«ЧЕЛОВЕК, СОБИРАВШИЙ СЛОВА…»
Методическая разработка внеклассного мероприятия
к 220-летию со дня рождения В.И. Даля
учителя русского языка и литературы,
учителя высшей категории, старшего учителя
ГУ ЛНР «ЛОУ СШ №5 им. В.И. Даля»
Третынко Л.Н.
Цели игры:
1. Прививать любовь к русскому языку и литературе.
2. Содействовать развитию словарной культуры как отдельной компетенции, интереса к русскому языку, его лексическому богатству.
3. Развивать познавательные интересы учащихся, мышление, память, воображение, коммуникативные умения и читательские компетенции.
4. Воспитывать любовь к родному краю, Луганску, его истории, прививать интерес к историческим фактам, связанным с деятельностью В.И. Даля, с его научным и творческим наследием.
5. Способствовать развитию у учеников патриотических чувств; воспитывать интерес и уважение к трудам учёных, творчеству писателей, ко всестороннему развитию личности, повышать нравственный уровень обучающихся.
ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ ИГРЫ: квест
УСЛОВИЯ ИГРЫ:
Игра рассчитана на учащихся 9-10-х классов.
Каждая команда состоит из 6-8 человек.
Ведущий задаёт вопросы, помощник вручает жетоны командам за правильные ответы.
Команда получает маршрутный лист.
ОБОРУДОВАНИЕ для открытия игры: выставка книг, жетоны (за правильные ответы), максимальное количество жетонов- 35, «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля, декоративное оформление, плакаты, иллюстрации, школьные газеты по теме.
УЧАСТНИКИ: несколько команд обучающихся (по 6-7 человек); ученики-эксперты, библиотекарь, учителя в составе жюри; учителя и ученики-помощники на станциях, чтецы, счётная комиссия (3 ученика), гости, представители администрации школы.
МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ:
Школьный музей В.И. Даля, кабинеты школы, библиотека.
СЦЕНАРИЙ МЕРОПРИЯТИЯ
Слово учителя-ведущего
Добрый день, ребята! 22 ноября 2021 года исполняется 220 лет со дня рождения нашего земляка В.И. Даля, великого знатока русского языка, ученого-лексикографа, имя которого с гордостью носит наша родная школа.
В.И. Даль – блестящий морской офицер, врач, хирург, гомеопат, писатель, учёный в разных областях (этнографии, статистики, зоологии и ботаники), талантливый инженер-конструктор, изобретатель, один из учредителей Русского географического общества. Какой мощный интеллект, какая разносторонняя натура, богато одаренная от природы! Сколько талантов таится в этом человеке!
Чтецы:
1. Бесстрашие, упорство, ум и кротость
В нем воинов и лекарей живет!
Откуда в мальчике с немецкой кровью гордость
за русский дух, за русской речи взлет?
Казак Луганский звался Даль тогда,
И хоть таланты на Руси - не новость,
Душа Владимира избрала навсегда
звенящее Руси величьем - слово!
Даль несравненный подвиг совершил:
Хоть был сурово взрослой жизнью встречен,
Даль справился, Даль устоял, Даль дело завершил,
И своё имя тем увековечил!
Гомбеев Д. (участник литературного кружка «Апрель», СШ №5 им. В.И. Даля)
2. Даль воевал, плавал по морям, путешествовал, сочинял сказки и повести, делал сложные хирургические операции, строил мосты, написал для школьников учебники – «Ботаника» и «Зоология». Он сам умел выточить шахматы, построить модель корабля и изготовить тончайшее украшение из стекла. Поистине, мастер на все руки! Даль дружил и вел переписку с величайшими людьми своей эпохи!
3.То ловишь отзвук древнего напева,
То говор поздних дней.
И слово состоит, подобно древу,
Из веток и корней.
Незыблема его первооснова
На много тысяч лет.
Выходит так, что у любого слова
Есть запах, вкус и цвет.
Слова и фразы нижутся, как звенья,
И так растет строка.
И можно различить сердцебиенье
Живого языка.
Сидят теперь четыре института
Над словарем одним,
А Даль все так же нужен почему-то,
А Даль незаменим.
Матусовский М.
Учитель.
Давайте проверим, ребята, а что знаете о Дале вы?
Игру мы проведём в форме квеста. Впереди вас ждет несколько станций и много увлекательных заданий. За каждый правильный ответ вы получите жетоны. Победителем станет команда, которая наберёт наибольшее количество жетонов- 35.
