В статье изложено описание средств и методов нравственного воспитания обучающихся на уроках естествознания. Посредством изучения природы, я создаю условия для дальнейшего развития личности ребенка как человека, изучающего окружающий мир и свой собственный (духовный) мир. На уроках естествознания возможны привитие патриотизма, любви к Отечеству, забота о здоровье людей и о здоровье планеты, уважения старших, заботы о младших, целеустремлённости, желания получать и ценить знания о природе, умение ценить красоту родной земли, ценить мир!
«Духовно-нравственное воспитание на уроках, биологии включает в себя аспекты:
-Нравственный — предполагает не только видеть, понимать, чувствовать красоту природы, но и понимать необходимость разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества и охраны окружающей среды.
-Гражданственный — формирование творческой личности с активной жизненной позицией, испытывающей уважение к творцам науки, обеспечивающим ведущую роль биологии.
-Политехнический — предполагает политехническую подготовку учащихся, использование полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, рационального природопользования, а также: воспитание культуры труда, уважения к труду, чувства ответственности и долга, способствует профориентации учащихся.
-Патриотический — компонент, предполагает изучение сведений о малой родине, ее богатстве и культурных традициях, что способствует любви к своему городу, селу, поселку, воспитывает гражданина своей Родины.
-Здоровьесберегающий — предполагает формирование здорового образа жизни, обеспечение безопасности жизнедеятельности человека и общества»
На каждом уроке при изучении любой темы возможны воспитательные моменты. Анализ ценностных аспектов современной биологии на базе современного и исторического материала способствует воспитанию гражданина и гуманиста.
4152_Духовно-нравственное воспитание на уроках биологии.docx
Духовнонравственное воспитание на уроках естествознания (биологии)
Учитель инд. обучения
– Рудакова С. Н.
Спросите у любого родителя: «Каким Вы хотите видеть своего ребенка,
когда он вырастет? Хорошо знающим биологию, физику, географию? Без
запинки цитирующим классиков русской литературы? Или в уме решающим
сложные задачи?». Наверное, нет, каждый хочет, чтобы его дети выросли
здоровыми, жизнерадостными, аккуратными, честными, справедливыми,
настойчивыми, трудолюбивыми, заботливыми по отношению к своим близким.
Как бы это ни было обидно для учителей предметников, но содержание
предмета «отходит» всегда на второй план. Родитель скорее предъявит
требования к учителю, как к педагогу. Ему нет дела до государственных
стандартов и степени обученности. Его волнует, как чувствует себя ребенок
на уроке, найден ли контакт с ним, нет ли предвзятости, оказывает ли школа
воспитательное воздействие.
Обеспечить системный подход к формированию базовой национальной
ценности и гордости – природы, представлению об уникальности жизни,
понятию здорового, безопасного, экологически целесообразного образа жизни
средствами предмета биологии.
Немецкий философ,
психологпедагог Иоганн Гербарт писал: «Единую
задачу воспитания можно целиком выразить в одном только слове:
нравственность». Очень высоко оценивал нравственное воспитание Л.Н.
Толстой: «…из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть
наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно
больше добра».
Итак, решающая роль нравственного воспитания в развитии и
формировании личности осознавалась в педагогике с давних времен. Поэтому
для учителей практиков сразу же возникает вопрос о том, как осуществлять
шаги в сторону повышения духовности образования? Как наполнить
фактический материал значимыми для нравственного становления знаниями?
Процетирую принципы, изложенные в принятой ООН Декларации прав
ребенка: «Ему должно даваться образование, которое способствовало бы его
общему культурному развитию и, благодаря которому он мог бы на основе
равенства возможностей развивать свои способности и личное суждение,
чувство моральной и социальной ответственности и стать членом общества».
«В связи с этим, процесс образования должен пониматься не только как
процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих
инструментальную основу учебнопознавательной деятельности учащегося, но
и как процесс развития личности, принятия духовнонравственных,
социальных, семейных и других ценностей. Воспитание не должно быть
оторвано от процесса образования, а напротив, органично дополнять его»[п.1,
стр.32]. «Ребенок школьного возраста наиболее восприимчив к духовно
нравственному развитию и воспитанию. Роль школы, как задачи — развивать
не только интеллектуальную, но и духовную, культурную жизнь школьника,
так как недостатки этого развития и воспитания трудно восполнить в
последующие годы»[п.4, стр.28].
