните, для чего, по убеждению христиан, Бог стал человеком? (мнение
детей)
Объясни, почему крест, орудие пытки и свидетельство страданий Христа, стал
символом любви Бога к людям? (мнение детей).
Учитель. Ежегодно весь православный мир отмечает день великого праздника
Пасхи! В России Пасху называют Великий день, Светлый день. Этот праздник
символизирует победу жизни над смертью. Это не просто праздник! Это
праздник всех праздников, торжество из торжеств. Праздник радости, любви,
доброты и справедливости.
- Что такое Голгофа? (Гора на окраине Иерусалима, на которой
распинали преступников)
- Что такое распятие? (самая страшная из казней, казнь на
кресте).
Расскажите, что обозначает каждая символика креста. (Верхняя перекладина
символизирует дощечку с надписью ИНЦИ, которая была на распятии Христа.
Это начальные буквы фразы «Иисус Назарянии, царь иудейский». К средней
перекладине были прибиты руки Христа, а к нижней ноги. Она перекошена
потому, что вместе с Христом были казнены ещё два человека. Они были
действительно преступниками. Только один из них раскаялся и отправился
после смерти в Царство небесное был справа, а слева был преступник, который
так и не раскаялся в своих деяниях). Как вы понимаете слово «боговоплощение»? (хорошая, важная,
радостная новость, новость приносящая добро и благо людям)
На Пасху принято было поздравлять друг друга с Воскресением
Христовым. В Иерусалиме Иисус был распят на кресте, но на третий день после
смерти Он воскрес из мёртвых. На Пасху разрешалось всем звонить в колокола,
колокольный звон звучал кругом, поддерживая радостное, праздничное
настроение.
Звучат колокола.
(Заранее подготовленные учащиеся читают наизусть стихотворения)
Ученик 1.
Пасха! В трубы золотые
Ангелы трубят с небес,
Будьте счастливы, все люди,
Радуйтесь! Христос воскрес!
Ученик 2.
Под напев молитв пасхальных
И под звон колоколов
К нам летит весна из дальних,
Из полуденных краёв.
Ученик 3.
Пасха наступила –
Радость охватила:
Иисус любимый,
Отстрадав, воскрес!
Поздравляю с праздником,
Чудом из чудес!
Ученик 4.
Христос воскрес! Христос воскрес! Сияет солнышко с небес!
Зазеленел уж тёмный лес,
Христос воистину воскрес!
Учитель. Слово «Пасха» еврейское. Пасхой называют древний праздник,
посвященный исходу израильтян из Египта. В христианской церкви слово
«Пасха» получило особый смысл и стало обозначать «приход от смерти к
жизни». Праздник Пасхи связан с событиями Воскресения Христова.
Работа по теме.
Священник. Как о воскрешении Христа рассказывает Библия?
После смерти Христа Его тело положили в гроб – так иудеи называли
высеченную в скале пещеру для погребения усопших. Враги Христа приставили
стражу, они боялись, что ученики украдут Его тело и скажут, что Он воскрес.
На 3 день к гробу пришли жёны мироносицы, которые хотели по еврейскому
обычаю помазать тело умершего Христа. Они увидели ангелов, которые сказали:
«что вы ищите Живого между мёртвыми? Его нет здесь: Он воскрес». Женщины
рассказали об этом ученикам Христа – апостолам, но они не поверили и
побежали к пещере. Они нашли пустой гроб и плащаницу – в которую завернуто
было тело Умершего. (Туринская плащаница). Христос несколько раз являлся
апостолам и женаммироносицам. Только тогда они смогли поверить в Его
воскрешение. Все, кроме Фомы, которого не было. Фома сказал: «если не увижу
на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего а раны от гвоздей…. не
поверю». Через 8 дней Христос явился Фоме и велел ему потрогать свои раны.
Тогда Фома поверил, что Христос воскресший Бог. Христос сказал: «блаженны
не видевшие и уверовавшие». О воскрешении Христа апостолы рассказали
людям, и все поверившие в Его воскрешение стали называть себя христианами.
