План – конспект
воспитательного мероприятия
Тема: «Чтобы помнили» (цикл). «11 сентября. День памяти жертв фашизма»
Форма: круглый стол.
Цель: познакомить воспитанников с историей возникновения «Дня памяти жертв фашизма»; изучить ряд исторических фактов.
Задачи:
· развивать национальное самосознание, стремление к взаимопониманию между людьми разных сообществ, толерантное отношение к проявлениям иных культур;
· воспитывать чувства уважения и признательности к участникам Великой Отечественной войны, бывшим малолетним узникам концлагерей;
· формировать и развивать навыки поисковой деятельности (работа с историческими источниками, с художественной литературой).
Образовательные технологии:
Ø элементы ИКТ – технологии;
Ø элементы технологии сотрудничества;
Ø элементы технологии критического мышления.
Оборудование: презентация, видеоролики, выставка военных книг, доклады по данной теме, музыкальное сопровождение, план-конспект.
План:
I.) Вступительное слово.
II.) Основная часть.
III.) Рефлексия. Подведение итогов.
Ход мероприятия:
1. Организационный момент.
Воспитатель: Дорогие ребята! Сегодня мы будет говорить о важном. Тема нашего круглого стола - «Международный день памяти жертв фашизма». Вы узнаете об истории возникновения этого «Дня памяти», вспомните тяжёлые годы Великой Отечественной Войны, мы будем говорить о создании в годы войны тысячей концлагерей и о тех людях, которые погибли там, о зверствах фашистов. Вы услышите документальные подтверждения очевидцев тех далёких и жестоких событий.
Слайд 1.
2. Основная часть.
Воспитатель: Международный день памяти жертв фашизма отмечается ежегодно во второе воскресенье сентября. Он был установлен в 1962 году.
Сейчас мне хотелось бы предоставить слово Цурикову Арсению, который расскажет Вам об истории возникновения «Дня памяти жертв фашизма».
1-ый ведущий: Дата неслучайно была определена именно в сентябре: на этот месяц приходятся две связанные со Второй мировой войной даты — день ее начала (1 сентября 1939 года) и день ее полного завершения (2 сентября 1945).
День скорби и боли, День памяти… В этот день миллионы людей, которые знают и помнят историю, склоняют головы в память о тех, кто был уничтожен самой безжалостной, самой бесчеловечной военно-политической машиной.
Желание построить «новый порядок» на деле вылилось в войну, охватившую весь мир, лагеря смерти, уничтожение миллионов людей.
Слайд 2.
День памяти жертв фашизма отмечается в каждой стране, которая непосредственно принимала участие в военных действиях. Этот день проходит под знаком посещения солдатских могил, памятников, мемориалов, возложения венков и цветов. Это трагический день, который останется надолго в памяти нескольких поколений.
Ты часто горе видела людское,
Ты миллионы лет цвела для нас,
Но испытала ль ты хотя бы раз
Такой позор и варварство такое?
Страна моя, враги тебе грозят.
Но выше подними Великой правды знамя,
Омой его земли кровавыми слезами,
И пусть его лучи пронзят,
Пусть уничтожат беспощадно
Тех варваров, тех дикарей,
Что кровь детей глотают жадно,
Кровь наших матерей...
Воспитатель: Нет такой страны, которая бы выиграла от правления нацистов, нет такой нации, которая бы обогатилась материально или духовно, в результате их властвования. Идеология нацизма принесла разрушения как тем, кто ее вскормил, так и тем, кто ей противостоял.
Слайд 3. Война - какое страшное и жестокое слово. Достаточно вспомнить годы Великой Отечественной Войны, которые унесли миллионы жизней мирных людей, стариков, детей, и наши сердца начинают наполняться горестью, слезами, болью.
Я попрошу … напомнить нам о той войне.
Слайд 4.
2-ой ведущий: В музее частном стройными рядами
Лежат в шкафах медали и кресты,
Орлы… как будто бы блестят из
дали,
Из времени ушедшей темноты.
Вот этот крест фашистскому
солдату
Подарен был заслуженно вполне,
За то, что тот фашист – из автомата
–
Убил немало русских в той войне.
А крест
другой, быть может, стал наградой
За тысячи мучительных смертей,
За то, что в ленинградскую блокаду
Страна теряла взрослых и детей.
А эти разные значки, медали
Со свастикой и кровью на мечах
За то фашистскому солдату дали,
Что он сжигал живых людей в печах…
Лежат награды за чужие жизни,
За страшную и долгую войну,
Ничто не может восхищать в фашизме
Того, кто любит русскую страну.
