Действия с рациональными числами. Решение уравнений.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний с применением компьютерных технологий.
Цели урока:
Оборудование и наглядность: компьютер, мультимедийный проектор, экран, интерактивная презентация, сигнальные карточки для устного счета, цветные мелки.
Структура урока:
Вид деятельности |
№ слайдов |
мин. |
1. Организационный момент. |
1 |
1 |
2. Сообщение темы и целей урока. |
2-4 |
2 |
3. Актуализация опорных знаний. |
5-6 |
6 |
4. Закрепление пройденного материала. |
7-9 |
11 |
5. Физкультминутка. |
10-13 |
3 |
6. Подготовка к ГИА. |
14- |
4 |
7. Задание на дом: в рубрике газеты «А знаете ли вы…?» |
13 |
2 |
8. Подведение итогов урока. Выставление оценок. |
14 |
1 |
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Сообщение темы и целей урока
Проверка готовности учащихся к уроку. Сообщение учащимся целей и плана урока.
– Тема нашего урока: «Свойства действий с рациональными числами», а девиз урока я прошу вас прочитать хором:
Да, путь познания не гладок.
Но знаем мы со школьных лет,
Загадок больше, чем разгадок,
И поискам предела нет!
И сегодня мы с вами на уроке дружно и активно создадим
математическую газету. Я – буду главным редактором, а вы – корректорами.
Как вы понимаете значение этого слова?
Чтобы проверить других, нам необходимо систематизировать свои знания по теме
«Свойства действий с рациональными числами».
А газета наша называется «Рациональные числа». А в
переводе на татарский язык?
Я слышала, что вы хорошо знаете и английский язык, а как англичане
назовут эту газету?
Представляю вам макет газеты, которая состоит из следующих рубрик: чтение
хором: «Спрашивают – отвечаем», «Новости
дня», «Аукцион проектов», «Актуальный
репортаж», «А знаете ли вы…?».
III. Актуализация опорных знаний
Устная работа:
В первой рубрике «Спрашивают – отвечаем» нам нужно проверить правильность информации, которую нам прислали в письмах наши корреспонденты. Посмотрите внимательно и скажите, какие правила нам нужно вспомнить, чтобы проверить эту информацию.
1. Правило сложения отрицательных чисел:
«Чтобы сложить два отрицательных числа, надо: 1) сложить их модули, 2) поставить перед полученным числом знак минус».
2. Правило деления чисел с разными знаками:
«При делении чисел с разными знаками, надо: 1) разделить модуль делимого на модуль делителя, 2) поставить перед полученным числом знак минус».
3. Правило умножения двух отрицательных чисел:
«Чтобы перемножить два отрицательных числа, надо перемножить их модули».
4. Правило умножения чисел с разными знаками:
«Чтобы перемножить два числа с разными знаками, надо перемножить модули этих чисел и поставить перед полученным числом знак минус».
5. Правило деления отрицательного числа на отрицательное число:
«Чтобы разделить отрицательное число на отрицательное число, надо разделить модуль делимого на модуль делителя».
6. Правило сложения чисел с разными знаками:
«Чтобы сложить два числа с разными знаками, надо 1) из большего модуля слагаемых вычесть меньший, 2) поставить перед полученным числом знак того слагаемого, модуль которого больше.
1) – 8,4 + (– 8,4) = 0; (– 16,8)
2) (– 6,7) . (–
10) = – 67; (67)
3) (– 2,2) + 3,5 = 1,3;
4) – 13 – 8 = – 5; (– 21)
5) 15 – 18 = – 13; (– 3)
6) 7,4 – (– 3,2) = – 10,6; (10,6)
7) – 9 . 6 = – 54;
8) – 3,6 . 1 = –1; (– 3,6)
9) – 18 : (– 0,3) = 60;
10) – 3,7 . 0 = – 3,7. (0)
– Молодцы, хорошо справились.
IV. Закрепление пройденного материала
– А сейчас мы переходим к рубрике «Новости
дня». Чтобы заполнить эту рубрику, нам необходимо
систематизировать знания о числах.