История Христа не заканчивается Его казнью. После распятия Христос
вернулся к жизни – воскрес.
Какое ещё слово, схожее по звучанию вы знаете? (Воскресенье) Радостное событие Воскресения в православной культуре отражено, в том числе
и на иконах (репродукции размещены на доске).
А как вы понимаете слово «Воскресение»? (ответы детей).
Имя Иисус значит Бог Спасает. От чего же спасает людей крестная смерть
Иисуса Христа? (Предположения детей)
Священник. История Христа не заканчивается казнью. Ведь он сказал Понтию
Пилату, что он может снова принять Свою жизнь. Поэтому Евангелие говорит, что
после распятия Христос вернулся к жизни – воскрес. Когда ученики и друзья
пришли попрощаться с телом Христа, они были поражены, тем, как изменилось
его тело. Они рассказали, что тело Христа стало сияющим, как бы воздушным. Он
мог мгновенно появляться и исчезать, проходить сквозь стены и закрытые двери.
Христиане верят, что с ними однажды произойдёт то же, что произошло с Иисусом
Христом. Они воскреснут. В честь воскресения Христа русский народ назвал свой
еженедельный праздничный день. Особо торжественно отмечается то весеннее
воскресенье, которая так и называется – Пасха Христова («пасха» в переводе с
древнееврейского языка означает «переход», «избавление»).
Учитель. Воскресение Иисуса – радостное событие для всех христиан, которое
они празднуют уже около двух тысяч лет. Пасха – праздник воскресения к жизни.
В природе Христиане могут увидеть многое, что напоминает о Пасхе.
Как вы думаете, что это может быть? (предположения детей).
Учитель. Гусеница, например, вдруг перестаёт питаться листьями и на время
превращается как бы в мёртвый кокон. Там, в коконе, у неё незаметно
вырастают крылья. И однажды она вылетает из него вольной бабочкой – то есть
«воскресла». А еще Светлое воскресение Христово у народа издревле связано с
солнцем. У крестьян существовало поверье, что на Пасху "солнце играет". И
люди старались подкараулить, подсмотреть мгновения игры солнца. С игрою
солнца связывали и виды на урожай, погоду. В первый день Пасхи примечали: на Пасху небо ясное и солнце играет к хорошему урожаю и красному лету; на
святой дождь добрая рожь; на святой гром к урожаю;
солнышко с пасхальной горки в лето катится.
Священник. Весеннему празднику Пасхи предшествует сорокадневный пост. В
эти дни одевались скромно, избегали развлечений, вкушали постную пищу (мясо,
яйца, молоко и все молочные продукты не употребляют в пищу), дети старались
не шуметь. Особенной является и последняя неделя перед Пасхой. За неделю
перед праздником верующие вспоминают события последних дней жизни
Христа. Его смерти и Воскресения. Эта неделя называется Страстной. Это
время особого строгого поста, молитв и посещения храмов. Страстная неделя
(седмица) продолжается до Великой субботы. В Великую субботу прихожане
идут в церковь на службу и освещения пасхальных куличей, пасхи и яиц. Люди
идут в храм, чтобы встретить самый Великий праздник – праздник Воскресения
Христова. Это праздник Воскресения Иисуса Христа, который дарит людям
веру в жизнь вечную, веру в победу добра над злом, света над тьмой. Это очень
красивый и добрый праздник. В день Пасхи христиане всего мира вспоминают и
славят воскресение из мертвых Иисуса Христа. Пасха – это воскресение,
оживление, победа жизни над смертью. А Пасха – оживление души каждого из
нас. Крестный ход, совершаемый в пасхальную ночь, это шествие церкви
навстречу воскресшему Спасителю. Верующие идут в ночи как мироносицы,
которые первыми узнали о Воскресении Христа.
Почему Иисуса Христа почитают как Спасителя? (мнение детей).
