Леонтьева Галина Васильевна,
учитель географии МБОУ СОШ №8
им. Героя Советского Союза Будника Г. Д.
г. о. Лобня Московской области,
Почётный работник общего образования РФ,
член Союза писателей России
Из готовящейся авторской книги
«Вопросы и вопросики.
Из опыта работы учителя географии. 9 класс»
Материал 1
Что такое экономика страны?
Экономика – хозяйство страны.
Главная задача экономики – полное обеспечение всех материальных и духовных потребностей человека.
Показатели уровня развития страны:
1) ВВП (валовой внутренний продукт) – суммарная стоимость товаров и
услуг, произведённых на территории страны:
А) общий объём ВВП
Б) ВВП на душу населения
2) производительность труда – количество продукции, производимое в
единицу времени (например, 5 деталей в час, 10 агрегатов за смену и т. д.)
3) национальный доход – вновь созданная за год стоимость.
Предприятие – самостоятельная единица хозяйства (завод, фабрика, шахта, фирма и т. д.).
Эффективность производства – соотношение затрат и результатов деятельности.
Себестоимость продукции – количество денег, затраченное на производство и реализацию единицы продукции.
Отрасль хозяйства – совокупность предприятий, производящих сходную продукцию или оказывающих одинаковые услуги (предприятия и учреждения, удовлетворяющие однородные потребности общества).
Отраслевая структура хозяйства – состав отраслей, соотношение, взаимосвязь между ними.
2 сферы экономики:
1) производственная сфера – сфера материального производства – включает все виды деятельности людей, создающие материальные блага и обеспечивающие их доставку потребителям;
2) непроизводственная сфера – не создаёт и не распределяет
материальные блага, но обеспечивает разнообразные бытовые и
духовные потребности людей.
3 этапа развития экономики (или 3 этапа социально-экономической истории человечества):
3) доиндустриальный (аграрный). Главное богатство – земля. Главная отрасль – сельское хозяйство.
4) 2) индустриальный (промышленный). Главное богатство – капитал. Главная отрасль – промышленность (индустрия).
5) 3) постиндустриальный (информационный). Главное богатство – информация. Главные отрасли – по предоставлению услуг.
3 сектора хозяйства:
1) I сектор – отрасли, эксплуатирующие природу,
2) II сектор – обрабатывающие отрасли,
3) III – сфера услуг.
Функциональная структура экономики – состоящая из межотраслевых комплексов.
2 пути развития экономики:
1) экстенсивный путь развития хозяйства – такой, при котором выпуск продукции увеличивается за счёт механического расширения производства (увеличение посевных площадей, поголовья скота, количества станков, цехов, заводов…)
2) интенсивный путь развития хозяйства – такой, при котором выпуск
продукции увеличивается за счёт повышения производительности труда,
использования передовых технологий, новейшего оборудования,
современных материалов и т.д.
Экономические системы в истории России
Вопрос о том, что, как и для кого производить, решается на основе обычаев и традиций. Характерна для натурального сельского хозяйства, кустарных промыслов и ремёсел.
Что, как и для кого производить, решает государство, команда спускается сверху непосредственным исполнителям.
Основана на частной собственности, на свободе выбора, на конкуренции. Государство регулирует рынок через законы и налоги. Вопрос о том, что, как, для кого производить, решается с помощью цен.
Сочетание рыночных отношений с централизованным государственным регулированием.
Незаконная экономическая деятельность.
Плюсы и минусы командной экономики.
Плюсы:
1) она способна мобилизовывать и концентрировать людские и финансовые ресурсы на решение важнейших экономических задач и за счёт этого обеспечивать высокие темпы экономического роста;
2) были созданы крупнейшие в мире промышленные предприятия;
3) был создан крупнейший в мире оборонный комплекс;
4) была обеспечена победа СССР в Великой Отечественной войне.
Минусы:
1) не учитывалось мнение производителей, до них лишь доводилась команда из центра;
2) очень громоздкими были расчёты того, что, как и для кого производить;
3) существовал гигантский аппарат управления (18 млн чел.);
4) интересы производства не совпадали с интересами потребителей («производство ради производства»);
5) очень велика была материалоёмкость (особенно металлоёмкость) продукции;
6) очень сильна была милитаризация экономики, то есть значительную, большую долю продукции давала оборонная промышленность;
7) использовались чрезвычайно устаревшие технологии, продукция получалась неконкурентоспособной на мировом рынке;
8) велика была доля ручного труда (1/3 в промышленности);
9) велики были потери сельскохозяйственной продукции из-за плохого её хранения и переработки.
С/р «Развитие хозяйства»
I. Выберите, что характерно для интенсивного пути развития, а что – для экстенсивного (номера высказываний запишите в соответствующую строку):
1) увеличение числа предприятий;
2) внедрение новейших достижений НТР (научно-технической
революции);
3) реконструкция предприятий;
4) расширение добычи природных ресурсов;
5) экономия материальных средств;
6) полная загрузка предприятий;
7) привлечение дополнительных трудовых ресурсов;
8) рост поголовья скота и площади пашни;
9) основное внимание – количеству продукции;
10) повышение урожайности сельхозрастений.
Форма записи:
Экстенсивный путь развития: ….,….,…..,….., 9
Интенсивный путь развития: ….,….,……,…..10
II. Что описывается в каждом примере (записать термин под номером примера):
· себестоимость продукции?
· производительность труда?
· цена продукции?
· эффективность производства?
1. Первый завод за смену изготавливает 15 станков, а второй завод – 12 таких же по качеству станков.
2. Чтобы произвести и реализовать один станок, первый завод расходует 1,2 млн руб., а второй – 1,3 млн руб.
3. Продукция первого завода продаётся в его фирменном магазине по 1,4 млн руб. и разбирается быстрее, а продукция второго – в обычном магазине по 1,6 млн руб. и разбирается медленнее.
4. У …………….завода выше производительность труда и ниже себестоимость продукции.
5. Поэтому у этого завода лучший показатель ………………
Форма записи:
1. ……………………(термин)
2. ……………………(термин)
3. ……………………(термин)
4. ……………………(первый или второй)
5. Эффективности производства
Ответы к с/р «Развитие хозяйства»
I. Экстенсивный путь развития: 1, 4, 7, 8, 9
Интенсивный путь развития: 2, 3, 5, 6, 10
II. 1. Производительность труда
2. Себестоимость продукции
3. Цена продукции
4. Первого
5. Эффективности производства
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.