Слайд 5.
Воспитатель: День памяти учит нас не только оценивать то, что было на Земле несколько десятилетий назад. Грош цена тому, кто помнит историю и не извлекает уроков на будущее.
Сегодня немало тех, кто живет идеей врожденного превосходства. «Объединиться, чтобы противостоять экстремизму», — лозунг Дня памяти жертв фашизма.
Более подробно об ужасах фашизма нам напомнят ….
Ролик «Жертвы фашизма».
3-ий ведущий: Это жертвы фашистов. В 1939 году началась Вторая мировая война. За 6 лет от рук фашистов погибло свыше 62 миллионов человек. В руины были превращены тысячи городов и сёл. Вот несколько примеров того, как фашисты пытались превратить человечество в рабов. Хатынь – одна из белорусских деревень. Таких до войны было тысячи. Жители Хатыни были мирными, добрыми людьми. Они растили хлеб, воспитывали детей и никогда никому не желали зла.
Но 22 марта 1943 года в деревню вошел 118-ый батальон охранной полиции и окружил её. Всё население Хатыни: взрослые, старики, женщины, дети – были согнаны карателями в колхозный сарай. Тех, кто пытался убежать, убивали на месте.
Когда всех людей собрали в сарае, каратели заперли двери, обложили сарай соломой, облили бензином и подожгли. Деревянное строение быстро загорелось. Под напором десятков человеческих тел не выдержали и рухнули двери. В горящей одежде, охваченные ужасом, задыхаясь, люди бросились бежать… Но тех, кто вырывался из пламени, расстреливали из пулемётов.
В огне сгорели 149 жителей деревни, из них 75 детей младше 16 лет. Сама деревня была уничтожена полностью.
4-ый ведущий: Из взрослых жителей деревни выжил лишь 56-летний деревенский кузнец Иосиф Каминский. Обгоревший и раненый, он пришёл в сознание лишь поздно ночью, когда карательные отряды покинули деревню. Ему пришлось пережить ещё один тяжкий удар, среди трупов односельчан он нашёл своего сына. Мальчик был смертельно ранен в живот, получил сильные ожоги. Он скончался на руках у отца. Иосиф Каминский с сыном послужили прототипами знаменитого памятника в мемориальном комплексе.
Слайд 6. Фашист стоял, слегка расставив ноги,
А рупором усиливалась речь
О том, что для евреев нет дороги,
Иной дороги, чем дорога в печь.
Надменность и презрение во взгляде.
И черный автомат наперевес.
Казалось, утро в лагерном наряде
Легло к его ногам, сойдя с небес.
А женщина стояла у барака.
Раздели заключенных догола.
Война, как кровожадная собака,
Давным-давно всех близких унесла.
И право жить, дарованное Богом,
Утеряно, как полушалок с плеч.
И женщина шагнула на дорогу,
Дорогу, упиравшуюся в печь.
Но будто натолкнулась на преграду,
И, словно молоко, вскипела кровь:
Фашист сверлил ее надменным взглядом.
Так смотрят на зверей и на рабов.
А до конца шагов осталось мало,
Но ей не одолеть стыда черту.
Она себя руками прикрывала,
Руками прикрывала наготу.
И этот жест, знакомый всем от века,
Казалось, объяснил ему без слов:
Она прожить стремится Человеком
Оставшиеся несколько шагов.
И столько в жесте женственного было,
Что он внезапно понял, почему
Жила в еврейке нравственная сила
Быть Человеком вопреки всему.
И в этой мысли новизна сквозила
Такая, что он дрожь сдержать не смог.
Она его, фашиста, победила.
Он понял это. И нажал курок…
Воспитатель: Ребята, а что такое «концлагеря» в годы войны? Зачем и для чего их создавали? Что вы об этом знаете?
Слайд 7.
Высказывания и размышления кадет.
Воспитатель: Самое немыслимое и страшное из зверств фашизма – лагеря смерти. 01.09.1939 г. Германия напала на территорию Польши – именно этот день считается днём начала Второй мировой войны. На оккупированных территориях Польши, СССР, Нидерландов и других европейских стран было создано множество лагерей смерти.
