Что такое культура здоровья
Культура здоровья определяется умением жить, принося пользу своему организму. Культура здоровья - это культура отдыха, труда, сна, питания, физической, психической и духовной жизни. Человека нельзя заставить соблюдать культуру здоровья. Он может и должен прийти к ней сам через знания, через понимание ценности здоровья, через удовольствие от радостного, светлого, здорового ощущения полной жизни.
Существуют стратегии управления индивидуальным здоровьем. Их две. Первая - активная, профилактическая. Её цель - беречь, укреплять, защищать, развивать здоровье; её реализация требует знаний и умений, каждодневных усилий, личной ответственности. Эта стратегия опирается на ценностные ориентиры и проявляется в соблюдении здорового образа жизни и экологической безопасности, что в понятии культура здоровья. Вторая стратегия - борьба с болезнями. Эта стратегия - пассивная, здесь от человека требуется знать, уметь, действовать; бороться будут врачи.
В начале нового тысячелетия многие научные исследования ориентируются на познании человека во всём богатстве и разнообразии его связей и отношений. Цели различных наук, занимающихся человекознанием, направлены на удовлетворение потребностей людей в самопознании и самосовершенствовании. Гуманитарные науки рассматривают психические и духовные аспекты проблем личности, естественные науки - физические аспекты. С позиции экологии, которая интегрирует гуманитарные и естественно - научные знания, цели изучения человека ориентированны на адекватное саморазвитие - адаптацию к изменяющимся условиям среды.
Приспособляемость биологических видов к среде обитания осуществляется исключительно за счет генетических механизмов. Уникальность человека как биопсихосоциального вида состоит в том, что приспосабливается к среде главным образом за счет так называемых культурных механизмов. В культурной адаптации определяющее значение приобретает такой феномен культуры, как экологическое сознание.
Применительно к собственной личности экологическое сознание проявляется в умении целесообразно управлять поведением. В целом, приспособление проявляется в том или ином качестве здоровья.
Сегодня качество здоровья населения падает. Объективным фактором ухудшения здоровья населения выступает одно из проявлений кризиса личности - утрата ценностного отношения к здоровью.
Управление здоровьем - реальная и позитивная альтернатива в сложившейся ситуации. Известный американский математик, основатель кибернетики Норберт Винер отметил, что мы изменили своё окружение так, что теперь должны изменять себя, чтобы жить в этом новом окружении.
В условиях общеобразовательной школы, в которой не предусмотрены должности Физиолога и валеолога, а одна врачебная ставка приходится на 1200 обучающихся, проведение регулярной диагностики состояния здоровья школьников крайне затруднительно, если вообще возможно. Диспансеризация же проводится лишь раз в несколько лет. Поэтому большую актуальность приобретают такие диагностические материалы, которые могут быть проведены самими школьниками, их учителями или педагогом- психологом. Для общей оценки психоэмоционального здоровья предлагаются многочисленные подходы и методы. Описанные ниже пробы могут быть сделаны на уроках или в ходе факультативных занятий. С некоторыми из них вы можете познакомиться в моей работе. Конечно, представленные ниже диагностические материалы не могут заменить медицинского обследования и поэтому носят ориентировочный характер, однако они позволяют не только получить данные для занесения в индивидуальные карты учащихся и листки здоровья в классных журналах, но и повысить интерес школьников к укреплению собственного здоровья.
«САМООЦЕНКА ПСИХОСОЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ ЖИЗНИ»
10 ученикам 11 класса в возрасте 16-17 лет предлагалось в течение недели заполнять таблицу, в которой надо было отмечать свои показатели состояния здоровья, особенности психосоциальных условий жизни и режима дня. По результатам заполненной таблицы каждый ученик смог оценить свои личные показатели в этих рамках, увидеть недостатки в режиме дня. Систематически выполнили данную работу 8 учеников 6 девочек и 2 мальчика, их результаты были обобщены.
В результате анализа средних показателей за неделю можно сделать следующие выводы:
- самочувствие - средняя оценка 4,3 (из 7),
- настроение – средняя оценка 3,1 (из 7),
- аппетит – средняя оценка 5,0 (из 7),
- сон – средняя оценка 3,5 (из 7),
- отсутствие болезненных ощущений 4,1 (из 7).
Таким образом, можно сделать вывод, что основными проблемами учеников являются: сон - поверхностный, не дающий ощущений отдыха, приподнятое настроение как редкое явление, в большинстве случаев только нормальное или подавленное.
