Дефектолог – родителям
Игры для развития мышления и речи дошкольников
Довольно
часто мамы отдают своего ребенка в детский сад потому, что «детей там учат». В
общем, это верно, но ведь малышам так хорошо дома! И для него, и для мамы так
важно играть вместе! Родителям дорого ощущение любви и близости, и то особенное
понимание ребенка, которое можно обрести только в игре с ним. Для малыша игра с
мамой – самый радостный и комфортный способ познать мир. Первый и главный
вопрос для нее – чему учить? Благо, выбор огромен – спасибо прогрессу! Сегодня
3-4 летний «знаток» без труда управляется с телевизором и микроволновкой,
шлепает по клавиатуре компьютера и кнопкам мобильного телефона. И все же, мир
вокруг нас не изменился в том смысле, что каждый ребенок открывает его для себя
заново. Поэтому начинаем сначала.
Заметно облегчит жизнь самодеятельному педагогу систематизация. Без
потерь передать ребенку важнейшие знания о мире удастся, только разложив их по
полочкам. Приучите ребенка (и себя) к тому, чтобы занятия с ним были
ежедневными, хотя бы по 10-15 минут. Некоторые упражнения можно выполнять по
дороге в магазин или в транспорте, можно задавать ребенку вопросы и задания при
ежедневной работе по дому, т.е. в повседневной жизни. Не жалейте на занятия
времени, оно потом во много раз окупится! Прежде всего займитесь изучением
предметов и их качеств. Для удобства общения допустимы тематические уроки –
«одежда», «посуда», «мебель», «транспорт», и т.д., а также учебные игры –
«Мишка одевается», «Я мою посуду», «Квартира для куклы» и т.д. Эти простейшие
примеры исподволь приведут к сути: малыш начинает свободно ориентироваться в
формах, цветах, сходствах и различиях, научится характеризовать предмет и его
действие, сравнивать несколько предметов, соотносить размер, материал. Быстро
будет расширять словарный запас.
Один из основных разделов домашнего обучения – развитие речи.
Известно, что дети болтают без умолку, еще когда им это по возрасту не
положено, ко всеобщему умилению окружающих. Совсем другую реакцию, однако,
вызывает более старший ребенок, говорящий к примеру, о жвачке: «Пожеваю и
покладу на стол». Чтобы подобного не случилось, объясните малышу, как правильно
произносить звуки и слова, строить словосочетания и предложения. Не забудьте и
о частях речи. Кстати, ученые подсчитали, что имен прилагательных в речи
ребенка гораздо меньше, чем существительных и глаголов. Восполнить пробел
помогут описания («Какая собачка?», «Какой автобус?». Ваша цель – приохотить
«ученика» говорить много и правильно. Прогулки на даче и в городе тоже можно
использовать для игр и бесед с ребенком. В лесу или в парке старайтесь
максимально точно называть цвета листьев, кочек, пней, стволов, веток. Если
ребенок видит вокруг только зеленый цвет, сравните окраску двух листочков с
разных деревьев. В глаза сразу бросится существенная разница. Вот тут-то и
могут появиться такие слова, как «светло-зеленый», «темно-зеленый»,
«изумрудный», «салатный», «болотный», «желто-зеленый». Предложите ребенку
отправиться на поиски новых цветов – всматривайтесь вместе, вглядывайтесь, и
тогда вы заметите, как меняется лист от попавшего на него света, от
соприкосновения с другими растениями.
Найдите на полянке три цветка (травинки, шишки). Попробуйте описать
один из них, а ребенок пусть догадается, о каком именно идет речь. Потом
поменяйтесь ролями.
Попросите ребенка определить характер деревьев. Начните рассказывать
сами – пусть малыш заметит, что они не похожи друг на друга. Одно –
величаво-торжественное, другое – бесшабашно-веселое, третье – трагически
грустное.
Предложите малышу найти два совершенно одинаковых листка (цветка,
камушка). Если он справится, рассмотрите их внимательно. Пусть ребенок убедится
в том, что, как бы ни были похожи предметы, в каждом есть неповторимое отличие.