Итак, получите ваш маршрутный лист и следуйте по нему. Удачи всем.
1 станция. «Биографическая»
Ответьте на следующие вопросы:
1. Когда и где родился В. И. Даль?
(22 ноября 1801 г. В Луганске)
2. Кто были его родители?
(Отец Владимира Ивановича, Иван (Иоганн) Даль, датчанин по национальности, в совершенстве знал русский, немецкий, английский, французский, латынь, древнееврейский и древнегреческий языки, хотя и был лекарем. Мать, немка по отцу и француженка по матери, тоже была женщиной всесторонне образованной и мудрой. Несмотря на такие корни, родители сумели создать настоящую русскую семью).
3. Где получил В.И. Даль начальное образование?
(Начальное образование Даль получил на дому. В доме его родителей много читали и ценили печатное слово, любовь к которому передалась всем детям).
4. Под каким псевдонимом вступил В.И. Даль в литературный мир?
(Казак Луганский).
5. Что стало смыслом всей его жизни? Что принесло ему популярность и славу?
(Смыслом всей жизни и творчества Владимира Даля стал его «Толковый словарь живого великорусского языка»).
6. Какие награды получил В.И. Даль за работу над Толковым словарем?
(В 1861 году за первые выпуски толкового словаря Даль получил Константиновскую медаль от Императорского географического общества, в 1868 году был выбран в почётные члены Императорской академии наук по историко-филологическому отделению, а по выходе в свет всего словаря был удостоен Ломоносовской премии (1869)).
7. «Толковый словарь живого великорусского языка» - дело всей жизни Владимира Ивановича Даля и исключительное явление в лексикологии. Сколько слов, пословиц, поговорок, загадок содержит словарь? В скольких томах он размещен?
(Он состоит из 4 томов и содержит более двухсот тысяч слов и тридцать тысяч пословиц, поговорок и загадок.)
8. Медицине Даль отдал 6 лет, был военным хирургом, участвовал в 2 войнах. Даль трудился неутомимо и вскоре приобрёл известность как замечательный хирург-окулист. Причиной столь успешной медицинской карьеры стали не только знания и усердие в работе, но и индивидуальная особенность Даля, позволявшая в полевых условиях быстро и чётко проводить операции. О чем идет речь?
(Левая рука Даля была развита в той же мере, как и правая. Жизнь пациента зависела от скорости проведения операции, ведь наркоза в то время не было, поэтому операцию необходимо было сделать за считанные минуты, что Далю чаще всего удавалось.)
Критерий оценивания: за каждый правильный ответ – 0,5 жетона.
2 станция. «Сказочная»
Назовите героя и сказку, в которой он фигурирует.
«Жила-была …, и жила она не одна, а с няньками, мамками, с малыми детками, с ближними и дальними соседками. Прилетели птицы из заморья, большие и малые, гуси и лебеди, пташки и пичужки, свили гнезда в горах, в долах, в лесах, в лугах и нанесли яичек…
Подметила это … и ну перелетных птиц обижать, у них яички таскать!» (Ворона, сказка «Ворона»)
«Жила-была кума- …; надоело … на старости самой о себе промышлять, вот и пришла она к Медведю и стала проситься в жилички:
– Впусти меня, Михайло Потапыч, я … старая, учёная, места займу немного, не объем, не обопью, разве только после тебя поживлюсь, косточки огложу…»
(Лиса, сказка «Лиса и Медведь»)
Критерий оценивания: за каждый правильный ответ - 1 жетон.
3 станция. «Пословица недаром молвится»
1. В 1862 году В. Даль опубликовал труд «Пословицы русского народа. Сборник пословиц, поговорок, речений, присловий, чистоговорок, загадок, поверий и проч.». Продолжите пословицу. (Ведущий называет первую часть пословицы, а ребята продолжают). Количество пословиц – на выбор учителя.
- Кто старое помянет - тому глаз вон [а кто забудет - тому оба].
- Курочка по зернышку клюет [а весь двор в помёте].
- Лиха беда начало [есть дыра, будет и прореха].
- Молодые бранятся - тешатся [а старики бранятся - бесятся].
- Новая метла по-новому метёт [а как сломается - под лавкой валяется].
