Министерство образования и науки Пермского края
ГБПОУ «Соликамский социально – педагогический колледж имени А. П. Раменского»
Технологическая карта урока обучения грамоте для 1 д класса на тему:
«Чтение слов, предложений с буквой «Б, б», звуками [б],[б’].»
Выполнила: студентка группы Ш-32
специальности 44.02.02
Преподавание в начальных классах
Тонкова Анастасия Викторовна
Проверили:
Учитель: Соколова Ольга Алексеева _________
(ФИО) (подпись)
Преподаватель колледжа: Прягаева Елена Алексеевна _________
(ФИО) (подпись)
Отметка: «___» (_________________)
г.Соликамск 2018
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Тема урока |
«Чтение слов, предложений с буквой «Б, б», звуками [б],[б’].» (закрепление) |
УМК |
«Школа России» |
Цели деятельности педагога |
Формирование навыка чтения слов и предложений с буквой « Б, б », звуками [б],[б’]. |
Тип урока |
Комбинированный урок |
Планируемые образовательные результаты |
Предметные: -распознавать в словах звуки [б],[б’]; [п],[п’] -уметь определять форму единственного и множественного числа названий предметов; -проводить слого - звуковой анализ слов с данными буквами; -научить читать слоги, слова, предложения, тексты с изученной буквой. Метапредметные: -развитие фонематического слуха и устный речи; -умение определять цели и задачи урока; -делать выводы, анализировать выполняемые задания. Личностные: -соблюдать правила поведения на уроке; -проявлять познавательный интерес к учебному материалу; -высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника.
|
Методы и формы обучения |
Формы: фронтальная, индивидуальная, парная Методы: словесный, наглядный, практический |
Основные понятия и термины |
Звук, буква |
Образовательные ресурсы |
«Азбука» ( 1 часть ), Горецкий В. Г и др.,1 класс, интернет- источники |
Наглядно – демонстрационные материал |
Презентация, наглядный и раздаточный материал. |
Оборудование |
Аудио и мультимедиа |
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
Этапы урока |
Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формы организации совзаимодей-ствия |
Универсальные учебные действия |
Промежу-точный контроль |
1.Орган изацион ный момент. Психоло гически й настрой. |
Слайд |
- Громко прозвенел звонок- Начинается урок Наши ушки на макушке, Глазки хорошо открыты. Слушаем, запоминаем, Ни минутки не теряем. -Тихо могут сесть девочки. Теперь садятся мальчики. -Я рада приветствовать Вас! Меня зовут Анастасия Викторовна, и сегодня я проведу у вас урок обучения грамоте. -Посмотрите, все ли у вас готово для работы. На столе должна лежать азбука, цветные карандаши, |
- Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе |
Фронтальная |
Коммуникативные: приветствие учителя; Регулятивные: умение организовать себя и своё рабочее место. Соблюдать дисциплину. |
Проверка готовности к уроку; зрительный контакт |
2. Сообще ние темы и цели урока. |
Формулировка темы и цели урока. слайд
слайд
|
- Ребята, отгадайте загадку . -О каком герое идет речь? Мальчик с Азбукой под мышкой - деревянный шалунишка. Победил он Карабаса, не подвёл друзей ни разу. Кто не слушался Мальвину? глупый, добрый ... (БУРАТИНО). - Верно, и сегодня на урок к нам пришел Буратино, который хочет проверить как вы усвоили знания с прошлого урока. Ребята, а почему к нам на урок пришел Буратино? Кто догадался? -А с какого звука начинается это слово? -Кто такой Буратино? Из какой сказки ? -Как пишутся названия сказок? -Верно! - Сформулируйте тему нашего урока? - А какова цель нашего урока? Чем мы с вами будем заниматься на уроке? (отобрать верные варианты детей, обобщить и обозначить цель урока) - Вывод: Верно, сегодня уроке мы будем закреплять знания о букве «Б, б», звуках [б] [б’], распознавать звуки . Мы будем читать слоги, слова и предложения с данной буквой. |
Слушают учителя, отвечают на вопросы. -Буратино
- Потому что на прошлом уроке изучали букву Б, б. -Со звука [б]
-Деревянный мальчик. Из сказки «Золотой ключик»(или Приключения Буратино) - С заглавной буквы -Тема нашего урока «Повторение буквы «Б, б», звуков [б] [б’]. - Будем закреплять знания об изученной букве и звуках; будем читать слоги, слова, предложения; проводить слого-звуковой анализ и другие варианты детей. |
|
|
|
3.Повто рение ранее изученн ого |
Закрепление изученного материала
слайд
слайд
|
- Прежде чем приступить к изучению материала на сегодняшнем уроке давайте повторим знания с прошлых уроков. - Вспомним, как называется средство общения? (Мы общаемся с помощью речи). - Из чего состоит наша речь? (Наша речь состоит из предложений.) - Из чего состоят предложения? (Предложения состоят из слов, связанных по смыслу.) -Будет ли считаться предложением: доска, хлеб, стол, мыло? Почему? (Нет, т.к эти слова не связаны между собой по смыслу, а идет простой набор слов.) -А будет ли считаться предложением: мама мыла раму? -Верно! - На что делятся слова? (Слова делятся на слоги). - Из чего состоят слова? (Слова состоят из букв).
