Что означает термин «гуманизм»? В какой исторический период он получил распространение?
Гуманизм означает стремление к человечности, к созданию условий для достойной человека жизни. Человечность начинается тогда, когда человек начинает рассуждать о самом себе, о своей роли и месте в мире, о своей сущности, о смысле, предназначении и цели своей жизни. Родоначальником гуманистического движения считают поэта и философа XIV в. Ф. Петрарку, который много сделал для возрождения античной философии и литературы.
В Средние века на природу смотрели как на нечто недостойное изучения, несовершенное, а главное предназначение науки видели в исследовании текстов Священного Писания. В философии Возрождения природа стала рассматриваться как основа развития всего сущего, как объект, предмет познания и как источник всех знаний человека.
К основным чертам гуманизма относились:
· антицерковная и антисхоластическая направленность;
· стремление уменьшить всемогущество Бога и доказать самоценность человека, антропоцентризм, т.е. особое внимание к человеку, воспевание его силы, величия, возможностей, а также жизнеутверждающий характер и оптимизм.
К натурфилософскому направлению принадлежат Николай Кузанский, Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей и другие, которые стремились обосновать в противовес схоластике материалистический взгляд на мир, отделить философию от теологии; доказать преимущества научного мировоззрения по отношению к мифологии и религии. В теории познания они были оптимистами и утверждали, что человек получает истину не через божественное откровение, а благодаря своим чувствам и разуму.
Николай Коперник (1473-1543). Средневековое религиозное представление о Земле заключалось в трактовке её как Богом избранной планеты, а человек представлялся привилегированным существом во Вселенной. Николай Коперник, опровергнув представление о Земле как о неподвижном центре Вселенной и создав гелиоцентрическую систему, согласно которой в центре мира находится Солнце, совершил революционный переворот не только в астрономии, но и в науке в целом. Это был вызов церковному авторитету в области природы и начало освобождения естествознания от теологии. Коперник разрушает важнейший принцип аристотелевской физики и космологии, отвергает вместе с ним представление о конечности космоса. Вселенная, с его точки зрения, неизмерима и бесконечна. Книга Н. Коперника «О вращении небесных сфер» оставалась запрещённой вплоть до 1828 г.
Джордано Бруно (1548-1600). Этот мыслитель, как представитель нового естествознания, поддерживает и проповедует систему Коперника, но идёт значительно дальше него. Он решительно перешёл от гелиоцентрической и неограниченно большой Вселенной Коперника к бесконечной Вселенной. Его Вселенная наполнена бесчисленным множеством обитаемых одушевлённых миров и является физически однородной, то есть миры ничем не отличаются друг от друга, а в условиях бесконечной Вселенной ни один из них не может считаться центральным.
По своему жанру гуманистическая философия сливалась с литературой, излагалась иносказательно и в художественной форме. Наиболее известные философы-гуманисты одновременно были писателями. К ним прежде всего относились Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Лоренцо Валла.
Лоренцо Валла (1507 — 1557), автор трактата «О наслаждении как об истинном благе, также ниспровергал церковные авторитеты, критиковал схоластику за искусственность, надуманность и неистинность. В центр мироздания он ставил человека и верил в возможности человека и его разум. Валла отвергал аскетизм и самоотрешение, призывал к активному действию, борьбе, смелости в изменении мира. Он был сторонником равенства мужчины и женщины. Высшим благом считал наслаждение, которое понимал как удовлетворение материальных и моральных запросов человека.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.