Великий пост, предшествовавший Пасхе, круто менял образ жизни
городов и деревень. В течение всей первой недели поста
запрещались всякие развлечения, театральные представления
и музыка. Из общественных мест функционировали только бани.
"Кругом, -вспоминает современник, - делалось тише, скромней,
даже говорили и смеялись на улицах не так громко, и не было
видно пьяных. А дома за столом - капуста кочанная с маслом, суп
грибной... и уже нет мяса и в помине.
У православных славян существовало множество обычаев, ритуалов, приуроченных к дням Великой недели. Так, Великий Четверг традиционно называют "чистым", причем не только потому, что в этот день каждый православный человек стремится очиститься духовно, причаститься, принять таинство, установленное Христом.
Во время богослужений в этот день вспоминают важнейшее евангельское событие: Тайную вечерю, на которой Иисус Христос омыл ноги своим ученикам, показав тем самым пример братской любви и смирения. С этого дня и до воскресенья во всех православных храмах церковные службы будут посвящены воспоминанию о земных страданиях Спасителя.
В этот день убирали в избе, все мыли и чистили. На Севере и в Средней полосе России было принято собирать и сжигать ветви можжевельника, для окуривания жилища и хлева. Считалось, что целебный можжевеловый дым защищал человека и "животинку" от нечисти и болезней.
Бытовало также поверье, что снесенные в страстной четверг яйца, съеденные на Пасху, предохраняли от недуга, а скорлупа яиц, зарытая в землю на пастбище, надежно защищала домашний скот от сглаза и всякой напасти. Еще один обычай - освящать соль и в ночь под Четверг ставить на стол с хлебом.
В Москве на Красной площади открывался громадный рынок, прозванный "Вербой". Здесь в ларьках и палатках продавали всякую всячину - глиняную посуду пасхальные игрушки, образа, бумажные цветы и вербу. Ею, вишнево-пушистой, с золотистыми вербешками, полны были и сани подмосковных крестьян. Каждый стремился приобрести несколько веточек, чтобы дома положить за образа до следующей "Вербы". Площадь была полна народа: одни что-то покупали, другие только гуляли и, что называется, глазели.
Непременным атрибутом вербных гуляний были райки, у которых всегда собирался народ, чтобы поглазеть на диковинки и послушать веселые присказки раешников, комментирующих свои картинки. Раек – деревянный ящик на колесах с одним или несколькими увеличительными стеклами на передней панели. Внутри него между двумя валиками перематывалась длинная лента с картинками.
Фрагмент картины
К. Маковского
«Народное гулянье».
В праздничной толпе - смех, шутки, балагурство. Высоко в воздухе, над головами гуляющих, летали большие связки разноцветных воздушных шаров, их охотно покупали для детей, а иногда забавы ради отпускали под облака. Красивое зрелище взмывающих вверх шаров привлекало внимание, многие потом недосчитывались своих кошельков, часов и бумажников.
Ближе к праздничному дню начинались хозяйственные хлопоты. Магазины наполнялись товарами, в бесчисленные лавки свозились сотни свиных окороков, битых индеек, гусей, цыплят; в подвалах еле успевали опорожнять винные бочки; в торговых оранжереях была давка от покупателей, цветущие махровые сирени, гиацинты и ландыши дня за два до праздника в изобилии разносились в корзинах по Москве, дразня внимание тех, у кого не хватило денег на такие покупки и подношения.
Художник: Б. Кустодиев
«Булочник».
Начиная с Чистого Четверга готовились к праздничному столу, красили и расписывали яйца. По древней традиции крашеные яйца укладывали на свежую проросшую зелень овса, пшеницы, а иногда на нежно-зеленые крошечные листочки кресс-салата, которые специально заранее проращивали для праздника. Для крашения яиц применяли фуксин, луковую шелуху яркие обрезки шелка.
С Четверга готовили пасху, пекли куличи, бабы, блины, мелкие изделия из лучшей пшеничной муки с изображением крестиков, барашков, петушков, курочек, голубков, жаворонков, а также медовые пряники. Пасхальные пряники отличались от обычных тем, что имели силуэты барашка, зайчика, петушка, голубка, жаворонка и яйца.
