Дефектологическое занятие
"Истоки способностей и дарований детей"
Цель занятия:коррекция дефектов устной и письменной речи учащихся, способствующей успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации детей с ОВЗ.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
Закреплять знания о звуках, дифференцировать согласные в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте; закреплять артикуляцию звуков;соотносить звуки и буквы с символами.Учить слушать и слышать, понимать фразу.Совершенствовать диалогическую связную речь.Формировать навыки фонематического восприятия, звукового анализа.
Коррекционно-развивающие:
Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа слов. Развивать навык оперативной зрительной, слуховой, моторной памяти. Совершенствовать артикуляционную и мелкую моторику. Развивать двигательную активность, координированность движений, чувство ритма.Закрепление точного сочетания речи и движения, темпа и ритма речи;улучшение зрительного восприятия, пространственных ориентировок.Развитие логического мышления. Развитие связной речи.
Коррекционно-воспитательные:
Развивать мотивацию игровой и учебной деятельности.Развивать способность сосредотачивать свое внимание на выполнении действий.Развивать самоконтроль за поведением и речью.Воспитывать творчество, активность и самостоятельность.Учить работать в коллективе.Развивать эмоционально-волевую сферу. Профилактика дисграфии.
Оборудование:
Разрезные картинки, раскраски с изображением букв, цветные карандаши, картинки на звук [р], [л], магнитная доска, магниты, буквы и слоги для составления слов, презентация, логопедические пособия (сделанные своими руками), индивидуальные зеркала.
Ход занятия:
1 часть(слайд 1)Орг.момент.
-Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня на нашем занятии присутствуют гости, давайте поздороваемся с ними. Скажите, ребята, с каким настроением вы пришли на урок? Давайте, подойдем к нашему домику эмоций и поставим в окошечки наших человечков настроения. Молодцы, ребята. (садятся на свои места).
-Все вы занимаетесь на логопедических занятиях. Вы учитесь правильно произносить звуки, слышать звуки, различать похожие звуки, вы учитесь чётко и понятно говорить. Давайте посмотрим, как мы это умеем.
-А сейчас, я приглашаю вас совершить путешествие по стране Красивой и Правильной речи. Красивую речь приятно слушать, вы согласны? А какую речь можно назвать красивой?
- Итак, мы отправляемся в путешествие по стране Красивой и Правильной речи. А на каком транспорте можно путешествовать? Мы свами отправимся на паровозике. Итак, в путь!
2 часть: Основная.
(слайд 2)Отрывок песни из мультфильма «Паровозик из Ромашково»
(слайд 3)Станция ГимнастическаяЗвучит цирковая музыка
-Мы прибыли на станцию «Гимнастическую» и сейчас будем выполнять гимнастику для наших губ и язычков.
Цель упражнения: Развитие артикуляционной моторики.
· «Заборчик»
· «Хоботок»
· «Чашечку»
· «Трубочку»
· «Часики»
· Кто дольше прорычит
-Мы снова отправляемся в путь, впереди нас ждёт станция «Загадок».
(слайд4 )Отрывок песни из мультфильма «Паровозик из Ромашково»
(слайд 5)Станция Загадок.
-Мы прибыли на станцию «Загадок». Потренируем смекалку, сообразительность, ум.
Цель упражнения: Развитие умения слушать и слышать, понимать фразу.
(слайд 6)
РА! РА! РА!
РА! РА! РА!
Мышкин домик звать ... (нора)
РА! РА! РА!
РА! РА! РА!
Дом собаки - ... (конура)
ЛУ! ЛУ! ЛУ!
ЛУ! ЛУ! ЛУ!
Нитку вдели мы в ... (иглу)
ЧУ! ЧУ! ЧУ!
ЧУ! ЧУ! ЧУ!
Футболист бьёт по ... (мячу).
ЩИ! ЩИ! ЩИ!
ЩИ! ЩИ! ЩИ!
В дождь наденем мы ... (плащи)
ША! ША! ША!
ША! ША! ША!
Спеленали ... (малыша)
ЖУ-ЖУ-ЖУ,
ЖУ-ЖУ-ЖУ -
Волк не страшен лишь ... (ежу)
ЦА-ЦА-ЦА,
ЦА-ЦА-ЦА -
Птица вывела ... (птенца)
-Мы снова отправляемся в путь.
(слайд7)Отрывок песни из мультфильма «Паровозик из Ромашково»
(слайд8 )Станция Звуковая.
Цель упражнения: Умение различать речевые и не речевые звуки.
1 задание – сейчас вы услышите разные звуки, вам нужно узнать кто кричит или что звучит…
Цель упражнения: Развитие фонематического восприятия.
