Cистема оценивания учебных достижений учащихся в условиях безотметочного обучения.
Оценка 4.8
Научно-исследовательская работа
doc
психологическая работа +1
Взрослым
22.01.2018
Безотметочное обучение – это поиск нового подхода к оцениванию, который позволил бы преодолеть недостатки существующей «отметочной» системы оценивания, позволил бы устранить негативные моменты в обучении, способствовал бы гуманизации обучения, индивидуализации учебного процесса, повышению учебной мотивации и учебной самостоятельности в обучении. Необходима такая система школьного оценивания, которая позволила бы сделать оценку учащихся более содержательной, объективной и дифференцированной. Следует отказаться от существующей пятибалльной системы оценивания знаний, которая не дает возможности объективно и всесторонне оценивать знания учеников.
Система оценивания учебных достижений учащихся в условиях безотметочного обучения.doc
Система оценивания учебных достижений учащихся в условиях
безотметочного обучения
ВВЕДЕНИЕ
Изменения, произошедшие в содержании современного образования
за последнее десятилетие – перенос акцента с предметных знаний и
навыков как основной цели обучения на формирование общеучебных
умении, на развитие самостоятельности учебных действий – влекут за собой
и изменение системы оценивания.
Безотметочное обучение – это поиск нового подхода к оцениванию,
который позволил бы преодолеть недостатки существующей «отметочной»
системы оценивания, позволил бы устранить негативные моменты в
обучении, способствовал бы гуманизации обучения, индивидуализации
повышению учебной мотивации и учебной
учебного процесса,
самостоятельности в обучении. Необходима такая система школьного
оценивания, которая позволила бы сделать оценку учащихся более
содержательной, объективной и дифференцированной. Следует отказаться
от существующей пятибалльной системы оценивания знаний, которая не
дает возможности объективно и всесторонне оценивать знания учеников.
С поиском новых форм оценки и связано появление идеи
безотметочного обучения.
ЦЕЛЬ: обосновать и разработать систему оценивания учебных
достижений учащихся в условиях безотметочного обучения.
ЗАДАЧИ:
1) на основе анализа существующих психологопедагогических
систем оценивания знаний учащихся, выделить особенности оценки при
безотметочном обучении;
2) разработать систему оценивания учебных достижений учащихся
в условиях безотметочного обучения. ОБЬЕКТ: процесс оценивания учебных достижений учащихся.
ПРЕДМЕТ: средства фиксации учебных достижений учащихся.
ГИПОТЕЗА: переход на безотметочное обучение позволит:
1) создать адаптивную среду в классе, школе;
формировать
2)
деятельности учащихся;
положительную
мотивацию учебной
3) развить самооценку учащихся;
4) обеспечить индивидуализацию обучения.
БАЗА ИССЛЕДОВАНИЯ: опыт работы в условиях
безотметочного обучения МОУ основной общеобразовательной школы
№ 103, в 1Б классе;
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: в соответствии с логикой
исследования, был использован комплекс взаимосвязанных методов:
теоретических – анализ психологопедагогической литературы,
сравнительный анализ существующих систем оценивания
знаний учащихся;
тестирование.
эмпирических – педагогическое наблюдение, анкетирование,
Курсовая работа включает в себя:
– введение;
– основную часть;
– заключение;
– приложение.
В педагогической науке существует несколько систем
оценивания знаний учащихся. Пятибалльная система оценивания знаний была введена
14 февраля 1944 года в целях более точной и чёткой оценки
успеваемости и поведения учащихся, повышения требовательности
к качеству знаний. Однако у традиционной системы оценивания
имеются существенные недостатки:
а) нерегулярность обратной связи;
б) неполный охват проверкой всего содержания обучения;
в) практически отсутствует контроль самого процесса
обучения учащегося (проверяется в основном конечный
результат), а это не позволяет оптимально управлять
познавательной деятельностью учащегося;
г) недостаточная вовлечённость самих учащихся в
самоконтроль.
Система оценивания знаний В. П. Беспалько.
В. П. Беспалько одним из первых применил
кибернетический подход к изучению и разработке процесса
обучения: он рассматривал методы управления процессом
обучения и сам процесс в «информационном аспекте».
