Читательско-зрительская конференция "Дорогою добра" по произведению Аркадия Петровича Гайдара "Тимур и его команда" (5 класс)
Оценка 4.6

Читательско-зрительская конференция "Дорогою добра" по произведению Аркадия Петровича Гайдара "Тимур и его команда" (5 класс)

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
воспитательная работа
5 кл
31.03.2019
Читательско-зрительская конференция "Дорогою добра" по произведению Аркадия Петровича Гайдара "Тимур и его команда" (5 класс)
Читательско-зрительскую конференцию "Дорогою добра" по произведению Аркадия Гайдара "Тимур и его и команда" можно проводить в 5 классе в честь писателя-юбиляра в целях формирования собственного мировоззрения, гражданского сознания, любви и уважения к литературе, к творчеству писателя А.П. Гайдара, воспитания чувства уважения к старшим, готовности прийти на помощь нуждающимся.
Читательско-зрительская конференция.docx
Читательско­зрительская   конференция   «Дорогою   добра»   по   повести   Аркадия Петровича Гайдара «Тимур и его команда» в 5 классе Цели:   ­   формирование     собственного   мировоззрения,   гражданского   сознания,   любви   и уважения к литературе, к творчеству А.П.Гайдара; ­ развитие  эмоционального  восприятия  художественного  текста,  образного мышления, творческого воображения; работа над развитием устной речи учащихся; ­   воспитание     чувства     сопричастности     к     судьбе     Родины     в     сложном     контексте российской   истории,   чувства   уважения   к   старшим,   готовности   прийти   на   помощь нуждающимся Оформление  класса: фотографии   писателя   и   его   родных,   выставка   иллюстраций   учащихся к повести Аркадия Гайдара, макеты обложки книги, книжная выставка с произведениями Аркадия Гайдара. Ход конференции. Вступление педагога­библиотекаря:  Когда я была совсем юной школьницей, любила ходить в библиотеку нашего поселка со своими подругами. Это было помещение с читальным залом на 2­м этаже Дома культуры, где были большие   ряды стеллажей,   заполненных   книгами   снизу   доверху.   Это   было просто   чудо какое­то. Не верилось, что можно прочитать всё, что было в этой детской библиотеке. Но однажды, проходя в вестибюле, мы с подругами обратили внимание     на книжной выставке Аркадия   Гайдара Тимур и его команда и задумались. Стали листать страницы.   После   прочтения   Аркадий   Гайдар   на   долгие   годы   стал   моим   любимым писателем и из его книг «Тимур и его команда». Прошло много лет. Мне очень хочется узнать, читают ли книги из моего детства современные дети, способны ли они понять тот оптимизм, то жизнеутверждение, которое несёт каждая из книг этого человека со сложной и тяжёлой судьбой. Сегодня   мы поговорим   об   Аркадии   Петровиче   Гайдаре,   о   его замечательной  книге,  на  которой  воспитывалось  не  одно  поколение –о повести «Тимур и его команда». Очень   не   хотелось   бы,   вспоминая   о   своём   детстве,   читать   нравоучения   и   быть назидательной (поучительной). Рассказ педагога­библиотекаря о биографии и творчестве Аркадия Гайдара: Аркадий Петрович Голиков (Гайдар) родился 22 января 1904 года. Отец Аркадия был сельским учителем,   комиссаром   штаба   35­ой   дивизии,   мать   –   учительница.   Родители   мальчика занимались самообразованием. Читали друг другу стихи, которые помнили наизусть. В доме много пели. К семейным праздникам, помимо других даров, готовились и подарки стихотворные. Аркадий начал говорить в рифму и сочинять стихи задолго до того, как выучился читать и писать. Гайдар с малых лет приучался к самостоятельности. Юноша жил в необычное время. Ему было 13 лет, когда началась гражданская война, и в 1918 году он добровольцем уходит в Красную Армию. Был в то время Аркадий Гайдар широкоплечим, не по годам рослым. Когда его спросили, сколько ему лет, он ответил, что 16, хотя на самом деле ему было всего  Сложный период в биографии нашей страны – гражданская война ­ иногда отец и сын воевали друг против друга. Ситуация на фронте обострялась. Так как Голиков проявлял находчивость, смелость, его назначают командиром роты, а позднее и командиром полка. Он   пережил   гибель   многих   друзей,   узнал   обиду   и   горечь   поражений,   радость   побед. Аркадий Голиков мечтал всю жизнь посвятить армии, но его сразила тяжелая болезнь: сказались ранения, контузия головы. Врачи признают его непригодным к военной службе. В 20 лет молодой человек остался не у дел. Гайдар решает попробовать себя в литературе. Он становится детским писателем.  