Цель урока - расширить знания обучающихся о фразеологизмах.
Задачи урока:
1) предметные: сформировать у учащихся представление о фразеологизме как единице языка, об особенностях его строения и употребления в речи.
2)личностные: воспитывать любовь к родному языку и интерес к русскому языку как учебному предмету, стремление к речевому самосовершенствованию.
3) метапредметные: совершенствовать информационно-коммуникативные умения (поиск информации в источнике, в словаре, развернутое обоснование своей позиции, приведение системы аргументов, анализ и редактирование текста, вычитывать информацию, представленную в форме рисунков, таблицы).
4)развивающая: развивать навыки правильного употребления фразеологизмов в устной и письменной речи; формировать навыки определения специфических особенностей фразеологических оборотов, отличать их от других речевых единиц в потоке речи; развивать творческие способности и образное мышление школьников; обогащать словарный запас школьников.
Что такое фразеологизмы.docx
Тема «Что такое фразеологизмы»
Цель урока расширить знания обучающихся о фразеологизмах.
Задачи урока:
1) предметные: сформировать у учащихся представление о фразеологизме как единице
языка, об особенностях его строения и употребления в речи.
2)личностные: воспитывать любовь к родному языку и интерес к русскому языку как
учебному предмету, стремление к речевому самосовершенствованию.
3) метапредметные: совершенствовать информационнокоммуникативные умения
(поиск информации в источнике, в словаре, развернутое обоснование своей позиции,
приведение системы аргументов, анализ и редактирование текста, вычитывать
информацию, представленную в форме рисунков, таблицы).
4)развивающая: развивать навыки правильного употребления фразеологизмов в устной и
письменной речи; формировать навыки определения специфических особенностей
фразеологических оборотов, отличать их от других речевых единиц в потоке речи;
развивать творческие способности и образное мышление школьников; обогащать словарный
запас школьников.
1. Организационный этап.
1.Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно!
Разделить слова на 2 группы
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся.
Ребята дети, бежать – мчаться, красный алый, азбука – алфавит, чудесный –
волшебный, дорога – путь, грустить – печалиться, вьюга – метель.
Добрый – злой,
Трусливый – смелый,
Толстый – тонкий,
Чёрный – белый,
Вверх – вниз,
Внутри – снаружи,
Над – под,
Жара – стужа,
Чистить – пачкать,
День – ночь,
Все сюда! – ступайте прочь! Труд – безделье,
Смех – рыданья…
Здравствуйте… и до свиданья!
Маша Лукашкина
Учитель: Вам понравилось стихотворение? Чем? Лиза?
Лиза: Оно весёлое, читается легко.
Учитель: Хорошо. Назовите слова – синонимы из стихотворения?
Учитель: Почему вы не можете выполнить моё задание?
Влад: Здесь их нет.
Учитель: Правильно.
Учитель: Как называются эти слова? Мы изучали такие слова? Ира?
Ира : Нет.
Учитель: Эти слова называются антонимами.
Вспомните из чего состоит наша речь?
Сколько значений может быть у слова? Например?
А какое значение может быть у слова?
Где мы можем узнать, уточнить значение слова?
Прочитайте заглавие стихотворения Орлова.
Когда люди желают друг другу «НИ ПУХА, НИ ПЕРА»?
3 Актуализация знаний
Прочитайте стихотворение и подумайте, почему он выбрал именно такой заголовок.
Чтение стихотворения.
НИ ПУХА, НИ ПЕРА
Рано утром Ну, ни пуха
Мамаквочка Ни пера!
В класс отправила Через час
Сыночка. Едва живой,
Говорила: Петушок
Не дерись, Идёт домой,
Не дразнись, Ковыляет елееле
Не петушись. Он со школьного двора,
Поспеши, А на нём и в самом деле
Уже пора Нет ни пуха, ни пера.
В. Орлов
Что пожелала мамаквочка, провожая сына словами «Ни пуха, ни пера»? (удачи)
Почему стихотворение заканчивается словами: «Нет ни пуха, ни пера»?
В каком месте слова «Ни пуха, ни пера» употреблены в переносном значении?
Правильно. Пожелание мамы. Она пожелала удачи петушку
Запишите выражение и его значение. «Ни пуха, ни пера» напутственное пожелание успеха. Слайд 2
Как вы думаете, можно ли поменять местами слова в данном выражении? (Нет.)
Почему?
«Ни пуха, ни пера» устойчивое выражение. В нём нельзя заменить слова,
поменять их местами, иначе изменится смысл.
Справка для учителя.
