Систематическое обучение на занятиях - важное средство образовательной работы с детьми дошкольного возраста. На протяжении ряда десятилетий ХХ в. все ведущие исследователи и практики дошкольного воспитания уделяли большое внимание занятиям как ведущей форме фронтального обучения .
Современная дошкольная педагогика также придает большое значение занятиям: несомненно, они оказывают положительное воздействие на детей, способствуют их интенсивному интеллектуальному и личностному развитию, планомерно готовят их к обучению в школе.
В настоящее время продолжается совершенствование занятий в различных аспектах: расширяется и усложняется содержание обучения, осуществляется поиск форм интеграции разных видов деятельности, способов привнесения игры в процесс обучения, поиск новых (нетрадиционных) форм организации детей.
Все чаще можно наблюдать переход от фронтальных занятий со всей группой детей к занятиям с подгруппами, малыми группами. Данная тенденция обеспечивает качество обучения: индивидуальный подход к детям, учет особенностей их продвижения в усвоении знаний и практических навыков.
5 гр.pptx
«Что такое экологическое воспитание в ДОУ»
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА
ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ №4
«ЧТО ТАКОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В
ДОУ»
«ЗАНЯТИЯ КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО
ТЕМА ВЫСТУПЛЕНИЯ:
ВОСПИТАНИЯ В ДОУ»
Материал и презентация подготовлены
воспитателем Тузилиной О.И
старшим воспитателем Уваровской Ю. Г.
ТЕМА ВЫСТУПЛЕНИЯ:«ЗАНЯТИЯ КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ДОУ»
«Что такое экологическое воспитание в ДОУ»
РАБОТЫ
СИСТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ
НА ЗАНЯТИЯХ ВАЖНОЕ СРЕДСТВО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
С
ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
НА ПРОТЯЖЕНИИ РЯДА
ДЕСЯТИЛЕТИЙ ХХ В. ВСЕ ВЕДУЩИЕ
ИССЛЕДОВАТЕЛИ И ПРАКТИКИ
ДОШКОЛЬНОГО
ВОСПИТАНИЯ
УДЕЛЯЛИ БОЛЬШОЕ ВНИМАНИЕ
ЗАНЯТИЯМ КАК ВЕДУЩЕЙ ФОРМЕ
ФРОНТАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ.
«Что такое экологическое воспитание в ДОУ»
Современная дошкольная педагогика также придает
большое значение занятиям: несомненно, они оказывают
положительное воздействие на детей, способствуют их
интенсивному
личностному
развитию, планомерно готовят их к обучению в школе.
интеллектуальному
и
видов
деятельности,
обучения,
разных
В настоящее время продолжается совершенствование
занятий в различных аспектах: расширяется и усложняется
осуществляется поиск форм
содержание
интеграции
способов
привнесения игры в процесс обучения, поиск новых
(нетрадиционных) форм организации детей.
наблюдать
от
фронтальных занятий со всей группой детей к занятиям
с подгруппами, малыми группами. Данная тенденция
обеспечивает качество обучения: индивидуальный подход к
детям, учет особенностей их продвижения в усвоении
знаний и практических навыков.
чаще можно
Все
переход
«Что такое экологическое воспитание в ДОУ»
В экологическом воспитании детей занятия
выполняют совершенно определенную и очень
важную функцию: чувственные представления
детей, получаемые повседневно, могут быть
качественно преобразованы,
расширены,
углублены, объединены, систематизированы.
основные
занятий,
типы
Рассмотрим
экологических
которые
принципиально отличаются друг от друга
дидактическими задачами, логикой построения,
ходом организации и проведения, занятия
углубленно
первичноознакомительного,
познавательного,
и
комплексного типов.
обобщающего
«Что такое экологическое воспитание в ДОУ»
ЗАНЯТИЯ
ПЕРВИЧНО
протяжении
дошкольного
ОЗНАКОМИТЕЛЬНОГО ТИПА.
На
периода
значительная
первоначальных
экологических сведений о разных сторонах
жизни природы и деятельности человека
занятиях первично
передается детям на
ознакомительного типа.
доля
занятия посвящаются
Чаще всего эти
с видами животных,
ознакомлению детей
растений, условиями их жизни и обитания,
которые не представлены в
ближайшем
природном окружении и не могут быть познаны
через наблюдения.
«Что такое экологическое воспитание в ДОУ»
Главным
компонентом
занятий
становятся различные демонстрационные и
учебные пособия, позволяющие формировать у
правильные
детей
представления.
отчетливые
таких
и
в
Темами занятий могут быть домашние и
дикие животные, обитатели леса и севера,
тундры и жарких стран, пруда и моря, а также,
деятельность людей на сельскохозяйственной
ферме,
области
природопользования и охраны природы на
занятиях этого типа дети знакомятся с внешним
видом животных и растений, учатся их
распознавать, узнают о среде их обитания,
приспособленности к ней, о сезонной жизни, о
различных особенностях поведения.
