Выражают
вопрос: разве, неужели, ли
восклицание: что за, как, ну и, вот так
усиление: даже, ведь, –то, все-таки, же, ну
указание: вон, вот, это
выделение: только, лишь,
ограничение: почти, исключительно
сомнение: вряд ли, едва ли
уточнение: именно, как раз
смягчение требования: - ка
Смысловые частицы
Что за прелесть эти сказки!
2. Как бы узнать, что там делается за воротами?
3. Вот эта детская тетрадь с моими детскими стихами.
4. Неужели в самом деле все сгорели карусели?
5. Как же мне не веселиться?
Определите значение частиц в предложениях
восклицание
формообразующая
указание
вопрос
восклицание
1)Что(бы) вы хотели узнать о частицах? 2)Что(бы) правильно писать частицы, надо уметь отличать их от других частей речи.
Запишите предложения, раскрывая скобки.
1) Выпишите слова с проверяемой гласной в корне слова.
хотели, писать, отличать, частей
2) Выпишите слово с неизменяемой приставкой.
отличать
3) Укажите номер сложноподчиненного предложения.
2
1.А между тем заря разгорается; вот уже золотые полосы потянулись по небу, жаворонки поют, предрассветный ветер подул – и тихо всплывает багровое солнце. 2.Свежо, весело, любо! 3.Далеко видно кругом. 4.Вон за рощей деревня, вон подальше другая с белой церковью, вон берёзовый лесок на горе. 5.Как вольно дышит грудь, как крепнет человек, охваченный свежим дыханием весны!
Выразительно прочитайте текст
1) Впишите из текста частицы, укажите, что они выражают.
вот, вон, как
2) Выпишите слова с приставками, правописание которых зависит от глухости (звонкости) последующего согласного.
разгорается, предрассветный, всплывает
3) Выпишите из предложения № 1 слово с чередующейся гласной в корне.
разгорается
1.А между тем заря разгорается; вот уже золотые полосы потянулись по небу, жаворонки поют, предрассветный ветер подул – и тихо всплывает багровое солнце. 2.Свежо, весело, любо! 3.Далеко видно кругом. 4.Вон за рощей деревня, вон подальше другая с белой церковью, вон берёзовый лесок на горе. 5.Как вольно дышит грудь, как крепнет человек, охваченный свежим дыханием весны!
Выразительно прочитайте текст
4) Укажите № предложения с причастным оборотом.
5
5) Сколько грамматических основ в предложении № 1.
1 – заря разгорается
2 – полосы потянулись
3 – жаворонки поют
4 – ветер подул
5 – солнце всплывает
3. Для придания положительного смысла в вопросительных и восклицательных предложениях с обобщающим смыслом:
Где он только не бывал! –
Везде он бывал!
Кто не знает имени Льва Толстого? –
Все знают имя Льва Толстого!
Частица НЕ служит
Если опустить частицу НИ, смысл предложения не изменяется, пропадает лишь оттенок усиления
(в отличие от частицы НЕ, которую нельзя опустить, так как получится обратный смысл).
Сравним:
У меня не было ни минуты свободного времени.
У меня не было минуты свободного времени.
Правило-помощник
НЕ с различными частями речи
НЕ с глаголами
и деепричастиями
всегда раздельно
не был
кроме тех глаголов, которые без НЕ
не употребляются
ненавидеть
негодовать
НЕ с существительными, прилагательными и наречиями
Слитно
1) без НЕ не употребляются
неряха
неряшливый
неряшливо
2) можно заменить синонимом
неправда (ложь)
нелживый (правдивый)
нелживо (правдиво)
Раздельно
есть противопоставление
не правда, а ложь
не громко, а тихо
2) есть слова НИСКОЛЬКО НЕ, НИЧУТЬ НЕ, ВОВСЕ НЕ
нисколько не интересная книга
вовсе не тихо
НЕ с местоимениями
слитно
несколько
некоторый
некто
нечто
не в чем
2. В каком предложении НЕ(НИ) со словом
пишется раздельно?
1) Кто (не)проклинал станционных смотрителей, кто с ними (не)бранивался?
2) (Не)правдою счастья вряд ли добудешь.
3) (Ни)кому не поверю, что другую ты любишь.
4) (Ни)кто не слыхивал о путях-дорогах в Беловодское царство.
1
3. В каком предложении НЕ(НИ) со словом
пишется слитно?
1) (Не) получается вовремя телеграмма заставила нас изменить планы.
2) В (не)которых селах до сих пор из гоняют из домов всякую (не)чисть.
3) Воевода был (не)молод и (не)стар.
4) (Ни)у кого (не) хватило смелости признать свои ошибки.
2
4. В каком предложении НЕ со словом
пишется раздельно?
1) Жених её, (не)ласковый и (не)добрый человек, был известен на всю округу своим жестоким нравом.
2) Громкие речи отнюдь (не)всегда признак ума.
3) (Не)грамотность инженера-конструктора стала причиной его (не)легкого разговора с директором завода.
4) Владимир был худ и (не)хорош собою.
2
5. В каком предложении НЕ со словом (или словами) пишется раздельно?
1) (Не)стыдно и (не)вредно (не)знать — стыдно лениться учиться.
2) (Не)дружелюбие хозяина смутило гостей.
3) (Не)вежественность есть (не)достаток ума.
4) (Не)званый гость хуже татарина.
1
НЕ
1.Нельзя убрать (меняется смысл).
не упал - упал
2.НЕ+НЕ (двойное отрицание) = утверждение
не мог не сказать = сказал
3.Обобщающее утвердительное значение
Кто не слышал? = все слышали
НИ
1.Можно убрать (смысл не меняется).
нет НИ звука – нет звука
2. Можно заменить И, НЕТ ДАЖЕ, ДАЖЕ.
нет и звука, нет даже звука
Частицы НЕ и НИ
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.