Члены предложения 7 класс русский язык
Оценка 4.9

Члены предложения 7 класс русский язык

Оценка 4.9
Работа в классе
doc
русский язык
7 кл
15.02.2018
Члены предложения 7 класс русский язык
Между 1935 и 1940 годами создавался « Реквием », опубликованный лишь спустя полвека - в 1987 году и отражающий личную трагедию Анны Ахматовой - судьбу ее и ее сына Льва Николаевича Гумилева , незаконно репрессированного и приговоренного к смертной казни. "Реквием" стал мемориалом всем жертвам сталинской тирании. « В страшные годы ежовщины я провела семнадцать месяцев в тюремных очередях » - « семнадцать месяцев кричу, зову тебя домой ...» И упало каменное слово На мою еще живую грудь . Ничего , ведь я была готова , Справлюсь с этим как-нибудь . У меня сегодня много дела : Надо память до конца убить , Надо, чтоб душа окаменела , Надо снова научиться жить .
obosoblennye_opredeleniya.doc
Урок русского языка в 11 классе   Обособленные   определения.   Синонимика   простых Тема. предложений   с   обособленными   определениями   с придаточными определительными.                              Цели. Образовательная:  закрепить знания учащихся по данной теме, связать их с предметом   "литература".   Повторить   правила,   связанные   с   причастными оборотами,   условиями   их   обособления   и   употребления   в   речи,   показать синонимичность придаточных определительных с обособленными оборотами в простом предложении. Развивающая: развивать познавательный интерес к предмету "русский язык". Развивать     навыки   коллективной   работы   учащихся   в   сочетании   с самостоятельной.  Развивать    мышление, развивать   языковое   чутье,  чувство красоты языка . 1 Воспитательная: повысить ответственность не только за собственные знания, но и за успехи всего коллектива, воспитывать умение внимательно слушать и слышать, уважать другое мнение. Ход урока. 1. Актуализация знаний. ­ Дайте понятие обособленных членов предложения.   (   Это   такие   члены   предложения,   значение   которых   особо   подчёркивается говорящим   с   помощью   интонаций   обособления   и   выделительных   пауз. Обособленные члены содержат дополнительную информацию. Они могут быть как одиночными , так и распространёнными.)  ­ Что называется определением? (   Определение   –   второстепенный   член   предложения,   который   отвечает   на вопросы какой? чей? который? ) ­ Какие типы определений вы знаете?  ( Согласованные и несогласованные) ­ Какие называются согласованными? ­ Какие называются несогласованными? ­ Дайте определение распространённых и нераспространённых определений. ­ Тема «Обособленные члены предложения» является в пунктуации одной из сложных, а потому и одной из «ошибкоопасных». В тестах она представлена достаточно широко. Рассмотрим таблицу по обособлению определений.  Определение. Определение обособляется Не обособляется определение С     зависимыми   словами,   стоящее после определяемого слова.   С     зависимыми   словами,   стоящее перед   определяемым   словом   и   не имеющее добавочных   2 (   После   грозы   и   дождя   все   доступные дорожки   в   лесу, солнечным   лучам,   курились. (Пришвин) Два   или   несколько   одиночных определения,   стоящих   после определяемого слова. (Сквозь   можжевельник,   корявый, неопрятный,   проросла   роскошная красавица   медуница   и   на   свету расцвела.  (Пришвин)      к личному Относящееся местоимению.  (Убаюканный сладкими   надеждами,   он   крепко спал. (А.П.Чехов)   Стоящее   перед   определяемым существительным   и   имеющее добавочное обстоятельственное значение   –   причинное,   условное, уступительное. (Оглушённый тяжким   гулом,   Тёркин   никнет головой.                      ( Твардовский)   обстоятельственных значения. расчищенная в снегу дорожка) оттенков (К   беседке   вела     Стоящее   после   определяемого существительного,   если   последнее само   по   себе   в   предложении   без определения   не   имеет   значения   и нуждается   в   определении.  (   Этот обычай признать явлением   очень   древним   по происхождению.)  следует     Если   определение   входит   в   состав сказуемого. (Марья   Ивановна явилась   к   ужину   бледная   и заплаканная.  (А.С.Пушкин)   Определение, неопределённого местоимения.    стоящее   после (Из   тьмы   ветвей   смотрело   на идущих что­то страшное, тёмное и холодное.) Оторванное   от   определяемого существительного другими членами предложения.  (Повилика   выползла на   песчаную   дорожку,   белая   и розовая, пахнет по­прежнему чем­ то   далёким   из   детства. (Пришвин)       причастием   словами, с Выраженное зависимыми если относится   к   определительному, указательному,   притяжательному местоимению и тесно с ним связано. (   Все   находящиеся   на   перроне махали руками отъезжающим.) Анализ предложений. Определить роль обособленных определений в предложений.  3 Несколько   десятков     миллионов   людей,   здоровых   и   наиболее трудоспособных, оторваны от великого дела земли – и посланы убивать друг друга. (М.Горький) (Обособляются   однородные   согласованные   определения,   стоящие   после определяемого   существительного.   Предложение   осложнено   уточняющим членом, выделяется тире)  Усталые до последней степени, альпинисты не могли продолжить своё восхождение.   Взъерошенный,   немытый,   Нежданов   имел   вид   дикий   и странный ( Л. Толстой).  (Распространённые   и   одиночные   определения,   стоящие   непосредственно перед   определяемым   существительным,   обособляются   ,   если   они   имеют добавочное обстоятельственное значение.) Замените определительный оборот оборотом со словом будучи. (Будучи усталыми до последней степени, альпинисты не могли продолжить своё восхождение.) Вывод.  Для проверки  наличия обстоятельственного  значения используется замена   определительного   оборота   оборотом   со   словом  будучи.  При возможности такой замены можно говорить о наличии обстоятельственного значения, что даёт основание для обособления.  Низенький, коренастый, он обладал страшною силою в руках. (М.Горький) Он повернулся и ушёл, а я , растерянный, остался рядом с девочкой в пустой жаркой степи. ( К.Паустовский) (Определения,   относящиеся   к   личному   местоимению,   обособляются независимо от степени их распространённости и местоположения. ) До   шалаша   мы   добежали   промокшие   насквозь.(   К.Паустовский)   Он выходит из задних комнат уже оканчательно расстроенный. (И.Гончаров) (Не   обособляются   определения   при   личном   местоимении,   так   как определение по смыслу связано не только с подлежащим – местоимением, но и сказуемым.) Ах ты глупенький! О я несчастный! (Не   обособляется   определение   при   личном   местоимении   в   подобных восклицательных местоимениях.) 4 Каштанка   потянулась,   зевнула   и   ,   сердитая,   угрюмая,   прошлась   по комнате.     ( А.Чехов) Мне навстречу , чистые и ясные, словно обмытые утренней   прохладой   ,   принеслись   звуки   колокола,   и   вдруг   мимо   меня, погоняемый   знакомыми   мальчиками,   промчался   отдохнувший   табун. (И.Тургенев) (   Распространённые   или   одиночные   определения   обособляются,   если   они отделены   от   определяемого   существительного   другими   членами предложения,   независимо   от   того,   находится   ли   определение   впереди   или после определяемого слова.) Даша   ждала   всего,   но   только   не   этой   повинно   и   покорно   склонённой головы.  (А.Толстой) Всё смеющееся, весёлое, отмеченное печатью юмора было ему мало доступно. ( В.Короленко) (Определительный оборот, стоящий после определительных , указательных и притяжательных местоимений, тесно примыкает к ним, поэтому запятой не отдедяется.) Всё, связанное с именем твоим, до сих пор продолжает волновать мою душу. (В   этом   предложении   определительный   оборот   имеет   характер   пояснения, уточнения, поэтому обособляется: всё ( а именно что?)) Вывод.  Стилистическая   роль   обособленных   определений   ,   выраженных причастным   оборотом,   состоит   в   том,   что   они   придают   высказыванию книжный   характер.   