Чтение и понимание математических текстов в начальной школе.
Оценка 4.6

Чтение и понимание математических текстов в начальной школе.

Оценка 4.6
Работа в классе
docx
математика +1
1 кл—4 кл
14.05.2018
Чтение и понимание математических текстов в начальной школе.
В статье рассматриваются особенности математических текстов в сравнении с литературными, описываются сложности, возникающие у младших школьников при работе с ними. Приведен алгоритм, включающий 3 стадии работы с текстом, который поможет учащимся лучше понимать прочитанное и эффективнее работать на уроках математики.
статья Чтение на уроках математики.docx
Чтение и понимание математических текстов в начальной школе. ФГОС нового поколения определяет читательскую компетентность школьников как метапредметную, отводя ей важную роль в обеспечении эффективного обучения. Означает ли это, что формированию читательской компетентности должно уделяться внимание не только на уроках чтения и литературы? И есть ли такая необходимость при изучении математики, где чтение, казалось бы, не играет значительной роли? Учителя математики часто жалуются, что ученики хорошо знают, как решать задания, но зачастую не понимают, какой вопрос задан. В таких случаях учитель, как правило, старается перефразировать или упростить задание, чтобы ученики поняли его. Но в чем же проблема? Почему ученик, вполне успешно справляющийся с литературными текстами, сталкивается с трудностями, когда имеет дело с текстами математическими? Чтение математических текстов и задач очень отличается от других видов чтения и требует специфических стратегий. Навыки, которые ребенок получает на уроках чтения, зачастую не гарантируют ему успешной работы с математическими текстами. Натаскивание учеников на пользование готовыми алгоритмами действий не является основной целью обучения математике. Если мы хотим, чтобы ученики лучше разбирались в математических понятиях, а не просто воспроизводили определенные алгоритмы действий, мы должны учить их вникать в математические тексты. Значение, которое чтецы выносят из текста, в большой степени зависит от их уже имеющихся знаний о предмете и от хода размышлений после прочтения, от того, могут ли учащиеся синтезировать и анализировать информацию, выделять главное, делать выводы. Чем же математический текст отличается от других видов текста? Ученые-лингвисты утверждают, что отличительными чертами математического текста являются высокая информативность, логичность, точность и объективность. При этом, в отличие от обычной речи и литературного текста, ему присуща шаблонность: речевые обороты такого текста не очень разнообразны, значительную часть могут составлять символы и числа, а также графическая информация. К сожалению, эти шаблонность, логичность и точность не могут упростить понимание математических текстов для младших школьников, только начинающих свое знакомство с предметом. Но учитель может значительно облегчить это знакомство следующим образом: - если уделит некоторое время структуре учебника и рабочих тетрадей, и правилам работы с ними; - проконтролирует, насколько хорошо ученики усваивают информацию, касающуюся значения и применения специфических математических символов, знаков, графиков и т.п., то есть несловесную часть математического текста; - научит детей работать с текстом с помощью алгоритма, адаптированного в соответствии с возрастом и способностями учеников, а также спецификой текста. Алгоритм работы с текстом включает в себя три стадии. 1. Перед чтением: 2. Во время чтения: 3. После прочтения: - посмотреть на заглавие, рисунки и текст, с целью вызвать соответствующие мысли и воспоминания; - выстроить фон для дальнейшей работы путем активации подходящих имеющихся знаний по заданной теме; - установить цели для чтения путем постановки вопросов к тексту. - проверять понимание текста путем перефразирования; - следить за осмыслением, используя контекст для определения незнакомых слов, прибегая к воображению, делая логические выводы и стараясь прогнозировать; - интегрировать новые понятия в систему существующих знаний, непрерывно сверяя цели чтения. - суммировать прочитанное путем пересказа, выделить главную идею текста; - оценить идеи, содержащиеся в тексте; - приложить идеи текста к жизненным ситуациям, расширяя область применения этих идей, что способствует повышению ценности изучаемого в глазах учеников. Учитель математики может использовать этот общий план разными способами. Например, провести чтение текста вслух с последующим перефразированием его своими словами, и затем обсудить, может ли контекст помочь установить значение незнакомых слов, или же нужно уточнить их значение, обратившись к словарю, либо учебнику. Перед прочтением учитель может осведомиться, что именно ученики ожидают прочитать, и какой подход они предполагают применить к задаче, исходя из того, что им уже известно по теме. После прочтения можно вернуться к этим предположениям и выяснить, оправдались ли они, или нужно искать другой подход и способ решения. Каким бы способом учитель ни действовал, важно помнить, что основным инструментом, приводящим к пониманию, является вопрос. Ответ на вопрос, к которому ученик пришел самостоятельно, или даже при поддержке учителя, гораздо более ценен для него, чем любые объяснения. Поэтому так важно научить ребенка работать с текстом путем постановки вопросов к нему. Список литературы: 1. Авдеева А. В., Молькова М. В. Формирование читательской  компетенции младших школьников // Молодой ученый. — 2015. —  №22.1. — С. 44­46. 2. Колганова Н. Е. Сущностные характеристики формирования основ  читательской компетентности младших школьников [Текст] //  Теория и практика образования в современном мире: материалы II  Междунар. науч. конф. (г. Санкт­Петербург, ноябрь 2012 г.). —  СПб.: Реноме, 2012. — С. 5­8. 3. Joan M. Kenney. Literacy strategies for improving mathematics  instruction. – Alexandria, Virginia USA, 2005.

Чтение и понимание математических текстов в начальной школе.

Чтение и понимание математических текстов в начальной школе.

Чтение и понимание математических текстов в начальной школе.

Чтение и понимание математических текстов в начальной школе.

Чтение и понимание математических текстов в начальной школе.

Чтение и понимание математических текстов в начальной школе.

Чтение и понимание математических текстов в начальной школе.

Чтение и понимание математических текстов в начальной школе.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.05.2018