Что такое фразеологизмы
Оценка 4.9

Что такое фразеологизмы

Оценка 4.9
Работа в классе
docx
русский язык
3 кл
21.02.2018
Что такое фразеологизмы
Задачи урока: 1) предметные: сформировать у учащихся представление о фразеологизме как единице языка, об особенностях его строения и употребления в речи. 2)личностные: воспитывать любовь к родному языку и интерес к русскому языку как учебному предмету, стремление к речевому самосовершенствованию. 3) метапредметные: совершенствовать информационно-коммуникативные умения (поиск информации в источнике, в словаре, развернутое обоснование своей позиции, приведение системы аргументов, анализ и редактирование текста, вычитывать информацию, представленную в форме рисунков, таблицы). 4)развивающая: развивать навыки правильного употребления фразеологизмов в устной и письменной речи; формировать навыки определения специфических особенностей фразеологических оборотов, отличать их от других речевых единиц в потоке речи; развивать творческие способности и образное мышление школьников; обогащать словарный запас школьников.
Что такое фразеологизмы.docx

Тема «Что такое фразеологизмы»

 

Цель урока - расширить знания обучающихся о фразеологизмах.

Задачи урока:

1) предметные: сформировать у учащихся представление о фразеологизме как единице языка, об особенностях его строения и употребления в речи.

2)личностные: воспитывать любовь к родному языку и интерес к русскому языку как учебному предмету, стремление к речевому самосовершенствованию.

3) метапредметные: совершенствовать информационно-коммуникативные умения (поиск информации в источнике, в словаре, развернутое обоснование своей позиции, приведение системы аргументов, анализ и редактирование текста, вычитывать информацию, представленную в форме рисунков, таблицы).

4)развивающая: развивать навыки правильного употребления фразеологизмов в устной и письменной речи; формировать навыки определения специфических особенностей фразеологических оборотов, отличать их от других речевых единиц в потоке речи; развивать творческие способности и образное мышление школьников; обогащать словарный запас школьников.

1. Организационный этап.

1.Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно!

-Разделить слова на 2 группы

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся.

Ребята -  дети, бежать – мчаться, красный -  алый, азбука – алфавит, чудесный – волшебный, дорога – путь, грустить – печалиться, вьюга – метель.

Добрый – злой,
Трусливый – смелый,
Толстый – тонкий,
Чёрный – белый,
Вверх – вниз,
Внутри – снаружи,
Над – под,
Жара – стужа,
Чистить – пачкать,
День – ночь,
Все сюда! – ступайте прочь!
Труд – безделье,
Смех – рыданья…
Здравствуйте… и до свиданья!

Маша Лукашкина

Учитель: - Вам понравилось стихотворение? Чем? Лиза?

Лиза: - Оно весёлое, читается легко.

Учитель: - Хорошо. Назовите  слова – синонимы из стихотворения?

Учитель: - Почему вы не можете выполнить моё задание?

Влад: - Здесь их нет.

Учитель: - Правильно.

Учитель: - Как называются эти слова? Мы изучали такие слова? Ира?

Ира : - Нет.

Учитель: - Эти слова называются антонимами.

- Вспомните  из   чего состоит наша речь?

 -  Сколько значений может быть у слова? Например?

 - А какое значение может быть у слова?

-  Где мы можем узнать, уточнить значение слова?

- Прочитайте заглавие стихотворения Орлова.

- Когда люди желают друг другу «НИ ПУХА, НИ ПЕРА»?

3 Актуализация знаний

- Прочитайте стихотворение и подумайте, почему он выбрал именно такой заголовок.

Чтение стихотворения.

                          НИ ПУХА, НИ ПЕРА

Рано утром                                      Ну, ни пуха

Мама-квочка                                    Ни пера!