Он представлял усвоение как объект измерения и
структуру деятельности человека в виде четырёх
последовательных уровней, отображающих развитие опыта
учащихся по конкретному предмету в процессе обучения.
1– уровень – узнавание объектов, свойств, процессов данной
области действительности при повторном восприятии ранее
усвоенной информации о них или выполнении действий с
ними (знания – знакомства). Это алгоритмическая деятельность при внешне заданном алгоритмическом описании (с подсказкой).
Условно называют его «ученическим» уровнем деятельности.
2 – уровень – репродуктивное действие (знания – копии) путём
самостоятельного воспроизведения по памяти и применения
информации о ранее усвоенной ориентировочной основе
выполнения типового действия, т. е. алгоритмическая деятельность
по памяти. Уровень назван «исполнительский»
3 – уровень – продуктивное действие, выполняемое на
некотором множестве объектов, подобных изученным учебным
элементам. Учащийся в процессе выполнения деятельности 3го
уровня добывает субъективно новую информацию (только для
себя новую) в ходе самостоятельной трансформации известной
ориентировочной основы типового действия и построения
субъективно новой для выполнения нетипового действия. Это
эвристическая деятельность, выполняемая не по готовому, а
созданному в ходе самого действия алгоритму или правилу.
Это характерно для задач, в которых задана цель, но не ясна
ситуация, в которой цель может быть достигнута. Это
мастерский уровень.
4 – уровень – продуктивное действие, выполняемое путём
самостоятельного конструирования объективно новой основы
типового действия. В процессе выполнения добывается
объективно новая информация. Это характерно для задач, в
которых цель известна лишь в общей форме, а поиску
подвергаются и подходящая ситуация и действия, ведущие к
достижению цели. Это продуктивное действие творческого типа
(исследовательского характера). Приведённые четыре уровня усвоения деятельности –
последовательные фазы формирования мастерства, иерархия
уровней усвоения опыта.
Для разработки объективной системы оценивания знаний,
как считает В. П. Беспалько, необходимо иметь:
1) диагностическое описание цели обучения;
2) методику выявления факта усвоения, измерения и оценки
результата усвоения.
По каждому из описанных уровней опыта для выявления
факта его усвоения разрабатываются тесты. Тест и является тем
инструментом, который позволяет объективно оценить качество
усвоения. Тест состоит из задания (З) и эталона (Э) – образца
полного и правильного выполнения действия. По эталону
определяется число (р) существенных операций, необходимых для
решения теста. Сравнение ответа учащегося с эталоном по числу
правильно выполненных учащимся операций (а) теста даёт
возможность определить коэффициент усвоения К: К = а / р.
Определение коэффициента усвоения К и является
операцией измерения качества усвоения.
На основе коэффициента усвоения может быть
разработана любая шкала оценки знаний учащихся. В. П. Беспалько
предлагает 12–балльную шкалу оценивания знаний. В ней
содержится полная и монотонная шкала порядка с нулевой
точкой, в которой каждому значению коэффициента усвоения по
всем уровням усвоения соответствует вполне определённая оценка.
( Приложение № 1).
Система оценивания знаний В. П. Симонова. В. П. Симонов в течение многих лет поднимает проблему
достоверности оценки знаний, умений, навыков обучающихся с
использованием традиционной системы оценивания. С 1978 г. Он
предлагает перейти к более точной многобалльной ( 10–балльной )
шкале. Его концепция сформирована на пяти показателях степени
обученности учащихся, в ней впервые были введены и
охарактеризованы такие понятия, как «содержание балльной
оценки», «девальвация балльной оценки» и др.
В основу контроля за эффективностью образовательного
процесса положено пять последовательных показателей, широко
известных в педагогике и психологии, составляющих идеальную
модель обученности любого человека.
1–й показатель – различение (распознавание), или уровень
знакомства. Он характеризует низшую степень обученности.
Учащийся, обученный до этого уровня, отличает данный объект,
процесс, явление, действие и т.п. от их аналогов только тогда,
когда ему предъявляют их в готовом виде. Многие тесты
ориентированы на проверку именно этого показателя.
2–й показатель – запоминание. При этой степени
обученности учащийся может пересказать содержание определённого
текста, правила, воспроизвести формулировку закона, но, как
известно, сплошное воспроизведение текста не может служить
доказательством его понимания. Обнаруживая эту степень обученности,
учащийся отвечает на вопросы репродуктивного характера.