Анализ блока особенностей психосоциальных условий жизни позволил сделать следующие выводы:
- отсутствие ссор с друзьями указали 5 человек – 62,5%,
1-2 раза поссорились за неделю – 2 человека (25%),
ссорились больше 3 раз – 1 человек (12,5%),
- как благоприятный психологический климат в семье расценили все 8 человек - 100%,
- особенности эмоционального состояния получили среднюю оценку 3,9 баллов (из 7), большинство учеников указывает на присутствие отрицательных эмоций в жизни к концу рабочей недели. Многие испытывали тревожность, чувство неудовлетворения.
Анализ особенностей режима дня одноклассников показал, что:
- сон продолжительностью более 8 часов имеют 4 человек, это составляет ровно половину из опрошенных, и 4 человека спят менее 8 часов в сутки,
- гуляют на свежем воздухе 5 человек (62,5%) и практически не гуляют 3 человек (37,5%),
- утреннюю зарядку систематически выполняют 2 человека (25%), нерегулярно 2 человек (25%), не выполняют совсем 4 человека (50%),
- смотрят телевизор более 2 часов в день 4 человека _ 50%,
- занимаются спортом регулярно 2 человека – 25%, остальные занимаются время от времени.
Таким образом, главным фактором ухудшения здоровья одноклассников становится несоответствие режима дня гигиеническим требованиям. Можно нарисовать среднестатистический портрет школьника. Это ученик, который мало спит, обладает повышенной раздражительностью, часто ссорится с друзьями, много времени проводит у телевизора, мало гуляет и практически не занимается спортом.
Но не все так плохо, вот, к примеру, выдержка из самоанализа Хмелева Юлия: «Подсчитав результаты и увидев получившуюся сумму баллов, я была приятно удивлена. В тесте по состоянию организма я получила в среднем +5 баллов. Хотя я вижу недочеты: например, я не делаю зарядку по утрам (несмотря на уговоры дедушки), зато я увидела, что аппетит у меня отличный! А в разделе психосоциальных условий жизни я получила +3 балла. Мне было приятно знать, что за прошедшую неделю я не конфликтовала с друзьями и родителями. Значит условия у меня очень даже благоприятные. По режиму дня я получила +2 балла, это значит, мой режим в некоторой степени соответствует гигиеническим требованиям».
« КУЛЬТУРА ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ».
Ученикам предлагалось пройти тест на определение своего темперамента. До теста учитель рассказал, что такое темперамент, какие виды его бывают, что характерно для каждого вида и что чистые виды темперамента встречаются только у маленьких детей, а взрослые имеют смесь нескольких темпераментов. Потом учитель зачитывал свойства темпераментов, а ученики выбирали наиболее подходящий вариант из этих 4 высказываний. Результаты заносились в таблицу с четырьмя колонками: сангвиник, холерик, меланхолик, флегматик. Подходящее человеку выражение выставлялось плюсиком в колонке, к которой относился вариант. Было дано по 10 на каждый вид темперамента. Результаты высчитывались в процентах.
Таблица № 1. Типы темпераментов школьников11 класса (результаты в процентах).
сангвиник |
холерик |
флегматик |
меланхолик |
30% |
45% |
15% |
10% |
Зачем нужно изучать особенности своей психики? Думаю, что это риторический вопрос. Конечно же, для того, чтобы найти свой стиль деятельности, сферу наиболее удачного приложения своих сил, сориентироваться в выборе будущей профессии. Главное удачно выстраивать свое поведение, для того чтобы сохранить свое психическое здоровье и уберечь окружающих от травм. Научиться понимать других людей, как, например, почему Сергей очень долго готовиться приступить к работе, а Руслан бесконечно вертится на уроках. Оказывается, очень просто – Сергей в большей степени обладает качествами флегматика, а Руслан ярко выраженный холерик.
ГЛАВА 3: «САМООЦЕНКА ШКОЛЬНИКАМИ ФАКТОРОВ РИСКА УХУДШЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ».
В этой работе одноклассникам предлагалось оценить факторы, влияющие прямо или косвенно на их здоровье. В исследовании участвовала весь 11 класс. Самооценка ими проводилась по средством выполнения теста, представленного ниже:
ТЕСТ- АНКЕТА ДЛЯ САМООЦЕНКИ ШКОЛЬНИКАМИ ФАКТОРОВ РИСКА УХУДШЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ
Тест- анкета заполняется каждым школьником самостоятельно. Приводится форма тест - анкеты для мальчиков, из тест - анкеты для девочек исключается вопрос 6.
На вопросы № 1- 10 предполагается отвечать «да» или «нет»; вопросы № 11- 15 предусматривают выбор одного из предложенных вариантов ответов.
Вопросы:
1. Я часто сижу, сгорбившись или лежу с искривлённой спиной.
2. Я ношу портфель, сумку (часто тяжелую), а не ранец.
3. У меня есть привычка сутулится.
4. Я чувствую, что мало (недостаточно) двигаюсь.
