Так, ведущей целью обучения иностранному языку в начальной школе является развитие языковой личности, способной самостоятельно работать над изучением языка, поддерживать и пополнять свои знания, развивать коммуникативную и информационную культуру. Так, самостоятельная учебная деятельность становится важнейшим компонентом учебного процесса по обучению иностранному языку. В связи с этим необходим подход к обучению иностранному языку, основанный на управлении формированием самостоятельной учебной деятельности, ее целенаправленном развитии, для обеспечения продуктивного характера образовательного процесса и развития необходимых личностных качеств.
Ведущая роль в формировании самостоятельной учебной деятельности младших школьников при овладении иностранным языком принадлежит чтению, которое является одной из стратегических целей раннего обучения иностранному языку
Чтение как цель и средство обучения иностранному языку и культуре
Так, ведущей целью обучения иностранному языку в начальной школе является развитие
языковой личности, способной самостоятельно работать над изучением языка,
поддерживать и пополнять свои знания, развивать коммуникативную и информационную
культуру. Так, самостоятельная учебная деятельность становится важнейшим
компонентом учебного процесса по обучению иностранному языку. В связи с этим
необходим подход к обучению иностранному языку, основанный на управлении
формированием самостоятельной учебной деятельности, ее целенаправленном развитии,
для обеспечения продуктивного характера образовательного процесса и развития
необходимых личностных качеств.
Ведущая роль в формировании самостоятельной учебной деятельности младших
школьников при овладении иностранным языком принадлежит чтению, которое является
одной из стратегических целей раннего обучения иностранному языку. Чтение необходимо
маленькому ученику не только для практического овладения иностранным языком и
открытия другой культуры, оно также является средством самообразования и творческой
деятельности [1, с. 132]. Практика в чтении позволяет поддерживать и совершенствовать
не только умения в чтении, обеспечивающие понимание и интерпретацию читаемого, но и
универсальные учебные действия, обеспечивающие самостоятельное усвоение новых
знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса. К ним относятся:
1. Личностные действия (обеспечивают ценностносмысловую ориентацию учащихся).
2. Регулятивные действия (обеспечивают учащимся организацию их учебной
деятельности).
3. Познавательные действия (общеучебные и логические действия, а также постановка
и решение проблемы).
4. Коммуникативные действия (обеспечивают социальную компетентность и учет
позиции других людей, интеграцию и продуктивное взаимодействие).
По мнению А.Г. Асмолова, способность учащегося самостоятельно успешно усваивать
новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную
организацию этого процесса, т.е. умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные
учебные действия как обобщенные действия открывают учащимся возможность широкой
ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной
деятельности, включающей осознание ее целевой направленности, ценностносмысловых иоперациональных характеристик [2]. Значение универсальных учебных действий
представим наглядно.
Универсальные учебные
действия
Результаты развития
универсальных учебных
действий
Значение универсальных
учебных действий
Создание возможностей
обучения в зоне
ближайшего развития
ребенка. Формирование
адекватной оценки
учащимися границ
«знания» и «незнания».
Обеспечение высокой
самоэффективности в
форме принятия учебной
цели и работы над ее
достижением.
Достижение высокой
успешности в усвоении
учебного содержания.
Адекватная школьная
мотивация. Мотивация
достижения.
Развитие основ
гражданской
идентичности.
Формирование
рефлексивной адекватной
самооценки.
Функционально
структурная
сформированность
учебной деятельности.
Развитие произвольности
восприятия, внимания,
памяти, воображения.
Создание предпосылок для
дальнейшего перехода к
самообразованию.
Личностные действия:
смыслообразование,
самоопределение.
Регулятивные действия.
Регулятивные,
личностные,
познавательные,
коммуникативные.
Коммуникативные
(речевые), регулятивные.
Коммуникативные,
регулятивные.
Формирование
внутреннего плана
действия.
Развитие рефлексии
осознание учащимися
содержания,
последовательности и
Развитие способности
действовать в уме,
«отрывать» слово от
предмета; достижение
нового уровня обобщения.
Формированиеоснования действий.
Итак, чтение на иностранном языке выступает для младшего школьника как ведущее
средство самостоятельной образовательной деятельности в данной предметной области.
Следовательно, становится очевидна необходимость формирования умения
самостоятельного чтения и субъекта читательской деятельности (чтеца) уже на начальном
этапе обучения иностранному языку. Читательская самостоятельность учащихся играет
роль фундамента в языковом образовании, который обеспечивает эффективность изучения
иностранного языка на последующих этапах обучения.
Трактовка чтения как вида речевой деятельности [3, с. 119] объясняет приоритет
деятельностного подхода к обучению. Согласно И.А. Зимней, обучение чтению как
деятельности в контексте такого ее представления не может ограничиваться или
осуществляться только по элементам, например, только по технике чтения. Оно должно
строиться как обучение деятельности, то есть с позиции управления, формирования и
развития самого чтеца и прежде всего а) его мотивационнопотребностной сферы, б)
обеспечения адекватного целям предметного содержания и в) технике чтения» [3, с.121].
Рассмотрим подробнее основные характеристики продуктивного (самостоятельного
чтения), которые определяют развитие личности чтеца как индивида, осуществляющего эту
деятельность.
В мотивационной сфере основой продуктивного (самостоятельного) чтения является
познавательная самостоятельность чтеца как субъекта деятельности, связанная с
проявлением познавательных потребностей. Данная категория рассматривается как
личностный фактор развития учащегося в процессе обучения. Умственная
самостоятельность, как отмечает Ю.Н. Кулюткин, проявляется в способности человека
ставить перед собой цели деятельности, определять для себя ее задачи (познавательные и
учебные), отыскивать средства и способы их решения, а также в способности учащегося
планировать, организовывать и регулировать свою деятельность; она предполагает хорошо
развитые самоконтроль и самооценку. Таким образом, умственная самостоятельность – это
не что иное, как способность личности осуществлять самоуправление своей деятельностью
(Ю.Н.Кулюткин, 1985, с.42). Мотивационная сфера продуктивного чтения направлена на
создание реального продукта. При этом определяющим мотивом является «мотив
созидания» (термин – А.М. Матюшкина), его доминантой выступает личностный смысл
индивида, а источником – потребность в самореализации. Итак, самостоятельное чтение
является средством развития познавательной самостоятельности и активности чтеца как
субъекта читательской деятельности, активность которого, по мнению И. А. Зимней,
реализуется на нескольких уровнях:1. личностном, в форме установочномотивационноцелевой активности;
2. интеллектуальном, в форме выдвижения вероятностных гипотез;
3. моторном, в форме глазодвигательноречедвигательной активности.