Урок русского языка в 7 классе № 73-74
Тема: Дефис между частями слова в наречиях
Цели урока:
· Познакомить учащихся с условиями написания наречий с приставками через дефис.
· Формировать умения писать при определенных условиях наречия через дефис.
учащимися изучаемой орфограммы.
· Учить анализировать ошибки.
· Развивать внимание, зрительную память
· Учить ответу по предложенной схеме
· Воспитывать интерес к русскому языку
· Учить наблюдательности, аккуратности при работе в тетрадях
Ход урока
Оргмомент.
Актуализация опорных знаний.
1.Учитель: Давайте вспомним все, что мы знаем о наречии, для этого выполним небольшое задание. Я буду зачитывать утверждение, если вы согласны с данным утверждением, то поставьте цифру 1, если не согласны – поставьте 0 (аргументируйте свой выбор). В итоге у вас должен получиться набор цифр, так называемый код
1. Наречие – самостоятельная часть речи? (да).
2. Наречие обозначает предмет? (нет: наречие обозначает признак действия).
3. В предложении наречие обычно является обстоятельством? (да).
4. Наречие отвечает на вопросы: какой, какая, какие? (нет: где, куда, откуда, как).
5. Наречие чаще всего относится к глаголу? (да).
6. Наречие изменяемая часть речи? (нет).
7. У наречия есть окончание? (нет).
8. Наречие склоняется? (нет).
9. Наречие имеют 6 разрядов по значению? (Да: образ и способ действия, меры и степени, места, времени, причины, цели).
10. Наречие места отвечает на вопросы когда, как долго? (нет: где, куда, откуда).
Учитель: Давайте проверим, какой код у вас получился. 1010100010.
2.Записать словосочетания, объяснить слитное, раздельное и дефисное написаие правописание: Нежно-зелёная листва, сельскохозяйственный техникум, русско-немецкий словарь, северо-восток, удобный диван-кровать, поговорить с кем-либо, встретишь кого-нибудь, кто-то был, кое-кому сказать, идти еле-еле, пришел откуда-то, холодно по-зимнему
Формулирование учащимися темы и пели урока
Правописание каких слов вам не удается или сложно объяснить? Скажите, к какой части речи относятся эти слова.
Незнакомая орфограмма находится в словах еле-еле, откуда-то, по-зимнему. Это наречия.
а) Словарная работа по повторению изученного материала
Записать словосочетания. Объяснить правописание суффикса на конце наречий.(слайд 3)
· Накормить досыт…, посмотреть искос…, расположить справ…, снов… начать, изредк… прикасаться.
· Вырастить занов…, возвращаться затемн…, вытереть насух…, запереть наглух…, взглянуть искос…
Объяснить доходчив…, глядеть испуганн…, вскрикнуть сдержанн…
II.Работа по теме: Записать предложения на доске и в тетрадях.
По-прежнему шел сильный дождь. С другом по-братски, с врагом по-солдатски. (Пословица).
Ребята, при написании каких слов вы встретили сложности?
(По-прежнему, по-братски, по-солдатски).
Верно, поэтому тема нашего урока … «Дефис между частями слова в наречиях».
1.Работа с таблицей «Наблюдаем вместе» (слайд 4)
Приставка |
Суффикс |
Наречие |
По - |
-ому, -ему, -цки, -ски, -ьи |
По-моему, по-рыбацки, по-лисьи |
В – (во-) |
-ых, -их |
Во-вторых В-третьих |
Кое- |
-то, -либо, -нибудь |
Кое-где, куда-либо, как-то, сколько-нибудь |
Повтор |
- |
Мало-помалу |
Исключения |
- |
Бок о бок Точь-в-точь |
· Первичная проверка знаний. ( Под диктовку) Словарно-объяснительная работа: (на доске и в тетрадях)
Тепло по-весеннему; сделать по-своему; плакать по-ребячьи; по-осеннему хмурые дни; встретить по-дружески; устроиться по-походному; выть по-волчьи; по-настоящему отдохнуть; чуть-чуть шевелится; уйти далеко-далеко; сделать точь-в-точь; едва-едва колышется; мало-помалу; сделать кое-как; видимо-невидимо; пристроиться где-нибудь.
· Творческая работа. Замени предложения словосочетаниями с наречиями по типу:
гл.+ наречие.
· Поступил, как товарищ. (Поступил по-товарищески)
· Поступил, как друг.(Поступил по-дружески)
· Решил подстричься, как прежде.(Подстричься по-прежнему)
· Решил одеться, как в старые времена(Одеться по-старому)
· Получилось, как ты предполагал.(Получилось по-твоему)
· Говорил на русском языке (по-русски)
· Жить не так, как раньше (по-новому)
·
Очень крепко, или
очень хорошо запомнить (крепко-накрепко)
Неизвестно куда (куда-то)
· Небрежно сделанная работа (кое-как, тяп-ляп)
· Ехал медленно (еле-еле)
· Много ягод (видимо-невидимо)
· Сделать точно, как кто-то, или очень похоже (точь-в-точь)
· Находиться совсем рядом, поблизости (бок о бок)
Взаимопроверка в парах
Возникла проблема с последним наречием.
