Читательская – конференция по повести В.В.Быкова «Обелиск»
Оценка 4.9
Мероприятия
docx
библиотека
8 кл
25.04.2017
Данная методическая разработка содержит материал для урока-конференции по книге В.Быкова" Обелиск". В ней указан материал для оформления кабинета литературы, наглядный материал, план и ход ведения урока. Составлены примерные вопросы для ведения беседы с учащимися. Тема разработки актуальна и имеет большое воспитательное значениеДанная методическая разработка содержит материал для урока-конференции по книге В.Быкова" Обелиск". В ней указан материал для оформления кабинета литературы, наглядный материал, план и ход ведения урока. Составлены примерные вопросы для ведения беседы с учащимися. Тема разработки актуальна и имеет большое воспитательное значение
читательская конеркнция.docx
Урок – конференция по повести В.В.Быкова «Обелиск»
Цели и задачи : вызвать интерес к чтению литературы стран СНГ о Великой
Отечественной войне, к изучению жизни и творчества
В.В.Быкова;
ознакомить учащихся с биографией писателя, способствовать
нравственному, патриотическому, эстетическому воспитанию
укреплению дружественных чувств к белорусскому народу,
интереса к его культуре.
Оборудование: портрет В.В.Быкова, выставка книг о Великой Отечественной
войне, выставка «Набат памяти» об исторических местах
Белоруссии, связанных с Великой Отечественной войной.
I Вступительное слово учителя.
Мы – россияне. Мы живём в стране, история которой тесно связана с
историей Белоруссии и Украины. Мы – славяне. Русский язык вместе с бело
русским и украинским входит в одну и ту же группу восточно – славянских
языков. Мы гордимся литературой и искусством наших народов – этим
бесценным вкладом в мировую культуру.
Великая Отечественная война – это страшные годы, которые наши народы
пережили вместе, вместе выстояли, вместе одолели врагов. Среди тех, кто
честно и мужественно рассказывает нам о Великой Отечественной войне наш
современник, писатель В.В.Быков.
II Сообщения учащихся о жизненном пути В.В.Быкова.
Василь Быков – человек удивительной судьбы. Василий Владимирович
Быков пишет на белорусском и русском языках.
Родился в 1924 году в деревне Череповщина Уманского района Витебской
области в семье крестьянина. Учился в Витебском художественном училище.
Семнадцати лет ушёл добровольцем на фронт.
На братской могиле под Кировоградом стоит обелиск. В длинном списке
фамилий значится и Василь Быков. А он выжил, выполз из хаты за несколько
минут до того, как её проутюжили фашистские танки.
Командир батареи лейтенант Василь Владимирович Быков не однажды
оказывался и без артиллеристов, и без пушек. В такие «паузы», если не был
ранен, командовал стрелковым взводом, водил его в атаки, а потом снова
возвращался в дивизион, снова пушки, прямая наводка, прямая дуэль с
танками, самоходками ( «Известия», №156 за 1974 год).
Переживания военных лет легли в основу многих рассказов В. Быкова, его
повестей «Журавлиный крик» (1960), «Третья ракета» (1961), «Альпийская
баллада» (1963), «Сотников» (1970), «Обелиск», «Дожить до рассвета»,
«Волчья стая» (1974) и др.
За повести «Обелиск» и «Дожить до рассвета» В.Быков удостоен
Государственной премии СССР 1974 года. Нравственные возможности человека, выявляемые на крутых жизненных
переломах, вот тот угол зрения, который избрал В.Быков. он изображает
своих героев в момент главного жизненного испытания, выпавшего на их
долю, в «минуту, страшнее которой уже не будет». Герои остаются один на
один со своей совестью. Может статься, что никто и не узнает, как они вели
себя в трудную минуту. Всё зависит от того, как они понимают свой
нравственный долг перед Родиной.
(Учащиеся выступают с сообщениями, дополняют друг друга).
III Эпиграфом к нашей конференции пусть будут слова поэтессы Нины
Гребельной:
Дубрава человечности полна:
Героям павшим кланяется низко.
Сейчас от нас минувшая война
Во времени и далеко и близко.
Известные погибших имена
Записаны на гранях обелиска,
Но есть другие, и не их вина,
Что выпали безвестные из списка.