3–й показатель – понимание. Это более важный и
существенный показатель. Учащийся при этой степени обученности может не только воспроизвести учебный материал, но и
объяснить его.
4–й показатель – простейшие умения и навыки
(репродуктивный уровень). При этой степени обученности
учащийся показывает умения применять на практике полученные
им теоретические знания в простейших заданиях: решает типовые
задачи, вскрывает легко обнаруживаемые причинно – следственные
связи при разборе теоретического материала. Этот показатель
один из важнейших показателей обученности. Этот уровень
обученности должен стать главным в школе.
5–й показатель степени обученности – перенос. Это
творческий уровень реализации усвоенного теоретического багажа
на практике (выполнение практических работ в пределах
программных требований). Учащийся при этой степени обученности
даёт ответ на любой вопрос, решает любую задачу или пример,
которые могут быть ему предложены в соответствии с
программными требованиями на данном этапе обучения,
конструирует новые способы деятельности и находит часто новые,
оригинальные подходы к решению поставленных задач.
Учащегося, достигшего 5–го показателя обученности, можно
считать обученным до 100%, при достижении 4–го показателя –
до 64%, при достижении 3–го показателя – до 36%, при
достижении 2–го показателя – до 16%, а 1–го – до 4%.
Предложенная 10–балльная шкала оценивания, по мнению
В. П. Симонова, позволяет:
–– выработать чёткие показатели, характеризующие степень
обученности учащихся; –– воспитывать трудолюбие и прилежание у учащихся и их
положительную мотивацию к учебнопознавательной
деятельности на основании скрупулёзного и
добросовестного учёта всех нюансов их учебного труда;
–– стимулировать их учебнопознавательную деятельность через
показ перспективы продвижения по пути познания на
основе применения только положительной шкалы
оценивания;
–– устранить негативное влияние отрицательных оценок и
соответствующих им оценочных суждений;
–– формировать дух соревнования у учащихся и др.
(Приложение № 2).
15–балльная шкала оценивания знаний.
Учёные–педагоги давно уже пришли к выводу, что надо
расширить отметочную шкалу. Для гуманитарных предметов
предлагается шкала, имеющая 8–10 градаций, для точных
предметов – 10–12, т.е. всех бы устроила 10–балльная шкала. Но
так как в вузах обучение ведётся на более высоких уровнях,
то оптимальной могла бы стать 15–балльная шкала оценивания
знаний, построенная на пяти показателях обученности,
предложенных В.П.Симоновым, и тестовой методике В.П. Беспалько.
При конструировании 15–балльной шкалы используется
коэффициент обученности (усвоения) К определяемый по методике
В.П.Беспалько: К=а/р, где а– число правильно выполненных
учащимся операций теста; Р – число существенных операций, необходимых для
решения теста. (Приложение № 3).
Рейтинговая система контроля результатов учебной
деятельности (по П.Ф.Анисимову и А.Е. Сосонко)
П.Ф. Анисимов и А.Е. Сосонко отмечают, что «одним из
самых «узких» мест технологии контроля является оценивание
результатов учебной деятельности студентов». Слабая
дифференцирующая способность традиционной пятибалльной шкалы
оценок не позволяет осуществить интегральный подход к
оцениванию результатов обучения. Поэтому они предлагают свой
вариант рейтинговой системы контроля, основанной на пяти
уровнях усвоения:
1) уровень узнавания;
2) уровень воспроизведения;
3) уровень репродуктивного применения;
4) уровень синтеза;
5) уровень моделирования.
Авторы рейтинговой системы предполагают для
определения сформированности у субъекта определённого вида
деятельности следующие методы контроля:
–– перцептивной деятельности;
–– репродуктивной деятельности;
–– вариативной деятельности;
–– проблемноориентировочной деятельности;
–– поисковой деятельности. Сравнивая уровни усвоения В.П. Беспалько, авторов
рейтинговой системы П.Ф.Анисимова и А.Е. Сосонко и уровни
обученности В.П. Симонова, можно отметить следующее:
–– расширение уровней до пяти возможных расширяет
возможности контроля знаний, что позволяет легко
создать шкалу оценки, кратную 5;
–– наибольшей жёсткостью обладает система В.П.Беспалько;
–– наименьшей жёсткостью обладает система В.П.Симонова.
