Чтение рассказа Сергея Иванова «Каким бывает снег»

  • docx
  • 24.11.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала АБВ Иванов Каким бывает снег.docx

Конспект занятия в детском объединении «АБВГДейка2, 2 год обучения

Тема: Чтение рассказа Сергея Иванова «Каким бывает снег»

Цель: Знакомство с произведением С. Иванова «Каким бывает снег».

Задачи:

Учить понимать смысл литературного произведения;

Учить анализировать, сравнивать, высказывать свои умозаключения;

Обогащать словарный запас и развивать речь детей;

Воспитывать интерес к природе.

Материалы и оборудование: пазлы из 5-6 частей на тему «Зима» по количеству детей, текст рассказа

Ход занятия

Организационный этап- 2 минуты

Приветствие детей и их настрой на работу.

Подготовительный этап – 5 минут

Педагог: Ребята, какое у вас настроение? (Ответы детей)

Педагог: Давайте, посмотрим, друг на друга и улыбнемся, покажем, друг другу свое хорошее настроение и передадим его своим друзьям.

Педагог: Для того чтобы узнать тему нашего сегодняшнего занятия, я предлагаю поиграть в игру «Пазлы». У каждого из вас есть части картинки. Их нужно собрать. Кто правильно выполнит задание, тот догадается, о чем пойдет речь на занятии.

Дети выполняют задание.

Педагог: Внимательно посмотрите на получившиеся у вас картинки. Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? (О зиме)

Педагог: Правильно, о том времени года, которое стоит на дворе сейчас.

Педагог: А как вы догадались, что на картинках изображена зима? Какие приметы зимы отчетливо видны на этих картинках? (Ответы детей)

Педагог: Молодцы, а сейчас послушайте загадку и отгадайте ее:

Странная звездочка с небо упала.

Мне на ладошку легла и пропала! (Это снежинки, снег)

Основной этап – 20 минут

Педагог: Какими словами можно сказать о снеге, какой он? (Белый, пушистый, мягкий, нежный).

Педагог: Говорят снег пушистый, значит мягкий. Упадёшь в пушистый снег и не ударишься. На что похож снег? (На вату).

Педагог: Снег похож на вату. Снег, как вата, пушистый, мягкий. Так какой идет снег зимой? (Пушистый, мягкий).

Педагог: А давайте, и мы превратимся в легкие пушистые снежинки.

Физкультминутка «Снежинки»

Педагог: Представьте, что вы снежинки, подул ветер и закружил их. (Дети кружатся)

Педагог: Ой, смотрите, снежинки и на вашей одежде; сдуйте их. (Дети выполняют задание)

Педагог: Давайте скажем слово «снежинка» по-разному: испуганно, грустно, удивленно и радостно.

Педагог: А сейчас, присаживайтесь на стульчики.

Педагог: А вы знаете, что писатели, поэты и художники подмечают в природе самое интересное. Они видят то, что другие иногда не замечают. Например, вы знаете, что снег бывает в начале, середине и конце зимы совсем разным. Послушайте, как рассказывает об этом писатель Сергей Анатольевич Иванов в своем рассказе «Каким бывает сне». Внимательно послушайте.

Педагог читает рассказ

Педагог: Что вы только что послушали? (Рассказ)

Педагог: А как вы поняли, что это рассказ, а не сказка? (Здесь описываются явления природы, те, что бывают на самом деле, которые можно увидеть, и нет волшебных героев как в сказке)

Педагог: Вам понравился рассказ?

Педагог:  Как он называется?

Педагог: Кто написал этот рассказ?

Беседа по содержанию

Педагог: Скажите коротко, о чем говорится в рассказе? (Не просто о снеге, а о том, каким разным бывает снег)

Педагог: Какими словами писатель называет первый снег? (Робкий, тихий, как разведчик, проверяет землю)

Педагог: Самый первый снег робок и тих. Ложится на черную октябрьскую землю: «Ой! Извините!» И тает.

Педагог: Робкий – это какой? (Несмелый)

Педагог: Как описывает начало зимы писатель? (Ответы детей)

Педагог: Небо серое, снежок белый и легкий, словно на акварельном рисунке. А озимое поле так и сияет, сияет, словно оно освещено каким-то невидимым солнцем. Озимое поле, ребята, поле, засеянное осенью зерновыми культурами (пшеницей, рожью). Оно покрыто первым снегом.

Педагог: Какой становится погода в январе? (Ответы детей)

Педагог: Солнце выглянет утром, загорится, высоко поднимется в небо. А небо синё, бездонно. Глянешь из окошка - что за день чудесный! Прямо весна! Кажется, еще чуть и посыплется с крыши капель. Но только выйдешь, и дух захватит. И сейчас же пожалеешь, что не взял вторых рукавиц. Мороз, ну и морозище! Много снегу - много и холоду. Солнце висит вверху, словно лампочка в холодильнике: светит, а не греет. (Педагог уточняет ответы детей в соответствии с текстом, добивается ответов фразами из рассказа)

Педагог: Какими словами Сергей Анатольевич Иванов называет снег в Январе? (Сильный, спокойный, холодный, тяжелый)

Педагог: Силен и спокоен январский снег. Тяжелым холодным одеялом накрывает он поля. Гнет к земле деревья.

