Действительные и страдательные причастия.
Оценка 4.7

Действительные и страдательные причастия.

Оценка 4.7
docx
29.05.2021
Действительные и страдательные причастия.
17.Действительные и страдательные причастия.docx

Урок русского языка в 7 классе №17

Тема: Действительные и страдательные причастия

Цели урока:

1.  Дать учащимся понятие о действительных и страдательных причастиях.

2.  Научить учеников различать действительные и страдательные причастия в тексте и в речи.

3.  Развивать в учащихся внимание, умение логически мыслить и последовательно рассуждать.

Задачи урока:

- отработать умение смыслового различения действительных и страдательных причастий;

- отработать навык определения вида причастия по суффиксам.

Тип урока: объяснение нового материала.

Ход урока

I. Оргмомент

II. Актуализация знаний.

Фронтальный опрос:

  • Что такое причастие?
  • Как определить падеж у причастия?
  • Что называется причастным оборотом?
  • Как на письме выделяется причастный оборот?

1. Задание. Четвёртый лишний

1. Зимняя, зимующий, замёрзший, раскрытый.

2. Бушующее, замолкший, выполнивший, зеркальный

2. Задание. Продолжите фразу

1. Причастия отвечают на вопросы…

2. Причастие – это особая форма глагола, обозначающая…

III. Изучение нового материала.

Наблюдение.

Мы с вами помним, что причастия обозначают признак предмета по действию.

Но действия бывают разные. Есть такие действия, которые зависят от нас. А есть такие, которые от нас не зависят.

Рассмотрите словосочетания:

умывающийся малыш умываемый мамой малыш

Назовите причастие, обозначающее признак предмета, который действует сам.

Назовите причастие, обозначающее признак предмета по действию, которое производится кем-то другим, а не самим предметом.

Какие причастия вы бы назвали действительными, а какие страдательными?

Сделайте вывод, как можно различить действительные и страдательные причастия.

Сравните свой вывод с информацией в учебнике в пар.10.

Тема нашего урока: Действительные и страдательные причастия.

Действительное причастие – от слова «действовать» – обозначает признак, который возник в результате действия самого предмета.

Апельсины, лежащие на столе – те, которые лежат, –действительное причастие.

Страдательное причастие считает, что всё в мире не случайно и ничего просто так не бывает: если апельсины лежат – стало быть, они кем-то туда положены

Апельсины, положенные на стол - те, которые положены кем-то,- страдательное причастие.

К действительным причастиям в тексте легко подставить слово «сам» (или «сама», «само», «сами»). А вот страдательные причастия ничего сами делать не хотят. За них все делают существительные творительного падежа, которые легко к ним присоединяются.

hello_html_m69e0dacd.png

 

Физкультминутка

IV. Первичное закрепление знаний.

Задание. Образуйте от глагола причастия и определите разряд.

Однажды Маша разбила вазу.

Но когда пришел папа и спросил, кто это сделал, Маша закричала: «Ваза разбилась сама!»

Образуйте от глагола причастия:

разбившаяся ваза и разбитая  девочкой ваза

В первом случае ваза разбилась сама. Во втором – ее разбила девочка.

Разбившаяся – это действительное причастие

Разбитая – это страдательное причастие.

 

Поупражняемся! Давайте еще немного поучимся различать наши причастия.

Состарившийся башмак- состарился САМ. Это действительное причастие.

А приготовленное блюдо приготовилось само? Нет, конечно, оно было приготовлено поваром. Это страдательное причастие.

Съеденная котом ветчина (ветчина пострадала: ее съели) – страдательное причастие.

Съевший ветчину кот (кот съел ветчину и при этом вряд ли пострадал) – действительное причастие

 

Подсказка!

Запомните суффиксы действительных и страдательных причастий!

В настоящем  времени

-ущ (-ющ) –  I спр.

-ащ (-ящ) – II спр.

 несущий, поющий, держащий, смотрящий

- ом (-ем) – I спр.

-им – II спр.

 ведомый, читаемый, гонимый

В прошедшем времени

-вш-, -ш-

 прочитавший ,нёсший

-ен-, -енн-, -нн-, -т-

 унесённый, прочитанный, вышитый, открытая

 

Задание. Распределите словосочетания в два столбика: с действительными и со страдательными причастиями

Съеденный ужин, распустившийся цветок, играющий щенок, поспевшая клубника, раскрашенный рисунок, забытая игрушка, закрывшаяся дверь, проверенная тетрадь, запряжённая лошадь, летящий самолёт.

Действительные причастия

Распустившийся цветок, играющий щенок, поспевшая клубника, закрывшаяся дверь, летящий самолёт.

 Страдательные причастия

Съеденный ужин, раскрашенный рисунок, забытая игрушка, проверенная тетрадь, запряжённая лошадь.

 

Задание. Расставьте знаки препинания и определите вид причастий

Мяч разбивший окно влетел в комнату.

Разбитое мячом окно распахнулось.

 

Цифровой диктант.
Д_______
С

 

1.       Оторванная пуговица

2.       Спящий ребенок

3.       Выполняемая работа

4.       Брошенный мяч

5.       Дующий с моря ветер

6.       Освещаемая улица

7.       Закрытая дверь

8.       Цветущий сад

9. Зависящий от обстоятельств

 Работа с учебником: выполнение упражнения 71.

V. Подведение итогов урока.

-Что-то новое узнали на уроке?

 

 

Рефлексия. Оценивание.

Домашнее задание: пар. 10 , упр. 72 по вариантам.


 

Урок русского языка в 7 классе №17

Урок русского языка в 7 классе №17

Поупражняемся! Давайте еще немного поучимся различать наши причастия

Поупражняемся! Давайте еще немного поучимся различать наши причастия
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.05.2021