5. Я не занимаюсь оздоровительной гимнастикой (физзарядка, участие в спортивных секциях, плавание)
6. Я занимаюсь тяжелой атлетикой (поднятием тяжестей).
7. Я питаюсь нерегулярно, «кое- как».
8. Нередко я читаю при плохом освещении лёжа
9. Я не забочусь о своем здоровье.
10. Бывает я курю.
11. Помогает ли тебе школа заботиться о своём здоровье?
В) затрудняюсь ответить.
12. Помогли ли тебе занятия в школе создать дома полезный для здоровья образ жизни?
В) затрудняюсь ответить.
13. Какие наиболее типичные для тебя состояния на уроках?
А) безразличие
Б) заинтересованность
В) усталость, утомление
Г) сосредоточенность
Д) волнение, беспокойство
Е) что-то другое
14. Как, по твоему мнению, влияют учителя на твоё здоровье?
А) заботятся о моем здоровье
Б) наносят здоровью вред методами своего преподавания
В) подают хороший пример
Г) подают плохой пример
Д) учат, как беречь здоровье
Е) им безразлично моё здоровье
15. Как обстановка в школе влияет, по твоему мнению, на твоё здоровье?
А) не оказывает заметного влияния
Б) влияет плохо
В) влияет хорошо
Г) затрудняюсь ответить
Обработка результатов:
По вопросам 1-10 по одному баллу начисляется за каждый положительный ответ. По вопросам 11-12 балл начисляется за ответ «б». По вопросу 13 – за «а», «в», «г»; по 14- за «б», «г», «е». По вопросу 15 балл начисляется за ответы «б», «г». Затем полученные баллы суммируются.
Интерпретация результатов:
Благополучные результаты - не более 6 баллов. «Зона риска»- более 12 баллов.
Все полученные результаты были обработаны и сведены в единую таблицу.
Таблица № 2. ТЕСТ- АНКЕТА ДЛЯ САМООЦЕНКИ ШКОЛЬНИКАМИ
ФАКТОРОВ РИСКА УХУДШЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ
Баллы 1 2 3
Доля в 33. 8 66. 2 0
Вывод: 33,8 % школьников показали благополучные результаты, 66,2 % близки к норме, 0% входят в зону риска.
ГЛАВА 4: «САМООЦЕНКА УЧЕНИКАМИ ШКОЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ»
Цель микроисследования на эту тему заключалась в том, чтобы ученики смогли определить уровень своей тревожности и, если он повышен или понижен, принять меры для введения его в норму. Эта работа проводилась с учениками параллели девятых классов по следующей методике:
МЕТОДИКА САМООЦЕНКИ ШКОЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ КОНДАША.
Предназначена для учащихся 7-ого и более старших классов.
Инструкции учащемуся:
Оцени, пожалуйста, каждую ситуацию в баллах в зависимости от того, насколько она может вызвать у тебя тревогу:
0- ситуация не волнует;
1- ситуация волнует незначительно;
2- ситуация достаточно волнует; ситуация очень сильно волнует.
Ситуации:
1. Ответ у доски
2. Разговор с директором (завучем) школы
3. Учитель решает, кого спросить
4. Тебя критикуют и в чем- то упрекают взрослые.
5. Выполнение контрольной работы
6. Учитель называет оценки за контрольную работу.
7. Ожидание родителей с родительского собрания.
8. сдача экзамена.
9. Участие в соревнованиях, конкурсах.
10. Непонимание объяснений учителя.
11. Неожиданный вопрос учителя.
12. Не получается домашнее задание.
13. Принятие важного, ответственного решения.
14. Тебя критикую товарищи, одноклассники.
Оценка результата:
До 20 баллов- низкий уровень тревожности;
20-30 баллов- средний уровень тревожности; более 30 баллов – высокий уровень тревожности.
Примечание: сумма менее 6 баллов диагностируется как сомнительная достоверность результата.
После того как школьники узнали свой уровень тревожности и получили необходимые рекомендации, результаты были обобщены и сведены в представленную таблицу:
Таблица № 3. МЕТОДИКА САМООЦЕНКИ ШКОЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ
КОНДАША.
Баллы до 20 20- 30 более 30
9А 52. 9%- 9 47. 1%- 8 0%- 0
9Б 28. 6%- 10 71. 4%- 4 0%- 0
9В 55. 6%- 10 44. 4%- 8 0%- 0
9М 20%- 4 175%- 5 5%- 1
Итого: 33 чел. 35 чел. 1 чел.
