Представленный материал предназначен для организации внеурочной работы по нравственному воспитанию детей младшего и среднего школьного возраста. Способствует расширению кругозора и развитию творческих способностей учащихся, формированию в них духовных и моральных качеств личности. Может быть использован при проведении классных часов, тематических мероприятий, вечеров, встреч, бесед за круглым столом.
ДАВАЙТЕ БУДЕМ ВЕЖЛИВЫМИ
(классный час)
Цель:
обсуждение проблемы человеческого невежества и
формулировка вывода о том, как можно преодолеть собственное
незнание правил поведения.
Задачи:
1. Воспитывать культуру личностных взаимоотношений.
2. Развивать такие качества характера, как порядочность, умение
быть ответственным за свои поступки.
Комментарий. Данный классный час нацелен на обсуждение
нравственных проблем и нравственных ценностей, которые актуальны
для младших школьников, на просвещение учащихся в области основ
коммуникации и нормированного общения, сотрудничества, выработки
собственных взглядов, суждений, оценок, критического осмысления и
анализа своих поступков. При организации педагогу необходимо
учитывать психологические особенности восприятия материала
учащимися; при снижении внимания важно производить смену видов
деятельности, использовать свободную манеру общения.
Оформление: таблица с пословицами («Стол спасибом красится»,
«Спеси боятся, а вежливость чтут», «Посади свинью за стол, она и ноги
на стол», «Не дорого ничто – дорого вежливо»); макет солнца, но без
лучиков.
Предварительная подготовительная работа: разделение учащихся
на группы и подготовка драматизации стихотворения А. Л. Барто.
Х о д м е р о п р и я т и я
I. Вступительное слово учителя.
Нужно знать как дважды два
Все волшебные слова.
Слова коротенькие эти
Повсюду слышатся с утра.
Они живут века на свете,
Запомнить их давно пора!
Давайте и мы вспомним с вами такие слова. У каждого из вас естькарточкилучики, напишите на них волшебные слова. Прочитайте слова,
которые вы написали, и прикрепите лучи к нашему солнышку.
Солнышко проснулось и взошло,
Сразу всюду сделалось светло,
Заплясали, засверкали вдруг
Солнечные зайчики вокруг.
Посмотрите на лучи и скажите, какому человеку присущи
перечисленные качества. (Воспитанному, вежливому.)
«Вежливый» – древнерусское «вежа» – знающий, учтивый.
«Невежа» – обратный смысл – грубиян, не соблюдающий правил
приличия.
II. Чтение рассказа Г. Юдина «Свинья в гостях».
Однажды пригласила собака свою соседку свинью на обед. Накрыла
в саду стол, красивую скатерть постелила. Еды всякой наготовила.
Пришла свинья, даже «здравствуйте» не сказала, влезла на стол и всё
съела. Потом улеглась на скатерть и говорит:
– Скучно у тебя, собака! Ты бы стихи почитала.
Разозлилась собака да как гавкнет! Свинья с перепугу на землю
свалилась и наутёк.
III. Аналитическая беседа.
Ребятам предлагается обсудить рассказ и ответить на вопросы:
– Можно ли свинью назвать вежливой?
– Почему собака залаяла на свинью?
– Подбери пословицу, которая более точно подойдёт к рассказу.
IV. Инсценировка стихотворения.
Вот что случилось в одном дворе.
Попал я в дедушку мячом
И закричал: – А я причём?!
Но, досчитав до тридцати, сказал:
– Ну, дедушка, прости.
В о п р о с ы учащимся:
– Как вы думаете, вежливо ли мальчик попросил прощения у
дедушки?
– А как бы вы извинились?
Пошёл я гулять. И в саду по привычке
Я дёрнул девчонку за обе косички.На крик прибежала девчонкина мать,
Меня изловчилась за ухо поймать…
Попробовать что ли?
В сторонку кудато:
«Простите меня», – я шепнул виновато.
– Ступай, – улыбнулась.
– Прощаю пока, –
И ухо моё отпустила рука.
«Простите»…
Ура! Убедился я снова,
Какое оно интересное слово.
В о п р о с ы учащимся:
– Как можно оценить поступок мальчика?
– Можно ли его извинение считать искренним?
V. Работа в группах.
Ребята делятся на группы и решают проблемные ситуации,
описание которых представлено на листах, вложенных в конверты.
С и т у а ц и и могут быть такими:
– Вы пришли в магазин. Спросите у продавца, есть ли в продаже
свежий хлеб.
– Вы едете в полном автобусе. Попросите коголибо из пассажиров
передать деньги за проезд.
– Встретил Витю я, соседа.
Встреча грустная была.
На меня он, как торпеда,
Налетел изза угла…
(Как должен поступить Витя?)
– Дед про внучку говорил:
Экая досада –
Я портфель ей подарил,
Вижу, очень рада…
(Какими должны быть действия внучки?)
Ребята обсуждают ситуации и комментируют их.
VI. Подведение итогов классного часа.Бусинки радости