Когда малыш поймет, насколько многообразна природа, попросите его отыскать два
совершенно разных листа. Ребенок с радостью принесет вам большой лист клена и
маленький березовый, уверяя, что они не похожи друг на друга. Исследуйте их
вместе и вы увидите, что оба они тонкие, с черешком и прожилками, оба растут на
дереве, их формы разные, но совсем другие, чем у мяча или дома. Сопоставив
несколько пар листьев, малыш убедится, что самые разные предметы могут иметь
сходство, особенно те, которые зовутся одинаково (как в нашем случае –
«листья»). Можно сыграть с ребенком в игру «Что на что похоже и почему?» Гуляя
по лесу, задавайте ему такие вопросы: «Лист на что похож? Чем? На что похожи
пень, цветок, коряга, ветка?» Отвечайте сами, но слушайте внимательно и
ребенка. Ведь у наших малышей такое непосредственное творческое восприятие!
Можно немного видоизменить игру, уделяя больше внимания сходству
различных предметов: «Чем лист похож на бумагу? (Толщиной, легкостью); «А на
траву?» (Цветом); «А на каплю?» (Формой) Из таких игр рождается еще одно
увлекательное занятие: придумывание и отгадывание загадок, построенных на
сравнении предметов между собой. Например, если малыш сказал, что лист похож на
каплю по форме, но отличается цветом, помогите ему составить загадку: «Висит
капля зеленая, как трава».
Следующий вид упражнений – скороговорки. Важно, чтобы дети поняли, что
необходимо говорить не только быстро, но и чисто, ясно для окружающих.
Скороговорки можно найти в разных детских книжках.
Ткач ткет
ткани на платок Тане.
Около кола – колокола.
Как у горки, на пригорке жили тридцать три Егорки.
Орел на горе, перо на орле.
Шестнадцать шли мышей и шесть нашли грошей.
А что, если предложить ребенку произносить одну и ту же фразу с разными
интонациями (нежно, зло, вопросительно, с удивлением, с радостью, со страхом,
приказывая, прося, умоляя, громко, тихо)?
Милая моя, ты не спишь!
Вы ели на завтрак мороженое?
Мама купила (купи) виноград.
Скорее домой!
У нас кончился хлеб.
Подобные задания помогут малышу развить речь, воображение, избавиться от
скованности, научат смеяться над своими ошибками, не стесняясь товарищей.
Многие игры имеют комбинированный характер, что выражается не только в
обогащении словаря, но и активизации высших психических функций (памяти,
внимания, мышления, моторики). Поиграйте со своим малышом, доставьте ему
радость!
Четвертый лишний
Для игры понадобятся четыре картинки с изображением
предметов, три из которых относятся к одному обобщающему понятию. Вы
раскладываете их перед ребенком и предлагаете определить, какие подходят друг к
другу и можно ли назвать их общим словом, а какая из картинок лишняя и почему.
Набор может быть разнообразным, например: чашка, блюдце, тарелка и яблоко;
медведь, лошадь, собака и курица; елка, береза, дуб и рыба. Если ребенок не
понимает задания, задавайте ему наводящие вопросы, попросите назвать известных
ему животных (птиц, рыб), овощи (фрукты).
Можете подобрать картинки с предметами, относящимися к общему понятию, но
отличающимися (например, «береза», «дуб», «липа», и «ель»). Эта игра
предназначена для развития логического мышления дошкольника.
Где мы были, вам не скажем, что делали – покажем
Оригинальность игры заключается в том, что взрослый
предлагает ребенку поиграть в нее без слов. Папа или мама загадывают простое
предметное действие ( например, «чтение книги») и с помощью мимики и жестов
показывают его ребенку. Тот должен отгадать, что делают родители. В случае
правильного ответа играющие меняются местами. Если малыш успешно справляется с
заданием, предложите ему угадать или показать самому цепочку последовательных
событий (например, «проснулся – встал – умылся позавтракал» и т.д.).
В другом варианте игры можно рассказать известные ребенку короткое
стихотворение, сказку или спеть песенку. Все это развивает воображение,
фантазию, находчивость, сообразительность, умение перевоплощаться.
Потерявшаяся игрушка
Подберите и поставьте на стол пять-шесть небольших игрушек.
Предложите малышу запомнить их, а затем на несколько секунд закрыть глаза. В
это время уберите одну из игрушек и попросите кроху угадать, что вы спрятали.