Имя Иисус Христос значит Бог Спасает. Христос именуется Спасителем
(Спас), потому что на крест Он пошел ради спасения людей.
От чего спасает людей крестная смерть Иисуса Христа? (мнение детей)
Действительно, Иисус Христос взял на себя все грехи мира, дав возможность
людям жить в мире, ладу, согласии, относиться друг к другу с любовью,
уважением, добром. Учитель. Согласно традиции, по всем городам и деревням, ставили несколько
тысяч бочек и котлов с вареными яйцами, окрашенными в разные цвета.
Некоторые из них позолоченные и посеребренные. Прохожие покупают их. При
встрече здороваются и говорят: «Христос Воскресе!»
Как отмечают праздник Пасхи православные христиане? (праздничная служба,
крестный ход, пасхальное угощение и приветствие, т.д.)
У Пасхи есть свои символы. Какие? (пасхальные крашенные яйца, пасхальный
кулич, творожная пасха).
А знаете ли вы, что они означают? (ответы).
Кулич – «праздничный» вид хлеба, который выпекается в особых случаях.
Печется он в память о том, что Иисус Христос, приходя к ученикам после
Воскресения, Сам вкушал с ними пищу, апостолы во время трапезы не садились
на среднее место за столом, оставляя пред ним часть хлеба, они верили, что сам
Господь невидимо присутствует среди них.
Пасха символизирует на праздничном столе ветхозаветного пасхального
агница (ягнёнка).
Пасхальные свечи – символ божественного света, сияющего в мире.
Яйцо – символ жизни, ее возрождения. Как из яйца возникает новая жизнь, так
мир заново родился через Воскресение Христово.
Отгадайте загадку: Красное катается – всему миру чудо оповещает. (яйцо)
Верно. На Пасху яйца красят в разные цвета и дарят со словами «Христос
Воскресе!» В ответ следует сказать «Воистину Воскресе!» и трижды
расцеловаться в знак всепрощения и любви к ближнему. Верующие
обмениваются
Это действие называется – христосоваться.
пасхальными
яйцами.
Давайте подробнее узнаем о праздновании Пасхи на Руси. А помогут нам в
этом наши гости (старшеклассники, их роль – русская семья одетые в традиционные русские костюмы, необходимая атрибутика; звучит
колокольный перезвон)
Ученица (роль – отец в костюме, в руках пасхальные символы). В субботу
мы всем миром шли в церковь святить куличи, яйца и пасху. Все приготовленное
клали на большое блюдо, перевязывали специальным расшитым полотенцем,
украшали цветами.
Ученик (роль – мама в костюме, с символами Пасхи). Празднование Пасхи
продолжается сорок дней – ровно столько, сколько Христос являлся своим
ученикам после Воскресения. В течение сорока дней Пасхи, а особенно на
первой неделе – мы ходим, в гости, дарим крашеные яйца и куличи, играют в
пасхальные игры, сами принимаем гостей.
Ученица (роль – один из детей, в костюме, держит разноцветные
пасхальные яйца). Невозможно представить себе пасхальное поздравление без
красного или расписанного яйца. У нас есть обычай обмениваться на Пасху
красным яйцом, обычай давний. Христос дал нам жизнь, а яйцо – это знак жизни.
Все христиане и приветствуют друг друга красным яйцом как знаком вечной
жизни. На Пасху принято красить яйца разными красками, но среди
разноцветных яиц обязательно должны быть ярко красные. Почему? История
сохранила нам несколько преданий.
Ученик (роль – сын, в костюме, держит красное пасхальное яйцо). После
воскресения Иисуса Христа ученики Его и последователи разошлись по разным
странам, повсюду возвещая радостную весть. Мария Магдалина дерзнула прийти
с этой вестью к самому римскому императору Тиверию. Она принесла в подарок
простое куриное яйцо. Конечно, выбрала она яйцо со смыслом. Яйцо всегда
было символом жизни. Но когда Мария стала говорить Тиверию о том, что
Иисус Христос также вырвался из смертельных оков и воскрес, император
только рассмеялся: «Это также невозможно, как твоему белому яйцу превратиться в красное!» И не успел Тиверий закончить фразу, как яйцо в руках
Марии Магдалины стало совершенно красным. С тех пор в память об этом
событии, символизирующем нашу веру в Воскресшего Господа, мы и красим
яйца.
