Конспект открытого урока физики в 8 классе.
Учитель Муртузов Эскендар Джамалдинович
Тема: Действия электрического тока.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Цели урока
образовательная: экспериментально установить действия электрического
тока и выяснить его практическое применение;
воспитательная: формирование познавательного интереса к физике;
воспитание толерантного отношения друг к другу;
развивающая: развитие навыков логического мышления; обоснования
своих высказываний; развитие политехнических знаний и
умений, элементов творчества, умения пользоваться
языком физики и применять знания в новой обстановке.
Оборудование: источник тока – 7 шт., ключи – 7 шт., нагревательный элемент – спираль, соединительные провода, моток – катушка, лампа на подставке – 3 шт., большой гвоздь, скрепки, компас, стакан с водой, стакан с раствором сульфата меди (СuSO4), две пластины – электроды, штатив с муфтой и лапкой, магнит дугообразный, модель электродвигателя, электрический звонок, электроскоп, стеклянная палочка.
Ход урока:
I. Организационный момент:
Здравствуйте! Я очень рада видеть вас!
Ребята! У китайского народа есть пословица:
«Человек может стать умным тремя путями: путем подражания – это самый легкий путь, путем опыта – это самый трудный путь и путем размышления – это самый благородный путь».
И пусть сегодня на уроке каждый из вас выберет свой путь к знанию!
II. Мотивация:
отгадайте загадку: Он бежит по проводам
В каждом доме он желан
Но не вздумай с ним шутить,
Может он поколотить.
(электрический ток)
- А что такое электрический ток?
(Упорядоченное движение заряженных частиц)
- А какие частицы могут двигаться в металлических проводниках?
(свободные электроны)
- А можно ли увидеть движение свободных электронов в проводнике?
(нет)
Проблема: Так как же можно судить о наличии электрического тока?
(по его действию или проявлению)
Итак, тема нашего урока: «Действия электрического тока». Запишите в тетрадь.
Давайте, определим цели нашего урока:
- определить какие действия оказывает электрический ток;
- выяснить, где и как применяются действия электрического тока;
- узнать действия тока на человека.
III. Актуализация опорных знаний и умений:
Итак, наша задача – выяснить каковы действия электрического тока. Но, прежде всего, необходимо установить, что мы уже знаем о нем.
Задание: Закончите высказывание.
1. Проводники отличаются от непроводников наличием свободных… (заряженных частиц)
2. В узлах кристаллической решетки металла расположены…
(положительные ионы)
3. Когда говорят о скорости распространения электрического тока, то имеют в виду скорость распространения по проводнику…
(электрического поля)
4. За направление электрического тока условно приняли то направление, по которому движутся в проводнике…
(положительные заряды)
5. Носителями заряда в водных растворах являются…
(положительные и отрицательные ионы)
IV. Усвоение новых знаний.
А теперь перейдем к основной части нашего урока.
ДЕЙСТВИЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ТОКА.
№1. Изучает тепловое действие тока.
Если натянуть железную проволоку и присоединить к полюсам источника тока, то через некоторое время она провиснет. Как вы думаете, почему?
(Демонстрация опыта тепловое действие)
Где мы в жизни используем это действие ( смотрим слайд презентации)
№2. Изучает химическое действие тока.
1. Собираем электрическую цепь, состоящую из источника тока, лампочки, ключа и двух пластин.
2. Помещаем пластины в раствор сульфата меди и замыкаем ключ.
3. Через 3-4 минуты аккуратно достаём пластины из стакана.
4. Внимательно рассмотрите пластины, изменились ли они? Оба или только одна из них?
5. Какое действие тока вы наблюдали?
6. Как вы думаете, где можно применить данное действие электрического тока в технике?
Это действие тока используется для покрытия металлов защитным слоем (никелирование, хромирование, золочение) для получения чистых металлов.
Историческая справка:
Химическое действие тока было известно уже во второй половине ХVIII века. В Италии Бекариа с помощью электрического разряда получил чистый цинк из оксида цинка, англичанин Пристли выделил водород из спирта.
№3. Изучает магнитное действие электрического тока.
1. Подвесьте проволочную катушку к лапке штатива, а под ней укрепите магнит так, чтобы катушка оказалась между полюсами магнита.
2. Подключите катушку через ключ к источнику тока.
3. Замкните цепь. Что вы наблюдаете?
Это действие используется в гальванометре, приборе демонстрирующем наличие тока в проводниках и его направление.
Изучает взаимодействие катушки с током и магнита.
Следует заметить, что из всех рассмотренных нами действий электрического тока магнитное действие наблюдается всегда, какой проводник тока ни был: твердый, жидкий или газообразный.
