Чередование гласных и согласных. Беглые гласные. План-конспект урока русского языка– 5 класс
Тема: Чередование гласных и согласных в корне слова. Беглые гласные.
Цель: Закрепить навык определения основных типов чередований. Научить определять чередования относительно морфемы слова. Повторить правописание гласных и согласных в корне слова.
Учитель: Приветствие. Запись числа, «Классная работа» и темы урока на доске.
Ученики в это время записывают это же в тетрадь.
Учитель спрашивает у дежурного отсутствующих на уроке. Дежурный по домашней работе (упр. ==) делает отчет (кто из одноклассников сделал задание, а кто нет). После этого учитель спрашивает одного из учеников домашнюю работу с устными комментариями.
Учитель спрашивает двух детей правила чередования гласных и согласных с примерами:
· Что называют чередованием звуков
· Каким образом чередуются гласные
· Каким образом чередуются согласные
· Примеры отражения на письме чередования
· Примеры, когда не отражаются на письме чередования
· Приведите пример чередования в корне
Затем пишется диктант: один человек у доски, другие – в тетрадях.
Морозить, князь, облако, огурец, княгиня, воздух, облачный, огуречный, мороженое, княжеский, воздушный.
Задание: выделить морфему, подчеркнуть чередование, выписать отдельно чередование по типу з// г// ж.
После этого дети сдают листочки с диктантом, а ученик у доски объясняет.
Учитель объясняет новый материал. Затем один из учеников читает правило «Беглые гласные». По таблице (ниже правила) один из учеников определяет, в каких частях слова бывают беглые гласные. Записывают в тетрадь примеры из таблицы.
Выполняют упр. ==. Проверка у трех учеников (по очереди).
Упр ==. Один ученик у доски.
Учитель вызывает трех учеников: каждому дается по слову
· Ветерок
· Далеко
· Безбрежный
Задание: разобрать по составу и подобрать однокоренное слово с чередованием.
Учитель обобщает правило чередования гласных и согласных и беглость гласных. Итоги. Пожелания.
Домашнее задание: выучить правило «Беглость гласных», упр.==.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.