Чередование гласных и согласных. Беглые гласные. План-конспект урока русского языка– 5 класс

  • doc
  • 09.11.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала безуд.гласн..doc

 

Чередование гласных и согласных. Беглые гласные. План-конспект урока русского языка– 5 класс

Тема: Чередование гласных и согласных в корне слова. Беглые гласные.

Цель: Закрепить навык определения основных типов чередований. Научить определять чередования относительно морфемы слова. Повторить правописание гласных и согласных в корне слова.

Учитель: Приветствие. Запись числа, «Классная работа» и темы урока на доске.

Ученики в это время записывают это же в тетрадь.

Учитель спрашивает у дежурного отсутствующих на уроке. Дежурный по домашней работе (упр. ==) делает отчет (кто из одноклассников сделал задание, а кто нет). После этого учитель спрашивает одного из учеников домашнюю работу с устными комментариями.

Учитель спрашивает двух детей правила чередования гласных и согласных с примерами:

·        Что называют чередованием звуков

·        Каким образом чередуются гласные

·        Каким образом чередуются согласные

·        Примеры отражения на письме чередования

·        Примеры, когда не отражаются на письме чередования

·        Приведите пример чередования в корне

Затем пишется диктант: один человек у доски, другие – в тетрадях.

Морозить, князь, облако, огурец, княгиня, воздух, облачный, огуречный, мороженое, княжеский, воздушный.

Задание: выделить морфему, подчеркнуть чередование, выписать отдельно чередование по типу з// г// ж.

После этого дети сдают листочки с диктантом, а ученик у доски объясняет.

Учитель объясняет новый материал. Затем один из учеников читает правило «Беглые гласные». По таблице (ниже правила) один из учеников определяет, в каких частях слова бывают беглые гласные. Записывают в тетрадь примеры из таблицы.

Выполняют упр. ==. Проверка у трех учеников (по очереди).

Упр ==. Один ученик у доски.

Учитель вызывает трех учеников: каждому дается по слову

·        Ветерок

·        Далеко

·        Безбрежный

Задание: разобрать по составу и подобрать однокоренное слово с чередованием.

Учитель обобщает правило чередования гласных и согласных и беглость гласных. Итоги. Пожелания.

Домашнее задание: выучить правило «Беглость гласных», упр.==.