В класс отправила                           Через час

Сыночка.                                          Едва живой,

Говорила:                                         Петушок

- Не дерись,                                      Идёт домой,

Не дразнись,                                     Ковыляет еле-еле

Не петушись.                                    Он со школьного двора,

Поспеши,                                          А на нём и в самом деле

Уже пора                                          Нет ни пуха, ни пера.

                                                           

                                                                                          В. Орлов

- Что пожелала мама-квочка, провожая сына словами «Ни пуха, ни пера»? (удачи)

- Почему стихотворение заканчивается словами: «Нет ни пуха, ни пера»?

- В каком месте слова «Ни пуха, ни пера» употреблены в переносном значении?

- Правильно. Пожелание мамы. Она пожелала удачи петушку

- Запишите выражение и его значение.

  • «Ни пуха, ни пера» - напутственное пожелание успеха. Слайд 2
  • Как вы думаете, можно ли поменять местами слова в данном выражении? (Нет.) Почему?
  • «Ни пуха, ни пера» - устойчивое выражение. В нём нельзя заменить слова, поменять их местами, иначе изменится смысл.

Справка для учителя.

"Ни пуха ни пера!" Возникло оно в среде охотников и было основано на суеверном представлении о том, что при прямом пожелании (и пуха, и пера) результаты охоты можно "сглазить". Перо в языке охотников означает "птица", "пух" – звери. На что добытчик обычно отвечал в таком же духе: "К черту!", т.к. они оба были уверены, что злые духи услышат это и отстанут, не будут строить козней во время охоты.

- Таких устойчивых выражений немало в русском языке.

- Называются такие выражения — фразеологизмы (на доске карточка)

4 Первичное усвоение новых знаний.

- Слышали  ли вы когда это слово? Знаете что оно обозначает? Хотите узнать?

Значит какая тема нашего урока? (Правильно, фразеологизм.)

- Какие цели мы перед собой поставим?

1.Узнать что такое фразеологизмы.

2.Объяснять значение фразеологизмов.

3.Составлять предложения с фразеологизмами.

4.Учиться работать в сотрудничестве, помогать друг другу при работе в парах и группе.

- Слово «Фразеологизм» состоит из двух частей: Фразис — выражение, логос — слово, понятие. (Слайд 3)

- Ребята, фразеологизмы – это устойчивые выражения, которые нельзя понимать буквально, дословно. Сравните: (Слайд 4)

Повесить нос                                 повесить пальто------- ЗАПИСАТЬ

Взять себя в руки                          взять ребенка на руки

- В каких столбиках  выражения имеют прямое, естественное значение, а в каких шуточное значения.

- Как заменить выражения первого столбика одним словом? (фразеологизмы)

-Что обозначают эти выражения?

Запишите фразеологизмы-ходить гоголем, зарубить на носу. Что обозначают?

-Составьте предложения?

 5 Первичная проверка понимания

 

Выражение ходить гоголем означает ходить «задрав нос», пХодить гоголемосматривать на всех свысока, демонстрируя собственное превосходство. Гоголь — это всего лишь дикая утка. По берегу она ходит важно, вперевалочку, выпя­тив грудь вперед и гордо откинув назад голову. Отсюда и пошло сравнение -  ходить гоголем.

Выражение зарубить на носу означает запомнить раз и навсегда, запомнить крепко-накрепко. Но какая же связь между рубкой на носу процессом запоминания?

  А появилось оно из глубины веков, из тех времен, когда зачатки письменности уже были, а бумаги еще не было. И вот, чтобы запомнить что-нибудь важное, люди делали зарубки на носу – специальной деревянной дощечке, которую носили с собой. Эта дощечка и называлась носом, на ней делали зарубки на память. Так, что заруби себе на носу означало всего лишь «сделай заметку в своей записной книжке – то есть на носу»!

- Если заменим фразеологизм «заруби на носу» словом «запомни» изменится смысл предложения?

- Так зачем же в языке существует такое «странное» сочетание слов? (Для того, чтобы наша речь была яркой и выразительной).

