Что такое фразеологизмы

  • Работа в классе
  • docx
  • 21.02.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель урока - расширить знания обучающихся о фразеологизмах. Задачи урока: 1) предметные: сформировать у учащихся представление о фразеологизме как единице языка, об особенностях его строения и употребления в речи. 2)личностные: воспитывать любовь к родному языку и интерес к русскому языку как учебному предмету, стремление к речевому самосовершенствованию. 3) метапредметные: совершенствовать информационно-коммуникативные умения (поиск информации в источнике, в словаре, развернутое обоснование своей позиции, приведение системы аргументов, анализ и редактирование текста, вычитывать информацию, представленную в форме рисунков, таблицы). 4)развивающая: развивать навыки правильного употребления фразеологизмов в устной и письменной речи; формировать навыки определения специфических особенностей фразеологических оборотов, отличать их от других речевых единиц в потоке речи; развивать творческие способности и образное мышление школьников; обогащать словарный запас школьников.
Иконка файла материала Что такое фразеологизмы.docx
Тема «Что такое фразеологизмы» Цель урока ­ расширить знания обучающихся о фразеологизмах. Задачи урока: 1) предметные: сформировать у учащихся представление о фразеологизме как единице  языка, об особенностях его строения и употребления в речи. 2)личностные: воспитывать любовь к родному языку и интерес к русскому языку как  учебному предмету, стремление к речевому самосовершенствованию. 3) метапредметные: совершенствовать информационно­коммуникативные умения  (поиск информации в источнике, в словаре, развернутое обоснование своей позиции,  приведение системы аргументов, анализ и редактирование текста, вычитывать  информацию, представленную в форме рисунков, таблицы). 4)развивающая: развивать навыки правильного употребления фразеологизмов в устной и  письменной речи; формировать навыки определения специфических особенностей  фразеологических оборотов, отличать их от других речевых единиц в потоке речи;  развивать творческие способности и образное мышление школьников; обогащать словарный запас школьников. 1. Организационный этап. 1.Мы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться. Работаем старательно, Слушаем внимательно! ­Разделить слова на 2 группы 2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся. Ребята ­  дети, бежать – мчаться, красный ­  алый, азбука – алфавит, чудесный –  волшебный, дорога – путь, грустить – печалиться, вьюга – метель. Добрый – злой, Трусливый – смелый, Толстый – тонкий, Чёрный – белый, Вверх – вниз, Внутри – снаружи, Над – под, Жара – стужа, Чистить – пачкать, День – ночь, Все сюда! – ступайте прочь!Труд – безделье, Смех – рыданья… Здравствуйте… и до свиданья! Маша Лукашкина Учитель: ­ Вам понравилось стихотворение? Чем? Лиза? Лиза: ­ Оно весёлое, читается легко. Учитель: ­ Хорошо. Назовите  слова – синонимы из стихотворения? Учитель: ­ Почему вы не можете выполнить моё задание? Влад: ­ Здесь их нет. Учитель: ­ Правильно. Учитель: ­ Как называются эти слова? Мы изучали такие слова? Ира? Ира : ­ Нет. Учитель: ­ Эти слова называются антонимами. ­ Вспомните  из   чего состоит наша речь?  ­  Сколько значений может быть у слова? Например?  ­ А какое значение может быть у слова? ­  Где мы можем узнать, уточнить значение слова? ­ Прочитайте заглавие стихотворения Орлова. ­ Когда люди желают друг другу «НИ ПУХА, НИ ПЕРА»? 3 Актуализация знаний  ­ Прочитайте стихотворение и подумайте, почему он выбрал именно такой заголовок. Чтение стихотворения.                           НИ ПУХА, НИ ПЕРА Рано утром                                      Ну, ни пуха Мама­квочка                                    Ни пера! В класс отправила                           Через час Сыночка.                                          Едва живой, Говорила:                                         Петушок ­ Не дерись,                                      Идёт домой, Не дразнись,                                     Ковыляет еле­еле Не петушись.                                    Он со школьного двора, Поспеши,                                          А на нём и в самом деле Уже пора                                          Нет ни пуха, ни пера.                                                                                                                                                       