Словарно-орфографическая работа со словом бок о бок
Наречия с приставками надо отличать от похожих сочетаний предлогов с разными частями речи.
- Рассмотрим предложения:
1.(По) прежнему шел сильный дождь.
2.Охотники пошли (по) прежнему пути.
3.Мы идём (по) зимнему лесу и любуемся его красотой.
4.Ещё (по) зимнему холодно.
Учитель: Эти слова отличаются друг от друга в произношении? (нет!).
А чем отличаются данные слова в значении и написании? (наречие обозначает признак действия, а прилагательное обозначает признак предмета, отвечают на разные вопросы и, соответственно, пишутся по-разному).
Вывод:судить о том, какая перед нами часть речи, о том, как правильно писать, можно лишь в предложении, в контексте.
Сформулируйте правило о правописании наречий через дефис полностью в порядке наших наблюдений и рассуждений.
Учащиеся обсуждают изученный материал.
· Выборочно-распределительная работа
(повторение написания неопределенных местоимений и сложных прилагательных) (слайд 6)
Задание: распределить в 2 столбца
1-дефисное написание наречий
2-дефисное написание неопределенных местоимений и прилагательных
Темно-зеленые кусты; раздался откуда-то; кое-где; светло-голубое небо; кто-то; ярко-желтая рожь; кто-нибудь; сделать кое-как; брел еле-еле; повторить точь-в-точь; ползти по-пластунски; во–первых.
· Закрепление. Самостоятельная работа с учебником, упр.238. Предварительно разобрать написание выделенных слов.
III. Подведение итогов.(Слайд 7)
Написание синквейна. (Слайд 8).
Выставление оценок.
Домашнее задание: пар.37, упр.239
Тест
1. Признак чего не может обозначать наречие?
А) Признака
Б) Состояния
В) Действия
+ Г) Времени
2. Выберите правильное утверждение:
+ А) Наречие – это производная часть речи, которая образовалась от слов других частей речи.
Б) Наречие – это служебная часть речи.
В) Наречие – это часть речи, не имеющая морфологических признаков.
Г) У наречия нет самостоятельных вопросов.
3. К какой части речи примыкает наречие, которое обозначает признак действия?
А) Наречие
Б) Причастие
+ В) Деепричастие
Г) Имя прилагательное
4. Укажите наречие, которое обозначает признак признака:
А) Совсем старушка
Б) Говорить тихо
+ В) Достаточно громкий
Г) Далеко кинув
5. На какие разряды делятся наречия по значению?
+ А) Обстоятельственных и определительные
Б) Обстоятельственные и указательные
В) Сказуемые и определительные
Г) Главные и дополнительные
6. На какой вопрос отвечают наречия способа и образа действия?
А) Почему?
Б) Зачем?
+ В) Как?
Г) Сколько?
7. Укажите наречие причины:
+ А) Сгоряча
Б) Вчетверо
В) Умышленно
Г) Громко
8. Укажите наречие меры и степени:
А) Назло
+ Б) Много
В) Терпеливо
Г) Вверху
9. Укажите наречие времени:
А) Грустно
Б) Стыдно
+ В) Всегда
Г) Очень
тест 10. Как может изменяться наречие?
А) По родам и числам
Б) По падежам
В) По лицам и временам
+ Г) Не изменяется
11. Какие степени сравнения имеет наречие?
+ А) Сравнительную и превосходную
Б) Низкую и высокую
В) Простую и сложную
Г) Простую и составную
12. От каких имен прилагательных образовано наречие, у которого есть степень сравнения?
+ А) Качественных
Б) Притяжательных
В) Относительных
Г) Определительных
13. Какой постоянный морфологический признак есть у наречий?
А) Падеж
Б) Число
В) Род
+ Г) Разряд
14. В роли какого члена предложения обычно выступает наречие?
А) Определение
+ Б) Обстоятельство
В) Подлежащее
Г) Дополнение
15. Выберите наречие образа действия:
А) Нарочно
Б) Чересчур
В) Сгоряча
+ Г) Дружно
16. На какие виды делится сравнительная степень наречия?
А) Простая и составная
+ Б) Простая и сложная
В) Простая и производная
Г) Простая и превосходная
17. Какое слово добавляется к наречию в превосходной степени?
А) Лучше
Б) Сильнее
+ В) Всех
Г) Очень
18. С какой частью речи можно перепутать качественное наречие?
А) Глагол
Б) Имя существительное
+ В) Имя прилагательное
Г) Имя числительное
19. Какое слово наречием не является?
А) Певуче
Б) Волей-неволей
В) По-новому
+ Г) Дремуч
тест-20. Укажите наречие, в написании которого допущена ошибка:
А) Зловеще
+ Б) Точь в точь
В) Сослепу
Г) Ввысь
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.