ЧТЕНИЕ (внеклассное чтение). ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 6-ой класс слабослышащее отделение Классный руководитель: Моисеева Раиса Ивановна

  • docx
  • 15.12.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ЧТЕНИЕ.docx

 

ЧТЕНИЕ (внеклассное чтение). ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

6-ой класс слабослышащее отделение

Классный руководитель: Моисеева Раиса Ивановна

 

 

На уроках чтения продолжается формирование у школьников с нарушениями слуха техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала. Кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания художественных произведений  уделяется  большое  внимание развитию речи учащихся и их мышлению.

Школьники учатся отвечать на поставленные вопросы; полно,  правильно  и  последовательно передавать содержание прочитанного;

кратко пересказывать основные события, изложенные в произведении;

называть главными второстепенных героев, давать им характеристику, адекватно оценивать их  действия  и  поступки; устанавливать  несложные  причинно-следственные  связи  и  отношения; делать  выводы,  обобщения,  в  том  числе эмоционального плана.

Всё это способствует решению проблемы нравственного воспитания  учащихся, понимания  ими  соответствия  описываемых  событий жизненным ситуациям. Программа по чтению имеет коррекционную направленность.

Основные задачи уроков чтения:                                                                        

-развитие и коррекция устной речи учащихся, обогащение их словарного запаса;

-обучение  учащихся  беглому,  правильному,  осознанному  и  выразительному чтению в единстве с развитием памяти, внимания, мышления;

-развитие и коррекция недостатков психического и речевого развития;

-формирование речи как средства общения;

-воспитание нравственных черт личности, усвоение нравственных ценностей,

содержащихся в художественных произведениях.

Принципы коррекционной направленности обучения чтению являются ведущими.

Уроки построены на доступном материале, пробуждают у учащихся интерес,

стимулируют  познавательную  деятельность,  способствуют  развитию

эмоционально-волевой сферы школьников.

Обучение  чтению  ведётся  по  трём  уровням,  исходя  из  индивидуальных

способностей и возможностей каждого обучающегося.

Младший школьный возраст – время, когда закладываются основы духовности личности благодаря чтению и развитию речи, эмоциональности восприятия ребенком художественных произведений. Именно в этот период возможно формирование будущего читателя, слушателя, зрителя посредством включения ребёнка в читательскую деятельность по освоению художественных произведений.

Курс  чтения призван продолжить обучение детей с ограниченными возможностями здоровья чтению, ввести в мир художественной литературы и помочь осмыслить образность словесного искусства, посредством которой художественное произведение раскрывается во всей своей полноте и многогранности.

Данная рабочая программа ориентирована, прежде всего,  на усвоение обязательного минимума литературного образования, позволяет работать без перегрузок в классе с детьми разного уровня слуховых возможностей, обучения и интереса к литературе.

В рабочую программу по чтению включены такие разделы как: «Устное народное творчество», «Картины родной природы», «Творчество русских писателей», «Спешите делать добро», «О животных».

Годовая задача, над которой работает ОГБОУ школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха «Современные подходы к организации образовательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья», реализуется через технологии, применяемые в учебном процессе. К ним относятся:

1.         Здоровьесберегающие технологии (физкультурные минутки для слуха, зрения и позвоночника, создание комфортного психологического климата в классе, наличие эмоциональных разрядок);

2.         На основе личностной ориентации педагогического процесса, активизация деятельности учащихся и педагогического сотрудничества;

3.         Игровые технологии;

4.         Личностно-ориентированное обучение.

 При обучении детей чтению их знания должны пополниться и элементарными понятиями литературоведческого характера: простейшими сведениями об авторе – писателе, о теме читаемого произведения, его жанре, особенностях малых фольклорных жанров (загадка, прибаутка, пословица, считалка, закличка-приговорка, поговорка и т.д.).

Целью программы является развитие личности каждого слабослышащего ребёнка в процессе выработки навыков чтения через его собственную читательскую деятельность.

Курс  чтения нацелен на решение следующих основных задач:

1.                       Развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное произведение;

2.                       Учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;

3.                       Развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;

4.                       Формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;

5.                       Обогащать чувственный опыт ребёнка, его реальные представления об окружающем мире и природе;

6.                       Формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни, приобщая его к классике художественной литературе;

7.                       Обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;

8.                        Расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребёнка;

9.                       Обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения;

10.                   Создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность»;

11.                   Воспитывать интерес, любовь и бережное отношение к произведениям литературы;

12.                   Воспитывать эстетическое отношение к искусству слова.

