Тема «Что такое фразеологизмы»
Цель урока - расширить знания обучающихся о фразеологизмах.
Задачи урока:
1) предметные: сформировать у учащихся представление о фразеологизме как единице языка, об особенностях его строения и употребления в речи.
2)личностные: воспитывать любовь к родному языку и интерес к русскому языку как учебному предмету, стремление к речевому самосовершенствованию.
3) метапредметные: совершенствовать информационно-коммуникативные умения (поиск информации в источнике, в словаре, развернутое обоснование своей позиции, приведение системы аргументов, анализ и редактирование текста, вычитывать информацию, представленную в форме рисунков, таблицы).
4)развивающая: развивать навыки правильного употребления фразеологизмов в устной и письменной речи; формировать навыки определения специфических особенностей фразеологических оборотов, отличать их от других речевых единиц в потоке речи; развивать творческие способности и образное мышление школьников; обогащать словарный запас школьников.
1. Организационный этап.
1.Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно!
-Разделить слова на 2 группы
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся.
Ребята - дети, бежать – мчаться, красный - алый, азбука – алфавит, чудесный – волшебный, дорога – путь, грустить – печалиться, вьюга – метель.
Добрый – злой,
Трусливый – смелый,
Толстый – тонкий,
Чёрный – белый,
Вверх – вниз,
Внутри – снаружи,
Над – под,
Жара – стужа,
Чистить – пачкать,
День – ночь,
Все сюда! – ступайте прочь!
Труд – безделье,
Смех – рыданья…
Здравствуйте… и до свиданья!
Маша Лукашкина
Учитель: - Вам понравилось стихотворение? Чем? Лиза?
Лиза: - Оно весёлое, читается легко.
Учитель: - Хорошо. Назовите слова – синонимы из стихотворения?
Учитель: - Почему вы не можете выполнить моё задание?
Влад: - Здесь их нет.
Учитель: - Правильно.
Учитель: - Как называются эти слова? Мы изучали такие слова? Ира?
Ира : - Нет.
Учитель: - Эти слова называются антонимами.
- Вспомните из чего состоит наша речь?
- Сколько значений может быть у слова? Например?
- А какое значение может быть у слова?
- Где мы можем узнать, уточнить значение слова?
- Прочитайте заглавие стихотворения Орлова.
- Когда люди желают друг другу «НИ ПУХА, НИ ПЕРА»?
3 Актуализация знаний
- Прочитайте стихотворение и подумайте, почему он выбрал именно такой заголовок.
Чтение стихотворения.
НИ ПУХА, НИ ПЕРА
Рано утром Ну, ни пуха
Мама-квочка Ни пера!
В класс отправила Через час
Сыночка. Едва живой,
Говорила: Петушок
- Не дерись, Идёт домой,
Не дразнись, Ковыляет еле-еле
Не петушись. Он со школьного двора,
Поспеши, А на нём и в самом деле
Уже пора Нет ни пуха, ни пера.
В. Орлов
- Что пожелала мама-квочка, провожая сына словами «Ни пуха, ни пера»? (удачи)
- Почему стихотворение заканчивается словами: «Нет ни пуха, ни пера»?
- В каком месте слова «Ни пуха, ни пера» употреблены в переносном значении?
- Правильно. Пожелание мамы. Она пожелала удачи петушку
- Запишите выражение и его значение.
Справка для учителя.
"Ни пуха ни пера!" Возникло оно в среде охотников и было основано на суеверном представлении о том, что при прямом пожелании (и пуха, и пера) результаты охоты можно "сглазить". Перо в языке охотников означает "птица", "пух" – звери. На что добытчик обычно отвечал в таком же духе: "К черту!", т.к. они оба были уверены, что злые духи услышат это и отстанут, не будут строить козней во время охоты.
- Таких устойчивых выражений немало в русском языке.
- Называются такие выражения — фразеологизмы (на доске карточка)
4 Первичное усвоение новых знаний.
- Слышали ли вы когда это слово? Знаете что оно обозначает? Хотите узнать?
Значит какая тема нашего урока? (Правильно, фразеологизм.)