"Ни пуха ни пера!" Возникло оно в среде охотников и было основано на суеверном
представлении о том, что при прямом пожелании (и пуха, и пера) результаты охоты
можно "сглазить". Перо в языке охотников означает "птица", "пух" – звери. На что
добытчик обычно отвечал в таком же духе: "К черту!", т.к. они оба были уверены,
что злые духи услышат это и отстанут, не будут строить козней во время охоты.
Таких устойчивых выражений немало в русском языке.
Называются такие выражения — фразеологизмы (на доске карточка)
4 Первичное усвоение новых знаний.
Слышали ли вы когда это слово? Знаете что оно обозначает? Хотите узнать?
Значит какая тема нашего урока? (Правильно, фразеологизм.)
Какие цели мы перед собой поставим?
1.Узнать что такое фразеологизмы.
2.Объяснять значение фразеологизмов.
3.Составлять предложения с фразеологизмами.
4.Учиться работать в сотрудничестве, помогать друг другу при работе в парах и группе.
Слово «Фразеологизм» состоит из двух частей: Фразис — выражение, логос — слово,
понятие. (Слайд 3)
Ребята, фразеологизмы – это устойчивые выражения, которые нельзя понимать
буквально, дословно. Сравните: (Слайд 4)
Повесить нос повесить пальто ЗАПИСАТЬ
Взять себя в руки взять ребенка на руки
В каких столбиках выражения имеют прямое, естественное значение, а в каких
шуточное значения.
Как заменить выражения первого столбика одним словом? (фразеологизмы)
Что обозначают эти выражения?
Запишите фразеологизмыходить гоголем, зарубить на носу. Что обозначают?
Составьте предложения?
5 Первичная проверка понимания
Выражение ходить гоголем означает ходить «задрав нос», посматривать на всех свысока,
демонстрируя собственное превосходство. Гоголь — это всего
лишь дикая утка. По берегу она ходит важно, вперевалочку, выпя
тив грудь вперед и гордо откинув назад голову. Отсюда и пошло
сравнение ходить гоголем.
Выражение зарубить на носу означает запомнить раз и навсегда, запомнить крепко
накрепко. Но какая же связь между рубкой на носу процессом запоминания? А появилось оно из глубины веков, из тех времен, когда зачатки письменности уже были, а
бумаги еще не было. И вот, чтобы запомнить чтонибудь важное, люди делали зарубки
на носу – специальной деревянной дощечке, которую носили с собой. Эта дощечка и
называлась носом, на ней делали зарубки на память. Так, что заруби себе на носу означало
всего лишь «сделай заметку в своей записной книжке – то есть на носу»!
Если заменим фразеологизм «заруби на носу» словом «запомни» изменится смысл
предложения?
Так зачем же в языке существует такое «странное» сочетание слов? (Для того, чтобы
наша речь была яркой и выразительной).
Какое из предложений с фразеологизмом или со словом «запомни» более яркое,
выразительное?
Физкультминутка.
А теперь разомнём наши руки и ноги, чтобы ничего у нас не валилось из рук, а все
были бы на уроке мастерами на все руки.
Мы осанку исправляем,
Спинки дружно выпрямляем.
Вправо, влево мы нагнулись,
До носочков дотянулись.
Плечи вверх, назад и вниз
Улыбайся и садись.
Какие фразеологизмы вы услышали, когда я предлагала сделать физкультминутку?
6 Первичное закрепление.
1.Я сейчас предлагаю вам поработать группами.
Памятка "Правила работы в группах".
1. Взаимодействовать в группе.
2. Вежливо и доброжелательно общаться.
3. Испытывать чувство ответственности не только за свои успехи, но и за успехи своих
партнёров.
4. Помнить, что совместная работа в группах – это серьёзный и ответственный труд.
У вас два конверта. В одном конверте фразеологизмы со словом «нос» и надо найти
значения фразеологизма, в другом составить фразеологизмы о животных. Договоритесь и
вместе выполните задания.
1.
задирать нос – гордиться
водить за нос – обманывать клевать носом – спать
остаться с носом – потерпеть неудачу
встретиться нос к носу – близко
зарубить на носу – хорошо знать
1. живут как кошка с собакой
2 — взять быка за рога
3 — делать из мухи слона
4 медведь на ухо наступил
5 — крутиться как белка в колесе
6 — ехать зайцем
Какие фразеологические обороты, связанные с названиями животных вы знаете?
Давайте ещё раз посмотрим на наш словарь: воробей, заяц, корова, медведь, петух,
собака. (Трусливый, как заяц; ревёт, как медведь; медвежья услуга; стреляный
воробей; собака на сене и т. д.)