Актуальность учебной программы заключается в  формировании умения воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, и особенно – ассоциативное мышление.

Общеучебные умения

В процессе обучения чтению на базовом уровне развиваются общеучебные умения:

1.         Коммуникативные (базовые умения использования языка в процессе читательской и прочей деятельности);

2.         Интеллектуальные (анализ прочитанных произведений, сравнение и сопоставление с действительностью);

3.         Информационные (извлечение информации из необходимых источников);

4.         Организационные (осуществление самоконтроля в процессе чтения).

Новизной данной программы является направленность курса на формирование самостоятельного читательского опыта и применения знаний, умений и навыков в дальнейшей социальной жизни.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучащихся к концу 6 класса

В результате обучения чтению слабослышащий обучающийся должен знать/понимать:

1.                       Сознательно, правильно, выразительно читать целыми словами и с использованием основных средств выразительности (пауз, логических ударений, тона и темпа чтения), с помощью которых слабослышащий ученик выражает понимание смысла читаемого текста и своё отношение к его содержанию;

2.                       Читать незнакомый текст – 80-85 слов в минуту;

3.                       Устанавливать последовательность действий в произведении и осмысливать взаимосвязь описываемых в нём событий;

4.                       Самостоятельно делить текст на законченные по смыслу части;

5.                       Самостоятельно находить в тексте слова и выражения, которые использует автор для изображения действующих лиц, природы и описания событий;

6.                       Знать и называть элементы книги: титульный лист, оглавление, предисловие (аннотация), послесловие;

7.                       Самостоятельно пользоваться учебными заданиями к тексту;

8.                       Сопоставлять и осмысливать поступки героев, мотивов их поведения, чувств и мысли действующих лиц; оценивать их поступки с помощью учителя.

Конечный результат:

Программа по чтению способствует овладению детьми  осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников;

Воспитывает эстетическое отношение к искусству слова, повышает интерес к чтению и книге, потребность в общении с миром художественной литературы, а также обогащает нравственный опыта младших школьников.

 

Список литературы

1.        Литературное чтение. 4 класс. В 2-х ч. Ч.2.  (Климанова Л.Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. и др.) М.: «Просвещение» 2015.

2.        Литературное чтение. 4 класс. В 2-х ч. Ч.1.  (Климанова Л.Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. и др.) М.: «Просвещение» 2015.

3.        Чтение. Учебник для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Автор-составитель З.Ф. Малышева. М.: «Просвещение 2010. – 245 с.

4.        Учебник: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Родная речь. 5 класс – Ч.1, 2. – М.: Просвещение, 2009.

5.        О.В. Узорова, Е.А. Нефедова. Дидактические карточки – задания по литературному чтению 5 класс. К учебнику Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой «Родная речь. В 2-х частях. 5 класс». АСТ, Астрель Москва 2010.

6.        Контрольно-измерительные материалы. Литературное чтение 5 класс. Москва «ВАКО», 2010.

7.        Энциклопедия для детей. Том 15. Всемирная литература. Ч. 2XIX и XX века \ глав. Ред. В.А. Володин. – М.6 Аванта +. 2011. – 656 с.

8.        Родная речь. Учеб. по чтению для учащихся нач. шк. В 3 кн. Кн. 2. Для 4 кл. Ч.1 / Сост. М.В. Голованова и др. – 11-ое изд. – М.: Просвещение, 2010. – 255 с. : ил.

Литература по сурдопсихологии и сурдопедагогике

1.         Богданова Т.Г. Сурдопсихология: Учеб. Пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений. – М.: Издательский центр «Академия, 2009 – 224 с.»

2.         Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах: метод. Пособие для учителя-логопеда /Р.И. Лалаева. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2009. – 223 с.

3.         Назарова Л.П. Методика развития слухового восприятия У детей с нарушениями слуха: Учеб. Пособие для студ. Пед. Высш. Учеб. Заведений / под ред. В.И. Селивёрстова. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2008. – 288 С.