Но   при   употреблений   причастных   оборотов   следует учитывать   грамматические   особенности,   свойственные   причастию   как глагольной форме. Тренировочные задания. Исправьте предложения, объясните причину ошибки. Читаемая книга произвела на меня глубокое впечатление. – Прочитанная книга произвела на меня глубокое впечатление. (Причастие употреблено в форме настоящего времени, а сказуемое – в форме прошедшего. ) Прочитанная   лекция   для   студентов   была   очень   содержательна.   – Лекция, прочитанная для студентов, была очень содержательна. 5 (Нарушен порядок слов, поэтому смысл неясен.) Сочинение надо было написать на тему, которую  каждый учащийся мог выбрать из списка, который предложил учитель. ­ Сочинение надо было написать на тему, которую  каждый учащийся мог выбрать из списка, предложенного учителем. (Причастный оборот даёт возможность устранить повторение союзного слова и избежать речевой ошибки.) Диктант­загадка. Определить автора и произведение. Ни слава, купленная кровью, ни полный гордого доверия покой, ни тёмной старины   заветные   преданья   не   шевелят   во   мне   отрадного   мечтанья (М.Ю.Лермонтов.   «Родина»).   Торжеством   искусства   кузнеца   была   одна картина, начинавшаяся на стене церковной в правом притворе   (Н.В.Гоголь. «Ночь перед Рождеством»). А он, мятежный, просит бури (М.Ю.Лермонтов. «Парус»).  Науки,  чуждые   музыке,   постыли   мне  (   А.С.Пушкин. «Моцарт   и Сольери») Незримый, ты мне уж был мил ( А.С.Пушкин. «Евгений Онегин»). Работа по развитию речи. «В творческой лаборатории писателя». Добавьте   к   выделенным   словам   подходящие   по   смыслу   обособленные   и необособленные, распространённые и одиночные  определения. При проверке работы отмечается вариант, наиболее близкий авторскому тексту. Определить стилистическое назначение причастий и прилагательных в тексте.  Я видел листву (не только золотую и пурпурную, но и алую, фиолетовую, коричневую,   чёрную,   серую   и   почти   белую).   Краски   казались   особенно мягкими   из­за   осенней  мглы,   (неподвижно   висевшей   в   воздухе).  Небо, (покрытое облаками), всё же давало достаточно света, чтобы (мокрые) леса  могли загораться вдали, как багряные пожары. В сосновых чащах дрожали   от   холода  берёзы,  (осыпанные  сусальной   позолотой).   Деревья начинали   желтеть   снизу:   я  видел  осины,   (красные   внизу   и   совсем   ещё зелёные на верхушках). (Прилагательные и причастия в тексте придают лёгкость и благозвучие.) 6 Работа в группах. Задание для первой группы. Исправьте    предложения, объясните  причину ошибки. (2 группа  оценивает ответы 1 группы) 1.Роман вскрывает всю глубину социального неравенства, господствующего в дореволюционное время. 2. Работа была выполнена в течение пяти дней вместо   предполагаемых   шести.   3.   Хорошее   впечатление   производила прошлогодняя   выставка   дипломных   проектов   студентов,   ставших инженерами. Указания, полученные   от профессора, ассистентом были выполнены. Ключ к заданию 1 группы. 1.Роман   вскрывает   всю   господствовавшего в дореволюционное время. глубину   социального   неравенства, (Смешение   времён   в   причастии.   Надо   учитывать   присущие   причастиям категории времени, вида, залога и связанные с ними оттенки значения. ) 2.Работа была выполнена в течение пяти дней вместо предполагавшихся шести. (   Причастие   в   форме   настоящего   времени   здесь   не   подходит,   так   как действие, выраженное словом  предполагаемых, относится к прошлому, т.е. использована неточная форма причастия.) 3.Хорошее  впечатление   производила   прошлогодняя  выставка дипломных проектов студентов ,теперь уже инженеров. (   Правка   осуществляется   с   использованием   лексического   средства,   иначе получается , что уже в момент выставки студенты стали инженерами.) 4.