– Какие вы знаете числа? (Натуральные, дробные,
рациональные)
– А какие числа относятся к рациональным? (Положительные,
отрицательные и 0)
– А какие свойства рациональных чисел вы знаете? (Переместительное,
сочетательное и распределительное, умножение на 1, умножение на 0)
– А теперь перейдем к письменной работе. Открыли тетради, записали число,
классная работа, тема «Свойства действий с рациональными числами».
Используя эти свойства, упростим выражения:
А) х + 32 – 16 = х + 16
Б) – х – 18 – 23 = – х – 41
В) – 1,5 + х – 20 = – 21,5 + х
Г) 12 – 26 + х = х – 14
Д) 1,7 + 3,6 – х = 5,3 – х
Е) – х + а + 6,1 – а + 2,8 – 8,8 = – х + 0,1
– А следующие примеры требуют от нас еще более рационального решения с объяснением.
– 98 + 85 + 45 – 55 – 28 + 63 = 12
– 6,56 + 2,4 – 3,2 + 6,56 + 4 + 3,2 – 2,4 = 4
– 19,61 * 20 + 19,61 * 120 = 1961
12.04.1961 – Вам о чем-нибудь говорят полученные ответы?
50 лет назад 12 апреля 1961 года Юрий Гагарин полетел в космос. Город
Заинск тоже имеет свою космическую историю: 9 марта 1961 года спускаемый
аппарат №1 космического корабля «ВОСТОК-4» совершил мягкую посадку в районе
села Старый Токмак Заинского района с манекеном человека, собакой и другими
мелкими животными на борту. И в честь этого события в нашем районе поставят
памятник. Сейчас в городе работает конкурсная комиссия. В конкурсе участвуют 3
проекта, они перед вами на экране. А сейчас мы с вами
проведем аукцион проектов.
Я прошу проголосовать за понравившийся вам проект. Ваш голос может
оказаться решающим.
V. Физкультминутка
– Свое мнение вы выражаете аплодисментами и топаньем.
Давайте прорепетируем! Три хлопка и три притопа.
– Еще раз попробуем. Итак, голосование начинается:
– Отдаем свои голоса за Макет №1
– Отдаем свои голоса за Макет №2
– Отдаем свои голоса за Макет №3
– А теперь за все макеты вместе.
– Победу одержал Макет № ... Спасибо, я записала ваши голоса (поднимает сотовый
телефон и показывает детям) и передам в счетную комиссию.
– Молодцы, спасибо. А впереди не менее важный – Актуальный
репортаж.
VI. Подготовка к ГИА
В рубрику «Актуальный репортаж» пришло письмо, где ученик просит помочь ему в решении заданий к итоговому экзамену в 9 классе. Нам нужно каждому самостоятельно прорешать задания, тесты <Приложение 1> у вас на столах:
1. Решить уравнения:
а) (х + 3)(х – 6) = 0
1) х = 3, х = – 6
2) х = – 3, х = – 6
3) х = – 3, х = 6
б) – 7(3,5 – х) = 0
1) х = 3,5
2) х = – 7
3) х = – 3,5
2. Округлить число 253,355 до десятых:
1) 253,4
2) 253,3
3) 253,35
3. Выберите наименьшее число:
1) – 13,5
2) – 32,8
3) – 40,2
4. Выбери наибольшее число:
1) – 12,4
2) – 43,5
3) – 12,2
5. Расположите в порядке возрастания:
1)
2)
3)
– Прошу вас проверить правильность решения своего соседа. Поменяйтесь тестами. Один доказывает решение, все сверяют свои ответы с ответами на слайде.
VII. Задание на дом
– Домашнее задание вы возьмете в последней рубрике нашей газеты «А знаете ли вы…?»
Решив задания этой рубрики, вы отгадаете имя одного из участников космических экспедиций.
1. Соотнести значения второго столбца с решениями первого.
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 10.
«СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ЧИСЕЛ».
В а р и а н т 1. К – 10.
3. Решите уравнение:
|
В а р и а н т 2. К – 10. 1. Выполните действия:
3. Решите уравнение:
|
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 11. «УМНОЖЕНИЕ И ДЕЛЕНИЕ».
В а р и а н т 1. К – 11.
|
В а р и а н т 2. К – 11.
|
Зачет по математике . М-6. Учитель Кавкаева Л.А.
1 вариант.
1.Вычислите : а) -5 + 2 ; б) -7 – 4; в) 6 – 9 ; г) ∙ ( - ) ; д) – 42 : 7 .