·           Какое из предложений с фразеологизмом или со словом «запомни» более яркое, выразительное?

Физкультминутка.

  • А теперь разомнём наши руки и ноги, чтобы ничего у нас не валилось из рук, а все были бы на уроке мастерами на все руки.

Мы осанку исправляем, 
Спинки дружно выпрямляем. 
Вправо, влево мы нагнулись, 
До носочков дотянулись. 
Плечи вверх, назад и вниз 
Улыбайся и садись.

 

-Какие фразеологизмы вы услышали, когда я предлагала сделать физкультминутку?

6 Первичное закрепление.

 

1.Я сейчас предлагаю вам поработать группами.

Памятка "Правила работы в группах".

1. Взаимодействовать в группе.

2. Вежливо и доброжелательно общаться.

3. Испытывать чувство ответственности не только за свои успехи, но и за успехи своих партнёров.

4. Помнить, что совместная работа в группах – это серьёзный и ответственный труд.

 

 У вас два конверта. В одном конверте фразеологизмы со словом «нос» и  надо найти значения фразеологизма, в другом  составить фразеологизмы о животных. Договоритесь и вместе выполните задания.

 

1.     задирать нос – гордиться 
водить за нос – обманывать
клевать носом – спать
остаться с носом – потерпеть неудачу
встретиться нос к носу – близко
зарубить на носу – хорошо знать

1.      живут как кошка с собакой

2 — взять быка за рога

3 — делать из мухи слона

4 -   медведь на ухо наступил

5 — крутиться как белка в колесе

6 — ехать зайцем       

-  Какие фразеологические обороты, связанные с названиями животных вы знаете? Давайте ещё раз посмотрим на наш словарь: воробей, заяц, корова, медведь, петух, собака. (Трусливый, как заяц; ревёт, как медведь; медвежья услуга; стреляный воробей; собака на сене и т. д.)

 

2.Даны фразеологизмы: в час по чайной ложке, сложа руки, курам на смех.

Найдите среди данных фразеологизмов со значением:  очень медленно; очень глупо; быстро исчез.

3.Фразеологизмами очень тонко подмечены определённые качества личности. У вас на партах лежат карточки, на которых написаны фразеологизмы. Выберите правильный ответ, какое качество личности человека раскрывают эти фразеологизмы. О каком человеке можно сказать так:

Он звёзд с неба не хватает:

o    умный

o    глупый

У него денег куры не клюют:

o    богатый

o    бедный

У него семь пятниц на неделе:

o    надёжный

o    рассеянный

У него зимой снега не выпросишь:

  •            щедрый

o    жадный

Он водит всех за нос:

o    показывает людям дорогу

o    обманывает людей

4. Игра «Собери фразеологизм»

- У вас в конвертах лежат слова, из них нужно собрать из них фразеологизмы, попробовать объяснить их значение и обыграть по 1 фразеологизму. ( 1-я группа: вешать лапшу на уши, 2-нестись сломя голову,

3- одна нога здесь, другая там, 4-медведь на ухо наступил, 5-водить за нос).

Поиграем в игру “Собери по три”

К фразеологизмам нужно подобрать антонимы и синонимы.

Вспомним, что такое синонимы и антонимы.

На доске карточки:

 

http://festival.1september.ru/articles/414434/Image596.gif

 

http://festival.1september.ru/articles/414434/Image598.gif

 

http://festival.1september.ru/articles/414434/Image597.gif

 

Знакомство с фразеологическим словарем.

 

 

7 Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

 

- Выберите домашнее задание.



1.      Глеб у доски повесил нос.

Краснеет до корней волос. 
Он в этот час как говорится
Готов сквозь землю провалиться.
О чём же думал он вчера?
Когда баклуши бил с утра?