Доля в 47. 7 50. 7 1. 5
Вывод:47. 7% входят в группу с низким уровнем тревожности;
50. 7% - средний уровень;
1. 5% - высокий уровень.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ представленных моими одноклассниками работ показал, что выполнение исследований, ориентированных на личность подростка, способствует формированию основ здоровьесберегающего поведения. В ходе работ школьники проявляли большую заинтересованность, свободно участвовали в обсуждении их результатов, «пропуская материал через себя», они начали задумываться над сущностными проблемами жизни. В процессе деятельности происходило активное самопознание, оно носило вполне объективный характер, было доступно по методикам, а главное, воспринималось школьниками с большим энтузиазмом. Я сделала такие выводы во время обработки результатов всех исследовательских работ, которые преследовали цель научить учеников смотреть на окружающую среду и на себя, на своё здоровье и на свой образ жизни со стороны. И эти цели отчасти были достигнуты. Заполняя таблицу «Самооценка психосоциальных условий жизни» ребята увидели свои проблемы в режиме дня, здоровье. Выполняя шуточный тест на определение биологического возраста, они задумались о состоянии своего физического здоровья, определяя темперамент, они узнали свои недостатки и способы борьбы с ними, что помогло им увидеть себя со стороны. Изучая воду и рацион питания, школьники увидели воочию проблемы окружающей среды и питания. Познавая культуру использования лекарственных средств, ученики научились многому, что пригодится в жизни, даже если они не станут врачами.
Прямое и косвенное наблюдение показало, что школьники в повседневной жизни осуществляют намеченную программу сбережения и целенаправленного развития собственного здоровья и улучшения среды жизни. Быстрых и немедленных результатов от всех ждать невозможно, поскольку они растянуты во времени, т. е. имеют отсроченный характер. Мы надеемся, что школьники поняли главное: сохранение здоровья - это труд и не малый. Привычки к правильному питанию, занятию спортом, поддержанию экологической чистоты и т. д. сами по себе не создаются. Их надо растить, как сад, ухаживать, холить и лелеять ежедневно и ежечасно. И результаты окупятся сторицей.
«Изучение влияния образа жизни на состояние здоровья школьников»
Выполнен учащимися 9 класса
Содержание
Стр.
Введение……………………………………………………………………3 - 5
1. Изучение влияния образа жизни на состояние здоровья школьников…6
1.1 Оценка состояния здоровья школьников…………………………6 - 9
1.2 Определение влияния образа жизни на состояние здоровья….10 - 13
Заключение…………………………………………………………………...14
Список литературы…………………………………………………………..15
Приложение……………………………………………………………...16 - 19
Введение
Здоровье – совокупность физических и духовных качеств человека, которые являются основой его долголетия и необходимым условием осуществления творческих планов, высокопроизводительного труда на благо общества, создания крепкой дружной семьи, рождения и воспитания детей. Справедлива поговорка: «Деньги потерял – ничего не потерял, время потерял – многое потерял, здоровье потерял – все потерял». Но всегда ли мы бережно относимся к здоровью, укрепляем его?
На сегодняшний день в России лишь 5 - 10% детей практически здоровы, 50% имеют функциональные отклонения, 35-40% - хронические заболевания.
У многих школьников наблюдается дисгармоничное физическое развитие (дефицит массы тела, снижение показателей мышечной силы, емкости легких и др.), что создает проблемы с общей работоспособностью подрастающего поколения.
Пагубное влияние на здоровье оказывают алкоголь, наркотики, табак.
Около 7,5 млн детей России страдают заболеваниями нервно – психической сферы, хотя основная масса таких детей обучается в обычных классах.
Среди причин, влияющих на здоровье школьников, 21% составляют факторы внутришкольной среды. Это большая наполняемость классов; низкий уровень освещенности в помещениях школ; перегруженность учащихся основными и дополнительными занятиями; неблагополучие психологического климата школьных коллективов и многое другое.
Усугубляет положение отсутствие у большинства руководителей школ и учителей специальных знаний и умений по элементарной диагностике состояния здоровья детей, по организации учебно – воспитательной работы с детьми, имеющими различные отклонения в состоянии здоровья.
В последние десятилетия в научной литературе и в периодической печати довольно распространенным стало слово «гиподинамия» (недостаточная физическая, силовая нагрузка). Это состояние превратилось в характерную особенность образа жизни многих людей. В наше время люди преждевременно умирают от болезней сердечно – сосудистой системы. Причем распространенность сердечно – сосудистых заболеваний особенно велика среди тех, кто занят работой, не требующей физических усилий, кто мало двигается.
Ослабляют здоровье неупорядоченный режим, малая подвижность, несоблюдение правил личной гигиены, нерациональное питание и такие вредные привычки, как курение и употребление алкоголя.
При деятельности человека в трудных условиях, предъявляющих его организму повышенные требования, у него может развиваться стресс. Так называют состояние напряжения у человека в условиях, требующих перестройки его деятельности на более высокий уровень, необходимый для успешного решения возникших перед ним задач.