Количество часов в год – 136. Количество часов в неделю – 4

Количество часов в I четверти – 8 недель –32 часа

Количество часов во II четверти – 8 недель – 32 часа

Количество часов в III четверти – 10 недель – 40 часов

Количество часов в IV четверти – 8 недель – 32 часа

Календарно-тематическое планирование

 

I четверть, чтение

4 часа в неделю, 8 недель, всего 32 часа

Содержание программного материала

К/ч

Речевой материал

 

1.

День знаний

1

 

2.

И повесил Олег щит свой. С.7-8

1

Родина – это очень много.  Человеку надо знать свои корни

3.

И вспомнил Олег своего коня. С.10-12

1

Я люблю тебя, Россия!

4.

Ильины три поездочки

1

Поэтический текст былины, сказочный текст былины

5.

Житие Сергия Радонежского. С. 22-24

1

Старец дал ему кусок белой просфоры и сказал, что если отрок его съест, он за день выучит грамоту. Потом отрок пригласил его к себе домой. Когда они начали читать, отрок сказал, что он не может, и вдруг неожиданно он начал хорошо читать. И родители и братья удивились

6.

Житие Сергия Радонежского. С.24-26

1

Что пожнёшь, то и смолотишь, что смолотишь, то и в амбар положишь

7.

Житие Сергия Радонежского. С. 26-33

1

Когда они начали читать, отрок сказал, что он не может, и вдруг неожиданно он начал хорошо читать. И родители и братья удивились

8.

А.С. Пушкин. Биография. «Няне». С. 66-67

1

Описание признаков сентября

9.

А.С. Пушкин. «Туча». С. 66-67

1

Русская поэзия. Последняя туча рассеянной бури! Одна ты несешься по ясной лазури, Одна ты наводишь унылую тень, Одна ты печалишь ликующий день

10.

А.С. Пушкин «Унылая пора». С. 68

1

Унылая пора! Очей очарованье!

11.

А.С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне». С. 70-75

1

Царь с царицею простился,

В путь-дорогу снарядился,
И царица у окна
Села ждать его одна.

12.

А.С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне». С. 75-80

1

Ждет-пождет с утра до ночи,
Смотрит в поле, инда очи
Разболелись глядючи

13.

А.С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне». С. 80-85

1

С белой зори до ночи;
Не видать милого друга!

14.

А.С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне». С. 85-90

1

Рано утром гость желанный,
День и ночь так долго жданный,
Издалеча наконец
Воротился царь-отец.

15.

М. Лермонтов «Дары Терека». С. 96

1

Терек воет, дик и злобен,
Меж утёсистых громад,
Буре плач его подобен,
Слезы брызгами летят.

16.

М. Лермонтов. «Ашиб-Кериб». С. 97

1

В давние времена проживал в Тифлисе состоятельный торговец. Владел он множеством сокровищ, но больше всего он обожал свою дочь, которая была так хороша, что люди сравнивали ее красоту со светящимися звездами на небе.

17, 18.

Л.Н. Толстой «Детство». С. 117-119

2

Для Николеньки лицо матушки— прекрасное, ангельское.

19.

Л.Н. Толстой «Как мужик камень убрал». С 119

1

И он сказал: «Я выкопаю подле самого камня большую яму; землю из ямы развалю по площади, свалю камень в яму и заровняю землею».

20-23.

А.П. Чехов.  «Мальчишки». С. 123-140

4

Приехал Володя с другом домой. Мать и тётка бросились обнимать и целовать его. Вся семья обрадовалась, даже Милорд, огромный чёрный пёс.

Володя представил своего друга Чечевицына. Сказал, что привёз его погостить.

Немного погодя Володя и его друг Чечевицын, ошеломлённые шумной встречей, сидели за столом и пили чай. В комнате было тепло.

24.

Самостоятельная работа Практическая работа (Проверим себя)

1

Проверить уровень знаний по изученным темам и прочность усвоения материала.

25.

Работа над ошибками. Творчество Тютчева. С. 138

1

Проанализировать ошибки, допущенные в работе.

26.

Ф.И. Тютчев. «Ещё земли печален вид». С. 138

1

Душа, душа, спала и ты...
Но что же вдруг тебя волнует,
Твой сон ласкает, и целует,
И золотит твои мечты?..

27.

Ф.И. Тютчев. «Как неожиданно и ярко». Выразительное чтение. С. 139

1

Как неожиданно и ярко,
На влажной неба синеве,
Воздушная воздвиглась арка
В своем минутном торжестве!