2. Найдите значение выражения 3х – 19 при х = - 6 .
3. Упростите : а) 3а + 9 - 7а – а ; б) 4х – ( 7х + 5).
4. Решите уравнение : а) 6 – у = 4 ; б) 2 ( х – 3) =
4.
Дополнительная часть.
5. Решите уравнение 10 – 2 ( х – 4) = х + 3.
6. В одном ящике в 2 раза больше яблок, чем в другом. После того, как из первого взяли 5 кг, а во второй ящик добавили 10 кг яблок, , в обоих ящиках стало поровну. Сколько кг яблок было в каждом ящике первоначально?
3 вариант.
1.Вычислите : а) -8 + 5 ; б) -2 – 4; в) 5 – 8 ; г) ∙ ( - ) ; д) – 32 : 8 .
2. Найдите значение выражения 5а + 4 при а = - 3 .
3. Упростите : а) – 3 ( 4а+ 6 ) + 10а ; б)3с- ( 5с + 2 ).
4. Решите уравнение : а) – 2 – у = 4 ; б) 3х + 5 =
7х - 11.
Дополнительная часть.
5. Решите уравнение 10 – 2 ( у+ 5 ) = у - 3.
6. В одном ящике в 2 меньше апельсинов, чем в другом. После того, как в первый ящик добавили 5 кг апельсинов , а из второго взяли 7 кг , в обоих ящиках стало поровну. Сколько кг яблок было в ящиках первоначально?
2 вариант.
1.Вычислите : а) -8 + 2 ; б) 7 – 9 ; в) -3 – 5 ; г) ∙ ( - ) ; д) 56 : (- 7) .
2. Найдите значение выражения 6х + 7 при х = - 8 .
3. Упростите : а) 10а + 3 - 7а – а ; б) 3х – ( 8х – 4 ).
4. Решите уравнение : а) у = 4 ; б) 2 - ( х – 3)
= 4.
Дополнительная часть.
5. Решите уравнение = .
6. Сумма двух чисел равна 20 . Одно из них в три раза больше другого. Найдите эти числа.
4 вариант.
1.Вычислите : а) -4 + 2 ; б) 4 – 9 ; в) -7 – 5 ; г) ∙ ( - ) ; д) 28 : (- 7) .
2. Найдите значение выражения 4х + 5 при х = - 8 .
3. Упростите : а) – 5а + 7 - 8а + 6а ; б) 2 ( 3х - 4) – 7х .
4. Решите уравнение : а) -3 у = 4 ; б) 5 - ( 7 –
х ) = 4.
Дополнительная часть.
5. Решите уравнение = .
6. Сумма двух чисел равна 15. Одно из них на 3 больше другого. Найдите эти числа.
5 вариант.
1.Вычислите : а) -9 - 2 ; б) 0 - 7; в) – 5 + 9 ; г) ∙ ( - ) ; д) – 63 : 7 .
2. Найдите значение выражения 2х + 19 при х = - 6 .
3. Упростите : а) 5а + 2 - 7а – 5 а ; б) 4х – 2 ( 7х - 5).
4. Решите уравнение : а) 5 – у = - 3 ; б) 4 ( х – 3)
= 8.
Дополнительная часть.
5. Решите уравнение 10 – 2 ( х + 5) = 2х - 9.
6. На тарелке лежали пирожки с мясом и капустой, причем пирожков с капустой было в 2 раза меньше, чем пирожков с мясом. После того, как Миша съел 3 пирожка с мясом, пирожков стало поровну. Сколько пирожков лежало на тарелке первоначально?
6 вариант.
1.Вычислите : а) -7 + 3 ; б) 2 – 9 ; в) -4 – 2 ; г) ∙ ( - ) ; д) 24 : (- 8) .
2. Найдите значение выражения 5х + 4 при х = - 7 .
3. Упростите : а) 10а + 3 - 10а – а ; б) 3х – 2 ( 5х – 4 ).
4. Решите уравнение : а) у = 4 ; б) 7 - ( х – 4)
= 3.
Дополнительная часть.
5. Решите уравнение = .
6. Сумма двух чисел равна 20. Одно из них в четыре раза меньше другого. Найдите большее число.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.