«Основным содержанием духовнонравственного развития, воспитания и
социализации являются базовые национальные ценности. Эти ценности мы
храним в культурных и семейных традициях, передаем от поколения к
поколению. Опора на эти ценности помогает человеку противостоять
разрушительным влияниям. Они легко проецируются на материал любого
изучаемого в школе предмета и обеспечивает личностное, социальное,
общекультурное,
интеллектуальное и коммуникативное развитие
личности»[п.3,стр.25].
Великий педагог Василий Александрович Сухомлинский писал: «Природа
– сильнейшее средство воздействия, прекрасный метод воспитания, которым
мы почти не пользуемся и, которым необходимо овладеть.» Овладение и
накопление чувственных впечатлений о природе родного края и есть первая
цель. Из всех базовых национальных ценностей (дальше цитирую всё ту же
Декларацию)
«Основными целями изучения биологии в школе являются:
формирование научного мировоззрения на основе знаний о живой природе и
присущих ей закономерностях, биологических системах;
овладение знаниями о строении, жизнедеятельности, многообразии и
средообразующей роли живых организмов;
овладение методами познания живой природы и умениями использовать их в
практической деятельности;
воспитание ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью
и здоровью окружающих, культуры поведения в окружающей среде, т.е.
гигиенической, генетической и экологической грамотности;
овладение умениями соблюдать гигиенические нормы и правила здорового
образа жизни, оценивать последствия своей деятельности по отношению к
окружающей среде,
здоровью других людей к собственному
организму»[п.2,стр.51].
«Традиционно биологическое образование, прежде всего, связывается с
получением школьниками определенного объема соответствующих знаний.
Биологическое образование будет развивающим, если целенаправленно
создать условия для развития творческих способностей школьника, показать
ребятам удивительные возможности взаимодействия человека и природы,
включить их в созидание и сохранение красоты Российской природы»[п.5,
стр.42].
Биология наука о жизни. Ее изучение способствует осознанию
школьниками того, что сохранение биосферы непременное условие не
только существования, но и развития человечества. Биологическое образование должно формировать у подрастающего поколения понимание
жизни как величайшей ценности, его отношения к природе, частью которой он
является сам. Эта нравственность определяет мораль нового типа «То, что
нами не создано, не должно быть нами разрушено».
Посредством изучения природы, я создаю условия для дальнейшего
развития личности ребенка как человека, изучающего окружающий мир и свой
собственный (духовный) мир. На уроках естествознания возможны привитие
патриотизма, любви к Отечеству, забота о здоровье людей и о здоровье
планеты, уважения старших, заботы о младших, целеустремлённости, желания
получать и ценить знания о природе, умение ценить красоту родной земли,
ценить мир!
«Духовнонравственное воспитание на уроках, биологии включает в себя
аспекты:
Нравственный — предполагает не только видеть, понимать, чувствовать
красоту природы, но и понимать необходимость разумного использования
достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого
общества и охраны окружающей среды.
Гражданственный — формирование творческой личности с активной
жизненной позицией,
испытывающей уважение к творцам науки,
обеспечивающим ведущую роль биологии.
Политехнический — предполагает политехническую подготовку учащихся,
использование полученных знаний и умений для решения практических задач
повседневной жизни, рационального природопользования, а также: воспитание
культуры труда, уважения к труду, чувства ответственности и долга,
способствует профориентации учащихся.
Патриотический — компонент, предполагает изучение сведений о малой
родине, ее богатстве и культурных традициях, что способствует любви к
своему городу, селу, поселку, воспитывает гражданина своей Родины.
Здоровьесберегающий — предполагает формирование здорового образа
жизни,
обеспечение безопасности жизнедеятельности человека и
общества»[п.6, стр.9597].
На каждом уроке при изучении любой темы возможны воспитательные
моменты. Анализ ценностных аспектов современной биологии на базе
современного и исторического материала способствует воспитанию
гражданина и гуманиста. Рассмотрим воспитательные примеры:
Во время весенней экскурсии в природу (лес, луг, роща, сад) учитель
привлекает внимание ребят к красивой бабочке, вспоминая слова Аксакова о
ней: «Из всех насекомых, населяющих божий мир, из всех мелких тварей,
ползающих, прыгающих и летающих, — бабочка лучше, изящнее всех; это
поистине порхающий цветок, расписанный чудными, яркими красками,
блестящий золотом и узорами, не менее прекрасными и привлекательными;
это милое, чистое создание, питающееся соком цветов. Как радостно первое
появление бабочек весной! Какое оживление они придают природе, только что просыпающейся к жизни после жестокой и продолжительной зимы». А
далее следуют слова учителя о том, что это крохотное создание перезимовало
и вылетело погреться. Он предлагает детям рассмотреть бабочку
повнимательнее, но уже думая о словах, которые только что услышали, и
бабочка, как по заказу, «продемонстрировала» перед ними свой божественный
наряд. Таким образом, учитель вначале дает возможность не только
посмотреть, но и увидеть биологический объект, а затем уже говорит о его
назначении в природе (обязательно) и значении в жизни человека.