2. Реконструируйте воспоминания В.И. Даля: «Я взял свою новую книгу и пошел сам представиться поэту. Я поднялся на третий этаж, слуга принял у меня шинель в прихожей, пошел докладывать. Я, волнуясь, шел по комнатам. Взяв мою книгу, ……………., открывал ее и читал сначала, с конца, где придется, и, смеясь, приговаривал «Очень хорошо». А затем воскликнул: «Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей!»
3. Каждую найденную пословицу В.И. Даль переписывал дважды: для примера при пояснении слов и в сборник пословиц. Как Даль называл полоски бумаги, на которые выписывал каждую пословицу? (ремешки).
Критерий оценивания:
за каждый правильный ответ –1 жетон.
4 станция «Даль-лексикограф»
1.Ведущий называет слова Даля, а участники команды пытаются назвать слово, которое Даль предлагал заменить.
Водомёт (фонтан)
Насылка (адрес)
Носохватка (пенсне)
Самотник или себятник (эгоист)
Тихогром (фртепьяно)
Тождеслово (синоним)
Навесец (абажур)
Хорошуха (кокетка)
Желтосливник (абрикос)
Своеручник (автограф)
2. Почти детективная история приключилась в одном из боев, где участвовал В.И. Даль. Он мысленно распрощался со своими записями, которые скрупулёзно собирал 10 лет на воинской службе. Они бесследно пропали. Что же случилось в том бою?
(После боя Даль не нашёл своего верблюда, навьюченного драгоценными черновиками и тетрадями. Даль очень горевал: сколько его этнографических, лексикографических, фольклорных трудов пропало вместе с животным! К счастью, через несколько дней верблюд нашёлся со всей своей поклажей, которую оценить мог только лексикограф! На исписанные тетрадки никто не позарился, благодаря этому и появился на свет знаменитый словарь!)
3. В словаре Даля 200 тысяч слов, а в «Словаре современного русского литературного языка» (1948 -1965), подготовленном Академией наук СССР слов значительно меньше – 120 тысяч. Чем же вызвано такое расхождение? Неужели в русском языке слов стало меньше?
(В «академическом» словаре содержатся лишь слова литературного языка, а в словаре Даля отражается разговорный язык, областные, диалектные слова.)
4. О ком в словаре Даля написано: «ломыга, костоправ, космач, лесной архимандрит, куцый, лесной черт»? (Медведь).
5. Что написал В.И. Даль внизу на последней странице своего четырехтомного словаря? (Конец).
Критерий оценивания: за правильный ответ – 2 жетона.
5 станция «Даль и Пушкин»
Чтец
Что связало непохожих их,
Музой призванных, предвидевших грядущее-
сказочника Казака Луганского
и сказочника Александра Пушкина?
«Выползина» новая - сюртук?
Перстень - талисман за миг до смерти?
Русской речи непокорный дух?
К Родине любовь? Всего три встречи?
Россыпи жемчужные - слова?
Сказки? Оренбургское далëко?
Петербург, Галерная, друзья?
Цензоров недремлющее око?
Что связало непохожих их,
Музой призванных, предвидевших грядущее-
сказочника Казака Луганского
и сказочника Александра Пушкина?
Мужество до смерти быть собой!
Долг перед святою русской речью!
Гениев - по пальцам на одной!
Даль и Пушкин вечностью отмечены!
Исмаилов Р. (участник литературного кружка «Апрель», СШ №5 им. В.И. Даля)
1. В каком месте карты нашего города пересеклись имена В.И. Даля и А.С. Пушкина? (Небольшая улица, расположенная перпендикулярно улице Английской в Старом городе, историческом центре Луганска, названа улицей А.С. Пушкина к 100-летию поэта. Как мы помним, именно на Английской улице 22 ноября 1801 г. родился В.И. Даль. С переименования этой улицы в 1976 г. в улицу имени В.И. Даля, на карте нашего города «встретились» имена А.С. Пушкина и В.И. Даля.)
2. Где в Луганске расположен небольшой памятник А.С. Пушкину? (В парке 1 Мая).
3. С какой целью А.С. Пушкин совместно с В.И. Далем путешествовал по Оренбуржью? (собирал материал для создания «Капитанской дочки»).
4. Какой талисман подарил В.И. Далю перед смертью А.С. Пушкин? (Перстень).
5. 46 часов, последних для великого поэта, Даль провёл в особняке Пушкиных у смертного ложа друга. Назовите месяц и год события, связанного с именами А.С. Пушкина и В.И. Даля, которое описано в стихотворении барда В. Егорова.