Слайд 8. Главной целью фашистов в этих лагерях было уничтожение человеческого достоинства, превращение людей в животных и уничтожение людей по национальному признаку. Всего через концентрационные лагеря прошло 18 млн. человек, из которых погибло около 12 миллионов человек. В таких лагерях узников содержали в нечеловеческих условиях, заставляли работать по 18 часов в сутки. Обессиленных и больных сжигали заживо в печах крематория, душили в газовых камерах, расстреливали. Не щадили даже детей. У них забирали кровь, чтобы лечить раненых в боях фашистов.
Над людьми ставили опыты, после которых невозможно было выжить. Сколько зверства, страданий и горя принесли фашисты мирным людям!
Существуют документы и свидетельства очевидцев, которые подтверждают эти факты. Об этом расскажут …
Слайд 9. 5-ый ведущий: Из воспоминаний Шломо Венезия – одного из немногих выживших узников ОСВЕНЦИМа: «Две самые большие газовые камеры были рассчитаны на 1450 человек, но эсэсовцы загоняли туда по 1600 - 1700 человек. Они шли за заключенными и били их палками. Задние толкали впередиидущих. В результате, в камеры попадало столько узников, что даже после смерти они оставались стоять. Падать было некуда».
В Освенциме истреблено свыше 4 миллионов человек. 27.1.1945 он был освобожден Советской Армией.
Слайд 10. БУХЕНВАЛЬД, немецко-фашистский концлагерь… «Каждому своё» – девиз, написанный на воротах Бухенвальда. Один из первых лагерей смерти, построенных в Германии в 1937 году. В лагере было 52 основных барака. От холода ни один человек не выжил. В Бухенвальде было 56 тысяч заключенных.
Слайд 11.
6-ой ведущий: ДАХАУ, 1-й концентрационный лагерь в фашистской Германии, создан в 1933 г. близ Мюнхена. Узниками были 250 тыс. человек, замучены или убиты около 70 тыс. человек.
МАЙДАНЕК, немецко-фашистский концлагерь вблизи г. Люблин (Польша). В 1941-1944 истреблено около 1,5 млн. человек.
ТРЕБЛИНКА, немецко-фашистские концлагеря в Варшавском воеводстве Польши. В Треблинке погибло около 10 тыс. человек, в Треблинке II – около 800 тыс. человек, (преимущественно евреи)…
Слайд 12. МАУТХАУЗЕН был одним из самых страшных концлагерей. Даже его персонал, а это полторы сотни охранников, шутили, что из Маутхаузена можно сбежать не иначе, как через трубу крематория.
Узниками Маутхаузена было около 335 тысяч человек; казнено свыше 122 тысяч человек. Больше всех — свыше 32 тысяч — советских граждан.
Воспитатель: Сегодня, к великому сожалению живущих борцов с фашизмом и к великому стыду их потомков, делаются попытки реабилитации фашистских преступников. Нестабильность политической ситуации в стране и пропаганда фашистской идеологии привели к тому, что на территории Украины в результате военного противостояния стали жертвами сотни мирных жителей - женщин, стариков и детей. События в Одессе называют Одесской Хатынью.
У фашистских преступлений нет срока давности, а это значит, что попытки прославления фашизма можно и должно считать пособничеством в его распространении. Этим попыткам не должно быть места в современном мире. Человечество заплатило слишком высокую цену, чтобы избавиться от коричневой чумы. Кошмар Второй мировой не должен повториться никогда, а память о жертвах фашизма должна жить в веках. Всё это полностью зависит от нас с вами...
3. Рефлексия. Подведение итогов.
Закончите фразу:
* Я узнал, что…
* Меня ужаснуло больше всего…
* Я постараюсь…
* Я понял, что от меня зависит……
* В целом…
Заключительное слово воспитателя: Наша встреча за круглым столом подходит к концу. Я надеюсь, что сегодняшняя тема была и для вас важной и интересной.
История – мудрый учитель. Она не жестока сама по себе, как не может быть жестока наука памяти. Таковы порой люди, присваивающие себе право вершить суд над другими и делить всех на «сверхличностей» и «недочеловеков», казнить и миловать. И пока на Земле есть такие люди, мы будем жить в условиях страшной угрозы. Ведь проявиться эти страшные качества могут не только в форме военных действий и создания гетто. Они проявляются в беспощадном преследовании несогласных и инакомыслящих, в желании подчинить себе мысли людей и ход истории. Но я верю в мудрость людей, в их желание оставить потомкам красивый мир, в котором живут свободные люди. И эту мудрость мы впитываем из истории – науки, которая не дает забывать.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.