Но  публиковал свои произведения он под псевдонимом Гайдар. Сам   писатель   по   этому поводу комментариев  не  давал  и  предоставил  широкий  простор  для  различных версий. Существуют три достаточно известные.  Наиболее традиционная из них: «Гайдар­это «всадник, скачущий впереди». Так  якобы  в  старину   называли  того,  кто  ехал верхом в разведывательном дозоре перед отрядом.  Повесть «Тимур и его команда» была создана писателем накануне Великой отечественной войны (1940г.) Мысль написать повесть о Тимуре возникла у писателя не внезапно­это был результат долгих раздумий.  В ранней редакции повесть вышла под названием «Дункан и его команда»­ главный герой Вовка   Дункан.   На   название   повести   «Тимур   и   его   команда»   проявилось   влияние   на название повести роман Жюля Верна «Дети капитана Гранта», в котором яхта «Дункан» по первому   тревожному   сигналу   отправилась   на   помощь   капитану   Гранту.   Руководители киностудии  потребовали  переименовать  героя, и  тогда  Аркадий  Гайдар  дал  героя имя своего сына Тимура, которого в жизни называл маленьким командиром.  Просмотр фильма и обсуждение по повести «Тимур и его команда». (Педагог­библиотекарь   после   просмотра   фильма   «Тимур   и   его   команда»   проводит   с детьми обсуждение содержания произведения) Ребята, где и когда происходят события, описанные в книге? Ответы.   События   происходят   в   Подмосковном   поселке,   куда   приехали   отдыхать московские   ребятишки   в   летнее   время   на   летних   каникулах.   Действие   происходит накануне войны (но уже идет финская война).  Педагог­библиотекарь: О каких двух командах рассказывается в повести? Ответы детей. Педагог­библиотекарь: Ребята, скажите, чем занималась команда квакинцев? Ответы. Квакинцы были хулиганами. Эти ребята ничего хорошего не делали. Сам командир этой команды Мишка Квакин выламывал доски из нового забора, разорял по ночам сады мирных жителей, квакинцы дрались, курили, обижали слабых, неряшливо одевались. Педагог­библиотекарь: Ребята, расскажите о взаимоотношениях «квакинцев»? Ответы. Взаимоотношения квакинцев между собой были очень своеобразными. Они играли в карты, и проигравший изображал покойника. Чтобы «оживить» его, все вооружались крапивой и хлестали несчастного до изнеможения. В этих действиях показана их жестокость даже к членам своей команды. В команде Квакина приняты унижения, грубость. Педагог­библиотекарь:   А   теперь   скажите,   существуют   ли   в   нашей   жизни «квакинцы»? Как вы думаете? Ответы. Да, к сожалению, в наше время, есть «квакинцы». Они от безделья, лени, равнодушия пьют алкогольные   напитки,   употребляют   наркотики,   хулиганят,   совершают   преступления, обижают   младших.   Но   наше   общество   старается   бороться   с   ними,   направляет   их   на правильный путь. Педагог­библиотекарь: Расскажите о делах тимуровской команды. Ответы. Команда тимуровцев придумала увлекательную форму помощи Красной Армии. Командир команды Тимур со своими сверстниками окружил тайно заботой тех, кого оставили отцы и братья, ушедшие в армию. Ребята отмечали дворы этих людей красной звездой. Это и старуха­молочница,   это   и   семья   лейтенанта   Павлова,   семья   полковника   Александрова. Тимуровская команда, в отличие от команды Мишки Квакина, брала под свою защиту и охрану семьи, в которой кто­то погиб на фронте. Ребята помогали воды принести, сложить дрова, поймать убежавшую козу. Лозунг этих ребят: «Сделай что­нибудь хорошее». Педагог­библиотекарь: А теперь, ребята, расскажите о взаимоотношениях в команде Тимура? Ответы. Взаимоотношения   в   тимуровской   команде   были   дружескими,   доброжелательными, уважительными.  Не  все  они  герои­крепыши,  как  Гейка,  Тимур.  Коля  Колокольчиков  – большой соня, он вечно все просыпает. В команде Тимура есть правило: уважать не только членов своей команды, но и других людей. Педагог­библиотекарь:   Как   показываются   в   произведении   взаимоотношения   со взрослыми? В   общении   со   взрослыми   ребята   никогда   не   повышают   голос,   не   капризничают.   