Чтение и анализ половозрастных пирамид
Оценка 4.9

Чтение и анализ половозрастных пирамид

Оценка 4.9
docx
21.05.2024
Чтение и анализ половозрастных пирамид
Трудовые ресурсы и рынок труда.docx

Трудовые ресурсы и рынок труда. § 14

Пр.Р. №8 Чтение и анализ половозрастных пирамид.

Трудовые ресурсы

Таблица 1. Изменение трудовых ресурсов2

Группа населения, тыс. чел.

Годы

1989

2002

2011

Моложе трудоспособного возраста (до 16 лет)

35 995

26 327

23 209

Трудоспособного возраста (мужчины 16-59 лет, жен­щины 16-54 лет)

83 746

88 942

87 847

Старше трудоспособного возраста

27 196

29 778

31809

Соотношение мужского и женского населения

Таблица 2. Изменение доли мужчин и женщин, %

Группа населения

Годы

2001

2011

Мужчины

47

46

Женщины

53

54

Демографический прогноз до 2030 г.

Таблица 3. Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, лет (средний вариант прогноза)

Год

Мужчины и женщины

Мужчины

Женщины

2015

70,6

64,8

76,3

2020

72

66,4

77,4

2030

73,9

68,8

78,9

 

 

 

 

 

 

 

Экономически активное население

Таблица 4. Изменение численности экономически активного населения, тыс. чел3

Группа населения, тыс. чел.

Годы

 

2010

2011

 

Занятые

75 013

75 575

 

Безработные, зарегистрированные в госу­дарственных учреждениях службы занятости

1590

1286

 

Структура занятости населения

Таблица 5. Распределение населения по отраслям (2011 г.)[1]

Отрасль

Доля населения,%

Добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства, производство и распределение электроэнергии газа и воды

20,2

Торговля. Гостиницы и рестораны

18

Образование, здравоохранение, социальные услуги

17,1

Другие виды экономической деятельности

4

Транспорт и связь

9,4

Государственное управление, обеспечение военной безопасности, социальное обеспечение

7,7

Финансовая деятельность, операции с недвижимо­стью, арендой и предоставление услуг

8,7

Сельское и лесное хозяйство, рыболовство и охота

7,7

Строительство

7,2

Вся экономика

100

 

 

Цель работы: формирование умений работы с графическими материалами на основе обработки статистических материалов.

Рекомендации. При выполнении работы используются стати стические материалы, относящиеся ко всей территории России или к отдельному ее региону. Половозрастная пирамида пред­ставляет собой двойную перевернутую столбчатую диаграмму, от­носящуюся к мужской и женской частям населения. Очень важно выбрать правильный масштаб осей диаграммы. По вертикали обо­значаются возрастные промежутки, по горизонтали в обоих частях пирамиды — численность населения в данной возрастной группе. По результатам деятельности целесообразно провести анализ пи­рамиды, который позволит выяснить:

    тип воспроизводства населения;

     соотношение мужчин и женщин в различных возрастных группах;

    причины непропорциональности внешнего вида пирамиды;

     исторические события, повлиявшие на соотношение мужчин и женщин в разных возрастных группах;

     доли отдельных возрастных групп в общей численности на­селения.

 Постройте две столбчатые  диаграммы по данным за 2011 год.

1. Половозрастная диаграмма

2. Трудовые ресурсы

Путём наложения одной диагрммы на другую выявите какая часть населения мужчин трудоспособного возраста, а какая часть женщин.

3. Cделайте прогноз востребованных профессий на 2030 год по половозрстным признакам.

Соотношение мужского и женского населения

Изменение трудовых ресурсов.


Рынок труда и занятости населения. §5(география КБР)

Пр.р. № 2. «Определение по статистическим данным численности людей занятых в хозяйстве».

Цель работы: проанализировать соотношение трудоспособного на­селения и уровень занятости населения; объяснить причины высокого уровня безработицы.

Занятость и безработица населения (на конец года, тыс. человек)

Показатель

ГОДЫ

1995

2000

2003

2004

2005

2006

2007

2008-891338 чел.

Экономически

 

 

 

 

 

 

 

 

активное насе­-

 

 

 

 

 

 

 

 

ление - всего

322,4

↑403,4

↓395,6

↓385,6

↑391,9

↑442,8

↓426,6

↓405,1

Занято в эконо-­

 

 

 

 

 

 

 

 

мике - всего

276,5

335,3

306,2

286,6

300,3

351,2

351,7

330,8

Безработные

45,9

68,1

89,4

99,0

91,6

91,6

74,9

74,3

1. Используя данные таблицы, проанализируйте особенности дина­мики экономически активного населения республики по годам. (в период с 1995-2000гг______________,

в период с 2000-2004гг.___________________, в период с 2005-2008гг.______________).

2. Определите уровень безработицы республики за 2008 год. Для расчета уровня безработицы необходимо учитывать официальную статистику. Уровень безработицы рас­считывается по следующей формуле:

УБ = (n : N) х 100%,

где УБ — уровень безработицы, n — численность безработных, N — численность населения территории.

Полученный результат округлить до десятых. _ УБ =_8,3%.  2016 г УБ=10,5%

3. Сделайте выводы о положительных и отрицательных сторонах безработицы как социально-экономическом явлении. Перепишите, вставляя пропущенные слова.

Недоиспользуемая категория трудоспособного населения в общественном производстве КБР за 2008 год составляет_____%. В современной рыночной экономике рынок труда - это соотношение спроса на рабочую силу и её предложения со стороны трудоспособного населения. Спрос на рабочую силу зависит от оплаты труда. При низкой оплате труда: работодатель может набрать больше дешёвых работников, а работник не имеет большого желания работать за низкую зарплату. В результате много свободных мест, высокий спрос на рабочую силу, т.е. дефицит работников- спрос выше предложения. При высокой оплате труда: работодатель должен обходиться (малым, большим) числом работников. Работник хочет получить высокооплачиваемую работу. Рабочих мест

( мало, много),а предложения к рабочей силе высокие. Предложение выше спроса- ситуация - безработицы.

Повышенный и высокий  уровень (оценка "4" и "5").

Ответить письменно на вопросы используя текст §5(география КБР).

4. Почему в городах более высокий уровень безработицы? Почему этот показатель в одних районах выше, в других ниже? Что можно и нужно сделать для увеличения численности занятого трудоспособного населения вашего города, села? Попытайтесь обосновать ваш ответ.

5. Почему с 1991 г. устойчиво больше выбывающих из республики, чем прибывающих? Объясните.

Есть ли в вашем населенном пункте безработные? Если «да», то объ­ясните, с чем это связано.

Какая категория населения считается безработной? Что бы вы пред­приняли по сокращению безработицы у вас?


 

Скачано с www.znanio.ru



[1] По материалам www.gks.ru/Каталог публикаций:Федеральная служба государственной статистики

 

 

 

 

Трудовые ресурсы и рынок труда

Трудовые ресурсы и рынок труда

Цель работы: формирование умений работы с графическими материалами на основе обработки статистических материалов

Цель работы: формирование умений работы с графическими материалами на основе обработки статистических материалов

Рынок труда и занятости населения

Рынок труда и занятости населения

Повышенный и высокий уровень (оценка "4" и "5")

Повышенный и высокий уровень (оценка "4" и "5")
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.05.2024