Ученица (роль – дочь). Другая легенда крашения яиц гласит: после смерти
Христа семь иудеев собрались на пир. Среди блюд были жареная курица и
сваренные вкрутую яйца. Во время пира один из собравшихся, вспомнив про
казненного, сказал, что Иисус воскреснет на третий день. На это хозяин дома
возразил: "Если курица на столе оживет, а яйца станут красными, тогда он
воскреснет". И в тот же миг яйца изменили цвет, а курица ожила.
Ученик (роль отец). Традиционным пасхальным блюдом является пасха – это
творог со сметаной или сливками, спрессованный в виде усеченной пирамидки.
На боковых ее сторонах изображается крест и буквы «ХВ», что означает
Христос Воскрес.
Ученица (роль – мама). Кулич – это сладкий, сдобный, пасхальный хлеб. Для
его приготовления тесто замешивают в ночь с четверга на пятницу. Весь день в
пятницу пекут, а в ночь с субботы на воскресенье – освящают.
Ученики (роль – дети). А теперь, ребята мы предлагаем вам поиграть в
старинные русские народные игры.
(Игровая часть)
Игра «Долба. Долба».
Ребята делятся по парам.
Каждый берет в руку по вареному пасхальному яичку.
По команде: «Долба!» яйца бьются друг о друга.
Нужно нанести удар так, чтобы разбить яичко соперника.
Победитель забирает яйцо побежденного.
Можно играть, разделившись на команды.
У каждой команды может быть свой цвет. Игра «Каткат, покатайка!»
Наклонно устанавливается желоб. Игроки берут яички и выстраиваются в
очередь друг за другом. По команде: «Каткат!» игроки по очереди скатывают
по желобу яйца. Определяют, чьё яйцо дальше укатилось, и чьё яйцо сумеет
сбить скатившееся ранее яйцо.
Игра «Выкрутасы».
На ровной поверхности – на столе или полу – игроки по команде раскручивают
пасхальные яички. Выигрывает тот игрок, чьё яйцо дольше прокрутится. Можно
засекать время по секундомеру, чтобы потом сказать рекордный срок верчения
яиц.
Ученик (роль – отец). На пасху, ребята, и воздух пахнет подругому, по
весеннему, по праздничному. Представим, что вдыхаем этот воздух, а потом
медленно выдыхаем, кто дольше. Дети в первый день Пасхи обращались к
солнцу с речевками, говорилками, песенками. Давайте станем в хоровод и
дружно споем песенку:
Солнышко, ведрышко,
Выгляни в окошко.
Выгляни немножко.
Солнышко, покатись,
Красное, нарядись.
Гори, солнце, ярче
Лето будет жарче,
А зима теплее,
А весна милее.
(водят хоровод)
Ученица (роль мама). Существовали на Руси пасхальные гадания. В пасхальные
вечера девушки капали в крутой кипяток сырое яйцо – каждая по три капли. Фигурки, которые при этом получались, предвещали женскую судьбу, удачное
ли будет замужество, богат ли будет дом, хороши ли дети.
Была и своеобразная пасхальная примета. Девушки внимательно рассматривали
пасхальное яйцо в разрезе: чем ближе желток к краю белка, тем ближе
замужество; чем ярче желток – тем удачнее брак.
