Числительное как часть речи
Оценка 4.8

Числительное как часть речи

Оценка 4.8
Видеоуроки
docx
математика +1
5 кл
15.08.2019
Числительное как часть речи
ТЕМА урока: «Жизненные уроки героя» (рассказ В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой») Эпиграф. Сколько лет прошло! Сколько событий минуло! А я все не могу забыть бабушкиного пряника – того дивного коня с розовой гривой. В.Астафьев Цель: Помочь разобраться в идейно-нравственном содержании рассказа. Задачи: 1. Воспитывать нравственно и духовно развитого читателя. 2. Развивать читательскую культуру. 3. Развивать творческие способности, воображение учащихся. 4. Прививать любовь и внимательное отношение к слову. 5. Отрабатывать монологическую речь. Методические приемы: рассказ учителя, аналитическая беседа, работа с текстом, устное рисование, проецирование ситуации Ход урока. 1)- Приветствие. Орг. момент. - Постановка цели и задач урока. а) Разобраться в прочитанном. в) Понять, почему те события остались незабываемы. в) Какие жизненные уроки извлек герой?
числительное.docx
обучающие:  научить доказывать принадлежность слова к числительному, определять его  развивающие:  расширить представление об истории возникновения в речи имен  воспитательные:  воспитать внимательное отношение к культуре родного языка, любовь и   Урок русского языка в 6 классе               Тема: «Имя числительное как часть речи».  Цель  урока:   Дать  представление  об  имени  числительном  как  части  речи.  Создавать  условия  для  объяснения понятия   числа   и   формирования   умений   отличать   имена   числительные   от   других   частей   речи, правильно строить словосочетания с числительным, произносить их. Задачи: Предметные  имеют представление о числительном, умеют определять их в тексте; осуществляют  правильный выбор написаний гласных в числительных.  синтаксическую роль, разграничивать числительные и части речи с цифровым значением;  сформировать умение анализировать новую часть речи; сформировать представление о  словообразовательном потенциале имени числительного  числительных, развить умения правильно употреблять в речи числительные  интерес к родному языку и его истории. Планируемые результаты:  результат, оценивать собственную учебную деятельность; выражать положительное отношение к  процессу познания;  предметные: обучающийся научится анализировать и характеризовать общекатегориальное  значение, морфологические признаки  и синтаксическую роль имени числительного; разграничивать  числительные и части речи с цифровым значением  содержащих теоретические сведения, воспроизводить по памяти информацию, необходимую для  решения учебной задачи; структурировать знания; анализировать, делать выводы  конструктивные взаимоотношения со сверстниками.  Тип урока: урок «открытия» нового знания Основной подход:  системно­деятельностный Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая Оборудование: учебник, карточки с текстами и заданиями для групповой и работы в парах метапредметные: обучающийся научится извлекать  фактуальную информацию из текстов,  личностные: обучающийся получит возможность сформировать умение соотносить цели и  Коммуникативные ­ умеют формулировать собственное мнение и позицию; строить                                       Эпиграф к уроку                                                                                                  Как обойтись бы без числа                                                                                                  Наука точная могла?                                                                                                  Расчёт во всяком деле нужен,                                                                                                  Ты с числительным будь дружен!                                                                Ход урока  1.Организационный момент. Учитель: Здравствуйте! Вступлением к уроку станет текст о нашем селе Останино.  2. Подготовка к восприятию нового материала. (Цель:   самостоятельно определить тему урока).  