28.

А.А. Фет «Весенний дождь»

1

Ещё светло перед окном, и воробей своим крылом…

29.

Итоговый урок. Вопросы по произведениям русских поэтов.

1

Проверить уровень знаний по изученным темам и прочность усвоения материала. Вопросы и задания по темам

 

Внеклассное чтение

30.

Ершов П.П. «Конёк-горбунок».

1

Солнышко блистало, гусей крикливых, скучная пора

31.

Ершов П.П. «Конёк-горбунок».

1

 

32.

Ершов П.П. «Конёк-горбунок».

1

Труды полуденные, мрачная зелень, тусклый месяц

 

Дидактический материал:

учебник, иллюстрации, картинки, репродукции, портреты русских писателей: А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, П.П. Ершова, А.А. Фета, Ф.И. Тютчева, М. Лермонтова, речевые карточки,  энциклопедия для детей.

 

II четверть, чтение

4 часа в неделю, 8 недель, всего 32 часа

Содержание программного материала

К/ч

Речевой материал

1.

А.Н. Плещеев «Дети и птичка». С.154

 

Птичка! Нам жаль твоих песенок звонких!
Не улетай от нас прочь... Подожди!»—
«Милые крошки! Из вашей сторонки
Гонят меня холода и дожди

2.

И.С. Никитин «В синем небе». С. 147

1

В синем небе плывут над полями облака с золотыми краями;

3.

Н.А. Некрасов. «Школьник». С. 147-148

1

Ноги босы, грязно тело и едва прикрыта грудь…

4.

Н.А. Некрасов. «Школьник». С. 147-148

1

Вижу в котомке книжку, знать учиться ты идёшь…

5.

Н.А. Некрасов. «В зимние сумерки нянины сказки». С 148-149

1

В зимние сумерки нянины сказки Саша любила. Поутру в салазки Саша садилась, летела стрелой, Полная счастья, с горы ледяной.

6.

И.А. Бунин «Листопад». С. 150-151

1

Лес точно терем расписной…

7.

И.А. Бунин «Листопад». С. 150-152

1

Лиловый, золотой, багряный…

8.

Проверим себя. С. 152-153

1

 

9.

В.В. Одоевский. Литературная сказка «Городок в табакерке»

1

Папенька поставил на стол табакерку. «Поди-ка сюда, Миша, посмотри-ка», — сказал он.

Миша был послушный мальчик; тотчас оставил игрушки и подошёл к папеньке. Да уж и было чего посмотреть! Какая прекрасная табакерка! Пёстренькая, из черепахи. А что на крышке-то!

10.

В.В. Одоевский. Литературная сказка «Городок в табакерке

1

11.

В.В. Одоевский. Литературная сказка «Городок в табакерке

1

12.

В.В. Одоевский. Литературная сказка «Городок в табакерке. С. 156-167

1

13.

В.М. Гаршин. Литературная сказка «О жабе и розе». Чтение. С. 169-178

1

В одном заброшенном цветнике жили роза и жаба.

В этом цветнике очень любил проводить мальчик.

Но так случилось, что этот мальчишка заболел. В этот период цветок розы зацвел.

Жаба решила съесть розу. Роза не хотела, чтобы ее слопала жаба.

В этот момент пришла сестра мальчика, срезала розу, при этом отбросил жабу, и принесла ее умирающему братику.

14.

Литературная сказка «О жабе и розе». Чтение, пересказ. С. 169-178

1

15.

Литературная сказка «О жабе и розе». Чтение. С. 169-178

1

16.

Литературная сказка «О жабе и розе». С. 169-178

1

17.

Литературная сказка «О жабе и розе».  Чтение, разбор. Презентация. С. 169-178

1

18.

П.П. Бажов. Литературная сказка «Серебряное копытце». Чтение, разбор. С. 180-191

1

Тест по сказке П. Бажова «Серебряное копытце»

1.Кто автор сказки «Серебряное копытце?»

а) А.Пушкин

б)Павел Бажов

в) народная сказка

2.Как звали старика из сказки?

а)дед

б)Мороз Иванович

в) Кокованя

3.Какое имя у девочки из сказки?

а) Машенька

б) Дарёнка

в)Ленивица

4.На кого охотился Кокованя?