Если он ответит правильно, поменяйтесь ролями. Если ребенку трудно запомнить
сразу такое количество игрушек, начните игру с трех-четырех, постепенно
увеличивая их число. Если малыш справляется с заданием, усложните задачу,
изменив игрушки на картинки с изображением предметов (например, из детского
лото).
Предложите сыну или дочке запомнить последовательность расположения
игрушек на столе (какая за какой стоит). Затем незаметно поменяйте две-три из
них местами. Попросите угадать, какая игрушка занимает не свое место. Такая, на
первый взгляд, простая игра поможет малышу в развитии памяти и внимания, умения
сосредотачиваться.
Найдите тайник
Нарисуйте на бумаге план комнаты, где будет проходить игра,
спрячьте в ней игрушку и покажите на плане место ее расположения. Ребенок
должен найти вещь, опираясь на схему. Это можно делать и на детской
площадке, что значительно усложнит задание.
Игра поможет развитию логического мышления, пространственной ориентации и
умения действовать по определенной схеме.
Игры с буквами
Если ребенок уже знаком с буквами, можно предложить ему игру
в «звуки». Взрослый называет слово, а ребенок отвечает, с какого звука оно
начинается, каким заканчивается, какие еще звуки он слышит. Если малыш хорошо
справляется, можно попросить его проговаривать предложенные слова по звукам;
придумывать слова, в которых, например, звук «а» стоит в начале, в конце или в
середине. Можно поменяться с ребенком ролями, чтобы он сам давал задание и
проверял его выполнение.
Игра развивает фонематический слух, готовит малыша к обучению чтению.
Играть в нее можно по дороге в детский сад или в магазин.
Я к вам пишу…
Если ребенок знает азы чтения, умеет читать по буквам или
слогам, но не проявляет достаточного интереса к этому занятию, попробуйте
использовать игру, стимулирующую его мотивацию. Для этого понадобится магнитная
азбука или ручка и лист бумаги. В отсутствие ребенка напишите ему с помощью
магнитной азбуки «письмо», например, на холодильнике, чтобы он мог
самостоятельно прочесть его. Текст может быть любым: послание от героя сказки,
сообщение о спрятанном гостинце и т.д. Сначала письмо может содержать два-три простых
слова, затем пять-семь.
Для обучения дошкольника письму и чтению полезно предложить ему и его
ближайшему товарищу написать друг другу письма, которые можно отправить по
почте или передать из рук в руки. Первоначально детям потребуется помощь взрослых,
но потом они научатся делать это самостоятельно.
Кляксы
Для этой занимательной игры понадобятся лист ватмана или
кусок обоев и краски. Старыми газетами прикройте место, где будет происходить
игра. Дайте малышу лист бумаги и краски и позвольте рисовать руками все, что он
захочет. Можете присоединиться к этому «безобразию». Такое занятие способствует
расслаблению, снятию напряжения, эмоциональной разрядке. А главное – вы вместе,
вы рядом.
Для развития речи ребенка и формирования интереса к чтению необходимо
помнить, что нужно использовать каждую возможность общения с ним: разговаривать
о его и своих делах, о том, что он увидел или услышал, о прочитанном, отвечать
на вопросы. Обязательно следует регулярно читать ребенку детские стихи, рассказы,
сказки, повести, загадки. У него под рукой должно быть достаточно материалов
для чтения и рассматривания картинок. Сами родители должны подавать примеры
регулярного чтения книг, газет, журналов. Желательно записать ребенка в детскую
библиотеку, чтобы он мог полистать книги на полках и выбрать что-то.
Почаще играйте с ребенком в различные игры: сюжетные и настольные, со
словами и геометрическим материалом. Не навязывайте ему ту или иную игру,
предложите – а он пускай выберет сам.
Разрешите ребенку свободно пользоваться карандашами, фломастерами,
ножницами, бумагой, клеем и т.д.
Поощряйте игры с другими детьми. По возможности чаще водите ребенка в
интересные для него места: лес, музей, театр, на елку, на каток, в зоопарк и
т.д.
Ограничивайте время просмотра телевизора, смотрите передачи вместе и
обсуждайте увиденное.
Маленькие дети могут и хотят учиться – это неоспоримый факт. В них
спокойно сосуществует наивность и мудрость, талант и невежество. Детей
необходимо обучать дома потому, что знания, полученные в первые годы жизни,
никогда не исчезнут из памяти.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.