Учитель: 1) А тему урока вы определите сами,  выполнив следующее задание: прослушайте  внимательно текст, ответьте на вопросы. Останино (ранее Ойсул) – село, центр Останинского сельского поселения Ленинского района Республики Крым Российской Федерации. Расположено в  25 (двадцати пяти)  километрах от районного центра поселка городского типа Ленино, в 1 (одном) км от железнодорожной станции. Площадь села –   более  200   (двухсот гектаров)  га, население  – 1327 (одна тысяча триста двадцать семь) человек,  17 ( семнадцать) улиц,  559 ( пятьсот пятьдесят девять) дворов, 3 (три) переулка.         17  (семнадцать)    жителей   села   сражались   в   Великой   Отечественной   войне,  7   (семеро)  –  погибли,  4 (четверо)­ награждены орденами и медалями.         В  1951(тысяча   девятьсот   пятьдесят   первом)  году  село   переименовано   в   Останино   в  честь   Герасима Андреевича Останина ­ подпольщика, погибшего в 1943 (тысяча девятьсот сорок третьем) году. Расстояние    до   Симферополя   ­ 147 (сто сорок семь)  километров,    до   Москвы ­ 1167 (одна тысяча сто шестьдесят семь) километров. Учитель: Ещё раз внимательно просмотрите текст. Что показалось вам необычным в этом тексте?  (В тексте много чисел).  Назовите слова, которые так или иначе связаны с понятием числа.  Подумайте, к какой части речи относятся эти слова. (Имя числительное)      Кто догадался, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?( Об имени числительном).       3.Формулирование темы и целей урока.  Учитель: Сформулируйте сами тему сегодняшнего урока. («Имя числительное как часть речи»).   Учитель: Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему. Используйте опорные фразы.                                                               4. «Открытие»  нового знания.  Составление кластера «Имя числительное».  а) Самостоятельная работа с учебником. ­ А теперь давайте проверим,  правильно ли вы всё определили и распределили. Откроем учебники на стр.  , сверим получившийся кластер с правилом. (Дети самостоятельно читают правило, делают выводы, дополняют кластер) 5. Формирование  новых знаний с элементами закрепления. (Цели:  ­  познакомиться с Именем числительным  как  частью речи; ­  научиться находить Имя  числительное в тексте, отличая его от других частей  речи.) Вспомним план, по которому мы рассказывали о части речи( раздаточный материал) Задание: подготовиться рассказывать по плану( работа в группах) Учитель: Как вы думаете, зачем  нам нужны числительные?                  Послушайте информацию, которую подготовили  ученики      1.   Название числительное является производным от слова «число» и образовано по аналогии с наименованием двух других именных частей речи   (существительное, прилагательное). По частоте употребления в речи числительные занимают 8­е место. Самые частотные числительные: один, два, три, четыре, пять, шесть, семь, десять. Имя числительное – уникальная часть речи. Все числительные можно назвать. Можно ли перечислить все существительные, прилагательные, глаголы?   В любом толковом   словаре   числительные   приведены   полностью,   и   новые   вряд   ли   появятся.   Но   это ограниченное   количество   слов   может   образовывать   неограниченное   число   сочетаний   для обозначения любого количества! (По материалам «Энциклопедии  для детей». «Языкознание. Русский язык»)  2. На Руси не было слова тысяча, а было другое слово – тьма. Осталось оно сейчас только во  фразеологизмах. Можете ли вы их вспомнить? (Людей тьма­тьмущая, тьма народу). У слова миллион интересная история. Говорят, когда всемирно известный путешественник Марко  Поло увидел несметные богатства Китая, он так выразил свое удивление: «Миллион!». Дословно, если перевести на русский язык все итальянские морфемы, получится тысячища. Таким образом,  мир получил новое числительное, которое обозначает тысячу тысяч. Миллиард еще называют биллионом. Би – по­латыни «два». Какие слова вы знаете с этим значением? (Бинокль, бинарный). Да и само слово цифра заимствовано. Слово сифр по­арабски означает «ноль». Назовите  орфограмму в слове цифра. Итак, название «числительное» произошло от слова «число».  По частоте употребления в речи числительное занимает 8­е место. Самые частотные числительные:  один, два, три, четыре, пять, шесть, семь, десять. От них образовано много слов других частей  речи. Учитель: Вспомните, что нужно сделать, чтобы определить, какой частью речи является  слово? На какие признаки следует обращать внимание?                  1.Грамматическое значение слова                  2.Вопросы, на  которые отвечает слово                  3.