а) на лису

б) на зайцев и медведей

в)ловил рыбу

г) на козла

19.

П.П. Бажов. Литературная сказка «Серебряное копытце». Чтение, разбор

1

20.

П.П. Бажов. Литературная сказка «Серебряное копытце». Чтение, разбор

1

21.

П.П. Бажов. Литературная сказка «Серебряное копытце».  Чтение по ролям. С. 186-187

1

22.

П.П. Бажов. Литературная сказка «Серебряное копытце».  Чтение. С. 188-189

1

23.

П.П. Бажов. Литературная сказка «Серебряное копытце».  Чтение, разбор героев. С. 190-191

1

24.

Итоговый урок. Закрепление пройденного материала

1

Проверить уровень знаний по изученным темам и прочность усвоения материала.

Внеклассное чтение

25.

Литературные сказки. В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович». С. 178-184

1

Рукодельница вставала, мела, месила, кормила, топила, ходила;

Ленивица лежала, потягивалась, переваливалась

26.

В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович». С. 184-188

1

В комнате прибирай, на кухне готовь, платье чини, да бельё штопай

27.

Д.Н. Мамин-Сибиряк «Алёнушкины сказки». (присказка). С. 224-225

1

Старый воробей, косой заяц, высокий месяц, красавица Алёнушка, лохматый пёс

28.

Д.Н. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца». Чтение 1-ой части С. 225-227

1

Старые зайцы, маленькие зайчата, старые зайчихи

29.

Д.Н. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца». Чтение 2-ой части, беседа по прочитанному тексту. С. 227-228

1

Подпрыгнул, упал, прокатился, перевернулся, задал стрекача

30.

Д.Н. Мамин-Сибиряк «Сказка про Комара и Мишку». Чтение по ролям первой части. С. 229-231

1

Длинный нос, отчаянный крик, негодная тварь, мохнатый мишка

31.

Д.Н. Мамин-Сибиряк «Сказка про Комара и Мишку». Чтение по ролям второй  части. С. 232-234

1

Бесстыдник, бессовестный, гвалт, изнемог медведь, глазами моргает

32.

Итоговый урок. Экскурс по сказкам.

1

Сказка, которая обработана или пересказана автором, называется литературной сказкой. Проверить уровень знаний по изученным темам и прочность усвоения материала.

 

Дидактический материал:

учебник, иллюстрации, картинки животных, насекомых, репродукции, портреты русских писателей: В.Ф. Одоевского, Д.Н. Мамина-Сибиряка, Н. Носова, Е. Пермяка, Е. Холмогоровой, С. Алексеева, В. Бианки, речевые карточки,  энциклопедия для детей.

 

 

 

III четверть, чтение

4 часа в неделю,10 недель, всего 40 часов

Содержание программного
материала

К/ч

Речевой материал

1.

К.Г. Паустовский. Корзина с еловыми шишками. С.47-49

1

Неуверенно возразил. Вздохнула и протянула корзину.

2.

К.Г. Паустовский. Корзина с еловыми шишками. С. 47-53

1

Тосковали, смеялись, гремели, смолкали, рассаживались

3.

К.Г. Паустовский. Корзина с еловыми шишками. С. 47-53

1

Мелодия росла, подымалась, бушевала. Возник знакомый голос

4.

К.Г. Паустовский. Корзина с еловыми шишками. С. 53

1

Ответы на вопросы

5.

М.М. Зощенко. «Ёлка». Чтение. С. 59-61

1

С нетерпением ожидал, подглядывал, не буду церемониться

6.

М.М. Зощенко. «Ёлка». Чтение. С. 59-61

1

Золотушный ребёнок. Поставила в угол носом

7.

М.М. Зощенко. «Ёлка». Ответы на вопросы.  С. 59-61

1

Жадные, завистливые, жестокие. Добрые, отзывчивые, смелые

8.

В.Я Брюсов. «Опять сон». Чтение. С. 68-69

1

Месяц вышел. Царь-медведь. Страх, радость, опасность, грусть

9.

В.Я. Брюсов. «Детская». Чтение стихотворения. С. 70

1

Расшумимся весело, бегать нам пора. Настроение стихотворения.

10.

С.А. Есенин. «Бабушкины сказки». С. 71

1

Опостылеют салазки. Притворимся что не слышим

11.