2 задание – сейчас мы поиграем в игру «Поймай звук». Вам нужно хлопнуть в ладошки 1 раз, когда вы услышите слово со звуком [ш], хлопнуть в ладошки 2 разакогда вы услышите слово со звуком [ж]:
· ужи-уши, шарил-жарил, тужил-тушил, шалил-жалил
А теперь, нужно хлопнуть в ладошки 1 раз, когда вы услышите слово со звуком [с], хлопнуть в ладошки 2 раза когда вы услышите слово со звуком [ш]:
· со звуком [с]: крыса – крыша, шутки – сутки, уши – усы, мишка – миска
Цель упражнения: Формирование навыка звукового анализа.
3 задание– дети по очереди называют слова, в которых есть звук «р».
Цель упражнения: Развитие звукового анализа.
4 задание – я буду читать вам предложения, а вы внимательно слушайте – все ли слова я буду правильно говорить. Если какое-то слово я произнесу неправильно, то вы должны исправить ошибку.
- Над цветком кружит и жужжит зук.
- Зимой на прогулку я надеваю тёплую сапку.
- В обед вся наша семья собирается за большимштолом.
- Перед обедом обязательно вымой луки.
Цель упражнения: Формирование навыка звукового анализа.
Дифференциация звуков.
5 задание – каждому учащемуся предлагаю картинки. Определите, в названии каких картинок есть звук [р], а в каких звук [л]. Мы будем прикреплять картинки под соответствующими буквами на магнитную доску.
-Мы отправляемся к следующей станции.
(слайд 9)Отрывок песни из мультфильма «Паровозик из Ромашково»
(слайд10 )Станция Физминутка
Цель упражнения: Развитие общей моторики, координированность движений, чувство ритма.
(слайд 11)1. Исполним танец с точными движениями, под музыку.
Лоб
Уши
Шея
Локти
Нос
Живот
Колени
Носки
-Мы отправляемся к следующей станции.
(слайд 12)Отрывок песни из мультфильма «Паровозик из Ромашково»
(слайд 13)Станция Ловкие пальчики
Цель упражнения: Развитие логического мышления.
1. Давайте продемонстрируем ловкость наших пальчиков,
ребята, вы должны собрать картинку и правильно назвать то, что на ней изображено.
Цель упражнения: Профилактика дисграфии.
2. А сейчас ваши ловкие пальчики будут раскрашивать буквы. Через минуту вы должны будете представить раскрашенную букву и назвать её.
- Впереди нас ждёт станция «Чистоговорок».
(слайд 14)Отрывок песни из мультфильма «Паровозик из Ромашково»
(слайд 15)Станция Чистоговорок.
Цель упражнения: Развитие всех сторон речи ребенка (фонематический слух, звукопроизношение, словарь, грамматика, связная речь) Автоматизация, дифференциация звуков.
-Я буду читать чистоговорки, ваша задача повторить их правильно и чётко проговаривая звуки. Я буду внимательно следить, кто произнесёт скороговорку лучше всех.
(слайд 16)Са-са-са – вот летит оса.
За-за-за – бегает коза.
Ши-ши-ши – наши малыши.
Жа-жа-жа – иголки у ежа.
Чу-чу-чу – чаю я хочу.
Цо-цо-цо – на пальце кольцо.
Лы-лы-лы – мы ещё малы.
Ру-ру-ру – будем мы играть в игру.
-Мы снова отправляемся в путь.
(слайд 17)Отрывок песни из мультфильма «Паровозик из Ромашково»
(слайд 18)Станция – Словарная.
Цель упражнения: Развитие связной речи.
-Мы прибыли на станцию словарная. Я раздам Вам конверты, а Вы дожны:
1 задание – составить слово из букв.
2 задание – составить слово из слогов.
3 задание–Работа в парах. Должны назвать как можно больше овощей, вторая – фруктов.
-Мы снова отправляемся в путь.
(слайд 19)Отрывок песни из мультфильма «Паровозик из Ромашково»
(слайд 20)Станция Сказочная.
Цель упражнения: Умение слушать, слышать и понимать фразу. Развитие внимания, памяти (слуховой, зрительной).
Задание 1: отгадайте, что это за сказки. Отрывки из мультфильмов
Задание 2: назовите как можно больше сказочных героев.
3 часть: Заключительная.
- Вот и подошло к концу наше путешествие по стране Красивой речи. Ребята вам понравилось путешествие. А на каких станциях мы побывали и что вам больше всего понравилось?
-Посмотрите, ребята с каким настроением вы пришли на урок. А сейчас у Вас изменилось оно или осталось прежним? Давайте, подойдем к нашему домику эмоций и поставим в окошечки наших человечков настроения. Молодцы, ребята. (садятся на свои места).
(слайд заключительный)
-Я желаю вам всегда правильно произносить звуки, чётко и понятно говорить и научиться слушать собственную речь. Говорите правильно и красиво!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.