Дефис между частями слова в наречиях.
Оценка 4.8

Дефис между частями слова в наречиях.

Оценка 4.8
docx
29.05.2021
Дефис между частями слова в наречиях.
73-74.Дефис между частями слова в наречиях.docx

Урок русского языка в 7 классе № 73-74

Тема: Дефис между частями слова в наречиях

Цели  урока:

·                                           Познакомить учащихся с условиями написания наречий с приставками через дефис.

·                                        Формировать умения писать при определенных условиях наречия через дефис.

       учащимися изучаемой орфограммы.

·                                          Учить анализировать ошибки.

·                                        Развивать внимание, зрительную память

·                                        Учить ответу по предложенной схеме

·                                        Воспитывать интерес к русскому языку

·                                        Учить наблюдательности, аккуратности при работе в тетрадях

Ход урока

Оргмомент.

Актуализация опорных знаний.

1.Учитель: Давайте вспомним все, что мы знаем о наречии, для этого выполним небольшое задание. Я буду зачитывать утверждение, если вы согласны с данным утверждением, то поставьте цифру 1, если не согласны – поставьте 0 (аргументируйте свой выбор). В итоге у вас должен получиться набор цифр, так называемый код

1. Наречие – самостоятельная часть речи? (да).

2. Наречие обозначает предмет? (нет: наречие обозначает признак действия).

3. В предложении наречие обычно является обстоятельством? (да).

4. Наречие отвечает на вопросы: какой, какая, какие? (нет: где, куда, откуда, как).

5. Наречие чаще всего относится к глаголу? (да).

6. Наречие изменяемая часть речи? (нет).

7. У наречия есть окончание? (нет).

8. Наречие склоняется? (нет).

9. Наречие имеют 6 разрядов по значению? (Да: образ и способ действия, меры и степени, места, времени, причины, цели).

10. Наречие места отвечает на вопросы когда, как долго? (нет: где, куда, откуда).

Учитель: Давайте проверим, какой код у вас получился. 1010100010.

2.Записать словосочетания,  объяснить слитное, раздельное и дефисное написаие правописание: Нежно-зелёная листва, сельскохозяйственный техникум, русско-немецкий словарь, северо-восток, удобный диван-кровать, поговорить с кем-либо, встретишь кого-нибудь, кто-то был, кое-кому сказать, идти еле-еле, пришел откуда-то, холодно по-зимнему

Формулирование учащимися темы и пели урока

Правописание каких слов вам не удается или сложно объяснить? Скажите, к какой части речи относят­ся эти слова.

Незнакомая орфограмма находится в словах еле-еле, откуда-то, по-зимнему. Это наречия.

а) Словарная работа по повторению изученного материала

Записать словосочетания. Объяснить правописание суффикса на конце наречий.(слайд 3)

·       Накормить досыт…, посмотреть искос…, расположить справ…, снов… начать, изредк… прикасаться.

·       Вырастить занов…, возвращаться затемн…, вытереть насух…, запереть наглух…, взглянуть искос…

                     Объяснить доходчив…, глядеть испуганн…, вскрикнуть сдержанн…

II.Работа по теме: Записать предложения на доске и в тетрадях. 

По-прежнему шел сильный дождь. С другом по-братски, с врагом по-солдатски.   (Пословица).

Ребята, при написании каких слов вы встретили сложности? (По-прежнему, по-братски, по-солдатски).
Верно,  поэтому тема нашего урока … «Дефис между частями слова в наречиях».

1.Работа с таблицей «Наблюдаем вместе» (слайд 4)

Приставка

Суффикс 

Наречие

По -

-ому, -ему, -цки,

-ски, -ьи

По-моемупо-рыбацкипо-лисьи

В – (во-)

-ых, -их

Во-вторых

В-третьих

Кое-

-то, -либо,

-нибудь

Кое-где, куда-либо, как-то, сколько-нибудь

Повтор

-

Мало-помалу

Исключения 

-

Бок о бок

Точь-в-точь

·                                        Первичная проверка знаний. ( Под диктовку) Словарно-объяснительная работа: (на доске и в тетрадях)

Тепло по-весеннему; сделать по-своему; плакать по-ребячьи; по-осеннему хмурые дни; встретить по-дружески; устроиться по-походному; выть по-волчьи; по-настоящему отдохнуть; чуть-чуть шевелится; уйти далеко-далеко; сделать точь-в-точь; едва-едва колышется; мало-помалу; сделать кое-как; видимо-невидимо; пристроиться где-нибудь.

·                                        Творческая работа. Замени предложения словосочетаниями с наречиями по типу:

 гл.+ наречие. 

·                                        Поступил, как товарищ. (Поступил по-товарищески)

·                                        Поступил, как друг.(Поступил по-дружески)

·                                        Решил подстричься, как прежде.(Подстричься по-прежнему)

·                                        Решил одеться, как в старые времена(Одеться по-старому)

·                                        Получилось, как ты предполагал.(Получилось по-твоему)

·                                        Говорил на русском языке (по-русски)

·                                        Жить не так, как раньше (по-новому)

·                                        Очень крепко, или очень хорошо запомнить (крепко-накрепко)
Неизвестно куда (куда-то)

·                                        Небрежно сделанная работа (кое-как, тяп-ляп)

·                                        Ехал медленно (еле-еле)

·                                        Много ягод (видимо-невидимо)

·                                        Сделать точно, как кто-то, или очень похоже (точь-в-точь)

·                                        Находиться совсем рядом, поблизости (бок о бок)

Взаимопроверка в парах

Возникла проблема с последним наречием.