Указания, полученные от профессора, ассистент выполнил. (Не учтена связь значения времени в глагольной форме  с категорией вида.) Задание для второй группы. Перепишите необособленными и, наоборот, необособленные – обособленными.   делая   обособленные   предложения,   определения 7 1.   Путешественника,   впервые   отправляющегося   в   центральные   районы высокого Тянь­Шаня, изумляют прекрасные дороги, проложенные в горах.  2. Наполненные   людьми   и   грузом   тяжёлые   машины   взбираются   на   высокие перевалы, спускаются в горные долины, поросшие высокой травой. 3. Горный поток,   стремительный   и   бурный,   то   подмывает   дорогу,   то   теряется   в глубоком   каменном   русле.   4.   Дикое,   пустынное     впечатление   производит раскинувшаяся вдоль бурной реки глубокая горная ложбина.  Ключ к заданию 2 группы. 1.   Впервые   отправляющегося   в   центральные   районы   высокого   Тянь­Шаня путешественника изумляют проложенные в горах  прекрасные дороги. 2. Тяжёлые машины, наполненные людьми и грузом, взбираются на высокие перевалы, спускаются в поросшие высокой травой горные долины. 3. Стремительный и бурный горный поток то подмывает дорогу, то теряется в глубоком каменном русле. 4. Раскинувшаяся вдоль бурной реки глубокая горная ложбина производит дикое, пустынное  впечатление. Знакомство   с   теоретическими   сведениями   о   синонимике   простых предложений   с   обособленными   определениями   с   придаточными определительными и анализ предложении. Причастный   оборот   и   определительная   придаточная   часть сложноподчинённого   предложения   могут   образовать   синонимические конструкции, отсюда – возможность их взаимозамены. В некоторых случаях использование   причастного   оборота   бывает   целесообразно,   так   как способствует сжатости, лаконичности речи, вносит и высказывание элементы книжного   стиля,   придаёт   особую   окраску.   В   ряде   случаев   использование причастных   оборотов служит основным средством стилистической правки. Это прежде всего способствует устранению скопления союзных слов, которые возникают   в   неоднородных   придаточных   частях   сложноподчинённого предложения. Рассмотрим на примерах.  На   выставке,   которая   открылась   в   Москве,   показано   немало   картин, которые   свидетельствуют   о   творческом   росте   молодых   художников. ( Лучше: На открывшейся недавно в Москве выставке показано немало картин,   которые   свидетельствуют   о   творческом   росте   молодых художников. Или : На выставке, которая открылась в Москве, показано немало   картин,   свидетельствующих   о   творческом   росте   молодых художников.)  8 Иллюстрации к рассказам , которые были присланы на конкурс, исполнены мастерски. (Иллюстрации к рассказам , присланные на конкурс, исполнены мастерски.) Здесь   замена   придаточной   определительной   части   причастным   оборотом производится  для устранения двусмысленности, связанной с возможностью двоякого соотнесения союзного слова который с одним из предшествующих существительных. И деревья, которые шумели у него под окном, и прекрасный вид на реку, открывающийся сверху, ­ всё это умиляло его и наполняло душу чистой, детской радостью. Причастный   оборот   использован   для   создания   параллелизма   в   структуре предложения.  Он имеет такие преимущества как сжатость и краткость. Тест. 1.В каком из предложений есть обособленные члены? (Знаки препинания не расставлены) А) Сквозь редкие деревья виден был залитый лунным светом двор. Б) Облака оседаемые снежными холмами на рёбрах гор летят к западу. В) Наконец он увидел сворачивающую влево дорогу и на ней ехавшую к развилке крытую санитарную машину. Г) Она стояла подбоченясь. Ответ Б. 2.   В   каком   предложении   придаточную   часть   нельзя   заменить   причастным оборотом?    А) Обломов постоянно лежал на диване в одной комнате, которая служила ему спальней, кабинетом , приёмной. Б)   Маленькая   избушка,   которая   незаметно   приютилась   на   самой   опушке, встретила нас весёлым дымком из трубы. В) Мальчики едва не застряли в тесном лозу, в котором никто давно не бывал. Г) На маленьком диванчике в гостиной , который практически всегда был завален игрушками, мы и нашли её спящей.  