У христиан бабочка иногда изображается сидящей на руке младенца
Христа и символизирует возрождение и воскресение души.
Следует так же обратить особое внимание на современную экологическую
обстановку. Чувство ответственности за сохранность природы родного края,
желание внести свой вклад в охрану природы воспитываются во время
участия в различных акциях и экологических мероприятиях, на экскурсиях в
живописные места.
Мы часто ходим на экскурсии с активно двигающимися учениками,
пореже с обучающимися, имеющими ДЦП, но раз в сезон – обязательно.
Повторяем перед экскурсией нехитрые правила, соблюдать которые
совсем несложно.
• Растениями и цветами можно сколько угодно любоваться, но ни в коем
случае нельзя срывать и тем более брать в рот незнакомые растения.
Некоторые растения опасны для человека
• С грибами, найденными тобой, тоже нужно быть очень осторожным.
Когда гуляешь по лесу, по лугу, не трогай грибы: они бывают очень ядовиты.
• Не пей сырую воду из, какого бы то ни было, водоёма: реки, озера или
ручья.
• Для защиты от укусов насекомых (клещей, ос, пчёл, комаров), отправляясь
на прогулку в лес, надевай длинные брюки, рубашку с длинными рукавами и
обязательно головной убор. Открытые участки тела намажь средством,
отпугивающим насекомых.
• Помни, что запахи одеколонов, духов и другой парфюмерии сильно
привлекают насекомых.
• И главное:
Во время походов и загородных прогулок нельзя причинять вред
природе!
• Не разводи огонь, чтобы не разгорелся лесной пожар. Костёр на природе
обязательно нужно залить водой или засыпать песком, землёй.
• Не ломай деревья, не разоряй птичьих гнёзд, муравейников — не нарушай
красоту и гармонию природы.
• Не оставляй после себя мусор! На полянке, которая завалена бумажными
обёртками, целлофановыми пакетами, пластиковыми коробками и бутылками,
уже никому не захочется остановиться. Мусор нужно закопать или забрать. Стеклянные бутылки, железные консервные банки необходимо забрать с
собой, чтобы выбросить в предназначенном для этого месте.
Помни главное: мы все часть природы. Нам без неё не жить!
Любуйся природой – она прекрасна!
И ещё пример воспитания на уроке:
На уроке Мир растений изучаем тему «Части растений»,
говоря о значении корня, предлагаю вниманию класса несколько строк из
стихотворения В. Жака:
Мы в букет собрали маки жаркие,
Много незабудок голубых.
А потом цветов нам стало жалко.
Снова в землю посадили их.
Только ничего не получается:
От любого ветерка качаются!
Почему осыпались и вянут?
Без корней расти они не станут.
Эти строки можно использовать для выполнения сразу двух задач урока:
выяснить основное значение корня как органа, осуществляющего минеральное
питание растения, а также продолжить формирование у детей бережного
отношения к природе.
Обучению видения природы во многом помогает живопись.
Замечательные полотна отражают природу. На душу ребенка картина
оказывает огромное воздействие.
Урок по теме «Деревья» можно начать следующим образом. На доске
вывесить репродукции картин Левитана «Золотая осень» и «Березовая роща»,
Саврасова «Грачи прилетели», Грабаря «Февральская лазурь» и др. Кто не
любовался березкой, она красива в любое время года. Напомнить, что весной
собирают и мы пьём полезный и вкусный берёзовый сок. Но сок этот нужно
уметь собирать и знать, как не навредить растению.
Послушать детям предложить стих «слезы» березы.
Вы слышали, когда березы плачут?
Вы видели, когда березы плачут?
Вы знаете, когда березы плачут—
То вместе с ними стонет матьземля».
И далее говорить о том, что повреждение одного из органов растения влечет
за собой нарушение жизнедеятельности организма в целом, которое ведет его
к старению и преждевременной гибели; нужно знать правила поведения в
лесу во время сбора березового сока. Да и кору любого дерева портить нельзя!
В тетради мы рисуем, чтобы лучше запомнить, специальные знаки по
правилам поведения на экскурсии, в походе!
