МКОУ Соляновская СОШ
Воспитательная практика
2025 год
Цель: воспитание патриотизма и гражданского самосознания посредством расширения знаний об истории родного края, формирования интереса к исследовательской и краеведческой деятельности.
Задачи:
v Сформировать у детей мотивационно-ценностное отношение к родному краю;
v Обогатить представления детей о жителях, прославивших край;
v Воспитание чувство патриотизма, любви и гордости за достижения родного края.
v Воспитание собственного достоинства, как представителя своего народа, уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края.
Форма проведения: устный журнал «Люблю тебя, мой край родной» посвящённый 100 - летию Тайшетского района.
Возраст: для среднего школьного возраста 5-7 кл.
Оборудование: Компьютер, презентация, рисунки учащихся, сочинения по теме, выставка творческих работ.
Подготовительная работа
Задания при подготовке к внеклассному мероприятию «Люблю тебя, мой родной»
1. Написать сочинение о родном крае. (Материал подбирают самостоятельно)
2. Нарисовать рисунки «Природа нашего края», «Красота мира природы» и др.
• 3. Учащиеся собирают информацию о родном крае, используя при этом разные методы (беседы с местными жителями, беседа с работниками библиотеки, полистать газеты, журналы, взять информацию о прошлом посёлка у учителя истории и обществознания Сулеймановой Е.И. Узнать о животном и растительном мире нашего края, какими полезными ископаемыми богат наш район.
• 4. Оформить выставку с творческими работами ребят.
5. Оформить презентацию и распределить выступления.
Предполагаемые результаты:
o Дети имеют представление о родном крае, в котором они живут. Знают, что такое «малая» Родина, испытывают чувства гордости за свой край.
o Знают историю возникновения родного посёлка, достопримечательности Тайшетского района.
o Имеют представление об исторических памятниках.
o Проявляют интереса к родному краю, который находит отражение в рисунках и сочинениях детей.
o Умеют анализировать свои действия, формулировать ответы на поставленные вопросы, приобретают опыт работы в группах.
Эпиграф
«Красота родного края – это источник любви к Родине.
В.Сухомлинский
“
«Люблю тебя, мой край родной!»
Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня вас ждет интересное занятие, прочитайте эпиграф к уроку и сделайте вывод, о чем этот эпиграф, о чем мы сегодня будем говорить? (Следуют ответы учащихся)
Есть, возможно, уголок красивей,
Есть богаче, шире есть края,
Но из всей моей России
Ближе к сердцу Родина моя.
- Ребята, какой теме мы сегодня посвятим наше занятие? (Родине).
- Почему вы так решили?
- А что такое Родина?
Звучит песня «О родном крае» В.Толкунова
- Нашу встречу мы посвящаем юбилею нашему Тайшетскому району, которому в этом году исполняется 100 лет.
Хорошая тема для разговора.
Россия, Русь, Отчизна, Родина, родной Тайшетский край! У каждого человека он свой, но у всех нас есть единая страна, в которой мы живём. Это Россия! Она, как мать родная, для всех одна. Нужно беречь её и защищать её леса, поля, реки, животный и растительный мир. Рыбе – вода, птице – воздух, животным – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. У каждого человека есть уголок, который кажется ему особенно близким, - это край, где он родился. Для нас с вами родиной стал Тайшетский район, п. Соляная.
Очень важно хорошо знать свой край.
-Сегодня мы развернём “живую” газету, в которой узнаем много нового о родном крае.
1 страничка РАЗМИНКА «Викторина»
Викторина «Знаешь ли ты свою малую Родину?»
1. Как называется область, в которой мы живём?
2. В каком районе мы живём?
3. Как называется посёлок, в котором мы живём?
4. В каком году был основан наш посёлок?
5. Сколько рек в нашем посёлке? Назовите её.
6. Назовите соседние населенные пункты нашего посёлка.
7. Какими полезными ископаемыми богат наш район?
8. Какие редкие растения, птицы и животные встречаются на территории нашего района?
9. Перекличка улиц посёлка. Кто назовет больше названий улиц посёлка?
2 страничка «Историческая».
Звучит песня Александра Маршала «Иркутская история».
- Мы беседовали с руководителем краеведческой группы «Истоки» Сулеймановой Екатериной Иосифовной, и вот что она нам рассказала:
Рассказывает подготовленный ученик.
Герб г. Тайшета
Символика герба:
· Разделенная по диагонали композиция аллегорически отражает то, что Тайшетский район — крупнейший транспортный узел Сибири и фактически стал западными воротами региона.