№5. Изучаем физиологическое действие электрического тока.
Учащимся предлагается ознакомиться с небольшой информацией о действии электрического тока на человека (информация – на отдельных листах остается у учащихся в качестве подарка).
«Тело человека является проводником. Проходя по нему, электрический ток может вызвать повреждение жизненно важных органов, а иногда и смерть человека.
Тяжесть поражения током зависит от силы тока, прошедшего через человека, характера тока (является ли он постоянным или переменным, т.е. изменяющимся по величине и направлению), продолжительности его действия, а также от того, по какому пути внутри человека он шел. Наибольшую опасность представляет прохождения тока через мозг и те нервные центры, которые контролируют дыхание и сердцебиение человека.
Наиболее чувствительными к току являются такие участки тела, как кожа лица, шеи и тыльной стороны ладоней.
Опасность поражения током требует обязательного соблюдения правил безопасного труда при работе с электрическими цепями.
Однако действие электрического тока на человеческий организм может быть не только отрицательным, но и положительным. Это используется в медицине. Например, при радикулите, невралгии и некоторых других заболеваниях применяют гальванизацию: приложив к пациенту электроды, пропускают через него слабый постоянный ток. Это оказывает болеутоляющий эффект, улучшает кровообращение и т.д.
Кратковременные высоковольтные электрические разряды через сердце помогают иногда предотвратить смерть пациента при тяжелом нарушении сердечной деятельности».
V Физ минутка.
VI Самостоятельная работа по группам
1 группа Собирает цепь и демонстрирует тепловое действие тока.
2 группа Собирает цепь и демонстрирует магнитное действие тока.
3 группа Собирает и демонстрирует световое и тепловое действие тока
4 группа Демонстрирует химическое действие тока
VII Проводим итоговый тест и проверяем знания,полученные на уроке.
Д/з § 34 Дополнительно найти информацию о применении механического и биологического действия тока
Рефлексия :Вернёмся к пословице, кто какой выбрал путь.
Молодцы, спасибо за урок.
Итоговый тест.
I вариант II вариант
1. Электрический ток – это… 1. Электрический ток в металлах – это…
а) упорядоченное движение частиц,
б) упорядоченное движение свободных электронов,
в) упорядоченное движение заряженных частиц,
г) движение заряженных частиц.
2. Какое действие тока всегда 2. Как называется действие тока
наблюдается в твердых, жидких может вызвать сильные конвульсии
и газообразных проводниках? и кровотечения из носа?
а) тепловое, б) химическое, в) магнитное, г) физиологическое.
3. Укажите, в каком из перечис- 3. Укажите, в каком из перечисленных ленных случаев используется ниже случаев используется химичес- физиологическое действие тока. кое действие тока.
а) нагревание воды электрическим током,
б) хромирование деталей,
в) рефлекторное сокращение мышц,
г) свечение электрической лампы.
4. Какое действие тока используют 4. Какое действие тока используют
в устройстве пылесоса? в устройстве гальванометра?
а) химическое, б) магнитное, в) физиологическое, г) тепловое.
5. В устройстве какого бытового 5. В устройстве какого бытового
прибора используется тепловое прибора используется одновре-
действие тока? менно тепловое и магнитное
действие тока?
а) телевизор, б) фен, в) пылесос, г) электрическая лампа.
НА ЭТОМ ЭТАПЕ – ВЗАИМОПРОВЕРКА.
I вариант II вариант
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
в |
в |
в |
б |
г |
б |
г |
б |
б |
б |
Подсчитайте количество баллов за тест.
Ребята! Так, что же нового вы узнали сегодня на уроке?
………………………………………………………………
Давайте посмотрим ещё раз на доску, прочитаем те цели, которые мы с вами поставили в начале урока. Достигли мы этих целей? Достигли!
Отзыв
урока физики, проведенного учителем физики МКОУ «Ново-Усурская СОШ» Муртузовым Эскендаром Джамалдиновичем в 8 классе.
Тема урока: « Действие электрического тока».
Цели урока: изучение действий электрического тока экспериментальным путём.
Задачи урока:
Образовательная: создание активной познавательной среды, необходимой для диалога учителя с обучающимися; познакомить учащихся с причинами поражения током и правилами техники безопасности при работе с электричеством; познакомить с действием электрического тока на организм человека. Воспитательная: формирование навыков работы в группе; Развивающая: формирование исследовательских навыков.
Оборудование и ТСО: на столе у каждого учащегося: листки с рисунками для проведения опытов, набор «Электричество». Проекционный экран, мультимедиа проектор, компьютер, гальванометр,
Содержание урока: соответствует программе и задачам урока. Учитель заранее подготовила мультимедийную презентацию « Действие электрического тока», демонстрационные опыты по изучению магнитного действия электрического тока, химического, теплового которые позволили в доступной и наглядной форме объяснить новый материал.