А так же, как я уже упоминала выше, и в процессе знакомства с жизнью и
историческими фактами и открытиями учёныхбиологов воспитывается активная жизненная позиция, патриотизм, утверждение общечеловеческих
ценностей в сознании подростков:
Например, на уроке по теме «Бактерии», знакомя с понятием «Вредные,
болезнетворные бактерии», учителя рассказывают о врачахучёных, которые
для установления причин болезней прошлых веков чума, холера подвергали
свои жизни опасности, заражаясь от инфицированых животных и людей, и
изучая болезнь на себе. Это Самойлович, Гамалея, Заболотный, Мамонтов,
Ермольева, Завьялова и др. Можно прочесть детям письмо врача. Молодой
врач Мамонтов, заразившийся чумой, написал матери перед смертью: «Нет
ничего лучше жизни, но из желания сохранить её, я не мог бежать от
опасности, которой подвержены все, и, стало быть, смерть моя будет лишь
исполнением служебного долга. Надо верить, что люди добьются, хотя бы и
путём многих страданий, настоящего человеческого счастья, на земле, такого
прекрасного, что за представление о нём можно отдать всё, что есть личного,
и самую жизнь». Или вот последняя телеграмма другого врача, работавшего в
зоне заражения чумой: «Я заразился от суслика лёгочной чумой. Приезжайте,
возьмите полученные культуры бактерий. Записи в порядке. Труп мой
вскройте, как случай экспериментального заражения человека от суслика.
Прощайте. Деминский.» Рассказываю обучающимся какую цель преследовали
учёныеврачи, отправляясь в заражённые районы, что они хотели изучить и
для чего. Объясняю и то, что такое бактериологическое оружие и как опасно
использование бактериологического оружия, от которого произойдут
эпидемии страшных смертельных болезней людей на больших территориях.
Многие из жутких болезней, которыми раньше болели люди, ушли в прошлое,
благодаря вот таким подвигам исследователейучёных!
Арсенал средств духовнонравственного воспитания школьников на
уроках биологии необычайно богат: оформление кабинета; портретные
галереи ученых; выставки и стенды; использование литературных,
исторических примеров на уроке; использование звукозаписи высказываний
ученых; видеофильмов; презентаций; экскурсии и работа с натуральными
объектами. Один из самых оптимальных путей духовнонравственного
воспитания: установление тесной связи между классными и внеклассными
занятиями и межпредметное взаимодействие. Основой нравственного
развития являются яркий пример педагога, а так же социально
педагогическое партнёрство.
Таким образом, формы, методы и средства ознакомления с миром растений и
животных разнообразны. Дети ведут наблюдения за природой и явлениями
природы с помощью учителя. Занятия проводятся не только в классе, но и на
улице, в саду, парке, экологическом центре и т.д. Экскурсии, беседы,
дидактические игры, рисование и выставки плакатов, различные акции и др.
внеклассные мероприятия служат духовнонравственному воспитанию. Явлениях природы и общественной жизни, обогащение их нравственного
опыта, формирование бережного отношения к богатствам природы и
общества, навыков правильного поведения в природной и социальной среде –
всё должно рассматриваться в неразрывном, органичном единстве. Это
позволяет формировать у детей целостное представление о мире, о месте
человека в нем. Постепенно раскрывается идея всеобщей соединенности,
зависимости, эстетическое, практическое, оздоровительное, познавательное
значение природы для людей, а так же и значение воздействия людей и их
деятельности на природу. Это усиливает воспитательный потенциал.
Литература
1.Васильева З.Н. Нравственное воспитание учащихся в учебной деятельности /
З.Н.Васильева.М.:Просвещение, 1978.389 с.
2.Концепция федеральных государственных образовательных стандартов
общего образования: проект / Рос.акад.образования; под ред. А.М.Кондакова,
А.А.Кузнецова.2е изд.М.:Просвещение, 2009.
3.Потаповская о.М. Педагогическоем сопровождение семьи в вопросах
духовнонравственного воспитания детей / О.М.Потаповская.
М.:Издательство «Планета 2000», 2002.52 с.
4.Щуркова Н.Е. Новое воспитание / Н.Е.Щуркова. М.: Педагогическое
общество России, 2000.130 с.
5.Федеральный компонент государственного стандарта общего образования //
Вестник образования России2004, №№1213.
Cтатья "Духовно-нравственное воспитание на уроке"
Cтатья "Духовно-нравственное воспитание на уроке"
Cтатья "Духовно-нравственное воспитание на уроке"
Cтатья "Духовно-нравственное воспитание на уроке"
Cтатья "Духовно-нравственное воспитание на уроке"
Cтатья "Духовно-нравственное воспитание на уроке"
Cтатья "Духовно-нравственное воспитание на уроке"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.