В. Орлов ­ Что пожелала мама­квочка, провожая сына словами «Ни пуха, ни пера»? (удачи) ­ Почему стихотворение заканчивается словами: «Нет ни пуха, ни пера»? ­ В каком месте слова «Ни пуха, ни пера» употреблены в переносном значении? ­ Правильно. Пожелание мамы. Она пожелала удачи петушку ­ Запишите выражение и его значение.«Ни пуха, ни пера» ­ напутственное пожелание успеха. Слайд 2   Как вы думаете, можно ли поменять местами слова в данном выражении? (Нет.)  Почему? «Ни   пуха,   ни   пера»   ­ устойчивое   выражение. В   нём   нельзя   заменить   слова, поменять их местами, иначе изменится смысл. Справка для учителя. "Ни пуха ни пера!" Возникло оно в среде охотников и было основано на суеверном представлении о том, что при прямом пожелании (и пуха, и пера) результаты охоты можно "сглазить". Перо в языке охотников означает "птица", "пух" – звери. На что добытчик обычно отвечал в таком же духе: "К черту!", т.к. они оба были уверены, что злые духи услышат это и отстанут, не будут строить козней во время охоты. ­ Таких устойчивых выражений немало в русском языке. ­ Называются такие выражения — фразеологизмы (на доске карточка) 4 Первичное усвоение новых знаний. ­ Слышали  ли вы когда это слово? Знаете что оно обозначает? Хотите узнать? Значит какая тема нашего урока? (Правильно, фразеологизм.) ­ Какие цели мы перед собой поставим? 1.Узнать что такое фразеологизмы. 2.Объяснять значение фразеологизмов. 3.Составлять предложения с фразеологизмами. 4.Учиться работать в сотрудничестве, помогать друг другу при работе в парах и группе. ­ Слово «Фразеологизм» состоит из двух частей: Фразис — выражение, логос — слово,  понятие. (Слайд 3) ­ Ребята, фразеологизмы – это устойчивые выражения, которые нельзя понимать  буквально, дословно. Сравните: (Слайд 4) Повесить нос                                 повесить пальто­­­­­­­ ЗАПИСАТЬ Взять себя в руки                          взять ребенка на руки ­   В   каких   столбиках   выражения   имеют   прямое,   естественное   значение,   а   в   каких шуточное значения. ­ Как заменить выражения первого столбика одним словом? (фразеологизмы) ­Что обозначают эти выражения? Запишите фразеологизмы­ходить гоголем, зарубить на носу. Что обозначают? ­Составьте предложения?  5 Первичная проверка понимания Выражение ходить гоголем означает ходить «задрав нос», посматривать на всех свысока,  демонстрируя собственное превосходство. Гоголь — это всего  лишь дикая утка. По берегу она ходит важно, вперевалочку, выпя­ тив грудь вперед и гордо откинув назад голову. Отсюда и пошло  сравнение ­  ходить гоголем. Выражение зарубить на носу означает запомнить раз и навсегда, запомнить крепко­ накрепко. Но какая же связь между рубкой на носу процессом запоминания?А появилось оно из глубины веков, из тех времен, когда зачатки письменности уже были, а бумаги еще не было. И вот, чтобы запомнить что­нибудь важное, люди делали зарубки на носу –   специальной   деревянной   дощечке,   которую   носили   с   собой.   Эта   дощечка   и называлась носом, на ней делали зарубки на память. Так, что заруби себе на носу означало всего лишь «сделай заметку в своей записной книжке – то есть на носу»! ­   Если   заменим   фразеологизм   «заруби   на   носу»   словом   «запомни»   изменится   смысл предложения? ­ Так зачем же в языке существует такое «странное» сочетание слов? (Для того, чтобы наша речь была яркой и выразительной).  Какое из предложений с фразеологизмом или со словом «запомни» более яркое, выразительное? Физкультминутка.  А теперь разомнём наши руки и ноги, чтобы ничего у нас не валилось из рук, а все были бы на уроке мастерами на все руки. Мы осанку исправляем,  Спинки дружно выпрямляем.  Вправо, влево мы нагнулись,  До носочков дотянулись.  Плечи вверх, назад и вниз  Улыбайся и садись. ­Какие фразеологизмы вы услышали, когда я предлагала сделать физкультминутку? 6 Первичное закрепление. 1.Я сейчас предлагаю вам поработать группами. Памятка "Правила работы в группах". 1. Взаимодействовать в группе. 2. Вежливо и доброжелательно общаться. 3. Испытывать чувство ответственности не только за свои успехи, но и за успехи своих  партнёров. 4. Помнить, что совместная работа в группах – это серьёзный и ответственный труд.   У вас два конверта. В одном конверте фразеологизмы со словом «нос» и   надо найти значения фразеологизма, в другом  составить фразеологизмы о животных. Договоритесь и вместе выполните задания. 