Цели: 1. Помочь ученикам обсудить между собой и со взрослыми собеседниками сложные темы: одиночество, вредные привычки, правонарушение – с точки зрения влияния этих факторов на свободу подростка, на его настоящую и будущую жизнь и счастье.
2. Показать ценность терпимого отношения друг к другу, уважительного отношения к другой личности и чужому мнению.
3. Воспитывать умение отстаивать свое мнение, культурно спорить.
4. Организовать обсуждение в группе; выбрать мнение, поддерживаемое большинством; определить члена группы, который может это мнение представить на всеобщее рассмотрение.
Классный час Что значит быть свободным.doc
Классный час
Тема: «Что значит – быть свободным?»
Цели: 1. Помочь ученикам обсудить между собой и со взрослыми собеседниками сложные
темы: одиночество, вредные привычки, правонарушение – с точки зрения влияния этих
факторов на свободу подростка, на его настоящую и будущую жизнь и счастье.
2. Показать ценность терпимого отношения друг к другу, уважительного отношения к
другой личности и чужому мнению.
3. Воспитывать умение отстаивать свое мнение, культурно спорить.
4. Организовать обсуждение в группе; выбрать мнение, поддерживаемое большинством;
определить члена группы, который может это мнение представить на всеобщее
рассмотрение.
Форма проведения: диспут.
Оборудование: рисунки, символизирующие понятия «Свобода» и «Несвобода»; таблички с
понятиями: «Одиночество», «Уверенность в себе», «Правонарушение», «Вредные
привычки»; высказывание – «В жизни есть только одно несомненное счастье – жить для
других».(Л.Н.Толстой).
Ход работы:
Класс делится на две группы. Гости, пришедшие на классный час, составляют третью
группу – это «поколение родителей», которые тоже принимают участие в обсуждении.
1. Вступительное слово учителя.
Здравствуйте. Давайте знакомиться. Меня зовут Татьяна Ильинична, я работаю в средней
школе №3 п. Ставропольского. Я очень волновалась, когда шла сюда, но, увидев ваши
открытые, дружелюбные, симпатичные лица, сразу поняла, что мы обязательно найдем с
вами общий язык. А нам это сегодня крайне необходимо, ведь я хочу обсудить сегодня с
вами и присутствующими здесь гостями очень важную тему: «Что значит – быть
свободным?» (Слайд №1). А в завершение нашего разговора постараемся ответить на
проблемный вопрос: свободны ли мы? (Слайд №2).
Постановка цели.(Слайд №3)
Как стать счастливым? Для этого в первую очередь надо стать свободным. Счастья без
свободы не может быть .Свободны ли вы? Физически – да. Вы живете дома, занимаетесь в
школе, ходите гулять, в кино, на дискотеки тогда, когда сами этого хотите. Но свободны
ли ваши души? Ведь реальная свобода – это внутренняя свобода, свобода духа. Давайте
попробуем вместе разобраться, что является свободой, что нет. 2. Диспут между командами.
1). Первое понятие – одиночество.
Ведет ли одиночество к свободе и счастью или нет? Я предлагаю обсудить каждой
команде этот вопрос в течение одной минуты и один из вас выскажет мнение
большинства .(Слайд №3).
Слово учителя:
Конечно, общение – необходимость для человека. Наверное, нельзя быть счастливым в
одиночестве. Каким нужно быть, чтобы иметь много друзей, быть нужным людям?
Великие мыслители говорят нам об этом: «Стараясь о счастье других, мы находим свое
собственное счастье»(Платон); «Добродетель не останется в одиночестве. У нее
обязательно найдутся соседи» (Конфуций). (Слайд №4).
Но, с другой стороны, именно в одиночестве человека может посетить вдохновение –
прекрасное чувство свободы и счастья. Все зависит от того ,как вы относитесь к
одиночеству. К тому же бывают ситуации, когда вокруг просто нет достойных друзей.
Друга нужно найти. Об этом замечательно сказал Омар Хайям:
Чтоб мудро жизнь прожить,
знать надобно немало.
Два важных правила запомни для начала:
Ты лучше голодай, чем что попало есть,
И лучше будь один, чем вместе с кем попало.
2)Второе. понятие – правонарушение.
Свобода отсутствует, потому что ты боишься наказания, а оно неизбежно и мучительно.
(Слайд №5). Это муки совести, жалость к себе, к родителям, потеря любимых и друзей,
испорченная жизнь, одним словом – тюрьма.
( Отрывок из «Писем к брату из колонии».)
Скажите, в результате чего возникли все проблемы этого юноши?
3). Отсюда логичен переход к следующему понятию – курение, алкоголь, наркотики, т. е.
вредные привычки. (Слайд №6). Многие люди считают эти средства дорогой к свободе.
Ваше мнение? Слайд №7. (Обсуждение. Ответы групп.)
Все эти средства – дорога к закрепощению. Курящая девушка как она «современна, как
раскована»! Однако мало кто из молодых людей хочет, чтобы его будущая жена курила, а
к курящей девушке относится равнодушно. Будет ли она свободна и счастлива? (Результаты анкет, проведенных среди мальчиков.) Слайд №8.
Но и курящий юноша, и курящая девушка одинаково быстро идут к своей тюрьме – своему
больному телу, которое рано или поздно лишит их свободы.
Алкоголь (особенно в подростковом возрасте) ведет к алкоголизму, рано или поздно, но
неизбежно. Это свобода?
Наркотики очень быстро и неизбежно ведут сначала к гибели души в еще живом теле, а
потом и к физической смерти. Является ли это дорогой к свободе и счастью? Или же это –
болезненная зависимость, которая порабощает человека. Молодые люди должны четко
понимать, что такая зависимость отнимает, в первую очередь, психологическую свободу.
4).Следующее понятие – уверенность в себе.
Нужна ли уверенность в себе для свободы и счастья? (Слайд №9).
(Обсуждение. Ответы групп.)
Слово учителя:
Уверенность в себе – несомненная составляющая свободы. Нельзя быть свободным, не
веря в себя и не веря самому себе. Чтобы быть уверенным в себе, надо себя уважать. А для
этого необходимо быть личностью: быть образованным, иметь свои убеждения, свои
интересы. Нужно иметь «стержень» внутри себя.
Слово учителя:
Я не буду требовать у вас немедленного ответа на проблемный вопрос, поставленный в
начале нашего разговора, потому что это действительно проблема, требующая времени на
размышление. Но я очень надеюсь, что сегодняшний разговор поможет вам задуматься о
себе и своей будущей жизни, которая у всех нас всего одна. А сегодня я хотела бы узнать
ваше мнение, стоит ли проводить такие дискуссии и что они дают?
Ответы нескольких учащихся.
Итог занятия:
Проживите жизнь свободно, в ладу со своей совестью, с окружающим миром и людьми, а
значит счастливо! А я поделюсь с вами своим рецептом счастья. Возьмите чашу терпения,
всыпьте в нее две пригоршни добра, добавьте немножко юмора и многомного веры. Все
тщательно перемешайте, намажьте на кусок отпущенной вам жизни и щедро делитесь всем
этим с окружающими.
Я искренне благодарна вам за помощь, за понимание и сотрудничество. Я так же хочу
поблагодарить наших гостей, представляющих сегодня «поколение родителей», мнение
которых мне было очень интересно услышать. Слайд №10.
Что значит – быть свободным
Что значит – быть свободным
Что значит – быть свободным
Что значит – быть свободным
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.