- Что обозначают буквы? (звуки)
-Посмотрите на ленту памяти и скажите какие бывают звуки? (Звуки бывают гласные и согласные). - Гласные звуки - это…? (это звуки, состоящие только из голоса, при их произношении струя выдыхаемого воздуха не встречает на своем пути преград) -Ребята, назовите гласные звуки(а о у и ы э) - Согласные звуки – это…? (это звуки, состоящие из голоса, при их произношении струя выдыхаемого воздуха встречает на своем пути преграды в виде языка, зубов, губ и т.д.) -Ребята, назовите согласные звуки, которые вы уже знаете(например[п] [п’], [з] [з’]) - Какими бывают гласные звуки? (Гласные звуки бывают ударные и безударные). - Какими бывают согласные звуки? (Согласные звуки бывают твёрдые и мягкие, звонкие глухие). - Вывод: Молодцы ребята, мы с вами вспомнили, что общаемся мы с помощью речи, речь состоит из предложений, предложения состоят слов слова из букв, а буквы из гласных и согласных звуков. -Ребята, какая буква приходила к вам на прошлый урок? -Сколько звуков обозначает буква Б? -Какие это звуки? -Посмотрите на ленту памяти и дайте характеристику букве Б. -Дайте характеристику звукам буквы Б. -Звук [б]- согласный, звонкий, твердый; -Звук [б’]- согласный, звонкий, мягкий. - Ребята, Буратино приготовил для вас игру, в которой она посмотрит, как вы умеете находить в словах буку «Б» и звуки, которые она обозначает. Называется она «Собери цветок». - У вас на партах лежит цветок в разобранном виде, скрепленный скрепкой возьмите его уберите скрепку, и вы увидите, что цветок распался на лепестки, на которых напечатаны слова, но осталась только серединка цветка, в которой живет буква «б». -Ваша задача состоит в том, чтобы вы в парах собрали цветок из тех лепестков, в словах которых есть буква «б». Приступайте к выполнению задания. -Посмотрите на экран и проверьте правильно ли вы собрали цветок. -А где в этих словах находится буква б? - Поднимите руку вверх те, кто правильно выложил цветок. -Вывод: Молодцы! Выполнив данное задание мы увидели, что буква «б» может находиться в начале, середине и конце слова. |
- Мы общаемся с помощью речи.
- Наша речь состоит из предложений. - Предложения состоят из слов, связанных по смыслу. -Нет, т.к эти слова не связаны между собой по смыслу, а идет простой набор слов. -Да. - Слова делятся на слоги. - Слова состоят из букв. -Буквы обозначают звуки - Звуки бывают гласные и согласные.