Словарно-орфографическая работа со словом бок о бок

Наречия с приставками надо отличать от похожих сочетаний предлогов с разными частями речи.

- Рассмотрим предложения:

1.(По) прежнему шел сильный дождь.

2.Охотники пошли (по) прежнему пути.

3.Мы идём (по) зимнему лесу и любуемся его красотой.

4.Ещё (по) зимнему холодно.

Учитель: Эти слова отличаются друг от друга в произношении? (нет!).

А чем отличаются данные слова в значении и написании? (наречие обозначает признак действия, а прилагательное обозначает признак предмета, отвечают на разные вопросы и, соответственно, пишутся по-разному).

Вывод:судить о том, какая перед нами часть речи, о том, как правильно писать, можно лишь в предложении, в контексте.

Сформулируйте правило о правописании наречий через дефис полностью в порядке наших наблюдений и рассуждений.

Учащиеся обсуждают изученный материал.

·                                        Выборочно-распределительная работа

(повторение написания неопределенных местоимений и сложных прилагательных) (слайд 6)

Задание:  распределить в 2 столбца

1-дефисное написание наречий

2-дефисное написание неопределенных местоимений и прилагательных

Темно-зеленые кусты; раздался откуда-то; кое-где; светло-голубое небо; кто-то; ярко-желтая рожь; кто-нибудь; сделать кое-как; брел еле-еле; повторить точь-в-точь; ползти по-пластунски; во–первых.

·                                        Закрепление.  Самостоятельная работа с учебником, упр.238. Предварительно разобрать  написание выделенных слов.

III. Подведение итогов.(Слайд 7)

 Написание синквейна. (Слайд 8).

Выставление оценок.

Домашнее задание: пар.37, упр.239

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тест


1. Признак чего не может обозначать наречие?

А) Признака

Б) Состояния

В) Действия

+ Г) Времени

2. Выберите правильное утверждение:

+ А) Наречие – это производная часть речи, которая образовалась от слов других частей речи.

Б) Наречие – это служебная часть речи.

В) Наречие – это часть речи, не имеющая морфологических признаков.

Г) У наречия нет самостоятельных вопросов.

3. К какой части речи примыкает наречие, которое обозначает признак действия?

А) Наречие

Б) Причастие

+ В) Деепричастие

Г) Имя прилагательное

4. Укажите наречие, которое обозначает признак признака:

А) Совсем старушка

Б) Говорить тихо

+ В) Достаточно громкий

Г) Далеко кинув

5. На какие разряды делятся наречия по значению?

+ А) Обстоятельственных и определительные

Б) Обстоятельственные и указательные

В) Сказуемые и определительные

Г) Главные и дополнительные

6. На какой вопрос отвечают наречия способа и образа действия?

А) Почему?

Б) Зачем?

+ В) Как?

Г) Сколько?

7. Укажите наречие причины:

+ А) Сгоряча

Б) Вчетверо

В) Умышленно

Г) Громко

8. Укажите наречие меры и степени:

А) Назло

+ Б) Много

В) Терпеливо

Г) Вверху

9. Укажите наречие времени:

А) Грустно

Б) Стыдно

+ В) Всегда

Г) Очень

тест 10. Как может изменяться наречие?

А) По родам и числам

Б) По падежам

В) По лицам и временам

+ Г) Не изменяется

11. Какие степени сравнения имеет наречие?

+ А) Сравнительную и превосходную

Б) Низкую и высокую

В) Простую и сложную

Г) Простую и составную

12. От каких имен прилагательных образовано наречие, у которого есть степень сравнения?

+ А) Качественных

Б) Притяжательных

В) Относительных

Г) Определительных

13. Какой постоянный морфологический признак есть у наречий?

А) Падеж

Б) Число

В) Род

+ Г) Разряд

14. В роли какого члена предложения обычно выступает наречие?

А) Определение

+ Б) Обстоятельство

В) Подлежащее

Г) Дополнение

15. Выберите наречие образа действия:

А) Нарочно

Б) Чересчур

В) Сгоряча

+ Г) Дружно

16. На какие виды делится сравнительная степень наречия?

А) Простая и составная

+ Б) Простая и сложная

В) Простая и производная

Г) Простая и превосходная

17. Какое слово добавляется к наречию в превосходной степени?

А) Лучше

Б) Сильнее

+ В) Всех

Г) Очень

18. С какой частью речи можно перепутать качественное наречие?

А) Глагол

Б) Имя существительное

+ В) Имя прилагательное

Г) Имя числительное

19. Какое слово наречием не является?

А) Певуче

Б) Волей-неволей

В) По-новому

+ Г) Дремуч

тест-20. Укажите наречие, в написании которого допущена ошибка:

А) Зловеще

+ Б) Точь в точь

В) Сослепу

Г) Ввысь



 

Урок русского языка в 7 классе № 73-74

Урок русского языка в 7 классе № 73-74

Творческая работа . Замени предложения словосочетаниями с наречиями по типу: гл

Творческая работа . Замени предложения словосочетаниями с наречиями по типу: гл

Тест 1. Признак чего не может обозначать наречие?

Тест 1. Признак чего не может обозначать наречие?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.05.2021