Когда-то на Руси ели щи и кашу только деревянными ложками. Десятки тысяч кустарей били баклуши, то есть кололи чурбанчики липового дерева – заготовки для мастера, который делал ложки. Бить баклуши считалось пустячной работой, её выполняли подростки-подмастерья. Потому она и стала образцом не дела, а безделья.

·         Найди фразеологизмы, объясни их значение.

·         Назовите орфограммы.

·         Найдите и подчеркните основу предложения.

Вывод: Фразеологизмы придали предложению особую меткость и остроту.

Выборочное списывание. Работа с текстом.

 

2. Прочитайте рассказ

- Саша не стучи: уже поздно, соседи спят, - сказала мама.

А Саша стучит.

- Прекрати стук! - сказал папа.

А Саша стучит...

Как об стенку горох, - говорит бабушка. - Ему хоть кол на голове теши, а он всё своё... Отберу молоток!..

Стучит...

- Сказано - сделано! - Бабушка взяла у Саши молоток и унесла прочь.

- Отдай!

- Завтра. А сейчас молотка не видать тебе как своих ушей!

Саша заплакал.

- Я машину чиню...

А бабушка:

- Всему своё время.

- Зачем молоток унесла?

- Ему про Ерёму, а он про Фому. Да ты как с Луны свалился. Русским языком сказано, поздно уже, все спят.

- Не все: мы не спим.

- Ну, хватит воду в ступе толочь. Марш в кровать.

Папа сказал:

- Какая живая у нашей бабушки речь - вся пословицами пересыпана. Что ни слово, то пословица или поговорка.

А бабушка говорит:

- Кашу маслом не испортишь.

-: Найдите 10 фразеологизмов. Выпишите их.  

Как об стенку горох
Ему хоть кол на голове теши
Не видать тебе как своих ушей
Ему про Ерёму, а он про Фому
Да ты как с Луны свалился
Ну, хватит воду в ступе толочь
Русским языком сказано
Кашу маслом не испортишь

 

 

8. Рефлексия.

 

·           С каким новым понятием мы познакомились?

·           Что такое фразеологизмы?

·           Какие фразеологизмы вы запомнили?

·           Понравился урок?

- В чём испытывали затруднение?

·           Не зная значения фразеологизмов, будет ли понятен их смысл?

·           Для чего служат фразеологизмы в русском языке?

·           Оцените свое настроение от урока.

·           Русский язык очень богат фразеологизмами. Ведь фразеологизмы – это прекрасное украшение нашей речи. И чем больше вы будете их знать, и научитесь к месту употреблять, тем выразительнее и ярче станет ваша речь.

 Оцените свою работу на уроке:

• если вы работали не покладая рук, то похлопайте себе;

• если вы на уроке лодыря гоняли, то топните на себя;

• если сидели, сложа руки, то продолжайте так сидеть.


 

Скачано с www.znanio.ru

Тема «Что такое фразеологизмы»

Тема «Что такое фразеологизмы»

Смех – рыданья… Здравствуйте… и до свиданья!

Смех – рыданья… Здравствуйте… и до свиданья!

Ни пуха, ни пера» - устойчивое выражение

Ни пуха, ни пера» - устойчивое выражение

Если заменим фразеологизм «заруби на носу» словом «запомни» изменится смысл предложения? -

Если заменим фразеологизм «заруби на носу» словом «запомни» изменится смысл предложения? -

Какие фразеологические обороты, связанные с названиями животных вы знаете?

Какие фразеологические обороты, связанные с названиями животных вы знаете?

Знакомство с фразеологическим словарем

Знакомство с фразеологическим словарем

Сказано - сделано! - Бабушка взяла у

Сказано - сделано! - Бабушка взяла у

Оцените свою работу на уроке: • если вы работали не покладая рук, то похлопайте себе; • если вы на уроке лодыря гоняли, то топните на…

Оцените свою работу на уроке: • если вы работали не покладая рук, то похлопайте себе; • если вы на уроке лодыря гоняли, то топните на…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.02.2018