Т. В. ШКЛЯРОВА
Т Р Е Н А Ж Ё Р
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
3 класс
МОСКВА • «ВАКО»
УДК 372.881.161.1 ББК 74.268.1Рус 6+ Ш66
Издание допущено к использованию в образовательном процессе на основании
приказа Министерства образования и науки РФ от 14.12.2009 № 729 (в ред. от 13.01.2011).
Шклярова Т.В.
Ш66 Тренажёр по русскому языку. 3 класс. – М.: ВАКО, 2016. – 96 с.
ISBN 978-5-408-02467-4
Пособие представляет собой рабочую тетрадь по русскому языку для 3 класса, составленную в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования. Тренажёр может использоваться при обучении по любым учебникам, входящим в федеральный перечень. Теоретический материал и подробные ответы на вопросы, которые у вас могут возникнуть в ходе работы, вы найдёте в книгах Т.В. Шкляровой «Справочник для начальных классов», «Памятки» и «Русский язык. Учимся в школе и дома. 3 класс».
Предназначено для закрепления изученного материала на уроках русского языка, а также для дополнительных занятий с учащимися 3 класса дома.
УДК 372.881.161.1 ББК 74.268.1Рус
ISBN 978-5-408-02467-4 © ООО «ВАКО», 2016
1. Поставь в конце такие знаки препинания, чтобы предложения соответствовали данным в скобках характеристикам.
Пойдём купаться## (побудит., невосклиц.)
Ты почему ушёл## (вопросит., восклиц.) Холодно## (повеств., восклиц.)
Откройте учебники## (побудит., восклиц.)
Пойду прогуляюсь## (повеств., невосклиц.)
Вчера виделись## (вопросит., невосклиц.) Отличная погода## (повеств., восклиц.)
2. Запиши, какие это предложения по цели высказывания и по интонации.
Помоги мне, пожалуйста. ( )
Как сегодня холодно! ( )
Откуда ты приехал?! ( )
Запишите домашнее задание! ( )
Где мои тетрадки? ( )
Гулять пойдём после обеда. ( )
Добрый день! ( )
Пора вставать! (
3. Вставь пропущенные буквы. Выпиши из текста повествовательные предложения. Запиши, какие это предложения по цели высказывания и по интонации.
О чём плачет зайчик? Давай послушаем.
– Доля моя несчастная. Всякий точит на меня зубы: и с##баки, и волки, и коршуны, и совы! Я не умею ни лазать по деревьям, ни рыть нор. Зу##ки мои могут лишь к##пусту да кору грызть, а укусить ими вр##га я не могу. Одно меня сп##сает – мои быстрые ноги!
1. Вставь пропущенные буквы и знаки препинания. Подчеркни в предложениях обращения.
А ты что ж кумушка в д##рогу? Спой светик не стыдись! Что, ежели с##стрица при кр##соте такой и петь ты м##стерица. Ну, что Жужутка как ж##вёшь? Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя кума оборотиться? Ты с басом Мишенька с##дись против альта.
(И.А. Крылов
4
2. Измени предложения так, чтобы в них появились обращения. Запиши каждое предложение, поставив обращение в начале, затем в середине, а потом в конце предложения.
1) Марина идёт в магазин.
2) Валера закрыл окно.
3. Вставь пропущенные буквы и знаки препинания. Подчеркни в предложениях обращения.
«Как милый Петушок поёшь ты громко, важно!» –
«А ты Кукушечка мой свет, Как тянешь плавно и протяжно:
Во всем лесу у нас такой певицы нет!» – «Тебя мой куманёк век слушать я готова».–
«А ты кр##савица божусь,
Лишь только зам##лчишь, то жду я, не дождусь,
Чтоб нач##ла ты снова… Отколь такой берётся г##л##сок?
И чист, и нежен, и высок!..
Да вы уж родом так: собою невелички,
А песни, что твой соловей!» – «Спасибо кум; зато, по совести моей,
Поёшь ты лучше райской птички,
На всех ссылаюсь в этом я»…
(И.А. Крылов
4. Вставь пропущенные буквы и знаки препинания. Подчеркни в предложениях обращения.
Вперёд ч##жой б##де не смейся Голубок. Не плачь мой милый. А вы друзья как ни с##дитесь, всё в музыканты не г##дитесь. Соседка перестань срамиться. Не оставь меня кум милый! «Ну, что же? – прод##лжает Кошка. – Пропой дружок хотя немножко».
(И.А. Крылов)
1. Подчеркни основу предложения.
Весеннее солнце заливало золотистыми лучами поля.
2. Запиши предложение, дополнив его второстепенными членами. Подчеркни основу предложения.
Роса покрыла цветы, траву и деревья.
3. Выпиши из предложения название месяца. Запиши ещё два названия месяцев, которые относятся к этому времени года. Подбери к этим словам эпитеты. Укажи главные и второстепенные члены предложения.
В декабре морозная погода чередуется с длительными оттепелями.
6
4. Вставь пропущенные буквы. Подчеркни основы предложений.
1) Лё##кий н##чной в##терок л##ниво гнал по небу серые тучи.
2) В кустах ароматной с##рени од##ноко чирикала маленькая птичка.
5. Вставь пропущенные буквы. Подчеркни главные члены предложения.
На л##систой сопке пряталось за ств##лами з##лёных сосен каменное здание.
6. Вставь пропущенные буквы. Найди в тексте однокоренные слова. Разбери их по составу. Спиши первые четыре предложения, выделяя изученные орфограммы и подчёркивая главные члены предложения.
Л##тели с тихим курлыкан##ем серые журавли. Ул##тали белоснежные аисты. Холодный осенний ветер св##стел над опустевшим б##лотом. Чёрная в##да л##ниво пл##скалась о мшистые б##р##га. С шумом сл##тали с дерев##ев жёлтые листья и толкались друг о друга в непрерывной осенней толчее.
СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДЛОЖЕНИЕ. СЛОВОСОЧЕТАНИЕ............................................................ 3
Виды предложений по цели высказывания и по интонации............................... 3
Обращение.......................................................................................................... 4
Главные и второстепенные члены предложения.................................................. 6
Простые и сложные предложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
Однородные члены предложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
Словосочетание . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14
СЛОВО В ЯЗЫКЕ И РЕЧИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17
Синонимы и антонимы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17
Части речи и их значение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18 Имя числительное . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
Звуки и буквы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
СОСТАВ СЛОВА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26 Однокоренные слова . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26 Приставка, суффикс. Их значения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29 Правописание корней слов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 31 Правописание суффиксов и приставок . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 35
Правописание слов с буквами ъ и ь . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 39
ЧАСТИ РЕЧИ. ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 41 Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные . . . . . . . 41 Собственные и нарицательные имена существительные . . . . . . . . . . . 43
Род имён существительных . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 45
Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих . . . . . 46
Число имён существительных . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 47 Падеж имён существительных . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 49 Склонение имён существительных . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 51
Падежные окончания имён существительных . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 53
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 61 Род и число имён прилагательных . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 61
Изменение имён прилагательных по падежам . . . . . . . . . . . . . . . . . . 63 МЕСТОИМЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 71
ГЛАГОЛ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 73 Время и число глаголов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 73
НЕ с глаголами . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 80 ПОВТОРЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 83 ПРИЛОЖЕНИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 89
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.