2.Даны фразеологизмы: в час по чайной ложке, сложа руки, курам на смех.
Найдите среди данных фразеологизмов со значением: очень медленно; очень
глупо; быстро исчез.
3.Фразеологизмами очень тонко подмечены определённые качества личности. У вас на
партах лежат карточки, на которых написаны фразеологизмы. Выберите правильный ответ,
какое качество личности человека раскрывают эти фразеологизмы. О каком человеке
можно сказать так:
Он звёзд с неба не хватает:
o умный
o глупый
У него денег куры не клюют:
o богатый
o бедный
У него семь пятниц на неделе:
o надёжный
o рассеянный
У него зимой снега не выпросишь:
щедрый
o жадный
Он водит всех за нос:
o показывает людям дорогу
o обманывает людей
4. Игра «Собери фразеологизм»
У вас в конвертах лежат слова, из них нужно собрать из них фразеологизмы, попробовать
объяснить их значение и обыграть по 1 фразеологизму. ( 1я группа: вешать лапшу на уши,
2нестись сломя голову,
3 одна нога здесь, другая там, 4медведь на ухо наступил, 5водить за нос). Поиграем в игру “Собери по три”
К фразеологизмам нужно подобрать антонимы и синонимы.
Вспомним, что такое синонимы и антонимы.
На доске карточки:
Знакомство с фразеологическим словарем.
7 Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Выберите домашнее задание.
1. Глеб у доски повесил нос.
Краснеет до корней волос.
Он в этот час как говорится
Готов сквозь землю провалиться.
О чём же думал он вчера?
Когда баклуши бил с утра?
Когдато на Руси ели щи и кашу только деревянными ложками. Десятки тысяч кустарей
били баклуши, то есть кололи чурбанчики липового дерева – заготовки для мастера,
который делал ложки. Бить баклуши считалось пустячной работой, её выполняли
подросткиподмастерья. Потому она и стала образцом не дела, а безделья.
Найди фразеологизмы, объясни их значение.
Назовите орфограммы.
Найдите и подчеркните основу предложения.
Вывод: Фразеологизмы придали предложению особую меткость и остроту.
Выборочное списывание. Работа с текстом. 2. Прочитайте рассказ
Саша не стучи: уже поздно, соседи спят, сказала мама.
А Саша стучит.
Прекрати стук! сказал папа.
А Саша стучит...
Как об стенку горох, говорит бабушка. Ему хоть кол на голове теши, а он всё своё...
Отберу молоток!..
Стучит...
Сказано сделано! Бабушка взяла у Саши молоток и унесла прочь.
Отдай!
Завтра. А сейчас молотка не видать тебе как своих ушей!
Саша заплакал.
Я машину чиню...
А бабушка:
Всему своё время.
Зачем молоток унесла?
Ему про Ерёму, а он про Фому. Да ты как с Луны свалился. Русским языком сказано,
поздно уже, все спят.
Не все: мы не спим.
Ну, хватит воду в ступе толочь. Марш в кровать.
Папа сказал:
Какая живая у нашей бабушки речь вся пословицами пересыпана. Что ни слово, то
пословица или поговорка.
А бабушка говорит:
Кашу маслом не испортишь.
: Найдите 10 фразеологизмов. Выпишите их.
Как об стенку горох
Ему хоть кол на голове теши
Не видать тебе как своих ушей
Ему про Ерёму, а он про Фому
Да ты как с Луны свалился
Ну, хватит воду в ступе толочь
Русским языком сказано
Кашу маслом не испортишь
8. Рефлексия. С каким новым понятием мы познакомились?
Что такое фразеологизмы?
Какие фразеологизмы вы запомнили?
Понравился урок?
В чём испытывали затруднение?
Не зная значения фразеологизмов, будет ли понятен их смысл?
Для чего служат фразеологизмы в русском языке?
Оцените свое настроение от урока.
Русский язык очень богат фразеологизмами. Ведь фразеологизмы – это прекрасное
украшение нашей речи. И чем больше вы будете их знать, и научитесь к месту употреблять,
тем выразительнее и ярче станет ваша речь.
Оцените свою работу на уроке:
• если вы работали не покладая рук, то похлопайте себе;
• если вы на уроке лодыря гоняли, то топните на себя;
• если сидели, сложа руки, то продолжайте так сидеть.
Что такое фразеологизмы
Что такое фразеологизмы
Что такое фразеологизмы
Что такое фразеологизмы
Что такое фразеологизмы
Что такое фразеологизмы
Что такое фразеологизмы
Что такое фразеологизмы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.