· Геральдическая перевязь в виде волн, составленная из серебра и голубого цвета, символизирует главную водную артерию Тайшетского района — реку Бирюсу.
· Золото — символ урожая, плодородия, богатства, стабильности, указывает не только на развитый агропромышленный комплекс Тайшетского района, но и на богатые недра.
· Сочетание золота и зелёного цвета символизирует природное изобилие Тайшетского района.
Официальной датой образования Тайшетского района считается 25 мая 1925 года, с выходом Постановления Президиума ВЦИК, согласно которому Тайшетский район вошёл в Канский округ Сибирского края. Постановлением от 23 июля 1930 года были ликвидированы округа и образован Восточно-Сибирский край. С декабря 1936 года по сентябрь 1937 года — Тайшетский район Восточно-Сибирской области. С сентября 1937 года — Тайшетский район в составе Иркутской области.
Рассказывают подготовленные дети (3 человека)
Фактором для образования нашего посёлка Соляная послужила большая лесосырьевая база. В мае 1945 года открылся лесозаготовительный участок в Соляной. Посёлок расположен на притоке Бирюсы, реке Солянушке, в которой вода
имеет солоноватый вкус. Этим объясняется его название.
Вместе с леспромхозом рос посёлок Соляная, в который переселялись жители из ближайших деревень: Забиякино, Школьный, Берёзовая Гавань.
Первые жители
Иванов Константин Иванович. Из раскулаченных. Родился в 1909 году. Работал на трелевке леса. Возил лес на лошадях. Жена - Екатерина Григорьевна. Домохозяйка. Всего в семье Ивановых было 8 детей: 5 девочек, 3 мальчика, один мальчик умер в младенчестве.
По информации, которую нашли в интернете https://vk.com/wall-11669851_272 в 1915-1930 г. на территории будущей Соляной также проживал Павел Васильевич Козлов – зажиточный крестьянин. Он приехал из Вятской губернии и поселился в
Благодатске. Имел в собственности мельницу, на которую крестьяне привозили молоть зерно из Калтошей, Благодатска, Забиякино. Впоследствии раскулачен.
Первые здания
В мае 1945 года в устье Солянушки, Тайшетский леспромхоз начал строить бараки для рабочих. (фрагмент барака) Дом Толстихиной Марии Герасимовны.
В 1948 году в поселке Соляная открылась первая школа, она размещалась в помещении барачного типа. Первой учительницей была Брюханова Ксения
Степановна.
В 1952 году выстроена типовая начальная школа, в которой организовали семилетку. В 1956 году семилетняя школа стала средней. Там, где сейчас стоит наша школа, лежали штабеля леса. Первым директором Соляновской средней школы был капитан в отставке из города Иркутска, учитель истории Чернов Василий Дмитриевич.
Есть информация о месте нахождения первого здания почтового отделения, оно находилось по улице Мира. Постепенно жилые дома появились и на левобережье Бирюсы. В 1970 году вошла в полную эксплуатацию столовая «Бирюсинка», построен интернат, баня, оснащена новым оборудованием пекарня, открыт комбинат бытового обслуживания.
Первые улицы посёлка
Первыми улицами посёлка Соляная были Заречная и Зеленая, которые располагались на правобережье реки Бирюса, ведь именно оттуда начиналась Соляная. Сейчас в поселке 11 улиц: 9 – на левом берегу, 3 – на правом.
Паром. Первый подвесной мост.
В летний период для переправы людей и техники через реку Бирюса действовала паромная переправа, которая соединяла два берега. В 1960 году построен первый подвесной мост через реку Бирюсу. Сильнейшее наводнение 1980 г уничтожило мост. Позднее был построен второй подвесной мост. Но наводнением 2005 года
старый подвесной мост оторвало льдинами и унесло большой водой. В 2006 году взамен был построен новый подвесной пешеходный мост протяженностью 266 м.
Ребята, а что известно вам о сегодняшней жизни нашего района?
- Может у кого-то есть друзья, знакомые из других поселков? Чем примечательны их села?
- Кого из известных людей, какие культурные, социальные объекты нашего района вы знаете, о которых, может быть, не упомянули, но вам хотелось бы рассказать?
3 страница «ВЫ В ПАМЯТИ МОЕЙ»
В Тайшетском районе существует 76 мемориальных сооружений и знаков.
Вот некоторые из них. (фото на слайдах)
Рассказывают подготовленные дети
Памятники Тайшетского района
1. Памятник на привокзальной площади Тайшета, посвящён героям ВОВ
2. Памятник на площади Юбилейной, посвящен землякам участвовавших в боях за родину в 1941-1945 гг.
