Чудеса без чудес
Оценка 4.7

Чудеса без чудес

Оценка 4.7
Занимательные материалы
doc
химия
11 кл
10.05.2018
Чудеса без чудес
Цели и задачи мероприятия: • повышение мотивации и интереса учащихся к химии; • развитие интереса учащихся к химии и активизация их познавательной деятельности, при использовании нестандартных игровых форм учебной деятельности; развитие навыков логического и абстрактного мышления, коммуникативных способностей учащихся. • развитие навыков применения химических знаний, безопасного обращения с веществами в повседневной жизни; • воспитание любознательности, наблюдательности, внимательности.
28.doc
Сценарий проведён  _________________________/___________________                                                            ________________________/___________________ м.п. Цели и задачи мероприятия: повышение мотивации и интереса учащихся к химии;  развитие   интереса   учащихся   к   химии   и   активизация   их   познавательной деятельности,   при   использовании   нестандартных   игровых   форм   учебной деятельности;   развитие   навыков   логического   и   абстрактного   мышления, коммуникативных способностей учащихся. развитие навыков применения химических знаний, безопасного обращения с веществами в повседневной жизни;  воспитание любознательности, наблюдательности, внимательности.     2 Ход мероприятия. Ведущий:  О, физика, наука из наук! Все впереди! Как мало за плечами! Пусть химия нам будет вместо рук, Пусть будет математика очами. Не разлучайте этих трех сестер Познания всего в подлунном мире, Тогда лишь будет ум и глаз остер И знанья человеческие шире. М. Алигер    Выходят несколько химиков:  Здравствуйте, дорогие друзья! Мы сегодня  собрались с вами, чтобы прославить самую удивительную из наук – Химию. Звучит гимн химиков: 1. Мы рождены, чтоб сказку сделать былью, Ацетилен в сметану превратить, Весь водород в конфеты переделать, Из кислорода масло получить. П/в:  Всё выше, и выше, и выше Летит рыжий бром к небесам.  3 И кто этим бромом подышит, Тот рыжим становится сам! 2. Мы рождены, чтобы пролить что льётся, Просыпать то, чего нельзя пролить. Мы собрались, чтоб химию прославить, А химию должны все­все любить! Ведущий:  Ребята а давайте проверим, настоящие ли они химики. Загадки про индикаторы  Смущает меня щелочная среда; Краснею... Но если вокруг кислота, И если в воде растворен я один, Не видно меня. Я – Фенолфталеин. Ах, что же я поделаю с собой ­  Ведь в щелочи я сине­голубой. А в кислоте быть синим я не смею: Я – Лакмус,  и в кислотах я краснею.  Как на прогулке от мороза,  От кислого я стану розов. Но вид мой в щелочи смешон: Я сразу желтый, как лимон. Метилоранж. 1. В поле родился, на заводе творился, в стакане растворился. (Сахар) 2. Он с морской капустой дружит и лекарством людям служит.  4 Знает, знает весь народ –  коль ушиб, то нужен… (йод) 3. Если жар у человека, поищи его в аптеке. И от гриппа, от ангин вам поможет… (аспирин) 4. Меня даёт огонь в печи и пламя маленькой свечи. Стоит только сделать вдох, чтобы я явиться смог, Но если дверь, окно закрыты и приглашаешь ты друзей, Смотри – потом не пожалей! (Углекислый газ) А вот ещё одна загадка. Да, не торопитесь, подумайте! а) Порознь каждый ядовит. Вместе – будет аппетит. б) Это сложное вещество в старину называли властителем жизни и смерти. в) Оно служило мерилом богатств. По поверьям, оно обладает способностью  помогать человеку во всех его делах: начиная день ­ проглоти кристалл… г) Оно в воде рождается и в воде умирает. "Из воды родится, а воды боится" д) На пирах у киевского князя его ставили в золотой посуде на стол, где сидел  князь и его приближенные. А гости попроще уходили "не солоно хлебавши".  (Поваренная соль) Ведущий:  Ребята, они действительно настоящие химики! Вы, пожалуй, правы. Ни одной отрасли промышленности не обойтись без знаний  по химии. Говорят, что химики настоящие фокусники. Вы можете это доказать? Химик: Ну это запросто! Ребята вы фокусы любите? Опыт  « Вулкан»       На   асбестовую   сетку   насыпать   горкой   бихромат   аммония.   Для   лучшего эффекта   подогреть   вещество   снизу,   а   сверху   в   горку   вставить   раскаленную стеклянную   палочку.   Вулкан   начинает   действовать   с   места,   где   стеклянная палочка,   т.е.   с   середины.   Образующийся   зеленый   пепел   необходимо   собрать, поэтому   прибор   ставим   на   широкий   поднос.   По   окончании   опыта   тщательно убрать пепел. 5 Опыт «Кровь без ножа» Для   получения   крови   будем   использовать   реакцию   между   роданидом   и солью железа(III), например:                              2FeCl3 + 6KSCN         Fe[Fe(SCN)6] + 6KCl.  Обычно   для   реакции   используют   роданид   калия   или   аммония   и   хлорид    железа(III). В ходе ее протекания образуется кроваво­красный автокомплексный роданид. Для   опыта   необходимо   взять   стаканы   с   растворами   роданида   калия (аммония) и хлорида железа(III), а также две стеклянные палочки с намотанной на них ватой. Подготовьте пластмассовый или стальной нож. Он должен быть затупленным, иначе опыт может стать действительно кровавым. Ладонь протрите раствором соли железа (зрителям можно сообщить, что это дезинфекция   раствором   йода.   Нож   смочите   раствором   роданида   (зрителей можно   снова   обмануть   сказать,   что   это   спирт).   Далее   начинайте   себя   резать ножом. Появляется кровь. Для удаления крови также используем реакцию комплексообразования:                           [Fe(SCN)6]3 + 6F        [FeF6]3 + 6SCN. Фторидный комплекс железа(III) бесцветный. Поэтому, если протереть рану ватой,   смоченной   в   растворе   фторида   натрия,   роданидный   комплекс разрушается, и образуется более устойчивый комплекс [FeF6]3 . Кровь исчезает. Зрителям показывают, что на ладони раны нет. Ведущий: Что­то пить хочется! Химик: Ну, это можно. Чего бы ты хотел выпить? Ведущий:   Ну   не   знаю.  Может   молока  (выносят   стакан   с   «молоком»   опыт № 1,2  и ещё несколько «пустых» стаканов)  Химик: Запросто!  Ведущий: Нет лучше водички  (опыт № 2)…нет или компотику  (опыт № 3)… нет или лучше газировки (опыт № 4)… 6 Опыт»»Три чуда: молоко, Опыт «Три чуда: молоко, творог, газировка»          Умелое «колдовство» создает в кисельных берегах молочные реки. Для этого в   один стакан насыпают 2 чайные ложки хлорида кальция СаСl2, а в другой — столько   же   карбоната   натрия  Na2CO3  и   наливают   в   каждый   стакан   воды примерно   на   1/4   их   объема.   Затем   полученные   растворы   сливают   вместе,   и жидкость становится белой, как молоко. Этот   опыт   надо   демонстрировать   быстро,   так   как   карбонат   кальция СаСО3 выпадает в осадок и зрители могут заметить, что это вовсе не молоко. Но если добавить к смеси избыток хлороводородной кислоты НСl, то «молоко», закипев, мгновенно превращается в «газированную воду». «Молоко» и «газировка» получаются в результате обменных реакций:  СаCl2 + Na2CO3 = CaCO3  + 2NaCl CaCO3 + 2HCl = CaCl2 + H2O + CO2↑ ↓  Если   к   разбавленному   водному   раствору   хлорида   бария   ВаСl2  или нитрата свинца Рb(NO3)2  добавить раствор сульфата калия  K2SO4, образуется