Педагог: Вспомните, что говорится в рассказе о февральском снеге? Какой он? (Самый злой и колючий - это февральский снег)

Педагог: А почему колючий? (Потому что колет лицо, холодный, морозный).

Педагог: Что происходит с февральским снегом? (Злиться, лютует)

Педагог: Как вы поняли, что февральский снег самый злой (Дети вспоминают фразы из текста)

Педагог: Злится февральский снег, лютует - лупит путника по шапке, по ватной спине. Лупи, лупи! Недолго тебе осталось. Злодей! Колдун! Ведьмин сын!

Педагог: Как описывается последний снег в рассказе? Какой он? (Он плотный и липкий, словно белый пластилин, дырявый)

Педагог: Апрельский снег - дырявый: весь в дырах проталин, весь в дырах луж. Вот как автор описывает последний снег. Что такое Проталины, ребята? Правильно, это место, где стаял снег, и открылась земля.

Педагог: Скажите, апрельский снег всё так же чист? (Нет, берёзы уже белее снега)

Педагог: Послушайте последнее предложение из рассказа, подумайте и ответьте, что хотел сказать автор нам этими словами. «Лыжня уходит, теряется среди стволов, словно среди тумана. Недавно по этой лыжне ушел от нас Дедушка Мороз. (Автор хотел нам сказать, что закончилась зима, и скоро исчезнет весь снег).

Педагог: Вот как много мы узнали о зимнем снеге из рассказа Сергея Анатольевича Иванова «Каким бывает снег». Ребята, вы теперь знаете, каким непохожим и неодинаковым может быть снег в разные моменты зимы.

Итогово-рефлексивный этап – 3 минуты

Педагог: Как назывался рассказ, с которым мы познакомились сегодня?

Педагог: Кто написал этот рассказ?

Педагог: О чем рассказывает автор в нем? (Ответы четкие, краткие, не затянутые)

Педагог: Мне очень понравилось сегодня, как вы слушали рассказ, как отвечали на вопросы, молодцы!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сергей Иванов «Каким бывает снег?»

1

Самый первый снег робок и тих. Ложится на черную октябрьскую землю: «Ой! Извините!» И тает. Лишь кое-где притаится по бороздкам, оставшимся от змеиного следа последнего велосипедиста.

Первый снег. Он лежит словно просто для красоты — чтобы лишь подчеркнуть, как черна напившаяся осенней воды земля. Небо серое, снежок белый и легкий, словно на акварельном рисунке.

2

Силен и спокоен январский снег. Тяжелым холодным одеялом накрывает он поля. Гнет к земле деревья. А какая елочка послабей — он и сломает ее!

Солнце выглянет утром, загорится, высоко поднимется в небо. А небо синё, бездонно. Глянешь из окошка — что за день чудесный! Прямо весна! Кажется, еще чуть и посыплется с крыши капель.

Но только выйдешь, и дух захватит. И сейчас же пожалеешь, что не взял вторых рукавиц… Мороз, ну и морозище! Много снегу — много и холоду. Солнце висит вверху, словно лампочка в холодильнике: светит, а не греет.

3

Самый злой и колючий – это февральский снег. Метели одноногие кружатся, прыгают по полям и над лесом, сшибаются в один воющий ком. А небо мглистое, низкое. Кажется, только руку протяни – и вот оно… Но не поднять руки, не разлепить глаз. Идёшь, нахлобучив шапку на лоб. А ветер так и бросает тебя, так и гонит, словно бумажного.

Злится февральский снег, лютует – лупит путника по шапке, по ватной спине… Лупи, лупи! Недолго тебе осталось… Злодей! Колдун! Ведьмин сын!

И вдруг остановишься: «Боже ты мой, куда ж это я забрёл? Куда ж это он меня затащил? О-ё-ёй! Лишь бы до дому добраться!»

4

Самый последний снег – апрельский. Он плотный и липкий, никаким ветром его не поднимешь, пристал к земле, словно белый пластилин.

Апрельский снег – дырявый: весь в дырах проталин, весь в дырах луж. Что уж там деревья, что уж там кусты – кочки и те голову начинают подымать. Вылезет из-под снега – рыжая, непричёсанная: «А вот она и я!»

В лесу снегу ещё немало, но весь он в мелких оспинках берёзовых семян-самолётиков. Лыжи скользят плохо… Я стою среди берёзового царства. Берёзы уже белее снега. Лыжня уходит, теряется среди стволов, словно среди тумана.

Вчера по этой лыжне ушёл от нас дедушка Мороз.