Прослушивание песни В. Егорова «Тени на Мойке».
(Текст песни раздается командам в напечатанном виде).
Возле Пушкинского дома, что на Мойке,
где уже на парапете снег белеет,
птицы стихли и прохожие умолкли,
и молчат себе, и прах его лелеют.
Экскурсанты даже дышат втихомолку,
еле слышные вопросы задавая,
а по Пушкинскому дому, что на Мойке,
ходят тени и живых не задевают.
Ходят тени. Стонут тени, плачут тени...
Им, теням, от этой боли нету мочи.
И скупые о здоровье бюллетени
тень Жуковского вывешивает молча.
Не чинов во имя и не ради денег,
от бессилия на Господа пеняя,
докторов его беспомощные тени
все снуют вокруг него и лед меняют.
Та, которой был сражен и очарован,
та, с которой невесомы все тенета,
тень Натальи Николавны Гончаровой
на кушеточке лежит у кабинета,
и какая б его боль ни обуяла,
что б ни грезилось ему в предсмертной дали,
умирающий укрыт, как одеялом,
сухопарой и сутулой тенью Даля.
Мукой Пушкинской объята и ведома,
не снимая эту горькую осаду,
тень толпящихся у Пушкинского дома
полтора столетья мерзнет у фасада.
И забрызганная пушкинскою кровью,
света пушкинских окон не омрачая,
николаевская тень лежит на кровле,
но ее уже никто не замечает...
Критерий оценивания: за каждый правильный ответ – 2 жетона.
6 станция «Творческая»
Составьте юмористический рассказ (сказку) с 1-2 героями, используя устаревшие слова из словаря В. Даля.
Не будь хухрей!
Анчутки – чертенята, бесы
Бякать – ронять со стуком, с грохотом
Вавакать – молвить глупое слово, болтать невпопад, некстати
Взбутусить – встревожить, поднять, подняться
Жандобиться – заботиться, стараться
Желдак – солдат, воин, ратник, служилый
Запуклить – закудрявить, завиться, завить себе волосы
Копырзиться – упрямиться, упираться, ломаться
Нюни – губы
Огурство – своеволие, строптивость
Ококоветь – окоченеть, остыть, заледенеть
Хупавый – ловкий, опытный
Хухря – нечёса, растрёпа, замарашка
Умурзиться – замараться, выпачкаться, загрязниться
Критерий оценивания: 5 жетонов за лучший творческий юмористический текст.
Жюри подводит итоги.
Слово учителя
Автор знаменитого «Толкового словаря живого великорусского языка» носил замечательную и удивительную фамилию – Даль. Ведь понятие дали соотносится с нашей необозримой страной, нашей историей, нашей бессмертной литературой.
Чтецы.
1. 53 года непрерывной работы над составлением словаря! Если все слова из «Словаря» выписать столбиком в ученические тетради в линейку, то таких тетрадей понадобится 450 штук. Какой замечательный пример трудолюбия, преданности любимому делу и служению народу!
2. «Даль – это наш Магеллан, переплывший русский язык от А до Я», - говорили современники. Без преувеличения можно сказать, что Даль совершил подвиг в науке, создав словарь, для составления которого потребовались бы «целая академия и целое столетие».
Оглашение итогов квеста, награждение победителей.
Учитель-ведущий. Молодцы, ребята! Спасибо за игру.
Список литературы:
1. Жаден Ю.А. Читая словарь В.И. Даля / Ю.А. Жаден // Русский язык, литература, культура в школе и ВУЗе. – К.: Издательский дом, – 2013. – №5. – С. 44-51.
2. Найдыш Л.М. Подвиг всей жизни. Готовимся к уроку / Л.М. Найдыш // Русский язык, литература, культура в школе и ВУЗе. – К.: Издательский дом, – 2010. – №4. – С. 32-36.
3. http://stihioslovesnocti.blogspot.com/2016/12/blog-post_756.html
4.http://www.avtorskimgolosom.ru/opus.php?part=bards&author=Egorov&type=songs&opus=Teni_na_Mojke
5.https://infourok.ru/konkursnoe-stihotvorenie-vladimir-dal-2-mesto-uchastnika-literaturnogo-kruzhka-aprel-ruk-tretynko-l-n-gorodskoj-shkolnyj-turnir--4395668.html
6. https://librebook.me/lisa_i_medved/vol1/1
7. http://www.planetaskazok.ru/daliv/voronadalvskz
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.