При выборе новых методов оценки и обоснования их
преимуществ над существующими следует опираться на научные
достижения теории измерений. Важнейшие из них – объективность,
надёжность, валидность и точность.
Объективность оценивания обеспечивается максимальной
стандартизацией её проведения. Объективность процедуры
измерения возможна лишь при одинаковых условиях для всех
участников.
Надёжность метода измерения определяется уровнем
устойчивости результатов, их повторяемостью во время
дополнительных измерений в стандартных условиях.
Валидность (от лат.
– обоснованный,
соответствующий
действительности, пригодный ) –– сложная комплексная характеристика
измерений.
Валидность измерения – необходимая предпосылка
преподавателя в том, что действительно измеряются знания
учащихся, а не чтото другое.
Точность
метода
определяет
минимальную
или
систематическую ошибку, с которой можно провести измерения.
Оценка – это деятельность, осуществляемая учителем по
анализу и характеристике деятельности ученика. В практической работе учителей в условиях безотметочного обучения сложилась
своеобразная система оценивания, стимулирования учебно
познавательной деятельности школьников, которая состоит из
нескольких взаимосвязанных элементов.
1. Оценка учителем работы детей.
Смысл оценки нельзя сузить до значения отметки.
Оценка – это процесс соотношения результата учебного труда
школьника с намеченными эталонами с целью выявления
качества знаний и определения путей их дальнейшего
совершенствования. Отметка формально отражает результат
процесса оценивания. Для формирующейся личности маленького
школьника нужно не обозначение на бумаге его успехов, а
терпеливое объяснение, что и как нужно делать, в чём и
как он продвигается. В первую очередь оценка должна быть
проявлением чуткости, доброжелательности. Малыш стремиться
учиться не только потому, что узнаёт новое, но и потому, что
учитель тоже будет рад его успехам и огорчиться в случае его
неудачи.
При оценивании устных и письменных работ учитель
должен в эмоциональной форме сформулировать словесную
оценку, показать удовлетворение от его успехов, проанализировать
причины неудач: «Молодец!», «Мне нравиться, как ты
стараешься», «Отлично! Ты пишешь лучше меня», «Хорошо,
спасибо, тебя было интересно слушать», «Не огорчайся, у тебя
всё получится, только давай делать вот так», «А я надеялась,
что сегодня ты порадуешь меня, надо было больше постараться»,
«Смотри, оказывается, можешь, ведь получилось же!» и др. Вместе со словесной оценкой учитель даёт конкретный
совет, как сделать так, чтобы получилось, как совершенствовать
знания и умения.
Разговор наедине, доброжелательная улыбка, спокойный, с
подтверждающей интонацией голос, кивок головой, выражение
удивления, огорчения – всё это стимулирует ребят, подбадривает
их. Короткие, сказанные вполголоса оценочные реплики и мимика
особенно важны при коллективных занятиях, когда нужно
соблюдать спокойствие, не отвлекать детей.
2. Коллективная оценка (социометрия и оценка групповых
отношений).
Очень важно сформировать положительное отношение
детского коллектива к каждому ученику. Учитель не сравнивает
детей друг с другом: этот умный, спокойный, лучше других, тот
слабый отстающий. То, что для одного кажется лёгким, для
другого может представить большие трудности. Каждый ученик
имеет свой темп развития, свои успехи. Ребёнок развивается не в
сравнении с другими, а в сравнении с самим собой – что
изменилось в нём самом за данный период времени.
Учитель должен настраивать детей, чтобы они искали друг
в друге хорошее, положительное, видели успехи своего товарища и
радовались им, помогали друг другу достигнуть большего. Однако
это не означает, что дети не должны критиковать друг друга,
высказывать замечания. При коллективной форме оценки учитель
помогает детям увидеть успехи товарища (хорошо считает,
выразительно читает, интересно излагает материал) и на этом фоне
высказать замечания и пожелания (советуем хорошо выучить таблицу умножения, стихотворение и завтра нам прочитать
наизусть) и т.п.
Коллективную оценку можно применять при оценивании
различных конкурсов рисунков, поделок образцов тетрадей и др.