осадок сульфата бария ВаSO4 или сульфата свинца РbSO4, похожий на творог:  BaCl2 + K2SO4 = BaSO4 ↓  Pb(NO3)2 + K2SO4 = PbSO4  + 2KCl ↓  + 2KNO 3 Эти вещества довольно быстро оседают на дно стакана. Опыт «Превращение воды в вино» Д   Чтобы проделать это чудесное превращение, в два стакана на 1/4 их объема наливают воду и добавляют в один 3—4 капли спиртового раствора фенолфталеина, а в другой — чайную ложку карбоната натрия Na2CO3 (соды). Если теперь соединить содержимое обоих стаканов (вылить раствор из первого стакана во второй), жидкость сразу же станет красно­малиновой из­за того, что индикатор фенолфталеин в щелочной среде окрашивается в яркий цвет. Вот и получилось «вино» Только не давайте это «вино» никому пробовать: сода относительно безвредна, но фенолфталеин — сильное слабительное средство... Бесцветный спиртовой раствор индикатора фенолфталеина в щелочной среде (при pН > 8) всегда окрашивается в малиновый цвет. Причина щелочности среды в нашем растворе — гидролиз карбоната натрия. А   теперь   давайте   превратим   вино   снова   в   воду.   Для   этого   в освободившемся   стакане   приготовим   раствор   серной   кислоты  H2SO4.   К   1/4 7 стакана воды добавим 5 мл 20% ­ной серной кислоты. Если полученный раствор вылить в «вино», оно должно обесцветиться — среда становится нейтральной:  Na2CO3 + H2SO4 = Na2SO4 + CO2  + H↑ 2O  : Здорово! А как это у вас получается? Ведущий   Химик: Будешь дружить с химией – узнаешь! Ведущий: Что­то мне пить расхотелось! А у меня тоже для вас есть задание. Переводил я пословицы с иностранного языка, и какая­то ерунда получилась. Может поможете? Перевёртыши Гладь металл, пока холодно. (Куй железо, пока горячо.)  Не та грязь, что тусклая. (Не все то золото, что блестит.)  Прошёл холод, сушь и оловянные трубы. (Прошел огонь, воду и медные трубы.)  В   пустыне   саксаул   коричневый,   на   нем   из   меди   обручальное   кольцо. (У лукоморья дуб зеленый, златая цепь на дубе том.)  Ведущий:  Вот здорово, а я бы вовек не догадался. Спасибо вам за интересный рассказ о химии. Теперь и я буду дружить с такой замечательной наукой! А вы, ребята, готовы подружиться с химией? 1. 2. 3. 4. Все по очереди. В жизни химия нужна, Как предмет она важна. И учить ее прилежно Мы должны от А до Я. Что мы носим, что едим, Чем здоровью мы вредим? Как кислоты выливать, Уходят под «Гимн химиков». Чтобы что­то не взорвать? На все вопросы эти Нам химия ответит! Моя родная химия,  Пусть нет тебя опасней,  Но нет необходимее  И нет тебя прекрасней!  8 Информационные источники: 1. http://www.alhimik.ru/fun/fun.htm 2. Гроссе Э., Вайсмантель Х. Химия для любознательных. Л.: Химия, 1978. 3. Дорофеев А.И. и др. Практикум по неорганической химии. Учебное  пособие. – Л.: Химия, 1990. 4. Крицман В.А. Книга для чтения по неорганической химии. – М.:  Просвещение, 1993. 5. Кукушкин Н.Н. Химия вокруг нас – М.: Высшая школа, 1992. 6. Ольгин О. Опыты без взрывов. – М.: Химия, 1986. 7. Подборка  журналов «Химия в школе» разных лет.  8. Энциклопедия для детей. Химия. – М.: Аванта +, 2005 9 При подготовке сценария использовались журналы «Химия в школе» разных  лет. 10

Чудеса без чудес

Чудеса без чудес

Чудеса без чудес

Чудеса без чудес

Чудеса без чудес

Чудеса без чудес

Чудеса без чудес

Чудеса без чудес

Чудеса без чудес

Чудеса без чудес

Чудеса без чудес

Чудеса без чудес

Чудеса без чудес

Чудеса без чудес

Чудеса без чудес

Чудеса без чудес

Чудеса без чудес

Чудеса без чудес

Чудеса без чудес

Чудеса без чудес
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.05.2018