- Гласные звуки бывают ударные и безударные. - Согласные звуки бывают звонкие и глухие, твёрдые и мягкие
-К нам приходила буква Б -Два звука
-[б] [б’] -согласная, звонкая -Звук [б]- согласный, звонкий, твердый; Звук [б’]- согласный, звонкий, мягкий. -Выполняют задание в парах.( бусы, барабан, Борис, кубик, бабочка, батон, автобус, дом, медведь, тарелка)
-В начале, середине и конце слова
Слушают учителя
|
Фронтальная |
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу Познавательные: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; умение находить буквы на ленте памяти Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию |
Выполнение практического задания; ответы на вопросы |
4. Чтение слогов |
слайд
|
-Ребята, чтобы читать слоги с буквой «Б, б», Буратино предлагает нам поработать с азбукой . - Откройте азбуку на странице 102 найдите задание с таблицей в вверху страницы. -Прочитайте задание жужжащим чтением. -Ребята, что вы заметили в данных слогах? ( пишется буква «б», а слышится звук «п»). Правильно, буквы б –п являются парными согласными. - Посмотрите на нашу «ленту букв», а какую пару вы там увидели? (б, п) -А теперь прочитайте слог в первом столбике снизу вверх жужжащим чтением, затем вслух хором. -Какой слог получился? [пи] -Ребята ,при произношении слога [пи] звук [п] твердый или мягкий? Почему? - А теперь прочитайте слог во втором столбике снизу вверх жужжащим чтением, затем вслух хором. -Какой слог получился? [би] -Ребята ,при произношении слога [би] звук [б] звонкий или глухой? Почему? -А теперь прочитайте слог во третьем столбике снизу вверх жужжащим чтением, затем вслух хором. -Какой слог получился? [пе] -Ребята ,при произношении слога [пе] звук [п] звонкий или глухой? Почему? - А теперь прочитайте слог в четвертом столбике снизу вверх жужжащим чтением, затем вслух хором. -Какой слог получился? [ба] -Ребята ,при произношении слога [ба] звук [б] звонкий или глухой? Почему? - А теперь прочитайте слог в пятом столбике снизу вверх жужжащим чтением, затем вслух хором. -Какой слог получился? [по] -Ребята ,при произношении слога [по] звук [п] звонкий или глухой? Почему? Аналогичная работа со звуками: [бу ], [пы]. Вывод: Верно,ребята! Выполнив данное задание мы увидели что слоги со звуком [б] мы слышим четко, т.к звук [б] звонкий, а слоги со звуком [п] мы слышим не четко, т.к звук [п] глухой. -Буратино кажется, что мы немного утомились и он предлагает нам провести физ. минутку Музыкальная физминутка «Чударики» . |
-Слушают учителя -Работают со слоговой таблицей. -Дети читают слоги сверху вниз. - слоги со звуком [б] мы слышим четко, т.к звук [б] звонкий, а слоги со звуком [п] мы слышим не четко, т.к звук [п] глухой. -Делают вывод -Выполняют физ. минутку.
|
Фронтальная, индивидуальная
|
Познавательные: умение читать слоги с буквами; развитие пространственного мышления; |
Трехразовое чтение; |
5. Чтение слов. |
слайд
|
- Ребята, чтобы вспомнить значение предмета один –много, Буратино просит нас о помощи, у него не получается справиться с заданием в учебнике, которое находятся на 102 странице Азбуки под таблицей. -Прочитайте задание жужжащим чтением -Ребята, кто прочитает задание вслух (по поднятой руке) -Ребята, давайте вспомним что обозначает один предмет ?Приведите примеры (н/р зуб-один, дом-один) - Ребята, давайте вспомним что обозначает много предметов? Приведите примеры(н/р зубы-много, дома-много). -Ребята, посмотрите на доску. - На доске слова со значением один ,много, которые расположены в хаотичном порядке. И Буратино не знает что с ними делать. -Ребята, давайте распределим эти слова на 2 группы ,в 1 группе у нас будут слова со значением один ,а во второй группе со значением много. -Ребята, кто поможет Буратино? Нужно два человека.(Работа детей у доски, распределяют слова по столбикам 1)один2)много -Ребята какие слова будут в 1 столбике(зебра, кобра) - Ребята какие слова будут в 2 столбике(зебры, кобры, зубры, бобры). Вывод: Молодцы! Выполняя это задание мы с вами вспомнили значение предмета один –много. |
-Слушают учителя. -Выполняют задание «один-много»
-(н/р зуб-один, дом-один)
-н/р зубы-много, дома-много).
|
Фронтальная, индивидуальная |
Познавательные: умение читать слова с новой буквой |
Трехразовое чтение; |
6. Чтение текста
|
слайд |
-Ребята, чтобы большой предмет превратить в маленький Буратино предлагает вам поработать с текстом. - Найдите на 103 странице задание вверху прочитайте его жужжащим чтением. -Кто желает прочитать задание вслух? -Ребята, а что нам нужно сделать в этом задании?(Большой предмет превратить в маленький, а один предмет превратить в несколько) -А как мы большой превратим в маленький?(Чтобы большой предмет превратить в маленький ,нужно его ласково назвать или подставить букву К) -Ребята, а как один предмет превратить в несколько? (Чтобы один предмет превратить в несколько, нужно изменить слово так, чтобы на конце появился гласный звук. Например: Дом-домик. -Молодцы! -Ребята, а давайте большой предмет превратим в маленький я буду называть вам слово, а вы будете превращать: Зуб-Зубик, Ромб-Ромбик, Лимон-Лимончик.(Вслух) -А теперь наоборот один предмет превратим в несколько: Краб-Крабы, Герб-Гербы, Дом-Дома. -Молодцы! -А теперь найдите рассказ на стр 103 под словами вверху.