Но здесь ещё важно, чтобы ни один ребёнок не оказался вне
этих мероприятий.
3. Самооценка детей.
Не научить детей способам самооценки – значит, вопервых,
не развивать его объективное принятие оценки учителя; вовторых,
не ориентировать их на самосовершенствование. Надо учить детей
эталонам самооценки, способам обнаружения возможных ошибок и
их исправления. При безотметочном обучении возможны
следующие формы самооценки:
а) обсуждение ребёнком вслух собственной работы (он
говорит, что у него получилось хорошо или особенно
хорошо, где и в чём он допустил ошибки, как надо их
исправить и на что обратить внимание);
б) после завершения письменной работы на уроке каждому
ребёнку предлагается оценить её. Это выполняется с
помощью графической оценки –– на полях вычерчивается две
вертикальные черты с буквами П – правильность, К – красота;
дети сами сначала оценивают работу (ставят
горизонтальную черту), затем при проверке работы
оценивает учитель, и показатели сравниваются. Самооценка,
с которой приходят в школу ученики, несколько
завышенная, но в процессе адаптации она становится
адекватной. Оценочная деятельность педагога должна быть не отдельной
частью урока, а должна пронизывать всю работу. Одновременно
важно помнить, что следует оценивать не только результат учебного
труда детей, но и особенно их прилежание, усердие, стремление
преодолеть трудности, проявить самостоятельность.
Безотметочное обучение не осуществить без учёта успехов
и ошибок, ибо человеку свойственно желание знать результаты
своего труда.
В условиях безотметочного обучения появилась
необходимость изменить принятую форму фиксации результатов
работы каждого ученика.
Результаты письменных проверочных работ, экспресс
диагностик, проведённых в классе, устных опросов заносятся в
специальную таблицу.
По мере заполнения таблицы каждое новое умение
появляется не само по себе, а в связи с предыдущими. Строятся
операциональные схемы каждого умения. Переход к освоению
нового умения следует при уверенном освоении (на 7080%) тех
умений, на которых оно базируется. (Например, изучение темы
«Сложение и вычитание в пределах 20» базируется на хорошем
знании состава чисел в пределах 10).
Такие таблицы всегда имеют последние данные. Так, если
некоторое умение несколько раз, при этом лучше фиксировать
результаты значками (+, –, +), в таблице всегда записывается
последний результат. Возможно использование и балльной фиксации
(6/10 – 6 из 10).
Для фиксации тенденций, в таблице используются
специальные значки (например, «–» – улучшение, «?» – ухудшение). Заполняемая таблица является персональным инструментом
учителя. К ней не имеют доступ ни дети, ни родители.
Текущие оценки, фиксирующие продвижение младшего
школьника в освоении всех умений, необходимых для
формирования навыка, заносятся в специальные «Листы
индивидуальных достижений», которые есть у каждого ученика.
Основные навыки дети отмечают в нём путём закрашивания клетки
– полностью или частично, или используя балльную фиксацию (8/9).
Регулярность заполнения «Листа достижений» может быть и
еженедельной. Заполнять может и учитель, и сам ученик (совместно
с учителем или под его контролем).
Богатую информацию об индивидуальных достижениях и
развитии ребёнка представляет «Портфель достижений ученика».
Он представляет собой подборку личных работ ученика, в
который могут входить проверочные работы, творческие работы,
отражающие его интересы, диагностические листы.
В качестве обобщения учебных достижений ребёнка в
конце года может быть предложен оценочный лист или
качественная характеристика, где найдут отражение уровни
овладения ключевыми умениями по каждому предмету.
Все перечисленные формы касались оценки предметных
знаний, умений и навыков. Но оценивание не должно исчерпываться
этим. Необходимы также формы для оценки творчества и
инициативы ребёнка во всех сферах школьной жизни. Одними из
возможных вариантов оценки проявлений детского творчества в
процессе обучения является «Тетрадь открытий» или «Уголок
творчества». «Уголок творчества» может включать в себя авторские
записи детей, поделки или рисунки, выполненные детьми. Для
того, чтобы это был действенный инструмент формирования
ценности личностно–значимого открытия, необходимо, чтобы для
детей стали доступны критерии отбора материала для «Уголка».