Чтобы успешно адаптироваться в современных условиях жизни, следует овладеть навыками самоконтроля, в любых условиях стремиться к соблюдению привычного режима дня, выработать умение своевременно переключаться с одного вида деятельности на другой и т.д.
За годы обучения количество здоровых школьников снижается. В то же время известно, что всякое заболевание, даже непродолжительное, изменяет реакцию организма, ухудшая функциональное состояние ЦНС, обусловливая падение работоспособности и высокую утомляемость и, как следствие, снижает успеваемость. Недаром В.А. Сухомлинский, в равной степени внимательный как к интеллектуальному развитию учеников, так и к их здоровью, отмечал, что замедленное мышление – это во многих случаях следствие общего недомогания. Установлено, что дети, страдающие различными хроническими заболеваниями, обладают слабой успеваемостью вне зависимости от системы обучения. Он также указывал на связь показателей здоровья, умственной работоспособности и успешности овладения детьми школьной программой.
По результатам медицинских исследований выявлены следующие показатели:
а) высокий уровень здоровья имеют всего 30% обучающихся;
б) средний уровень здоровья – 50% обучающихся;
в) низкий уровень здоровья – 20% обучающихся (см. Приложение, диаграмма №1).
Таким образом, результаты исследования оказались неутешительными. В результате опроса школьников учеными – исследователями в разных регионах России были получены следующие данные:
а) образ жизни, способствующий укреплению здоровья, ведут всего 22% учащихся;
б) образ жизни, направленный на поддержание имеющегося уровня здоровья, но не способствующий его укреплению, - 24% учащихся;
в) образ жизни, направленный на разрушение здоровья, - 54% учащихся (см. Приложение, диаграмма №3).
Гипотеза.
На основании этих данных мы выдвинули гипотезу, что в нашей школе в результате опроса и наблюдений будут получены примерно такие же показатели, т.к. условия развития детей в нашей стране примерно одинаковые.
Цель: выявить состояние здоровья учащихся Домодедовской СОШ №1.
Задачи:
1. Установить влияние образа жизни на состояние здоровья;
2. Оценить состояние здоровья учащихся;
3. Выявить факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье.
Для достижения поставленной цели были проведены практикумы – наблюдения с последующим анализом.
План выполнения исследований.
Исследования проводились в несколько этапов:
· Подготовительный – изучение соответствующей литературы;
· Организационный – подбор участников;
· Анкетирование – опрос учащихся;
· Аналитический – обработка результатов исследований;
· Информационно – практический – ознакомление классных руководителей, руководства школы, учащихся с результатами исследований.
Проект состоит из пяти частей:
- введение;
- основная часть;
- заключение;
- библиография;
- приложение.
Во введении изложены: актуальность, проблематичность, цель, задачи и гипотеза исследования.
Основная часть - само исследование, где подробно изложена практическая деятельность исполнителей проекта. В нее вошли практикумы – наблюдения с последующим анализом:
- Практическая работа №1 «Оценка состояния здоровья школьников» (участники проекта – учащиеся 5 – 9 классов).
Цель: научиться оценивать функциональное состояние организма, используя объективные и субъективные показатели здоровья; на основании результатов анализа результатов наблюдений выявить зависимость состояния здоровья от особенностей психо – социальных условий жизни и режима дня.
- Практическая работа №2 «Определение влияния образа жизни на состояние здоровья» (участники проекта – учащиеся 5 – 9 классов).
Цель: провести самоанализ образа жизни и оценить его влияние на состояние здоровья.
Также основная часть несет обобщающий смысл. В ней представлена практическая и социальная значимость данной работы.
Затем следует заключение в виде выводов и рекомендаций.
Библиография включает 9 источников.
В приложении – диаграммы результатов исследований.
1. Изучение влияния образа жизни на состояние здоровья школьников.
1.1 Оценка состояния здоровья школьников.
Практическая работа №1 «Оценка состояния здоровья школьников» (участники проекта – учащиеся 10-11 классов, всего 27 чел.).
Цель: научиться оценивать функциональное состояние организма, используя объективные и субъективные показатели здоровья; на основании результатов анализа результатов наблюдений выявить зависимость состояния здоровья от особенностей психо – социальных условий жизни и режима дня.
Требования к выполнению практической работы: проводить самооценку состояния здоровья необходимо ежедневно, в течение 2 недель, четко фиксируя результаты в таблице. После заполнения таблицы следует проанализировать полученные данные. После выполнения практической работы необходимо сформулировать вывод о характере зависимости состояния здоровья от особенностей психосоциальных условий жизни и режима дня.
Ход работы:Оцените психосоциальные условия жизни и свой режим дня за текущий день.
Результаты самонаблюдения занесите в таблицу №1.