( Н. Гребельная. «Два сонета»).
IV Учитель: Как вы думаете, почему В.Быков и в наши дни верен военной
теме?
О чём вам говорит название Хатынь?
публицистической статьи В.Быкова «Колокола Хатыни».
«У французов есть Орадур, у чехов – Лидице. Символ безмерных испытаний
белорусов – Хатынь, представляющая 136 белорусских деревень,
уничтоженных в годы Великой Отечественной войны вместе с их жителями.»
«Кровавая трагедия этого лесного пожарища в 26 дворов произошла 22 марта
1943 года, когда отряд немецких карателей внезапно окружил деревню.
Фашисты согнали хатынцев в сарай и подожгли его, а тех, кто пытался
спастись от огня, расстреляли из пулемёта. 149 человек, из них 76 детей,
навечно остались в этой адской могиле.
Скрупулёзно разрабатывая многочисленные аспекты войны против
Советского Союза, Гитлер вместе с судьбой всего белорусского народа учёл и
Хатынь. Согласно плану «ОСТ», принятому фашистами в 1941 году, ¾
белорусов предусматривалось выселить с занимаемых ими территорий, а
остальных превратить в безмолвных рабов, немецких колонистов. Но, к
удивлению гитлеровских заправил, этот народ, один из «тишайших» и
миролюбивых народов Европы, проявил такую несокрушимую стойкость, что
ещё в начале войны поставил в немалое затруднение руководство фашистской
Германии».
Отвечая на этот вопрос, я хотела бы прочитать вам отрывок из «Хатынь преподаёт человечеству простой, как истина, и вечно мудрый урок
бдительности. Человечество должно помнить о смертельной угрозе, которой
оно избежало в недалёком прошлом, и ежедневно заботиться о будущем».
V Вопросы для обсуждения на конференции.
1. Какое впечатление произвела на вас эта повесть, созданная в 1972
году?
2. Почему В.Быков выбрал для неё такое название – «Обелиск»?
3. Где происходят события в повести, кто её главные герои?
4. Что привело писателя в Сельцо, на похороны учителя Миклашевича?
5. Кто из пришедших на поминки особенно близко принял к сердцу эту
беду? Чем вам запомнился Тимофей Титович Ткачук?
6. Поговорим о главном герое повести, учителе Алесе Ивановиче Морозе?
Что примечательного было в его внешности и поступках до войны?
В своих выступлениях учащиеся рассказывают о том, как Ткачук впервые
увиделся с Алесем Ивановичем Морозом и не поддержал пани Ядю, чему
А.И.Мороз учил детей и как он это делал, как относился к детям; что
вызвало несогласие Тимофея Титовича.
7. Какие изменения произошли в Западной Белоруссии в начале войны?
8. Чем непохожи были два полицая – Лавченя и Каин?
9. Что делали в начале войны А.И.Мороз и Т.Т.Ткачук?
10. Перед каким нравственным выбором оказался А.И.Мороз? Почему он
ослушался командира отряда? Считаете ли вы поступок А.И.Мороза
подвигом или у вас есть другие мысли по этому поводу?
11. Как характеризует А.И.Мороза его поведение в последние дни его
жизни?
12. О чём вы задумались, прочитав эту повесть? Какие эпизоды произвели
на вас наиболее сильное впечатление? Каков ваш идеал учителя, идеал
человека?
VI Задание на дом: написать сочинение – миниатюру «Размышляя над
прочитанной книгой…»
VII Итог урока.
Всякий раз, читая повесть В.Быкова, мы словно преодолеваем огромный по
силе впечатления и краткий по времени путь мужества, ощущаем движущие
силы воинского героизма и просто человеческой порядочности. «На самом
острие война идёт между политическими целями. Но есть ещё более широкий
фронт в этой мировой войне, проходит он между человеком и тем, что
фашизм хотел бы из него сделать». Этими словами А.Адамовича мне и
хотелось бы закончить нашу конференцию.
Читательская – конференция по повести В.В.Быкова «Обелиск»
Читательская – конференция по повести В.В.Быкова «Обелиск»
Читательская – конференция по повести В.В.Быкова «Обелиск»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.