Проверка д\з проведена в виде теста. После выполнения задания учащиеся проверяли свои результаты правильными ответами, которые они сами давали, читая вопросы в презентации. Далее учащиеся поставили перед собой цель изучения нового материала и приступили к исследовательской деятельности. На столах у каждого ученика были разложены приборы, с помощью которых ребята собирали электрические цепи и выясняли, какое действие оказывает электрический ток, каждое действие электрического тока они сопровождали дополнительными сообщениями. Материал для изучения с помощью слайдов был очень нагляден, доступен и прост. Последовательно и логически была построена схема урока. Для закрепления изученного материала было подготовлены практические задания в виде вопросов.
Урок способствовал формированию знаний о действии электрического тока. У учащихся закрепились умения решать задачи, самостоятельно собирать схемы. Материал урока способствовал развитию творческих сил и способностей учащихся. В изучении нового материала применялся ранее изученный материал, использовались межпредметные связи – знания по ОБЖ – оказание первой доврачебной помощи при поражении человека электрическим током. Урок способствовал развитию интереса учащихся к учению, к изучаемому предмету, к окружающим физическим явлениям.
Учитель географии: /_________________/ Ахмедова Ж.Р.
Отзыв
урока физики, проведенного учителем физики МКОУ «Ново-Усурская СОШ» Муртузовым Эскендаром Джамалдиновичем в 7 классе.
Тип и структура урока: Изучение нового материала.
Вид урока: Урок-исследование. Тема урока это продолжение главы учебника «Электрические явления» и на её изучение отводится 1 час учебного времени по тематическому планированию: сегодня урок являлся теоретической основой для следующего урока «Сила тока, амперметр».Осуществляется связь с предыдущим уроком: «Электрический ток», «Электрическая цепь.»
Этапы урока:
7. Организационный момент. Постановка задач урока.
8. Мотивация
9. Проверка домашнего задания в виде теста
10. Актуализация знаний
11. Усвоение новых знаний
12. Физ минутка
13. Исследовательская деятельность учащихся
14. Закрепление изученного материала с использованием презентации.
15. Итоги урока. Задание на дом.
16. Рефлексия.
Все этапы урока были последовательными и логически связанными. Структура урока соответствует данному типу урока. Обеспечивалось целостность и завершенность урока.
Реализация принципов обучения: соблюдался принцип систематичности и последовательности формирования ЗУН. Демонстрационные опыты и самостоятельная постановка опытов, способствовали развитию научности обучения, сознательности и активности учащихся на уроке, их познавательной деятельности, раскрытию связи теории с практикой, использованию жизненного опыта учеников с целью развития у них самостоятельности.
Методы обучения: на уроке были использованы следующие методы обучения: тестовая проверка домашнего задания практические задания, демонстрационные опыты, самостоятельная постановка опытов, сообщения, приготовленные учащимися . Эти методы обучения обеспечивали поисковый и творческий характер познавательной деятельности учащихся. Самостоятельная постановка опытов и демонстрационные опыты способствовали активизации учения учащихся и были самыми эффективными из всех использованных методов.
Организация учебной работы на уроке:
Осуществлялась постановка учебных задач на каждом этапе, сочетались разные формы работы на уроке: индивидуальная, групповая, классная. Осуществлялось развитие логического мышления, умений сравнивать, делать выводы у учащихся. Были подведены итоги каждого этапа, а затем и всего урока. Осуществлялось чередование разных видов деятельности обучающихся.
Система работы учителя:
Урок прошел организованно, был логический переход от одного этапа к другому, было четкое управление учебной работой учащихся, владение классом, соблюдение дисциплины. Был правильно определен объем учебного материала на уроке, умелое распределение времени, характер обучения был демократичным, объективным. На уроке царила доброжелательная атмосфера, и учащиеся чувствовали себя достаточно свободно.
Речь учителя была грамотной, доступной, точной, содержательной, выразительной и эмоциональной.
Система работы учащихся:
Учащиеся были не очень активны и организованны на разных этапах урока, были доброжелательны к учителю, показали умения творческого применения знаний, умений и навыков самостоятельно делать выводы. Рефлексия показала , что урок учащимся очень понравился.
Общие результаты урока:
План урока выполнен полностью, были реализованы общеобразовательные, воспитывающие, развивающие цели урока. Домашнее задание было зафиксировано на доске.
Заместитель директора по УВР -/_____________/ Касумов Эдик Гамзаевич
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.