Морфологические признаки слова                  4.Синтаксическая роль 6. Работа в парах ( возвращение к тексту об Останино : докажи, что это числительное)                                                       Физминутка                           ­ Выровняйтесь. Смирно! По порядку номеров рассчитайтесь!                               Раз – подняться, потянуться,                                Два – согнуться, разогнуться,                                Три – в ладоши три хлопка,                                Головою три кивка.                                На четыре – руки шире,                                Пять – руками помахать,                                Шесть – на стульчик тихо сесть. 7. Закрепление изученного материала. (Цель: правильно применить   новые знания  по теме "Имя  числительное как часть речи")            Учитель:.  Будьте внимательны!  У числительных есть «родственники» в других частях речи.   а) Исследование в парах по группам. Учитель: Проведём небольшое исследование. Подберите к  числительным                однокоренные слова (глагол, существительное,  прилагательное), сделайте                вывод, какие ещё части речи могут иметь числовое значение?                                         1 гр.                                                 2 гр.                                                                     Два                                                   Три                                        Проверим! Каждая группа зачитывает свои слова.  (Два – удвоить, двойка, двойной, двоечник, удвоенная, двоится, двухэтажный.                   Три – тройка, троечник, утроить, тройной, троекратно, троится, трояк.)   Вывод:     Существительные, прилагательные, глаголы, наречия тоже имеют                 числовое значение. Различать мы их будем при помощи вопросов.                 Числительные можно записать словами и цифрами, а другие части речи –                только словами.                                                                               б)  Игра «Найди числительное». Работа в группах: (Раздаточный материал ).   Задание: Если в  словосочетании есть числительное, то в1­ую колонку, если другая часть речи­ во  2­ую колонку.  Числительное всегда можно записать цифрой. Слова других частей речи –НЕТ!      1 вариант /  2 вариант 1. Тридцать три витязя 2. Утроить усилия 3.  Три желания 4.  Тройка лошадей 5.  Пятиэтажный дом 6.  В пять часов вечера 7.  Сорок второй год 8.  Десять поездов 9.  «Тройка» за ответ 10. Столетний дуб 1. Восьмое марта 2.Двадцать третье февраля 3. Семилетняя девочка                                                               4. Удвоить числа                                                                         5. Второй урок                                                                             6. Шестьдесят рублей                                                                  7. «Тройка» по физике                                                               8. Семь гномиков                                                                        9.Трёхместный корабль  10. «Пятёрка» за ответ в) О том, что числительные часто употребляются в образной речи, говорит множество  фразеологизмов, пословиц и поговорок, загадок. Упражнение. Записать фразеологизмы (доска, 3­5), объяснить их значение. (Подготовка к ВПР) Все как один, в один голос (единодушно),  за один присест (сразу),  в два счета (быстро),  идти на все четыре стороны( куда угодно, поступать, как хочется, быть свободным от каких­ либо обязанностей) как свои пять пальцев (хорошо) семь пятниц на неделе (о ненадёжном человеке, часто меняющем своё решение) Вероятнее всего, на наш взгляд, следующее объяснение. Дело в том, что некогда пятница была (и не только у славян) базарным днем, а также днем  исполнения разных торговых обязательств. В пятницу, получая деньги, давали честное слово  привезти на следующей неделе заказанный товар. В пятницу, получая товар, обещали через неделю  отдать полагающиеся за него деньги. О нарушающих эти обещания и было сказано, что у них семь  пятниц на неделе. Возможно, это значение закрепилось в выражении из­за похожести слов пятница и пятиться  (отступать от своего слова, идти на попятную). семеро одного не ждут; (ни к обеду, ни на работу, ни на пир) первый блин комом; (сразу редко получается) одного поля ягоды...