3. Памятник –паровоз Л-3449 на ст.Тайшет. Паровозы серии «Л» названы в честь советского инженера-локомотивостроителя Л.С. Лебедянского. В народе их прозвали «Лебедянки». В советские годы эти паровозы были самыми мощными и функциональными, из-за чего использовались буквально на всех железнодорожных магистралях страны. БАМ — не исключение.
4. Водонапорная башня — главная архитектурная достопримечательность Тайшета. Она была построена в 1904 году, являет собой трёхъярусное кирпичное сооружение, состоящее из двух объединённых цилиндров.
5. Памятник павшим в годы Великой отечественной войны, с. Шелехово.
6. Парк им. Н.Д. Пахотищева
7. Памятник участникам локальных войн и вооружённых конфликтов
Напротив краеведческого музея находится выставка военной техники под открытым небом. Она включает гаубицу, танк и броневую машину пехоты. Комплекс посвящён памяти тайшетцев, которые пали на полях сражений в Афганистане и Чечне.
8. Здание железнодорожного вокзала
В советские годы Тайшетский железнодорожный вокзал был признан выявленным памятником архитектурного наследия. В настоящее время он охраняется государством.
9. Парк Культуры и Отдыха.
Тайшетский Парк культуры и отдыха был основан в послевоенное время и с тех пор является самым популярным местом для прогулок. В нем растут сосны, ели и берёзы, посаженные комсомольцами в 1950-х.
10. Памятник героям Великой Отечественной войны в п. Соляная
4 страница «ИЗВЕСТНЫЕ ЛЮДИ НАШЕГО КРАЯ»
v Белобородов Афанасий Павлантьевич (1903–1990) — генерал армии, дважды Герой Советского Союза
v Мацуев Денис Леонидович (род. 1975) — российский пианист.
v Вампилов Александр Валентинович (1937–1972) — драматург.
v Гайдай Леонид Иович (1923–1993) — кинорежиссёр, сценарист, актёр.
v Евтушенко Евгений Александрович (1932–2017) — поэт, прозаик, режиссёр, сценарист, публицист, актёр.
v Иванишин Анатолий Алексеевич, космонавт (родился 15 января 1969 года в Иркутске)
v Обручев Владимир Афанасьевич (1863–1956) — путешественник, академик, родоначальник сибирской геологии и географии.
v Распутин Валентин Григорьевич (1937–2015) — писатель, драматург.
v Волынов Борис Валентинович, космонавт (родился 18 декабря 1934 года в Иркутске) – дважды Герой Советского Союза. Единственный ныне живущий космонавт из первого отряда космонавтов СССР.
Игра «На красивые слова скупиться нельзя»
А сейчас, ребята, давайте с вами разделимся на две команды. (Ученики делятся на две команды, учитель раздает бумаги и ручки).
Ваша задача состоит в том, чтобы в течение минуты написать как можно больше эпитетов к слову Родина. Выигрывает команда, записавшая больше слов.
Учащиеся: сильная, неповторимая, незабываемая, любимая, свободная, хорошая, бескрайняя, огромная, прекрасная......
5 страница ЗНАТОКИ
А теперь мы проверим, как вы были внимательны на нашем занятии.
1. Кто может показать на карте наш посёлок?
2. Как называется район, в котором мы живём?
3. Как называется область, в которой мы живём?
4. Перечислите посёлки нашего района.
5. Какими животными богат наш край?
6. Какими растениями богат наш край?
7. Какие полезные ископаемые залегают на территории нашего района?
8. Чем известен всей России наш край?
6 страница «КРАСОТА НАШЕГО КРАЯ»
Видео зарисовка п. Соляная
Рефлексия
- Как вы должны относиться ко всему, что создали и построили своими трудовыми руками ваши прадеды? (Беречь свой край! Беречь воду, свет, природу! Соблюдать чистоту и порядок в поселке, каждый возле своего дома.)…
- Мы живем на Тайшетской земле. Мы можем гордиться своим краем! Почему? Давайте еще раз быстро перечислим, чем же славится наш район?
- Я рада, что вы любите и знаете свой родной край. Это значит, что вы - настоящие граждане своей страны России. Есть вещи, которые в этом мире бесценны, которые
нельзя купить ни за какие деньги – это любовь к родному краю. И помните, вы, молодое поколение, что ваша мудрость, труд, талант помогут нашему району закрепить достигнутое и двигаться вперед.
“Для России деревня – частица,
А для нас – родительский дом.
И мы рады, что можем гордиться
Малой Родиной, где мы живем”
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.