Воронова Т.В.
Концертмейстер гимназии № 10
Грамотное чтение с листа нотного текста – основа в работе концертмейстера.
Общеизвестно, что нельзя стать профессиональным концертмейстером, не обладая беглым навыком чтения с листа. Умение читать с листа характеризует уровень музыканта: его интерес к музыкальному искусству, кругозор, степень профессионального владения инструментом. История знает уникальные примеры. Д.Мур в своей книге «Певец и аккомпаниатор» рассказывает о Брамсе, который с первого прочтения транспонировал «Крейцерову сонату» Бетховена. Всем известно о феноменальной способности читать с листа С.В.Рахманинова, а также С.Рихтера, нашего великого современника.
Поэтому концертмейстеру так важно уметь профессионально читать нотный текст, уделять особое внимание развитию навыков чтения нот с листа.
Отсюда встает проблема поисков и разработки методике обучения. Чтением с листа обычно занимаются в начальных классах школы, по мере того, как разучиваемый репертуар становится сложнее, эту работу прекращают. В училищах концертмейстерской практики не достаточно.
При чтении с листа развивается не только внутренний слух, но и музыкальное сознание. Важно быстро понять художественный смысл произведения, уловить самое характерное в его содержании, внутреннюю линию раскрытия музыкального образа, необходимо хорошо ориентироваться в форме, гармонической и метроритмической структуре произведения, уметь увидеть главное. Тогда открывается возможность читать не «нота за нотой», а суммарно, крупными звуковыми комплексами, видя на несколько тактов вперед.
При чтении с листа музыкального произведения очень важно умение упрощать текст, избирая самое необходимое. Трудно бывает тем пианистам, которые стараются сыграть все ноты, безнадежно пытаясь исполнить всю фактуру. Решающим условием успеха является способность расчленять фортепианную фактуру, оставляя лишь самую минимальную основу фортепианной партии, быстро и четко представлять себе главные изменения в пьесе – характера, тональности, ритма, динамики, фактуры. «Максимум музыки и минимум нот», - говорят все опытные пианисты.
То же при Транспонировании. Прежде чем его начать, нужно отчетливо представить себе звучание произведения хотя бы в основной тональности, внутреннюю схему его развития, линию мелодико-гармонического движения. Важно мысленно «очутиться» в новой тональности, хорошо знать, как строятся в ней основные аккорды. И самое ценное – опять слышать не отдельные звуки, а их комплексы, гармонический смысл, функции аккордов.
Транспонирование на увеличенную приму не представляет собой трудности: надо мысленно подставить знаки новой тональности. Транспонирование на малую и большую секунду гораздо сложнее, так как новый текст весь меняется. В этих случаях можно сокращать текст, а партию солиста и бас оставлять как гармоническую основу. Когда транспонируем на терцию вверх, то партию правой руки надо мысленно ставить в басовый ключ, когда на терцию вниз, то партию левой руки ставим в скрипичный ключ.
Быстрота ориентировки достигается скорее теми, кто умеет подбирать по слуху. Им легче предвидеть ход музыкального развития, догадаться о тех элементах фактуры, которые они не успели заметить и осознать. Один из центральных аспектов сложной проблемы чтения с листа - координация исполнителем внутренних слуховых представлений и пианистических движений. Проанализировать текст еще не достаточно для хорошего исполнения. Нужно уметь и пианистически реализовать свои замыслы. Для этого необходимо вырабатывать свободу ориентировки на клавиатуре, знании тональностей, в различных типах техники, аппликатуре. Только при полной мобилизации всех творческих способностей пианиста будет успешно проходить процесс чтения с листа.
Концертмейстер должен обладать тонким интонационным слухом. Этот слух надо развивать. Если пианист не имел случая познакомиться с тем, как вырабатывается ощущение остроты интонации, например в классах скрипки, виолончели, в классе опытного хормейстера – он не может иметь о ней должного представления.
Фактурные облегчения имели и будут иметь место в практике любого пианиста. Необходимость в них возникает часто и поэтому полезно для себя выработать некоторые навыки, чтобы различные облегчающие изменения возможно было применять экспромтом, автоматически.
Упрощения необходимы в основном в особо трудных октавных, терцовых, аккордовых последованиях и репетициях. Степень упрощений во многом определяется темпом.
Облегчение исполнения октав и терций состоит в сведении их к одному (чаще верхнему) голосу или чередовании двойных и одинарных нот, ломаные октавы заменяются простыми. В пассажах из цепи аккордов оставляется только то, что возможно сыграть в заданном темпе.
Особое место занимает техника тремоло и репетиций. Продолжительное тремоло трудно и утомительно, облегчить его можно двумя способами – увеличив длительность его наименьшей моторной частицы или заменить чередование звуков, его составляющих, одновременным их повторением с сохранением метрической группировки в долях такта. Метрическое размерное тремоло удается лучше и меньше утомляет руки. Есть правило исполнения тремоло – брать вначале все составляющие его звуки коротким аккордом, четко атакуя его, а затем начинать тремолирование. Много обычных и комбинированных упрощений и в исполнении репетиций. Любое облегчение правомерно лишь при условии сохранения образного смысла музыки и достаточной полноты звучания для его выражения.
Существуют и трудности, которые облегчить нельзя, например изложение полифонического склада. Тогда остаётся одно – добросовестно поучить это место, что тоже не исключается.
Вопросы чтения с листа сегодня приобретают особо острое звучание. Часто отсутствие этих навыков – показатель низкого профессионального уровня музыканта. Необходимо владении большим и разнообразным репертуаром. Этого нельзя достичь без свободного, беглого чтения нот.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.