Интервью как газетный жанр
Интервью (от англ. «беседа») – жанр, принципом построения которого является диалог; это разговор журналиста с главным героем сюжета или одним их них, предназначенный для СМИ.
Основной признак жанра – графическое выделение вопросов журналиста и ответов его собеседника (при верстке вопросы и ответы обычно набираются разным шрифтом).
Цель и задача интервью
Цель интервью – краткое освещение факта, события, явления, рассказ о самом субъекте.
Задача интервью – показать человека, его позицию по интересующей журналиста проблеме, создать психологический портрет личности.
(!) Самое первое интервью появилось в газете «New York Herald» 13 октября 1835 года, а провел его Джеймс Гордон Беннет с почтмейстером из Буффало.
Виды и типы интервью
Интервью подразделяют на несколько видов:
Интервью-беседа
Экспресс-интервью
Развернутый монолог
По тематике: 1)«Человек и дело»: интервью-знакомство, рассказывающее об известной личности, ее достижениях;
2) «Проблема и человек»: интервью-сообщение (информация, мнение), в котором излагается позиция известного деятеля по актуальной, общественно важной проблеме (у собеседника берут сведения, но не затрагивается его личность)
Этапы работы над интервью
Искусство задавать вопросы и добиваться ответов – составная часть мастерства журналиста. Любое интервью хорошо, когда оно подготовлено.
Работа над интервью делится на три этапа: подготовка, беседа, написа-ние материала.
Первый этап - подготовка к интервью
Выбор темы (четко представьте, о чем можно поговорить; важна, чтобы тема удовлетворяла критериям: новизна информации, их обществ. важность, интерес).
Выбор собеседника, соответствующего теме интервью (интересная личность, о которой хочется узнать побольше, и др.)
Сбор информации (узнать как можно больше о собеседнике и о теме, по которой будет строиться диалог; источники информации - книги, энциклопедии, Интернет, архивы, различные специалисты и др.
Требования к вопросам интервью
Составление вопросов. Говорят, каков вопрос, таков и ответ.
Вопросы должны быть понятными, по возможности краткими, нестереотипными.
Вопросы не должны содержать готовый ответ.
«Наверху отличная погода. Мой вес в норме. Жена и дети в порядке.
На достигнутой высоте не остановлюсь».
(так написал на своей майке американский альпинист Рик Базетт, чтобы предупредить стандартные вопросы репортеров)
Второй этап - беседа
Беседа начинается со знакомства. Если корреспондент видит собеседника впервые, он должен сначала представиться сам, а затем обратиться к собеседнику. При этом необходимо правильно произнести имя собеседника, иначе это может повредить беседе.
Постарайтесь установить доверительные отношения с собеседником, чтобы вызвать у него желание рассказывать.
Узелки на память
Старайтесь не перебивать собеседника, не задавайте другой вопрос, пока не убедитесь, что ответ на предыдущий получен.
Не задавайте злых, неэтичных вопросов; задавайте вопросы, на которые нельзя ответить односложно «да» или «нет».
Начните с вопроса «как?» или «почему?». Такие вопросы помогают больше узнать о собеседнике.
Спрашивайте о том, что вам самим как читателям интересно.
В конце беседы нужно поблагодарить собеседника и договориться о встрече для согласования интервью.
Третий этап – написание материала
Расшифровка интервью, запись на бумаге всех вопросов и ответов.
Редактирование: решить, все ли вопросы актуальны, интересны; нужно выстроить текст логически, исправить ошибки.
Написание вступления (может быть разным, в зависимости от цели, которую поставил журналист).
Согласование статьи с собеседником.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.