лесничестве,
в
«Что такое экологическое воспитание в ДОУ»
Обучение
занятиях
осуществляется через рассматривание картин и
беседу.
детей
на
таких
Нередко их компонентами становятся также
чтение детской литературы, рассматривание
иллюстраций, просмотр диафильма или слайдов,
рассказ воспитателя во всех вариантах занятий
этого типа первостепенное значение приобретает
словесный метод экологического воспитания от
слова воспитателя (его вопросов, пояснений, их
системы и последовательности) зависят успешность
и качество восприятия детьми новых образов,
представленных наглядностью зависит понимание
связи событий, связи объектов продуманное и
спланированное слово воспитателя организует
содержание
обеспечивает успешный
результат обучения
занятий,
«Что такое экологическое воспитание в ДОУ»
Картины помогают сформировать представления об
экосистеме леса, ее обитателях, о приспособленности лесных
животных к жизни в этой экосистеме.
Например, дошкольникам можно показать, как белка
передвигается в лесу по деревьям (т.е. как приспособлено
строение ее ног к передвижению в этой среде), чем она
питается в теплое и холодное время года, как поедает корм
(т.е. как приспособлена она в данной среде в сфере питания),
как и где устраивает свое гнездо, когда и как выводит
потомство, как она защищается от врагов, как у нее
происходит смена шерсти во время линьки, и какую
приспособительную функцию в ее жизни выполняет этот
процесс. Показывая одновременно картины о жизни белки в
осеннезимний и весеннелетний периоды, дошкольникам
можно таким образом представить панораму событий в
разные сезоны, показать приспособленность типично лесного
животного к сезонно меняющимся условиям жизни. С
помощью этих же картин можно продемонстрировать рост и
развитие бельчат, заботу матери о них, их постепенное
взросление, подготовку к взрослой и самостоятельной жизни.
«Что такое экологическое воспитание в ДОУ»
с
Неоценимую пользу картины,
слайды,
видеофильмы могут оказать в ознакомлении
экосистемами, недоступными для
детей
непосредственного их восприятия,
морем,
пустыней, Арктикой. Наглядность в сочетании с
эмоциональными пояснениями
воспитателя
расширяют кругозор детей, формируют новые
образы о природе.
В середине занятия воспитатель планирует
физкультминутку или смену деятельности:
разговор с детьми, беседа, которые являются
ведущим компонентом занятия, утомляют
их необходима разрядка в движении.
«Что такое экологическое воспитание в ДОУ»
ЗАНЯТИЯ
УГЛУБЛЕННО
ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ТИПА
Содержание
занятий, которые можно назвать
углубленнопознавательными, направлено на
выявление и показ детям связи между растениями,
животными и внешней средой, в которой они
нуждаются.
Это занятия, посвященные ознакомлению детей с
зависимостями жизни и роста растений от факторов
овощных
внешней
культур,
сезонными
изменениями и пр.
по
среды, например ростом
садовых
растений,
детей
их
Это
занятия
с
приспособленностью животных к среде обитания,
например с маскировочной окраской животных, со
способами их передвижения, защиты от врагов.
ознакомлению
«Что такое экологическое воспитание в ДОУ»
занятие
Углубленнопознавательное
завершающее звено той или другой локальной
системы работы с детьми. В старшей группе
беседа об осени в конце ноября после
трехнедельных (по одной неделе в каждый
осенний месяц) систематических наблюдений
и ведения календаря или беседа о зимующих
птицах в марте, в конце зимней подкормки
птиц после регулярных наблюдений за ними.
Занятия
способствуют
углубленнопознавательного
типа
умственному
активно
воспитанию дошкольников. Дети обучаются
умению
причинно
следственные связи, логично рассуждать,
делать
обеспечивает
интенсивное
мышления
дошкольника.
выводы. Все
устанавливать
это
развитие
«Что такое экологическое воспитание в ДОУ»
ЗАНЯТИЯ ОБОБЩАЮЩЕГО
ТИПА.
На занятии обобщающего типа воспитатель ставит цель
выделить ряд значимых признаков (существенных и
характерных) для группы знакомых объектов и на их
основе формирует обобщенное представление.
Что же может
быть
на
конкретных
различных
содержанием
обобщенных
представлений, формируемых в дошкольном возрасте?
Практика обучения показывает, что обобщения должны
строится
знаниях,
систематически приобретаемых детьми на протяжении
всего дошкольного возраста, а также получаемых в
процессе многократных наблюдений за объектами в
природе. Анализ программ воспитания в детском саду и
методических пособий по ознакомлению с природой
позволяет сделать вывод, что к ним относятся знания о
многообразии
и животного мира,
закономерных особенностях роста и развития растений,
сезонных явлениях в природе.
растительного
«Что такое экологическое воспитание в ДОУ»
В старшем дошкольном возрасте все конкретные
занятия могут быть суммированы, обобщены.
