Урок русского языка в 7 классе
Тема: Дефисное написание частиц. Повторение. Словообразование и орфография
Цель: Повторить понятие «Частица», разряды частиц, правописание частиц «НЕ» и «НИ», дефисное правописание наречий и прилагательных; Познакомить учащихся с дефисным написание частиц –ТО,-КА,- ТАКИ; Закрепить знания по данной теме; развивать у учащихся учебно-организационное умение; расширять словарный запас учащихся; воспитывать чувство уважения к русскому языку.
Ход урока
Оргмомент.
Проверка домашнего задания.
Самостоятельная работа.
Повторение по темам «Дефисное написание наречий», «Трудные случаи написания имен прилагательных».
(По)зимнему пути, одеться (по)зимнему, говорить (по)английски, (по)настоящему испугаться, идти (по)весеннему снегу, (по)праздничному пестрые флаги, (по)праздничному городу, жгло (по)вчерашнему, (по)вчерашнему прогнозу погоды.
Тепло (по)летнему, разряженный (по)осеннему лес, (по)осеннему небу, встретить (по)дружески, устроиться (по)походному, ползти (по)пластунски, разлившаяся (по)весеннему река, плакать (по)ребячьи, (по)настоящему договору, пригревало (по)настоящему.
безнадёжно-печальный, берёзово-осиновый, беспечно-весёлый, бумажно-картонный, варёно-копчёный, вертолётно-десантный, весенне-летний, взлётно-посадочный
( в наречиях выделите приставки и суффиксы)
Повторение по теме «Частицы»
Ребята, а давайте вспомним, что такое частицы?
- Для чего они нужны?
Посмотрите на стихотворение, определите, есть ли в нем частицы?
Существительное – школа,
Просыпается – глагол.
С прилагательным веселый
Новый школьный день пришел.
Встали мы – местоименье,
Бьет числительное семь.
За ученье, без сомненья,
Приниматься надо всем.
Мы наречием отлично
На уроках дорожим.
Соблюдаем мы привычно
Дисциплину и режим.
Не и ни у нас частицы,
Нам их надо повторять
И при этом не лениться
И ни часу не терять.
Вспомните, что вы знаете о частицах «НЕ» и «НИ».
Объясните написание этих частиц в данном стихотворении.
Объяснение новой темы:
На доску заранее выписаны предложения:
Поди-ка ты сюда, присядь-ка ты со мной.
Степан не решился- таки идти прямо в усадьбу.
Он таки узнал обо всем.
Он –то знает о чем говорит.
Все ж таки он не сдался.
Посмотрите на предложения, определите, есть ли в них частицы? Выделите эти частицы.
Сделайте свои выводы о правописании данных частиц.
Молодцы, ребята, теперь подумайте и составьте свои предложения с данными частицами.
VI Закрепление нового материала:
(К доске выходит учащийся записывает диктуемые учителем слова , комментирует написание частиц с самостоятельными частями речи)
Все-таки, так-таки , опять-таки, довольно-таки; я таки знал, что так случится ; Запиши-ка это предложение; Что-то она сегодня не в духе.
Наконец-то мне дали слово!
У корня виноградной лозы кто-то обронил семя, и выросло деревце.
Что-то никто не вспомнил об этой ситуации.
Работа по учебнику. Выполнение упражнений по выбору учителя.
Домашнее задание:
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.