Восприятие стихотворения. М.И. Цветаева. «Бежит тропинка с бугорка». С. 72

1

Колокола звонят, качаются на клумбах, сонными лугами. Ответы на вопросы по тексту

12.

Выразительное чтение. М.И. Цветаева. «Наши царства».  С. 73

1

Владенья наши царственно богаты. Владенья наши делит тёмный лес. Ответы на вопросы

13.

Проверим себя и оценим свои достижения. С. 74

1

Ответы на вопросы. Диалоги

14.

Вдумчивое чтение. Д.Н. Мамин-Сибиряк. «Приёмыш». С.76-79

1

Медный походный чайник. Взвизгивала. Для озорства, перемёрли, безвыходно

15.

Д.Н. Мамин-Сибиряк. «Приёмыш». С. 80-83

1

Приёмыш. Гордая настоящая царская птица

16.

А.И. Куприн. «Барбос и Жулька» С. 85-91

1

Невелик ростом, приземист, широкогруд. Ответы на вопросы

17.

А.И. Куприн. «Барбос и Жулька». С.85-91

1

Стремительно скатывался, прокатывался на брюхе. Наотрез отказывался

18.

М.М. Пришвин. «Выскочка». С. 92-95

1

Вьюшка развернула колечко своего хвоста.

19.

Е.И. Чарушин. «Кабан». С. 96-99

1

Буянит, твердеет

20.

В.П. Астафьев. «Стрижонок Скрип».  С. 100-104

1

Бесцеремонно, не разжалобишь писком маму

21.

В.П. Астафьев. «Стрижонок Скрип». С.105-109

1

Пощекотал, обнял, наведался, упирался, растопырил

22.

Проверим себя и оценим свои достижения. С. 111-112

1

Ответы на вопросы.

23.

Б.Л. Пастернак. «Золотая осень». С. 114-115

1

Лист древесный, небывалая позолота, золочёные рамы

24.

С.А. Клычков. «Весна в лесу». С. 116-117

1

Медведь с хребтом багровым. Чудный странничек в кустах

25.

Д.Б. Кедрин. «Бабье лето». С.118

1

Прощальное тепло. Настроение автора

26.

С.А. Есенин. «Лебёдушка». С.120

1

Жемчужная, белоснежная лебёдушка

27.

С.А. Есенин. «Лебёдушка». С.  120-122

1

Заросли, изумрудные колечки, росинки серебристые

28.

С.А. Есенин. «Лебёдушка». С.  123-125

1

Орёл как стрела кинулся на землю. Острые когти, белые перья

29.

Проверим себя и оценим свои достижения.

1

Ответы на вопросы

30.

Родина. И.С. Никитин. «Русь». С. 128-132

1

Необъятная, великая, непобедимая.

31.

Родина. И.С. Никитин. «Русь». С. 128-132

1

Самоотверженная, красивая, достойная восхищения

32.

Итоговый урок-практикум

1

Беседа по пройденным темам. Проверить уровень знаний по изученным темам и прочность усвоения материала.

Внеклассное чтение

33.

Е.Л. Шварц. Знакомство с биографией автора, его произведениями.

1

Жизнь и творчество детского писателя

34.

Е.Л. Шварц. «Сказка о потерянном времени». С.4-6

1

Всё «успею» да !успею!. Пришёл с опозданием. Загородка, хриплый голос

35.

Е.Л. Шварц. «Сказка о потерянном времени». С. 7-9

1

Ходики тикают на стене. Керосиновая лампа. Четыре табуретки

36.

Е.Л. Шварц. «Сказка о потерянном времени». С.19-12

1

Господа волшебники. Керосиновая лампа светила тускло

37.

Е.Л. Шварц. «Сказка о потерянном времени». С. 13-16

1

Школьники вежливые, воспитанные, уговаривают

38.

В.Ю. Драгунский. «Главные реки». С. 17-18

1

Чересчур лёгкий хвост. Завозился, заспался, припустился во всю прыть

39.

В.Ю. Драгунский. «Главные реки». С. 19-20

1

Моментально, наивно, ухитрился, ежеминутно

40.