- Какие цели мы перед собой поставим?
1.Узнать что такое фразеологизмы.
2.Объяснять значение фразеологизмов.
3.Составлять предложения с фразеологизмами.
4.Учиться работать в сотрудничестве, помогать друг другу при работе в парах и группе.
- Слово «Фразеологизм» состоит из двух частей: Фразис — выражение, логос — слово, понятие. (Слайд 3)
- Ребята, фразеологизмы – это устойчивые выражения, которые нельзя понимать буквально, дословно. Сравните: (Слайд 4)
Повесить нос повесить пальто------- ЗАПИСАТЬ
Взять себя в руки взять ребенка на руки
- В каких столбиках выражения имеют прямое, естественное значение, а в каких шуточное значения.
- Как заменить выражения первого столбика одним словом? (фразеологизмы)
-Что обозначают эти выражения?
Запишите фразеологизмы-ходить гоголем, зарубить на носу. Что обозначают?
-Составьте предложения?
5 Первичная проверка понимания
Выражение ходить гоголем означает ходить «задрав нос», посматривать на всех свысока, демонстрируя собственное превосходство. Гоголь — это всего лишь дикая утка. По берегу она ходит важно, вперевалочку, выпятив грудь вперед и гордо откинув назад голову. Отсюда и пошло сравнение - ходить гоголем.
Выражение зарубить на носу означает запомнить раз и навсегда, запомнить крепко-накрепко. Но какая же связь между рубкой на носу процессом запоминания?
А появилось оно из глубины веков, из тех времен, когда зачатки письменности уже были, а бумаги еще не было. И вот, чтобы запомнить что-нибудь важное, люди делали зарубки на носу – специальной деревянной дощечке, которую носили с собой. Эта дощечка и называлась носом, на ней делали зарубки на память. Так, что заруби себе на носу означало всего лишь «сделай заметку в своей записной книжке – то есть на носу»!
- Если заменим фразеологизм «заруби на носу» словом «запомни» изменится смысл предложения?
- Так зачем же в языке существует такое «странное» сочетание слов? (Для того, чтобы наша речь была яркой и выразительной).
· Какое из предложений с фразеологизмом или со словом «запомни» более яркое, выразительное?
Физкультминутка.
Мы осанку исправляем,
Спинки дружно выпрямляем.
Вправо, влево мы нагнулись,
До носочков дотянулись.
Плечи вверх, назад и вниз
Улыбайся и садись.
-Какие фразеологизмы вы услышали, когда я предлагала сделать физкультминутку?
6 Первичное закрепление.
1.Я сейчас предлагаю вам поработать группами.
Памятка "Правила работы в группах".
1. Взаимодействовать в группе.
2. Вежливо и доброжелательно общаться.
3. Испытывать чувство ответственности не только за свои успехи, но и за успехи своих партнёров.
4. Помнить, что совместная работа в группах – это серьёзный и ответственный труд.
У вас два конверта. В одном конверте фразеологизмы со словом «нос» и надо найти значения фразеологизма, в другом составить фразеологизмы о животных. Договоритесь и вместе выполните задания.
1.
задирать нос – гордиться
водить за нос – обманывать
клевать носом – спать
остаться с носом – потерпеть неудачу
встретиться нос к носу – близко
зарубить на носу – хорошо знать
1. живут как кошка с собакой
2 — взять быка за рога
3 — делать из мухи слона
4 - медведь на ухо наступил
5 — крутиться как белка в колесе
6 — ехать зайцем
- Какие фразеологические обороты, связанные с названиями животных вы знаете? Давайте ещё раз посмотрим на наш словарь: воробей, заяц, корова, медведь, петух, собака. (Трусливый, как заяц; ревёт, как медведь; медвежья услуга; стреляный воробей; собака на сене и т. д.)
2.Даны фразеологизмы: в час по чайной ложке, сложа руки, курам на смех.
Найдите среди данных фразеологизмов со значением: очень медленно; очень глупо; быстро исчез.
