Тема |
Части фигуры. Соотношение между целой фигурой и ее частями. |
Цели |
1) Актуализировать умение соотносить части и целое для групп предметов, отрезков и их частей. 2) Сформировать умение соотносить целую фигуру с ее частями. 3) Тренировать вычислительный навык. |
Задачи |
Образовательные: На основе работы с раздаточным материалом устанавливают взаимосвязи между частями и целым фигур. Фиксируют взаимосвязи между целым и частями с помощью символов. Тренируют навыки счета в пределах 9. Воспитательные: показывают толерантное отношение к чужому мнению Развивающие: определяют тему и цели урока, показывают умение работать в группе, паре. |
Основные понятия |
Фигура, часть, целое |
Межпредметные связи |
Конструирование, технология, геометрия |
Ресурсы: - основные - дополнительные |
Учебник Петерсон Л.Г. «Математика 1 класс», рабочая тетрадь. Презентация. |
Учитель: |
Чурсина А.Е. |
Тип урока: |
ОНЗ |
Ход урока:
1. Мотивация к учебной деятельности.
1 Орг. Момент:
Прозвенел у нас звонок,
Начинается урок
Все за парты тихо сели
Друг на друга посмотрели.
И к работе сейчас приступает 1 класс.
– Какое сегодня число, месяц? (9 декабря)
- Декабрь – это месяц какого времени года? (Зима)
- Какие еще зимние месяцы вы знаете?
- Как мы определяем, что пришла зима? (холодно, выпадает снег)
- А из снега мы можем слепить кого… (Снеговика)
У вас на парте лежат полоски с квадратиками, на каждый правильный ответ или решенное задание вы будете получать снежок и рисовать себе кружочек в 1 ячейке, из этих снежков мы будем лепить снеговика.
- Сегодня урок математики - это урок ознакомления с новыми знаниями. Сегодня вы будете узнавать что-то новое о частях и целом.
- А как мы строим работу на таких уроках? (Мы должны понять, что мы не знаем и сами находим способ.)
- С чего вы начинаете каждый урок? (С повторения.)
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
1 ЦОР – связь частей и целого на схемах
2. Устный счёт. Приготовили веер, начнём наш урок с устного счета.
(всем по 1 снежку)
3 Новый материал. Объявление темы урока. Давайте посмотрим на слайд. Что вы тут видите? (геометрические фигуры).
Сегодня на уроке мы продолжим работу с геометрическими фигурами. Научимся делить их на части, находить часть от фигуры и получать целую фигуру из частей.
Перед вами лежат конверты с геометрическими фигурами.
4. Постановка проблемы. Открытие нового.
- Откройте конверты (в конверте 4 треугольника).
- Перед вами на партах части какой фигуры? Ваши предположения… (Прямоугольник, квадрат)
- Как это доказать? (Соединить части)
- Как по-другому можно назвать квадрат (прямоугольник)? (Целое)
- Как получить только красную (желтую, зеленую, синюю) часть.
Получите квадрат из 4 треугольников. Сколько частей в целом?
Из 2х. Сколько теперь частей в целом?
Составьте из данных фигур треугольник. Сколько частей использовали?
УБЕРИТЕ треугольники в конверт
Теперь попробуйте составить круг. Сколько частей вам понадобилось?
А как получить часть круга? Например, половину? (убрать 2 части)
Работаем по командам 1 команда из этих частей моделирует бабочку, 2 команда змейку, а 3 команда (родителей) получает задание в паре из геометрических фигур сконструировать любой объект, животное или растение и приклеить на белый лист. В 1 файле фигуры на 2х их надо поделить.
Вывод: Как найти целое? Как найти часть?
Молодцы ребята! Смело пририсовываем еще 1 снежок. Из такого количества снега мы можем слепить большой комок для снеговика.
5а. Проектирование и фиксация нового знания. Первичное закрепление (проговаривание).
Давайте теперь проверим по учебнику на стр. 28 полученные фигуры (№1 и 2)
А в задании №3 мы попробуем составить все возможные равенства по рисунку.
- На сколько частей разбит квадрат? (на 2, на а и б)
- Объясните задание.
- Выполнить с комментированием.
- 1 ученик работает с места с частями фигуры.
- Из чего можно вычитать? (Только из целого)
- Вывод: Как найти целое? Как найти часть?
5б. Самоконтроль с самопроверкой (внутренняя речь).
- Учебник, задание №3 (2).
- Объяснить задание.
- Самостоятельная работа по 1 у доски.
- Проверка устно.
- Какой вывод? (Чтобы найти целое, надо части сложить).
Рисуем снежок. Ставим центральную часть снеговика.
6. Самостоятельная работа с проверкой в классе.
--Открываем тонкие тетради. Найдите запись: 9 декабря, №5. Будем записывать примеры в 2 столбика. Повторяем правила посадки. Выполняют задание цепочкой у доски.
Рисуем снежок. Ставим голову снеговику.
7. Физминутка.
Ну вот мы и собрали все основные части снеговика, осталось только его украсить. Для этого нам нужно собрать всё необходимое: морковку, ведро, глазки и рукавички.
И первый предмет мы сможем получить у 1 нашего знакомого. Угадайте у кого…
Он на севере живёт,
Плотный снег копытом бьёт
Щиплет ягель целый день...
Как зовут его? ...(Олень).
Выходим на физминутку…
8. Закрепление изученного. Получаем морковку. Украшаем снеговика.
--А зайчик нам принёс ведро, но вот в нём рыбки. Нам надо переместить рыбок в аквариум и затем украсим снеговика новой шапочкой из ведра.
--Учебник стр. 29 Состав числа 9. Игра «Аквариум» (№7, с.29)
-Подумайте, почему эту игру назвали так.
-Каких рыбок вы увидели? Что еще заметили?
-Из чего состоят все рыбки? (Из треугольников)
- Какого цвета треугольники? (Зеленые и желтые)
-Объясните, как нужно выполнить задание. (Надо сосчитать число треугольников в каждой части и составить сумму). Устно.
Получаем ведро. Украшаем снеговика.
9. А мы с вами открываем большую рабочую тетрадь на стр. 30. Сейчас мы повторим изученный материал и закрепим тему.
№1 устно, вместе.
№2 и №3 самостоятельно. Проверка.
Добавляем глазки. Ну вот и готов наш снеговик. Попросим взрослых прикрепить свои работы, чтобы снеговику не было грустно. А мы поднимем ему настроение с помощью солнышек. Нарисуем солнышкам глазки и улыбку (вверх, вниз).
10. Итог. Что сегодня нового мы узнали о фигурах? Как получить целую фигуру? Как получить часть?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.