Они пытаются понять взрослых, объяснить им ситуацию, потому что взрослые, узнав о странной игре детей и действиях, они начинают беспокоиться. Педагог­библиотекарь: В какой команде вы бы участвовали – Квакина или Тимура? Почему? Ответы. Чему вас научила повесть? Повесть учит детей помогать людям тем, чем сможешь. Учить бороться с нарушителями общественного спокойствия. Быть всегда честным, добрым и справедливым. Делать добрые дела не ради славы или денег. А просто так, от доброй души. Они заботятся тайной заботой семьи фронтовиков. Педагог­библиотекарь: Скажите, а есть ли сейчас «тимуровское движение»? Ответы. Да, есть. Это, в первую очередь, забота о ветеранах Великой Отечественной войны, помощь семьям воинов, погибших в Афганистане, Чечне, помощь одиноким престарелым людям. Тимуровцы   всегда   уступают   место   в   автобусах,   троллейбусах,   метро,   электропоездах пожилым   людям,   людям   с   детьми,   инвалидам.   Они   защищают   слабых,   одним   словом, творят добро. Педагог­библиотекарь: Скажите, чему учил Тимур? Ответы. Тимур учил помогать старым, больным, одиноким людям, любить Родину, думать всегда о людях. Педагог­библиотекарь:  последними словами Тимура в книге стали слова: «Я стою… Я смотрю. Всем хорошо! Все спокойны. Значит и я спокоен тоже». Эти слова он произносит, улыбаясь, радостно, ибо находит в этом свое счастье и счастье всех   людей.   Если   будет   каждому   хорошо   и   спокойно,   значит,   всем   будет   хорошо   и спокойно. Педагог­библиотекарь: Ребята! Живем ли мы сейчас по­гайдаровски? Ответы. Жить по­гайдаровски трудно, но интересно, надо любить родину, уважать людей, поступки сверять по добрым делам. Слово предоставляется приглашенной гостье   Залине Физануровне (приглашенная гостья рассказывает   детям   о   своей   любимой   книге   детства   Аркадия   Гайдара   «Тимур   и   его команда»). Следующий  этап: работа по иллюстрациям.   На   табло   выходит   иллюстрация   и   дети рассказывают, какие эпизоды нарисованы. Педагог­библиотекарь: Понравилась ли вам повесть «Тимур и его команда»? Что понравилось больше всего? Прочитайте, пожалуйста, ваши отзывы. Учащиеся зачитывают свои отзывы о книге. Педагог­библиотекарь: Назовите другие книги Аркадия Гайдара? Ответы детей, педагог­библиотекарь также обращает внимание детей на книжную выставку Аркадия Гайдара.  «Судьба барабанщика», «Дым в лесу», «Голубая чашка», «Чук и Гек», «Военная тайна». Вспомните, какие тимуровские дела вы  сделали  в  этом  учебном  году. А   может   быть,   когда   вы   были учащимися начальной школы? В наше время вместо словосочетания тимуровское движение мы говорим шефство, шефская работа. Заключительное слово педагога­библиотекаря: Может, сейчас нет такой романтики, но ведь и время совсем другое, скажете вы, ребята. Да, действительно время другое, но важно, чтобы не разучились быть бескорыстными и видеть, что кто­то ждет не только физическую помощь, но и просто душевное человеческое общение. Пусть эта малая помощь, теплая беседа согреет их сердца, поможет вселить веру в завтрашний день. А для нас это достойное и важное занятие. Домашнее задание: Написать сочинение –миниатюру «Чему научила меня книга А.П. Гайдара «Тимур и его команда».

Читательско-зрительская конференция "Дорогою добра" по произведению Аркадия Петровича Гайдара "Тимур и его команда" (5 класс)

Читательско-зрительская конференция "Дорогою добра" по произведению Аркадия Петровича Гайдара "Тимур и его команда" (5 класс)

Читательско-зрительская конференция "Дорогою добра" по произведению Аркадия Петровича Гайдара "Тимур и его команда" (5 класс)

Читательско-зрительская конференция "Дорогою добра" по произведению Аркадия Петровича Гайдара "Тимур и его команда" (5 класс)

Читательско-зрительская конференция "Дорогою добра" по произведению Аркадия Петровича Гайдара "Тимур и его команда" (5 класс)

Читательско-зрительская конференция "Дорогою добра" по произведению Аркадия Петровича Гайдара "Тимур и его команда" (5 класс)

Читательско-зрительская конференция "Дорогою добра" по произведению Аркадия Петровича Гайдара "Тимур и его команда" (5 класс)

Читательско-зрительская конференция "Дорогою добра" по произведению Аркадия Петровича Гайдара "Тимур и его команда" (5 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.03.2019