Самооценка психосоциальных условий жизни и режима дня
за текущий день
Таблица №1
Исследуемые показатели |
Результаты оценки |
Оценка в баллах |
1 |
2 |
3 |
1.Самочувствие |
а) хорошее (ощущение бодрости, силы) б) плохое (слабость, усталость, вялость, раздражительность) |
+1
-1 |
2.Настроение |
а) приподнятое б) удовлетворительное в) подавленное |
+1 0 -1 |
3.Аппетит |
а) хороший б) плохой |
+1 -1 |
4.Умственная работоспособность |
а) высокая б) средняя в) низкая |
+1 0 -1 |
5.Частота сердечных сокращений (уд/мин) |
а) менее 75 б) от 75 до 85 в) более 85 |
+1 0 -1 |
6.Сон |
а) дающий ощущение бодрости и отдыха б) поверхностный, с ночным просыпанием, не приносящий ощущения отдыха |
+1
-1 |
7.Болевые ощущения |
а) отсутствовали б) присутствовали |
+1 -1 |
Сумма баллов: ___________ Состояние здоровья: высокий, средний или низкий уровень |
||
8.Особенности психосоциальных условий жизни |
а) были ли ссоры или конфликты с друзьями: - нет - да б) особенности психологического климата в семье - спокойный, благоприятный - напряженный, конфликтный в) особенности эмоционального состояния: - радость, положительные эмоции - эмоциональные стрессы, переживания, отрицательные эмоции |
+1 -1
+1 -1
+1 -1 |
Сумма баллов: ____________ Оценка психосоциальных условий: - благоприятная – сумма баллов +2 и выше - неблагоприятная – сумма баллов +1 и ниже
|
||
9.Особенности режима дня |
а) продолжительность сна: - более 8 ч - менее 8 ч б) утренняя зарядка: - выполнялась - не выполнялась в) прогулки на свежем воздухе: - имели место - не имели места г) время, затрачиваемое в течение дня на просмотр телепередач или игры на компьютере: - менее 2 ч - более 2 ч д) занятия спортом, физическими упражнениями: - выполнялись - не выполнялись |
+1 -1
+1 -1
+1 -1
+1 -1
+1 -1 |
Сумма баллов: _________ Оценка режима дня: Соответствует гигиеническим требованиям (+4, +3) _______ Не соответствует (+2 и менее) _________
|
Подсчитав сумму баллов по пунктам 1-7 таблицы, сделайте вывод о функциональном состоянии вашего организма:
а) если сумма баллов равна (+7 - +5) – высокий уровень здоровья;
б) если сумма баллов равна (+4 - +3) – средний уровень здоровья;
в) если сумма баллов равна (+2 и менее) – низкий уровень здоровья.
Оцените особенности психосоциальных условий жизни (благоприятные/неблагоприятные) – п.8 таблицы.
Оцените соответствие вашего режима дня гигиеническим требованиям к режиму дня школьника – п.9 таблицы.
Проанализировав полученные в процессе наблюдений данные, ответьте на вопросы:
1. Влияют ли психосоциальные условия жизни на состояние вашего здоровья?
2. Каков характер этого влияния?
3. Влияет ли режим дня на состояние здоровья?
4. Каков характер данного влияния?
Выявите, на какие показатели здоровья (аппетит, настроение, самочувствие и др.) в наибольшей степени влияет нарушение режима дня и ухудшение психосоциальных условий жизни.
По итогам работы сформулируйте вывод.
Результаты исследования.
В ходе реализации проекта выявлены следующие показатели:
Состояние здоровья:
Ø высокий уровень здоровья – 50% обучающихся;
Ø средний уровень здоровья – 23% обучающихся;
Ø низкий уровень здоровья – 27% обучающихся. (см. Приложение, диаграмма №2).
Оценка особенностей психосоциальных условий жизни:
Ø благоприятные – 58%;
Ø неблагоприятные – 42%.
Особенности режима дня:
Ø соответствует требованиям – 43%;
Ø не соответствует требованиям – 57%.
Сведем полученные данные в таблицу:
Таблица №2
Уровень состояния здоровья |
Среднестатистические данные (по РФ) |
Данные по МБОУ «Средняя школа №3» |
Высокий |
30% |
50% |
Средний |
50% |
23% |
Низкий |
20% |
27% |
Налицо – ярко выраженное несоответствие среднестатистических показателей и результатов наших исследований. Я решила выяснить причину этого несоответствия и рассмотрела полученные результаты по возрастным категориям:
- младший возраст (4 кл.);
- средний возраст (5-7 кл.);
- старший возраст (9-11 кл.).
Вот что я увидела:
Таблица №3
Уровень состояния здоровья |
младший возраст |
средний возраст |
старший возраст |
Высокий |
85% |
50% |
29% |
Средний |
15% |
27% |
27% |
Низкий |
- |
23% |
44% |
Очевидно, что уровень здоровья снижается с возрастом. Каковы же причины? Поэтому следующим этапом наших исследований стало определение влияния образа жизни на состояние здоровья.