Итоговый урок. В.Ю. Драгунский. «Главные реки». С.21-23

1

Не разжимая рот продекламировал, намалёвано чернилами. Проверить уровень знаний по изученным темам и прочность усвоения материала. Вопросы и задания по темам

 

IV четверть, чтение

4 часа в неделю, 8 недель,  всего 30 часов

Содержание программного материала

К/ч

Речевой материал

1.

С.Д. Дрожжин «Родине». Выразительное чтение. С. 133-134

1

Поэт передаёт свои чувства в произведении

2.

С.Д. Дрожжин «Родине». Выразительное чтение. С. 133-134

1

Я выражаю настроение восторга при чтении

3.

С.Д. Дрожжин «Родине». Выбор отрывка для заучивания наизусть.

1

Автор красочно изображает родную землю

4.

А.В. Жигулин «О, Родина…!». Озаглавливание произведения. С. 138

1

Я понимаю последнюю строфу стихотворения. Стихотворение можно озаглавить.

5.

А.В. Жигулин «О, Родина…!». Ответы на вопросы. Выбор четверостишья для заучивания.

1

Поэту удаётся подчеркнуть величие родной стороны.

6.

Выразительное чтение наизусть отрывков из стихотворений С.Д. Дрожжина, А.В. Жигулина.

1

Поэт передаёт своё настроение через произведение, описывает природу родной стороны.

7.

Джонотан Свифт «Путешествие Гулливера». Ответы на вопросы. С. 160-165

1

Я внимательно слушал, старательно отвечал.

8.

Джонотан Свифт «Путешествие Гулливера». Составление плана.

1

… Я был похож на рыбу, которую поймали…

9.

Г.Х. Андерсен «Русалочка». Чтение сказки ответы на вопросы по тексту.

1

Мерин – жеребец, выгон – пастбище для скота, ощерясь – показать зубы

10.

Г.Х. Андерсен «Русалочка». Чтение сказки ответы на вопросы по тексту.

1

Пень берёзовый, пена розовая, весенний заморозок

11.

Г.Х. Андерсен «Русалочка». Чтение сказки ответы на вопросы по тексту.

1

Окроплены - обрызганы

12.

Г.Х. Андерсен «Русалочка». Чтение сказки ответы на вопросы по тексту.

1

Вода вешняя, дожди тёплые, платье зелёное, подснежники нежные, снег талый

13.

Самостоятельная работа.

1

Характерологические особенности героини

14.

Работа над ошибками.

1

 

15.

Марк Твен «Приключения тома Сойера». Чтение по ролям.

1

Характер главного героя.

16.

Марк Твен «Приключения тома Сойера». Ответы на вопросы.

1

Основная мысль рассказа.

17.

Марк Твен «Приключения Тома Сойера». Пересказ по плану.

1

Отношение автора к герою.

18.

Контрольная работа

1

 

19.

Кир Булычёв «Путешествие Алисы». С. 150-157. Знакомство, чтение.

1

Алиса была находчивой, доброй, отзывчивой.

20.

Кир Булычёв.  «Путешествие Алисы». Чтение по ролям.

1

Фантастический рассказ отличается от обычного…

21.

Кир Булычёв «Путешествие Алисы». Ответы на вопросы по тексту.

1

Автор использует приём сравнения.

22.

Светлана Лагерлёф «В Назарете». С. 209-216. Выразительное чтение.

1

Чувство душевной боли, страдания, грусти.

23.

Светлана Лагерлёф «В Назарете». С. 209-216.

1

Чувство любви к ближнему человеку, родному человеку, товарищу

24.

Светлана Лагерлёф «В Назарете». С. 209-216. Объяснение главной мысли.

1

Чувство беспомощности, горя, опасности

25.

Светлана Лагерлёф «В Назарете». С. 209-216. Выводы.

1

Зло и добро, день и ночь, свет и тень.

26

Проверим себя, оценим достижения.

1

Словарь по прочитанному материалу.

Внеклассное чтение

27.

С.Д. Дрожжин «Родине». Ответы на вопросы. С. 135

1

Я читаю выразительно, эмоционально, старательно.

28.

Е.С. Велтистов «Приключения Электроника». Чтение по ролям.

1

Необыкновенные события, сюрприз профессора Громова своим коллегам.

29.

Е.С. Велтистов «Приключения Электроника». Чтение по ролям.

1

Чем Электроник похож на обыкновенного мальчика?

30.

Итоговый урок. Закрепление.

1

Проверить уровень знаний по изученным темам.