Их необходимо выделять учителю совместно с детьми, исходя из
той ситуации, которая возникла на уроке.
«Уголок творчества» носит съёмный характер и служит
наглядным образцом для определённого вида творчества. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, переход на безотметочное обучение
невозможно осуществить без принципиально нового подхода к
оцениванию учебных достижений учащихся, который позволил бы
преодолеть недостатки существующей «отметочной» системы
оценивания. В педагогической науке, кроме традиционной
пятибалльной системы оценивания, существуют системы
оценивания знаний В.П.Беспалько, В.П.Симонова, 15–балльная
шкала оценивания знаний, рейтинговая система контроля
результатов учебной деятельности (по П.Ф.Анисимову и
А.Е.Сосонко), в основании которых лежат различные подходы к
оцениванию знаний, соответствующие критериям качества
педагогических измерений –– объективности, надёжности, валидности
и точности.
Данное исследование действительно позволило при
оценивании учебных достижений учащихся в условиях
безотметочного обучения
–– создать адаптивную среду в классе;
–– обеспечить индивидуализацию обучения;
–– формировать положительную мотивацию учебной
деятельности учащихся;
–– развивать самооценку учащихся.
Но для этого необходима система оценивания,
включающая в себя следующие взаимосвязанные элементы:
–– оценку работы детей; –– коллективную оценку (социометрию и оценку групповых
отношений);
–– самооценку детей.
За рамками исследования остались:
–– работа с родителями в условиях безотметочного
обучения;
–– приведение всех оценок безотметочной системы
оценивания к единой нормативной шкале.
Однако проведённая работа помогла создать систему,
которая успешно применяется в начальных классах школы № 103
и может быть рекомендована для других образовательных
учреждений. Список литературы.
1. Амонашвили Ш.А. Обучение, оценка, отметка. – М.: Знание, 1980. – 120 с.
2. Цукерман Г.А. Оценка без отметки. – М.: Рига: ПЦ «Эксперимент», 1999.–
96с
3. Статьи из журналов:
Воронцов А.Б. Проблемы постепенного перехода на
безотметочное обучение в начальной школе в ходе
модернизации российского образования. – 2002. – №3 – с.89 – 96.
(Начальная школа. – Москва).
Логинова О.Б. Система оценивания учебных достижений
школьников. Рекомендации Министерства образования Российской
Федерации для участников эксперимента по
совершенствованию структуры и содержания общего образования.
– 2000. – № 1. – с.47–50 (Начальная школа. – Москва).
Приложение к письму Министерства Образования Российской
Федерации от 03.06.2003 № 1351120/13. О системе оценивания
учебных достижений младших школьников в условиях
безотметочного обучения. – 2003. – № 8. – с.3–8. (Начальная школа.
– Москва).
Cистема оценивания учебных достижений учащихся в условиях безотметочного обучения.
Cистема оценивания учебных достижений учащихся в условиях безотметочного обучения.
Cистема оценивания учебных достижений учащихся в условиях безотметочного обучения.
Cистема оценивания учебных достижений учащихся в условиях безотметочного обучения.
Cистема оценивания учебных достижений учащихся в условиях безотметочного обучения.
Cистема оценивания учебных достижений учащихся в условиях безотметочного обучения.
Cистема оценивания учебных достижений учащихся в условиях безотметочного обучения.
Cистема оценивания учебных достижений учащихся в условиях безотметочного обучения.
Cистема оценивания учебных достижений учащихся в условиях безотметочного обучения.
Cистема оценивания учебных достижений учащихся в условиях безотметочного обучения.
Cистема оценивания учебных достижений учащихся в условиях безотметочного обучения.
Cистема оценивания учебных достижений учащихся в условиях безотметочного обучения.
Cистема оценивания учебных достижений учащихся в условиях безотметочного обучения.
Cистема оценивания учебных достижений учащихся в условиях безотметочного обучения.
Cистема оценивания учебных достижений учащихся в условиях безотметочного обучения.
Cистема оценивания учебных достижений учащихся в условиях безотметочного обучения.
Cистема оценивания учебных достижений учащихся в условиях безотметочного обучения.
Cистема оценивания учебных достижений учащихся в условиях безотметочного обучения.
Cистема оценивания учебных достижений учащихся в условиях безотметочного обучения.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.