Крашеные яйца в корзинах ставили обычно в столовой на окошке и "христосовались" со всеми домочадцами и гостями, приговаривая: "Пусть ваша жизнь будет кругла, как яичко" (т.е. без сучка и задоринки). И даже в витринах магазинов, детям на радость, появились карусели с яичками и тихо кружились, мелькая то пунцовым светом, то зеленым, то белым атласным...
В витринах же булочных и пекарен красовались куличи. И таблички: "Принимаются заказы на пасхи и греческие бабы". Но как ни хорош был кулич от Филиппо -Мрикосова, в церковь несли освящать только собственного приготовления, ведь Москва - и дворянская, и купеческая и ремесленная - исстари любила не купленное и угостить не купленным. Поэтому в праздники для хозяек наступала страда - надо было испечь куличи, приготовить пасхи из творога, масла и сметаны на всю семью, которая порой состояла из двух десятков человек.
А еще "парадная" пасха для гостей, пасха для слуг, для бедных родственников. Да и "священные" пасху и кулич надо было приготовить таких размеров, чтобы каждому домочадцу хватило по кусочку на каждый день в течение всей Светлой седмицы, т.е. пасхальной недели.
В пятницу смотрят в окно, примечая, кого увидят в первую очередь: если мужчину, то к благополучию на три месяца. Если в это время человек заболеет, то быстро выздоровеет. Любая проблема легко разрешится.
Если увидите женщину старую, то будут чередой три месяца неудачи и болезни. А если первой увидите женщину молодую - будете эти три месяца жить без проблем. Если вам повезет, и первой перед глазами появится семья - это к миру в вашей семье, к примирению тех, кто в ссоре.
Собака по приметам - к тоске, кошка - к прибыли, птицы - к новому знакомству и приятным вестям, инвалид - к смерти близкого человека.
Само собой, все подготовительные работы: стряпня, покраска яиц, должны быть закончены до Светлого Воскресенья. Утром в Пасху умываются водой, оставленной с Чистого четверга. В нее хорошо класть серебряную вещичку или ложку, можно монетку. Такое умывание принесет красоту и богатство.
Пасхальное утро. Двор на Остоженке.
Вечером перед Пасхой все отправлялись в храм, где всю ночь шла
большая служба. Она так и называется – всеобщее бдение.
«Бдение» – от глагола «бдить»: быть внимательным, не спать.
Вместе с родителями в эту священную ночь не спали и дети, их
тоже брали в храм на праздник, даже самых маленьких.
Художник:
Ю. Кузенкова
«Пасха».
В эту ночь обязательно происходил крестный ход: впереди
священник с крестом, а за ним дети и взрослые с зажжёнными
свечами, выходили на улицу и с молитвами и пением псалмов
обходили вокруг храма. Ведь Сын Божий Иисус Христос рождён
от света и принёс людям свет.
А после службы, усталые, но радостные, люди расходились по домам. «Христос воскрес!» – радостно говорят они друг другу и «христосуются» – обмениваются поцелуями и крашеными яйцами.
Художник: Б.Кустодиев
«Пасхальный обряд
(Христосованик)».
Пасхальный стол отличался от праздничного великолепием, был вкусным, обильны и очень красивым. У зажиточных хозяев подавали 48 различных блюд по числу дней истекшего поста.
Художник: А. П. Суворов «Пасхальный стол».
Обрядовые пасхальные блюда связаны с ритуальной символикой урожая. К примеру, остатки освященных в Церкви яиц, пирогов и мясных блюд (кости) закапывали в поле. Одно пасхальное яйцо сохраняли до начала сева. Его брали с собой идя первый раз сеять, чтобы урожая был богатым.
Большой популярностью как у детей, так и у молодежи во время празднования Пасхи пользовались качели. Едва ли не в каждом дворе устраивали качели для детей, а в традиционном месте — в основном на деревенской площади, ближайшем выгоне и т.п. — заранее вкапывались столбы, навешивались веревки, прикреплялись доски, возводились общественные качели. На качелях катаются решительно все.
Возле них образуется нечто вроде деревенского клуба: девушки с подсолнухами, бабы с ребятишками, мужики и парни с гармониками и тальянками толпятся здесь с утра до ночи; одни только глядят да любуются на чужое веселье, другие веселятся сами. Первенствующую роль занимают здесь, разумеется, девушки, которые без устали катаются с парнями.
