Открытый урок по сольфеджио: Чтение с листа на уроке сольфеджио и подготовительные упражнения к нему», 3 класс, отделение музыкального фольклора.
Цель урока:
Показать формы работы над чтением с листа и подготовительные упражнения.
Задачи урока:
- обучить ребёнка подготовительным этапам работы при чтении нот с листа, активизируя его внимание, память.
- развить у ученика навыки чтения нот с листа и применить их на практике, включая в процесс работу внимания, слуха, чувства ритма, мышления.
- воспитать у ребёнка самостоятельность в применении полученных навыков при чтении с листа.
План урока:
Вступительное слово педагога
Чтение с листа на уроках сольфеджио предполагает способность ученика петь по нотам незнакомую мелодию. Естественно, что такая способность может появиться только на основе музыкально-слухового опыта. Этот опыт легче накапливается и прочнее закрепляется, если приобретается в исполнительской практике. На уроке сольфеджио ею служит, главным образом, хоровое и сольное пение.
Чтение с листа является одним из способов развития музыкального слуха учащихся. Оно представляет собой навык, который должен совершенствоваться в течение всех занятий сольфеджио.
Чтобы успешно читать с листа, недостаточно обладать хорошими музыкальными данными, надо иметь следующие навыки:
умение чувствовать тональность, удерживать ее строй, ориентироваться в ступенях тональности.
умение видеть, понимать и представлять мысленно звучание мелодии, ее форму и логику развития.
умение владеть своим голосом и петь без поддержки инструмента.
Все эти навыки вырабатываются как в самом процессе чтения с листа, так и в других формах работы в классе сольфеджио: при пении интонационных упражнений, при слушании музыкальных произведений и при записи диктантов.
Но прежде, чем приступить к пению с листа в различных формах, учащиеся должны развить в себе необходимые вокальные навыки.
Первый вокальный навык, который дети должны усвоить - это медленное, распевное, связное пение. При исполнении быстрых песен ученикам труднее вести мелодию, следовательно, труднее чисто интонировать. Названный навык вырабатывается на песнях медленных, кантиленных, таких как колыбельные песни, песни ласкового звучания. Их образное содержание не позволяет детям " кричать", петь открытым звуком.
1. Предварительная работа - № 297 «Во сыром бору тропина». На экране написана песня в другой тональности. Песня написана в тональности ми минор, учащиеся должны определить, какая это мелодия. Пение песни
С аккомпанементом (гармоническим) ,
без сопровождения,
по фразам, одну вслух, другую – про себя (с дирижированием).
Чистота интонации особенно зависит от того, насколько у ребенка развиты внутренние музыкальные представления, т.е. насколько он ясно представляет себе мелодию выученной песни, насколько ясны представления, которые вызывают у него незнакомый нотный текст.
Упражнения на развитие внутренних музыкальных представлений:
Называние звукоряда вверх и вниз от разных звуков.
Пение коротеньких звукорядов (цепочкой) от разных звуков вверх и вниз (педагог играет и называет только первую ноту в звукоряде, а уч-ся допевают).
Подготовительные формы работы над чтением с листа - Их основная задача фиксировать внимание детей и отрабатывать процесс не весь сразу, а по частям.
Подготовительные упражнения к работе над чтением с листа
Чтение нот в ритме - №№ 57, 59, 68, 117 (с дирижированием).
Отстукивание ритма мелодии №№ 216, 221, 225, 117 (со счётом).
Пропевание всей группой отдельных интонаций № 57 (1 такт, 5 такт, 14 такт, 17 такты.
Разучивание отдельных оборотов, наиболее сложных № 221 (3-4 такты, 7-8 такты).
Большое значение для чтения с листа имеет предварительный анализ и настройка.
Предварительный анализ мелодии № 117
Тоника, Тональность (до мажор)
Размер, длительности (две четверти; четвертные, восьмые, четверть с точкой и восьмая).
Темп
Структура мелодии: деление на фразы, повторность, варьирование, секвенции (12 тактов, 4 фразы по 3 такта, структура – аабб).
Настройка
Спеть гамму
Устойчивые ступени
Отдельные обороты (из номера)
При чтении с листа продолжается развитие внутреннего слуха при помощи мысленного пения. Следующие приемы способствуют воспитанию этого важнейшего навыка:
Развитие мысленного пения
Определение мелодии на слух в другой тональности (пропевание)
Короткая попевка (2-4 такта) – мысленно пропеть, педагог играет с ошибками
Небольшая мелодия на доске, дети запоминают ее и поют с нотами или на слог – та.
Основным приемом проведения на уроке чтения с листа является пение с названием нот, т.е. сольфеджирование. Приемы сольфеджирования могут быть разнообразными.
Сольфеджирование № 117
Пение цепочкой (по 2 такта)
Пение с аккомпанементом
Пение в разном темпе
Работая над чтением с листа, я стараюсь увлечь детей этой интересной формой работы, показать, как, глядя в ноты, озвучить и услышать написанную музыку, не прибегая к инструменту. Это очень важно - приучить детей к тому, что во время пения нельзя подыгрывать себе.
На каждом уроке следует отводить 20-25 минут работе над чтением с листа, используя разные приемы и формы. Петь, в основном, группой, а для контроля спросить несколько учеников индивидуально.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.