1.2 Определение влияния образа жизни на состояние здоровья.
Практическая работа №2 «Определение влияния образа жизни на состояние здоровья» (участники проекта – учащиеся 1--11 классов, всего 27 чел.).
Цель: провести самоанализ образа жизни и оценить его влияние на состояние здоровья.
Ход работы:
Проанализируйте свой образ жизни. Для этого из предложенных вариантов ответов выберите наиболее характерный для вас и соответствующий балл внесите в таблицу №4:
Таблица №4
Самооценка факторов образа жизни, влияющих на здоровье
(участники проекта – учащиеся 11 классов)
№ п/п |
Факторы образа жизни |
Оценка в баллах |
|
1. |
Особенности питания |
|
|
2. |
Двигательная активность |
|
|
3. |
Закаливание |
|
|
4. |
Режим дня, правила труда и отдыха |
|
|
5. |
Особенности эмоционального состояния |
|
|
6. |
Жизненная позиция |
|
|
7. |
Вредные привычки |
Курение |
|
Употребление алкоголя |
|
||
Употребление наркотиков |
|
||
Сумма баллов:
|
|
1) особенности питания.
· Вы всегда придерживаетесь правил рационального питания и никогда не нарушаете их, считаете очень важным соблюдать их для сохранения здоровья (балл = +2)
· Вы считаете, что соблюдать правила рационального питания очень важно, поэтому стараетесь свое питание привести в соответствие с ними, однако иногда вы позволяете себе их нарушить, например, во время праздников и т.п. (балл = +1)
· Считаете необходимым соблюдать правила рационального питания для сохранения здоровья, но сами их не придерживаетесь. Можете себе позволить съесть лишнее, слишком много сладкого, не соблюдаете режим питания (балл = -1)
· Не соблюдаете правила рационального питания, т.к. не считаете, что особенности питания могут каким-то образом повлиять на здоровье (балл = -2)
2) особенности двигательной активности.
· Вы систематически занимаетесь спортом или регулярно выполняете физические упражнения, придаете большое значение данному фактору как позволяющему сохранить здоровье (балл = +2)
· Вы понимаете важность физической нагрузки для сохранения здоровья, но не всегда находите время для занятий физкультурой, поэтому выполняете физические упражнения нерегулярно (балл = 0)
· Выполняете физические упражнения очень редко (в основном на уроках физкультуры). В свободное время занятию физическими упражнениями предпочитаете любое другое занятие (балл = -1)
3) закаливание.
· Вы регулярно выполняете закаливающие процедуры: обливание холодной водой, обтирание мокрым полотенцем, сон при открытом окне в любую погоду и т.д. (балл = +2)
· Вы производите закаливание своего организма нерегулярно, когда для этого есть условия (в основном летом) либо в зависимости от настроения (балл = +1)
· Вы никогда не закаливаете свой организм и не считаете, что это важно (балл = 0)
4) особенности соблюдения режима дня, правил труда и отдыха
· Вы всегда соблюдаете режим дня, правила труда и отдыха (балл = +2)
· Вы стараетесь соблюдать режим дня, правила труда и отдыха, но иногда нарушаете их для того, чтобы приготовить уроки, посмотреть интересный фильм и т.д. (балл = +1)
· Не соблюдаете режим дня, правила труда и отдыха (балл = -1)
5) особенности эмоционального состояния
· Вы жизнерадостный человек, быстро прощаете обиды, забываете неприятные моменты, всегда надеетесь на лучшее (балл = +2)
· Ваше настроение очень неустойчиво, эмоциональное состояние может часто меняться, но обычно вы не впадаете в длительные депрессии и пессимистическое настроение (балл = 0)
· Разные мелочи могут вывести вас из состояния равновесия. Длительное время вы можете находиться в раздраженном состоянии, злиться, со знакомыми часто конфликтуете (балл = -2)
6) жизненная позиция
· Если какое-то событие стало причиной сильного переживания с вашей стороны, вы стараетесь не впадать в депрессию и не жалеть себя, а как можно быстрее забыть огорчающие вас события, отвлечься. Иногда для этого вы включаетесь в деятельность, которая вас увлекает. Вы пытаетесь сделать все от вас зависящее, чтобы изменить сложившуюся ситуацию к лучшему. (балл = +2)
· Когда случаются серьезные неприятности, они полностью занимают ваши мысли. Вы принимаете близко к сердцу любое негативное событие, долго переживаете, но исправить ситуацию не пытаетесь. Вам очень тяжело справиться со своим подавленным состоянием (балл = -2)
· Если ваше отношение к жизни нельзя отнести к крайним проявлениям, описанным выше, или оно может меняться, то оцените свою жизненную позицию в 0 баллов.