3.Фразеологизмами очень тонко подмечены определённые качества личности. У вас на партах лежат карточки, на которых написаны фразеологизмы. Выберите правильный ответ, какое качество личности человека раскрывают эти фразеологизмы. О каком человеке можно сказать так:
Он звёзд с неба не хватает:
o умный
o глупый
У него денег куры не клюют:
o богатый
o бедный
У него семь пятниц на неделе:
o надёжный
o рассеянный
У него зимой снега не выпросишь:
o жадный
Он водит всех за нос:
o показывает людям дорогу
o обманывает людей
4. Игра «Собери фразеологизм»
- У вас в конвертах лежат слова, из них нужно собрать из них фразеологизмы, попробовать объяснить их значение и обыграть по 1 фразеологизму. ( 1-я группа: вешать лапшу на уши, 2-нестись сломя голову,
3- одна нога здесь, другая там, 4-медведь на ухо наступил, 5-водить за нос).
Поиграем в игру “Собери по три”
К фразеологизмам нужно подобрать антонимы и синонимы.
Вспомним, что такое синонимы и антонимы.
На доске карточки:
Знакомство с фразеологическим словарем.
7 Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
- Выберите домашнее задание.
1. Глеб у доски повесил нос.
Краснеет до корней
волос.
Он в этот час как говорится
Готов сквозь землю провалиться.
О чём же думал он вчера?
Когда баклуши бил с утра?
Когда-то на Руси ели щи и кашу только деревянными ложками. Десятки тысяч кустарей били баклуши, то есть кололи чурбанчики липового дерева – заготовки для мастера, который делал ложки. Бить баклуши считалось пустячной работой, её выполняли подростки-подмастерья. Потому она и стала образцом не дела, а безделья.
· Найди фразеологизмы, объясни их значение.
· Назовите орфограммы.
· Найдите и подчеркните основу предложения.
Вывод: Фразеологизмы придали предложению особую меткость и остроту.
Выборочное списывание. Работа с текстом.
2. Прочитайте рассказ
- Саша не стучи: уже поздно, соседи спят, - сказала мама.
А Саша стучит.
- Прекрати стук! - сказал папа.
А Саша стучит...
Как об стенку горох, - говорит бабушка. - Ему хоть кол на голове теши, а он всё своё... Отберу молоток!..
Стучит...
- Сказано - сделано! - Бабушка взяла у Саши молоток и унесла прочь.
- Отдай!
- Завтра. А сейчас молотка не видать тебе как своих ушей!
Саша заплакал.
- Я машину чиню...
А бабушка:
- Всему своё время.
- Зачем молоток унесла?
- Ему про Ерёму, а он про Фому. Да ты как с Луны свалился. Русским языком сказано, поздно уже, все спят.
- Не все: мы не спим.
- Ну, хватит воду в ступе толочь. Марш в кровать.
Папа сказал:
- Какая живая у нашей бабушки речь - вся пословицами пересыпана. Что ни слово, то пословица или поговорка.
А бабушка говорит:
- Кашу маслом не испортишь.
-: Найдите 10 фразеологизмов. Выпишите их.
Как об стенку горох
Ему хоть кол на голове теши
Не видать тебе как своих ушей
Ему про Ерёму, а он про Фому
Да ты как с Луны свалился
Ну, хватит воду в ступе толочь
Русским языком сказано
Кашу маслом не испортишь
8. Рефлексия.
· С каким новым понятием мы познакомились?
· Что такое фразеологизмы?
· Какие фразеологизмы вы запомнили?
· Понравился урок?
- В чём испытывали затруднение?
· Не зная значения фразеологизмов, будет ли понятен их смысл?
· Для чего служат фразеологизмы в русском языке?
· Оцените свое настроение от урока.
· Русский язык очень богат фразеологизмами. Ведь фразеологизмы – это прекрасное украшение нашей речи. И чем больше вы будете их знать, и научитесь к месту употреблять, тем выразительнее и ярче станет ваша речь.
Оцените свою работу на уроке:
• если вы работали не покладая рук, то похлопайте себе;
• если вы на уроке лодыря гоняли, то топните на себя;
• если сидели, сложа руки, то продолжайте так сидеть.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.