Ученик (роль – отец). С пасхальной неделей связано много примет, суеверий и
обычаев. На Пасху молодые взбирались на крышу, чтобы встретить солнце, старики
расчёсывали волосы с пожеланием, чтобы у них было столько внуков, сколько
волос на голове. Девушки умывались с красного яичка, чтобы стать румяными, а
замужние в надежде разбогатеть. Пасхальному яйцу приписывались магические
свойства. Считалось, с помощью него можно потушить пожар, найти
заблудившийся в лесу скот. Пасхальное яйцо использовали в качестве средства для
лечения различных болезней.
Были традиционные пасхальные украшения. В
Ученица (роль – мама).
пасхальных композициях можно использовать такие предметы как расписные яйца,
фигурки зайцев, птиц, зелёную траву. Пасхальное дерево украшают в Вербное
Воскресение подвешенными на цветных лентах пустыми крашенными яйцами,
зелёными ветками, красными белыми и желтыми цветами.
Звучит Благовест.
Ученики (в костюмах).
В день Пасхи, радостно играя,
Высоко жаворонок взлетел,
И в небе исчезая,
Песнь воскресения запел.
И песнь ту громко повторяли
И степь, и холм, и темный лес.
«Проснись земля, они вещали,
Проснись, твой царь, твой Бог воскрес» Проснитесь горы, долы, реки–
Хвалите Господа с небес.
Побеждена Им смерть вовеки
Проснись и ты, зеленый лес,
Подснежник, ландыш серебристый.
Фиалка – зацветите вновь.
И воссылайте гимн душистый
Тому, чья заповедь – ЛЮБОВЬ!
Какие чувства вызывают у вас эти строки? (мнение детей).
Что звучало во время чтения замечательного стихотворения? (мнение детей)
(Ученики в костюмах уходят).
Учитель. Теперь вы знаете о многих русских традициях празднования Пасхи. А
теперь, мне бы не надолго хотелось бы пригласить вас в сказку, которая конечно
же, будет связана с нашей темой.
Инсценировка сказки (сказку показывают заранее подготовленные дети).
Сказочница. Воскресение Христа? Сказки просятся сюда. Погостить хотят
немножко, пригласить их можно? (Да) Мало только пригласить, надо громко
повторить: Сказка, сказка, расскажись, и пред нами появись.
Теремок. Добрая девочка Настя уходит в пасхальную ночь в храм, а за это
время к ней в теремок один за другим приходят звери и приносят подарки...
Сказочница. Давнымдавно это было. На опушке леса в маленьком домике
жилабыла девочка Настенька. Никого из родных у нее не осталось на белом
свете. Но она жила не тужила, в огороде работала, да в лес по грибыягоды
ходила. И был у нее верный друг пес Дружок.
Дружок. Гавгав! Сказочница. И вот однажды под самую Пасху собралась Настенька в село, на
праздничную службу.
Настенька. В домике я прибрала, чисто окна вымыла. Горит в лампадке
огонек... Хорошо у нас, Дружок?
Дружок. Хорошо у нас, хозяйка, только как не поворчать – ни куличика,
ни пасхи. Как же праздник нам встречать?
Настенька. Праздник мы встречаем в храме, а не дома за столом. Нас с тобой
Бог не оставит, не грусти, Дружок, о том.
Петушок. Чей домок теремок, кто в домике живет?
Дружок. В доме Настенька живет, утром лишь она придет. А ты кто?
Петушок. А я – ПетушокЗолотой Гребешок. Из деревни, от ребяток, принес
яичек я десяток. Велели Настеньку поздравить, да песнями сиротку позабавить.
Сказочница. Вот и яичек Господь на Пасху Настеньке послал. Это из соседней
деревни ребята ее не забыли.
Мышка. Чей домоктеремок, кто в домике живет?
Петушок. В доме Настенька живет, в храм она ушла молиться. Утром лишь она
придет, а почему тебе не спится?
Мышка. А я – МышкаНорушка. Я для милой Настеньки принесла муки, будут
у нее теперь блины и пирожки. В зимушку голодную она меня спасла – крошек
хлебных, семечек для Мышки припасла.
Сказочница. Вот и мука теперь у Настеньки есть – Мышка Настеньку
отблагодарила.