7) вредные привычки всегда ведут к постепенной утрате здоровья, поэтому любая из них – курение, употребление алкоголя и наркотиков – оценивается в -4 балла.
2.Определите сумму баллов по таблице и оцените влияние своего образа жизни на состояние здоровья:
· Если сумма баллов от +9 до +12, можно утверждать, что ваш образ жизни способствует укреплению здоровья. Если сумма баллов от +6 до +8, то такой образ жизни направлен лишь на поддержание (сохранение) имеющегося уровня здоровья, но не способствует его укреплению;
· Если сумма баллов менее +5, вам необходимо серьезно задуматься о своем будущем, поскольку такой образ жизни направлен на разрушение здоровья и может привести к его полной утрате.
Результаты исследования оказались неутешительными:
а) образ жизни, способствующий укреплению здоровья, ведут всего 15% учащихся;
б) образ жизни, направленный на поддержание имеющегося уровня здоровья, но не способствующий его укреплению, - 24% учащихся;
в) образ жизни, направленный на разрушение здоровья, - 61% учащихся. (см. Приложение, диаграмма №4).
Выводы: так как у 23% учащихся средний уровень здоровья, а 61% ведут образ жизни, направленный на разрушение здоровья, было сочтено необходимым разработать практические рекомендации по пропаганде здорового образа жизни.
Практические рекомендации:
1. Ознакомить учащихся 11 класса результатами исследований в ходе выполнения практических работ.
2. Рекомендовать классным руководителям регулярно проводить беседы, лектории в целях пропаганды здорового образа жизни.
3. Обратиться к администрации школы с просьбой об организации курса «Основы ЗОЖ».
4. На уроках регулярно проводить «физкультминутки».
Заключение
Современное состояние здоровья детей и молодежи вызывает серьезные опасения.
По данным НИИ физиологии детей и подростков Российской Федерации выявлено, что если учащиеся 1 класса имеют физиологические отклонения в здоровье до 30%, то эти отклонения к 10-11 классу достигают 80-85%. Состояние школьной тревожности отмечается у 67% школьников, выражающееся в агрессивности, депрессии, деструктивных и других реакциях, за счет чего у школьников снижается сопротивляемость организма, страдает иммунная система, что обуславливает повышение заболеваемости среди детей .
Только за период обучения в младших классах возрастает в 16-18 раз число детей больных вегето-сосудистой дистонией, в 11-12 раз – близорукостью, в 5 раз – эндокринными заболеваниями и нарушением обмена веществ, в 4 раза – болезнями желудочно-кишечного тракта, в 2 раза – мочеполовой системы.
По выражению академика Н.М. Амосова, “…чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные, заменить их нельзя ничем”.
Буквально с первых лет жизни ребенку необходимо прививать навыки здорового образа жизни. По современным представлениям, в понятие ЗОЖ входят следующие:
· положительные эмоции;
· личная гигиена;
· оптимальный двигательный режим;
· рациональное питание;
· закаливание;
· отказ от вредных привычек, пристрастий (курение, употребление алкоголя, наркотических веществ).
Психическое состояние и социальные условия жизни – значительные факторы, определяющие здоровье современного человека, поэтому именно они были рассмотрены более подробно в процессе выполнения практических работ. Хорошо известно, что стрессы, отрицательные эмоции, неуверенность в себе и неблагоприятные социальные условия жизни – важные факторы риска для здоровья человека. Главная задача состояла в том, чтобы научить одноклассников не только проводить анализ своего психического состояния, но и в последующем управлять своими эмоциями.
Список литературы
1. Жданова Ю.В. Формирование здорового образа жизни. Биология в школе – 2004, №2
2. Зверев И.Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека. М., Просвещение, 1983.
3. Колесов Д.В., Припкова А.Г. Гигиена и здоровье. М., 2006
4. Маюров А.Н., Маюров Я.А. В здоровом теле – здоровый дух. М., Педагогическое общество России, 2006.
5. Пальцев А.И. О питании и здоровье. Новосибирск, 2004.
6. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие технологии. – М. АРКТИ, 2003.
7. Ступницкая М.А., Белов А.В., Родионов В.А. Критериальное оценивание как здоровьесберегающий фактор школьной среды.//Школа здоровья, 2003г, №3.
8. Якушкина Е.А. и др. Биология 5 – 9 классы: проектная деятельность учащихся. Волгоград, Учитель, 2009.
9. Валеология. Физвоспитание. Спорт. №1 (13) 2003 год, январь. Ежемесячный методико-педагогический журнал.
Приложение
Диаграмма №1
Диаграмма №2
Диаграмма №3
Диаграмма №4
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.