Появляется возможность показать дошкольникам
единство форм в живой природе. Содержанием
обобщенных
быть
закономерно меняющиеся явления: рост и развитие
растений, сезонные изменения в природе.
представлений
могут
На протяжении ряда лет дети наблюдают, как
растут комнатные растения, овощи на огороде,
большое
цветы на клумбе. Накапливается
количество ярких, разнообразных представлений.
На их основе можно сформировать обобщенное
представление о том, что растение развивается из
семени, оно растет, цветет, образует новые семена.
Для его роста нужны определенные условия: свет,
тепло, влага, хорошая почва.
«Что такое экологическое воспитание в ДОУ»
Аналогичным
способом формируются
представления о временах года (сезонах).
обобщенные
Например, у детей подготовительной группы можно
сформировать представление об осени на основе трех
групп признаков: изменений в неживой природе (день
укорачивается, становится холоднее, чаще идут дожди,
дуют холодные ветры); изменений в растительном
мире (листва на деревьях меняет окраску и опадает,
травы желтеют и вянут); изменений в живом мире
(насекомые исчезают, перелетные птицы улетают на
юг, звери готовятся к зиме). На протяжении ряда лет
дети накапливали конкретные знания о том, что
происходит с природой осенью. В старшем дошкольном
возрасте важно осознание того, что преобразования
происходят постепенно.
Именно поэтому обобщенное представление об осени у
дошкольников формировалось не только на основе ее
характерных признаков, но и на их изменчивости.
«Что такое экологическое воспитание в ДОУ»
ЗАНЯТИЯ КОМПЛЕКСНОГО
ТИПА.
Комплексные занятия в рамках одной темы решают
разные задачи развития детей и строятся на разных
видах деятельности. Эти занятия можно проводить во
всех возрастных группах, но особенно они полезны со
старшими дошкольниками.
Комплексные занятия широко используются практикой
дошкольного воспитания в разных сферах обучения
детей.
воспитания
комплексные занятия могут быть использованы в
разных возрастных группах.
экологического
В
области
Например, в конце осени с детьми старшей группы
занятие, на котором
обычно проводится игровое
формируется представление
сезоне.
об
Комплексное занятие на эту тему может состоять из
нескольких частей и включать разную деятельность.
осеннем
«Что такое экологическое воспитание в ДОУ»
Первая часть занятия решает познавательные задачи и развивает
интеллектуальные
способности дошкольников. Воспитатель
уточняет и обобщает представления детей об осени, выделяя
характерные ее особенности. Важную роль в этом процессе играет
календарь природы, который дети вместе с воспитателем вели
ежемесячно по одной неделе.
Вторая часть занятия предполагает иные программные задачи и
другой вид деятельности для дошкольников. К
занятию
организуется специальная небольшая выставка на тему осени:
несколько репродукций знаменитых художников, художественная
фотография, на которой могут быть изображены картины
природы, дары осени, 12 современных пейзажа, натюрморта в
живописи и графике. Осмотр выставки, переживание красоты это
другой вид деятельности, который несет в себе решение
эстетических задач.
Третья часть занятия это художественное творчество детей,
ручная деятельность, в которой они сами становятся художниками
и выполняют работу по своему усмотрению и желанию. Это может
быть и рисование пейзажа, букета осенних цветов в вазе, и
аппликация грибов в траве или корзине или фруктов на блюде.
Это могут быть поделки из природного материала. Педагогические
задачи опять иные развитие творческих способностей детей, их
художественноручных умений.
«Что такое экологическое воспитание в ДОУ»
если
занятие,
Такое комплексное
оно правильно
организовано, по времени может выходить за рамки
обычного занятия смена деятельности не вызовет
усталости и скуки. Тем более что по своему усмотрению
воспитатель может в подходящий момент использовать
музыку в записи, сделать веселую физкультминутку.
Комплексные занятия могут быть организованы на самые
разные темы. Например, занятие об овощах может
включать беседу по картине "Уборка овощей на огороде",
разыгрывание стихотворения Ю. Тувима в переводе С.
Михалкова
"Овощи", рисование или аппликацию
плодов; занятие "Мы здоровыми растем, мы здоровье
бережем" это и разговор Айболита с детьми о здоровье, о
сохранить,
том,
поддерживать
среду, и физические
благоприятную окружающую
упражнения
и
коллективное приготовление зеленой добавки к обеду из
выращенного лука, чеснока, петрушки.
закаливающая
процедура,
или
как
как
его
«Что такое экологическое воспитание в ДОУ»
Комплексные занятия это творческое дело
воспитателя, их можно организовать по
разному, интересно.
Они эффективно и всесторонне развивают
личность ребенка, а сочетание различных
видов деятельности способствует более
легкому и быстрому формированию
отношения к содержанию занятия.
«Что такое экологическое воспитание в ДОУ»
СПАСИБО
ЗА ВНИМАНИЕ!
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.