Всю Светлую неделю длился праздник, стол оставался накрытым, приглашали к столу, угощали, особенно тех, кто не мог или не имел такой возможности, привечали нищих, убогих, больных. В деревнях был обычай вечером, с наступлением сумерек, играть на скрипке. Скрипач или несколько скрипачей ходили по деревням, под окнами каждого дома играли в честь Воскресения Христова, в ответ хозяин с хозяйкою угощали чаркой и одаривали пасхальными яйцами, а иногда и деньгами.
Куличи и пасхи украшали самодельными цветами. Изготовление цветов для праздника, как и расписывание яиц, некогда было увлекательнейшим занятием. Дети и взрослые вырезали цветы из яркой цветной бумаги, ими же украшали стол, иконы, дом. В домах зажигали все свечи, лампады, люстры и светильники.
Белый цвет символизирует всё самое святое и светлое, именно из белых цветов делают гирлянды вокруг плащаницы на Страстной неделе. Букеты из цветов белого цвета, например, роз или лилий, можно дарить на все христианские праздники.
Но дарить однотонные цветочные композиции на Пасху совершенно необязательно, приветствуется и многоцветие; радостные, яркие, весёлые цветочные композиции полностью соответствуют настроению праздника. Не случайно в таком цветочном убранстве утопают многие православные церкви в пасхальные дни, важно лишь, чтобы сочетание цветов было гармоничным.
Цветы, которые использовались при подготовке праздничного торжества, на Руси назывались пасхальными. Это были весенние цветы, которые расцветают как раз в это время: нарциссы, гиацинты, тюльпаны, ландыши, фиалки, подснежники, одуванчики, мать-и-мачеха, а также розы и гвоздики. Пасхальными цветами украшали церкви, жилище, праздничный стол. Считалось, что цвета пасхального стола - жёлтый и зелёный, но здесь нет религиозной подоплёки – это цвета первых весенних цветов.
На Руси к празднику Пасхи традиционно украшали дом
пасхальными венками, а иконы - гирляндами из зелёных веток и
живых цветов. Гирлянды сплетали из веток ели, а затем
вставляли в них цветы в колбочках с водой, сейчас можно
собрать такие гирлянды на специальном оазисе.
Пасхальные венки собирали из любых весенних цветов и веток, используя крашеные яйца, фигурки животных, красные ленты. Такие венки не только использовали для украшения дома и стола, но и дарили близким.
Пасха́льный за́яц (кролик) — пасхальный символ в культуре некоторых стран Западной Европы. В современности пасхального зайца можно встретить в разнообразных проявлениях. Это и шоколадные зайцы всевозможных форм, марципановые зайцы, формы для кексов в виде зайцев, и просто кролики, которых охотно дарят на пасху.
Весной зайцы часто забегают в деревни и сады в поисках пропитания, часто не пугаясь человека. Вот, на основе необычного поведения этих лесных животных в весенний период и появились предания, песни и стихи о зайцах, приносящих пасхальные яйца. По немецкой традиции пасхальный заяц на праздник оставляет в подарок хорошим детям гнездо с разноцветными яйцами. Дети сами делали заветное гнездо в тайном месте, часто из своих шляп. Корзинка, как символ, появилась позже.
Ах, знаю я, - под тем цветком,
Что ближе всех к ручью?
И у забора посмотрел,
И даже на тропинке…
Наверное, ошибся я,
В глазах моих слезинки.
А там, где толстый бук стоит,
В траве что-то блестит?
Я прыгаю от радости.
А сердце мне стучит:
«Нашел, нашел, нашел гнездо,
Яиц цветных полно!»
Спасибо тебе, заинька!
Я ждал тебя давно.
В Византии заяц был символом Христа в звериной символике. Заяц символизирует плодородие, ввиду его легендарной плодовитости. Это можно связывать с культами греческой богини любви Афродиты, германской богини весны и плодородия Остеры, где заяц являлся святым животным. Также установление срока пасхи допускает связь с зайцем. Пасха празднуется в первое воскресенье весеннего полнолуния, а заяц считается животным луны.
Все же пасхальный заяц не являлся единственным подателем пасхальных яиц. В вестфальской или ганноверской землях это задание долго отводилось лисицам, в Швейцарии - кукушкам, в Шлезвиг- Гольштейне, Верхней Баварии и Австрии - журавлям, в Тюрингии –аистам.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.