два сапога пара;  под парой сапог подразумеваются подходящие друг другу люди, сходные по взглядам, поведению, а особенно – по недостаткам. Чаще всего особый упор делается именно на недостатки.  от горшка два вершка... маленький; о том, кто еще очень мал. Этимология фразеологизма связана с самой   малой   единицей   русской   метрической   системы   –   вершком.   Он   равен   4,4   см.   Его   можно встретить в различных устойчивых сочетаниях слов. В них это мерило применяется для обозначения того, что находится очень близко. Например, быть на вершок от смерти, быть на вершок от греха и т. п.   Рассматриваемое   нами   выражение   не   имеет   определенного   автора.   Это   народное   изречение, которое стало популярным и сохранилось до наших дней. Вершок был мерилом роста человека. Однако стоит отметить, что для этого использовались и аршины. Как правило, измеряли людей следующим   образом.  К  двум  аршинам,  а   это  144  см,  добавляли  вершки,   и  называли  именно  то количество вершков, которое добавлялось к этим 144 см. Допустим, рост человека был 153 см. В таком случае говорили, что в нем 2 вершка заблудился в трёх соснах; Разг. Неодобр. Только сов. Чаще прош. вр. Не суметь разобраться в чем­ либо простом, несложном; не найти  выход из самого простого затруднения. С сущ. со знач. лица: ученик, брат… в трех соснах заблудилс я.  лить слезы в три ручья; Горько, долго и безудержно плакать.  наговорить с три короба; Наговорить много неправдоподобного, налгать, насочинять много  небылиц.  Пословицы:  1) Один ум хорошо, а два ума лучше. 2) Семь раз отмерь — один отрежь. 3) Без четырех углов изба не рубится. 4) Не имей сто рублей, а имей сто друзей. 5) Двумя ложками кашу не едят.  Загадки: 1) Два кольца, два конца, посередине гвоздик. (Ножницы.) 2) Четыре братца под одной крышей.  (Стол.) 3) Сто одежек и все без застежек. (Капуста.) 4) Два братца через дорогу живут. (Глаза.)     г). Тестовая проверка по усвоению темы. (Самостоятельная работа, раздаточный материал). (Цель: применить знания, умения, навыки, полученные по данной теме.) 1.  Какое из утверждений является неверным?     А)  Имя числительное­ это самостоятельная часть речи,  обозначающая число, количество  предметов или их порядок при счете.      Б)  Имя числительное­ это самостоятельная часть речи,  обозначающая предмет и его порядок при счёте.       В) Числительное  отвечает на вопросы сколько? который?   какой?        Г)  Имя числительное изменяется по падежам. 2. Каким членом предложения может быть числительное?      А)  подлежащим и сказуемым      Б)  второстепенным членом предложения      В)  обстоятельством и дополнением      Г)  разным членом предложения 3. Укажите слово, не являющееся именем чмслитльным:       А)  пять      Б) пятеро      В) пятак      Г) пятый 4. Каких морфологических признаков нет у числительного?      А) время       Б) падеж      В)  род          Г) спряжение 5. Какое числительное написано неправильно?      А) девяносто    Б)   двадцать восемь     В)  одинадцать  Г) миллион !Взаимопроверка: Поменяйтесь работами и, сверяясь  с ключом  (доска)                                        оцените работы друг друга.                                  (1. Б; 2. Г; 3. В; 4.А, Г; 5.В). 8. Рефлексия (Подведение итогов).                                                      Учитель: Вспомните цель урока. Скажите, над чем мы работали сегодня?                Ответьте на один из вопросов:    Буду ли я обращать внимание на имена числительные и почему? Где я чаще всего могу встретить имена числительные и почему? Что интересно мне было сегодня на уроке? ­Как вы считаете, цели урока достигнуты?             9. Домашнее задание. Задание по выбору: а)  Исследовательское. Найти примеры использования числительных в русских народных сказках.  Какие числительные в них используются чаще всего? Б) упр.  367( 3 строки), 368

Числительное как часть речи

Числительное как часть речи

Числительное как часть речи

Числительное как часть речи

Числительное как часть речи

Числительное как часть речи

Числительное как часть речи

Числительное как часть речи

Числительное как часть речи

Числительное как часть речи

Числительное как часть речи

Числительное как часть речи
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.08.2019