-Прочитайте жужжащим чтением задание -Поднимите руку те, кто хочет прочитать вслух. -Ребята, какие буквы выделены в словах?(В словах выделены парные согласные) -Ребята, а в каких словах мы слышим парные согласные четко? (Бобик, буквы, собака). -Ребята, а в каких словах оглушаются?(Уползла, позвал) -Молодцы! -Ребята, а теперь давайте составим вопросы по содержанию текста, работаем быстро. На это задание даю вам 1 минуту. -Давайте проверим какие вопросы вы составили(ответ по поднятой руке)Если вы согласны ,то пошуршите ладошками, а если не согласны, то потопайте. Вопросы: -О ком говорится рассказ? -Кого позвал Виталик? -Как повел себя Бобик? -Назовите слова в которых есть буква «Б». -С какой буквы пишется слово «Бобик»? почему? -Вы все большие молодцы! Вы помогли Буратино разобраться с текстом и он вам за это очень благодарен. |
-Слушают учителя -Выполняют задание. -Читают текст. -Отвечают на вопросы. -О Виталике и Бобике. -Бобика. -Зевнула и уползла. -Выполняют задание. -С заглавной буквы Б, т.к это имя собственное - Чтобы большой предмет превратить в маленький ,нужно его ласково назвать или подставить букву К - Чтобы один предмет превратить в несколько, нужно изменить слово так, чтобы на конце появился гласный звук. -Выполняют задание. -Отвечают на вопросы. -Составляют вопросы по содержанию текста.
-Дети читают -В словах выделены парные согласные. - Бобик, буквы, собака. - Уползла, позвал. Вопросы: -О ком говорится рассказ? -Кого позвал Виталик? -Как повел себя Бобик? -Ищут слова -С заглавной, имя собственное. |
Фронтальная; индивидуальная |
Познавательные: умение читать текст с новой буквой; развитие мышления и воображения |
Трехразовое чтение; ответы на вопросы |
7. Самосто ятельна я работа. |
13 слайд |
- Буратино подготовил для вас ещё одно задание. - Вы видите, у себя на столах карточки. -Возьмите любой карандаш и заштрихуйте те части рисунка, в которых вы видите букву Б. Время на выполнение 1 минута. - Давайте проверим, кто получился у вас на карточке? (Бабочка) - Буратино хочет узнать видели ли вы, когда – ни будь в своей жизни зайца? Похлопайте в ладоши, если да. - Буратино очень рад, что в классе нашлись такие дети, которые видели бабочку. (Буратино немного расстроен, что никто из ребят в классе не видел ... Но вы обязательно должны это сделать, посетив, например, зоопарк). - Вы отлично справились с заданиями Буратино сегодня на уроке и повторили букву, которую очень быстро отыскали на рисунке. |
- Слушают задание, выполняют индивидуально
-Бабочка. |
Фронтальная, индивидуальная |
Познавательные: положительное отношение к познавательной деятельности Регулятивные: умение составлять план самостоятельной деятельности Личностные: проявлять желание работать самостоятельно |
Самостояте льная работа |
8.Итог, рефлекс ия. |
14 слайд |
- Ребята, наш урок подходит к концу. Давайте вспомним, какую букву мы повторяли на уроке? - Какие звуки может обозначать буква «Б»? -Ребята, у вас на партах лежат трафареты ключа, если сегодня на уроке вы справились со всеми заданиями, то раскрасьте ключ в зеленый цвет. Если на уроке у вас возникли трудности, то закрасьте ключ в желтый цвет, а если у вас на уроке совсем ничего не получилось, то закрасьте ключ в красный цвет. -Буратино очень понравилось работать с вами он решил продолжить с вами работу на уроке письма. -Спасибо за урок, до свидания! |
-Отвечают на вопросы учителя
-[б] [б’] |
Фронтальная; индивидуальная |
Познавательные: умение обобщать изученный материал Регулятивные: сохранение дисциплины во время рефлексии Коммуникативные: высказывание своей точки зрения и выслушивание своих товарищей Личностные: умение оценивать свою деятельность на уроке |
Оценка деятельности на уроке |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.