1. задирать нос – гордиться  водить за нос – обманыватьклевать носом – спать остаться с носом – потерпеть неудачу встретиться нос к носу – близко зарубить на носу – хорошо знать 1. живут как кошка с собакой 2 — взять быка за рога 3 — делать из мухи слона 4 ­   медведь на ухо наступил 5 — крутиться как белка в колесе 6 — ехать зайцем ­   Какие   фразеологические   обороты,   связанные   с   названиями   животных   вы   знаете? Давайте   ещё   раз   посмотрим   на   наш   словарь:   воробей,   заяц,   корова,   медведь,   петух, собака. (Трусливый,   как   заяц;   ревёт,   как   медведь;   медвежья   услуга;   стреляный воробей; собака на сене и т. д.) 2.Даны фразеологизмы: в час по чайной ложке, сложа руки, курам на смех. Найдите   среди   данных   фразеологизмов   со   значением:   очень   медленно;   очень глупо; быстро исчез. 3.Фразеологизмами   очень   тонко   подмечены   определённые   качества   личности.   У   вас   на партах лежат карточки, на которых написаны фразеологизмы. Выберите правильный ответ, какое   качество   личности   человека   раскрывают   эти   фразеологизмы.   О   каком   человеке можно сказать так: Он звёзд с неба не хватает: o умный o глупый У него денег куры не клюют: o богатый o бедный У него семь пятниц на неделе: o надёжный o рассеянный У него зимой снега не выпросишь:             щедрый o жадный Он водит всех за нос: o показывает людям дорогу o обманывает людей 4. Игра «Собери фразеологизм» ­ У вас в конвертах лежат слова, из них нужно собрать из них фразеологизмы, попробовать  объяснить их значение и обыграть по 1 фразеологизму. ( 1­я группа: вешать лапшу на уши,  2­нестись сломя голову, 3­ одна нога здесь, другая там, 4­медведь на ухо наступил, 5­водить за нос).Поиграем в игру “Собери по три” К фразеологизмам нужно подобрать антонимы и синонимы. Вспомним, что такое синонимы и антонимы. На доске карточки: Знакомство с фразеологическим словарем. 7 Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению ­ Выберите домашнее задание. 1. Глеб у доски повесил нос. Краснеет до корней волос.  Он в этот час как говорится Готов сквозь землю провалиться. О чём же думал он вчера? Когда баклуши бил с утра? Когда­то на Руси ели щи и кашу только деревянными ложками. Десятки тысяч кустарей  били баклуши, то есть кололи чурбанчики липового дерева – заготовки для мастера,  который делал ложки. Бить баклуши считалось пустячной работой, её выполняли  подростки­подмастерья. Потому она и стала образцом не дела, а безделья.  Найди фразеологизмы, объясни их значение.   Назовите орфограммы. Найдите и подчеркните основу предложения. Вывод: Фразеологизмы придали предложению особую меткость и остроту. Выборочное списывание. Работа с текстом.2. Прочитайте рассказ ­ Саша не стучи: уже поздно, соседи спят, ­ сказала мама. А Саша стучит. ­ Прекрати стук! ­ сказал папа. А Саша стучит... Как об стенку горох, ­ говорит бабушка. ­ Ему хоть кол на голове теши, а он всё своё...  Отберу молоток!.. Стучит... ­ Сказано ­ сделано! ­ Бабушка взяла у Саши молоток и унесла прочь. ­ Отдай! ­ Завтра. А сейчас молотка не видать тебе как своих ушей! Саша заплакал. ­ Я машину чиню... А бабушка: ­ Всему своё время. ­ Зачем молоток унесла? ­ Ему про Ерёму, а он про Фому. Да ты как с Луны свалился. Русским языком сказано,  поздно уже, все спят. ­ Не все: мы не спим. ­ Ну, хватит воду в ступе толочь. Марш в кровать. Папа сказал: ­ Какая живая у нашей бабушки речь ­ вся пословицами пересыпана. Что ни слово, то  пословица или поговорка. А бабушка говорит: ­ Кашу маслом не испортишь. ­: Найдите 10 фразеологизмов. Выпишите их.   Как об стенку горох Ему хоть кол на голове теши Не видать тебе как своих ушей Ему про Ерёму, а он про Фому Да ты как с Луны свалился Ну, хватит воду в ступе толочь Русским языком сказано Кашу маслом не испортишь 8. Рефлексия. С каким новым понятием мы познакомились?  Что такое фразеологизмы?  Какие фразеологизмы вы запомнили?  Понравился урок? ­ В чём испытывали затруднение?  Не зная значения фразеологизмов, будет ли понятен их смысл?  Для чего служат фразеологизмы в русском языке?  Оцените свое настроение от урока.  Русский язык очень богат фразеологизмами. Ведь фразеологизмы – это прекрасное украшение нашей речи. И чем больше вы будете их знать, и научитесь к месту употреблять, тем выразительнее и ярче станет ваша речь.  Оцените свою работу на уроке: • если вы работали не покладая рук, то похлопайте себе; • если вы на уроке лодыря гоняли, то топните на себя; • если сидели, сложа руки, то продолжайте так сидеть.