9 Ответ В. 3.   В   каком   предложении   придаточную   часть   нельзя   заменить   причастным оборотом? А) Она стояла в накате волны, которая захлестнула пляжную гальку, а позади бурунилось барашками бескрайнее море. Б) Случай, который лёг в основу «Мёртвых душ», Гоголю подсказал Пушкин. В) По почти неприметной лесной тропинке, что огибало болото, уже давно никто не ходил. Г) Ведь есть же на белом свете такие далёкие края, к которым так стремятся перелётные птицы.  Ответ Г. 4.  В   каком   предложении   придаточную   часть   нельзя   заменить   причастным оборотом? А) Тесно торчали на грядах бурые листья, которые были перепутаны горохом. Б)   Дорога,   которая   была   вся   изрыта   глубокими   колеями,   шла   тёмным хвойным лесом.  В) Во второй урок она должна была прыгать на задних лапахи хватать сахар, который высоко над её головой держал учитель. Г) Издалека были видны брёвна, которые плыли по воде.   Ответ В. 5.   В   каком   предложении   придаточную   часть   нельзя   заменить   причастным оборотом? А)   Одарённость   –   свойство   личности   человека,   которое   определяет   его возможности   в   достижении   незаурядных   результатов   в   каком­либо   виде деятельности. Б) Внимание – это та единственная дверь нашей души, через которую всё непременно проникает. 10 В)  Солнечный   свет   ослепительно  сверкал   между   листвою,  между  ветвями, которые живою сеткою двигались и волновались от ветра.  Г) Есть в детстве видения, которые сохраняешь в памяти на всю жизнь. Ответ Б. Итоги урока.  В каких условиях определение обособляется?   выраженные   косвенными   падежами (Несогласованные   определения, существительных   с   предлогами,   обособляются   в   том   случае,   если   им придаётся большая самостоятельность, т.е.  когда они дополняют , уточняют представление об известном уже лицеили предмете; это обычно бывает, если они относятся к собственному имени или личному местоимению: Князь Андрей, в плаще, верхом на вороной лошади , стоял за толпой и смотрел на Алпатыча (Л.Толстой). Сегодня она, в новом голубом капоте, была особенно молода и внушительно красива. ( М.Горький) Несогласованные   определения, существительных, кроме того, обычно обособляются:   выраженные   косвенными   падежами а)   когда   следуют   за   обособленными   определениями,   выраженными прилагательными и причастиями: Мальчик, стриженный, в серой блузе, подал Лаптеву чаю без блюдечка. ( А.Чехов) б) когда стоят впереди этих определений и связаны с ними сочинительными союзами: Бедный гость, с оборванной полою и до крови оцарапанный , скоро отыскал безопасный угол. (А.Пушкин) Домашнее задание. 1. Повторить   обособление   несогласованных   определений,   выраженных косвенными падежами существительных с предлогами. 2. повторить   материал   о   сложноподчинённых   предложениях   с придаточными определительными. 11 12

Члены предложения 7 класс русский язык

Члены предложения 7 класс русский язык

Члены предложения 7 класс русский язык

Члены предложения 7 класс русский язык

Члены предложения 7 класс русский язык

Члены предложения 7 класс русский язык

Члены предложения 7 класс русский язык

Члены предложения 7 класс русский язык

Члены предложения 7 класс русский язык

Члены предложения 7 класс русский язык

Члены предложения 7 класс русский язык

Члены предложения 7 класс русский язык

Члены предложения 7 класс русский язык

Члены предложения 7 класс русский язык

Члены предложения 7 класс русский язык

Члены предложения 7 класс русский язык

Члены предложения 7 класс русский язык

Члены предложения 7 класс русский язык

Члены предложения 7 класс русский язык

Члены предложения 7 класс русский язык

Члены предложения 7 класс русский язык

Члены предложения 7 класс русский язык

Члены предложения 7 класс русский язык

Члены предложения 7 класс русский язык
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.02.2018