Кошечка. Ктокто в теремочке живет, ктокто в невысоком живет?
Мышка. Ой, спасите, кошка, кошка!
Кошечка. Не пугайся, меня, крошка! Не обидит тебя кошка. В гости к Насте я
пришла и сметанки принесла. Пропусти меня скорей к милой Настеньке моей!
Сказочница. Посмотрите – Кошечка Мышку не стала обижать! Ради такого
праздника свою любимую сметанку для Насти отдала. Бабочка. Чей домоктеремок, кто в домике живет?
Кошечка. В доме Настенька живет, утром лишь она придет, в храме молится
она. Ты же ночью спать должна!
Бабочка. Я к Насте с благодарностью нектара принесла. Она из паутины сейчас
меня спасла. И дальше по дорожке пошла в красивый храм, а я взяла нектара и
прилетела к вам!
Сказочница. Сколько уже продуктов набралось – и яйца, и мука, и сметана, и
сахар. Помоему, уже можно чтото испечь. Как вы думаете, что можно из этих
продуктов испечь? Правильно, кулич!
Белочка. Чей домоктеремок, кто в домике живет?
Бабочка. В доме Настенька живет, утром лишь она придет. А ты кто?
Белочка. Я – Белочкаумелочка. Я с этой доброй девочкой уже давно дружу,
но в гости к ней впервые я в домик прихожу. Мой небогат подарочек, но
бедность – не порок. Изюма да орехов несу я кузовок.
Сказочница. Ну, теперь кулич выйдет особенно вкусный – белочка изюма и
орехов принесла.
Медведь. Чей домоктеремок, кто в домике живет?
Белочка. В доме Настенька живет, утром лишь она придет. А ты кто?
Медведь. Я – Медведь, любитель песни петь. Мне в берлоге стало не до сна. А
как начали ручьи звенеть – понял я – уже пришла весна! Значит, снова
наступила Пасха, и свершилось чудо из чудес: я пришел поздравить нашу Настю
и сказать ей, что Христос воскрес!
Белочка. Заходи, Миша!
Медведь. Нет, в дом не буду заходить – боюсь его я развалить…
Сказочница. Не стал Медведь заходить в домик, побоялся его развалить.
Только повернулся, и уходить собрался, глядь – Настенька идет!
Настя. Здравствуй, Мишка косолапый! Зажила больная лапа? Будем Пасху мы
встречать. Только нечем угощать … Кошечка. Как это нечем? Угощенье на столе!
Хором. Христос воскресе!
Настя. Воистину воскресе!
Ангел. Христос воскрес! Христос воскрес!
Сияет солнышко с небес!
Зазеленел уж темный лес,
Христос воистину воскрес!
Пришла весна – пора чудес,
Журчит родник – Христос воскрес!
Светлее в мире нет словес –
Воистину Христос воскрес!
(герои уходят)
Учитель. Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам – урок. Какой урок
вы можете извлечь из этой сказки? (мнение детей).
Священник. Господь Иисус Христос пришел на землю, чтобы спасти нас от
греха, проклятия и смерти и дать нам жизнь вечную. Но чтобы человеку достичь
этой блаженной жизни, Господь дал Свой святой закон – Заповеди Блаженства,
которые говорят нам о исправлении сердца как главном условии блаженной
жизни.
А как согласно этим заповедям мы должны жить? (ответы детей.)
Правильно: мирно, дружно, счастливо, любить и уважать друг друга. Господь
Иисус Христос во время Своей земной жизни ходил по всей земле и
проповедовал о Царствии Божием и призывал к покаянию.
Какой самый главный закон? (“Возлюби Господа Бога Твоего всем сердцем
твоим, и всею душою твоею и всею крепостию твоею” – это первая и наибольшая
заповедь. Вторая, подобная ей: возлюби «ближнего своего как самого себя»).
А каким образом можно воплотить эти законы в жизни? (ответы детей). Почитать только Бога и не поклоняться идолам, почитать родителей. Также
закон запрещает убивать не только физически, но и морально, нельзя красть,
лгать, завидовать.
Дети, послушайте притчу. Както раз одному человеку приснился сон. Ему
снилось, будто он идёт песчаным берегом, а рядом с ним — Господь. На небе
мелькали картины из его жизни, и после каждой из них он замечал на песке две
цепочки следов: одну — от его ног, другую — от ног Господа.
Когда перед ним промелькнула последняя картина из его жизни, он оглянулся на
следы на песке. И увидел, что часто вдоль его жизненного пути тянулась лишь
одна цепочка следов. Заметил он также, что это были самые тяжёлые и
несчастные времена в его жизни. Он сильно опечалился и стал спрашивать
Господа:
— Не Ты ли говорил мне: если последую путём Твоим, Ты не оставишь меня. Но
я заметил, что в самые трудные времена моей жизни лишь одна цепочка следов
тянулась по песку. Почему же Ты покидал меня, когда я больше всего нуждался
в Тебе?
Господь отвечал:
— Моё милое, милое дитя. Я люблю тебя и никогда тебя не покину. Когда были
в твоей жизни горе и испытания, лишь одна цепочка следов тянулась по дороге.
Потому что в те времена Я нёс тебя на руках.
Постарайтесь помнить о всех важных моментах, о которых мы вами
сегодня говорили.
Рефлексия.
Учитель. Подходит к своему завершению наш час общение. Мы очень многое
сегодня говорили о праздновании Пасхи в России.
О чем узнали? (отвечают)
Что было нового для вас? (отвечают) На какие вопросы получили ответ? (отвечают)
Какие новые слова и термины узнали? (отвечают)
Что для вас осталось непонятным? (отвечают).
Задание (на выбор): предлагаю вам к предстоящему празднику Пасхи
выполнить следующие задания.
1. Нарисуйте, на что похож праздник Пасхи
(угощение, колокола, пасхальный огонь и т.п.)
2. Расспросите бабушек или мам о секретах окрашивания яиц, и приготовления
пасхи и кулича.
3. Оформите дома праздничную пасхальную открытку, напишите поздравления с
праздником Пасхи.
4. Напишите маленькое эссе о том, как празднуют Пасху у вас в доме.
5. Сделайте из подручного материала пасхальное яйцо или нарисуйте.
Учитель.
Играет и льётся
Солнечный свет,
В душе раздаётся
С утра благовест.
В лазури безбрежной
Плывут облака,
Под ивами нежно
Лепечет река.
Дыханье весны
В зеленеющем лесе . . .
Как радостно жить! Христос Воскресе!
Христос воскрес! Скворцы поют, И, пробудясь, ликуют степи.
В снегах, журча, ручьи бегут
И с звонким смехом быстро рвут
Зимою скованные цепи.
Ещё задумчив тёмный лес,
Не веря счастью пробужденья.
Проснись! Пой песню Воскресенья.
Христос Воскрес!
(Владимир Ладыженский)
Час общения "Повсюду благовест гудит"
Час общения "Повсюду благовест гудит"
Час общения "Повсюду благовест гудит"
Час общения "Повсюду благовест гудит"
Час общения "Повсюду благовест гудит"
Час общения "Повсюду благовест гудит"
Час общения "Повсюду благовест гудит"
Час общения "Повсюду благовест гудит"
Час общения "Повсюду благовест гудит"
Час общения "Повсюду благовест гудит"
Час общения "Повсюду благовест гудит"
Час общения "Повсюду благовест гудит"
Час общения "Повсюду благовест гудит"
Час общения "Повсюду благовест гудит"
Час общения "Повсюду благовест гудит"
Час общения "Повсюду благовест гудит"
Час общения "Повсюду благовест гудит"
Час общения "Повсюду благовест гудит"
Час общения "Повсюду благовест гудит"
Час общения "Повсюду благовест гудит"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.