Уроки рефлексии в рамках обновленных ФГОС. Примерный план урока и способы его проведения
Современные требования, предъявляемые к организации учебной деятельности и проведению уроков, предполагают не только активную деятельность учащихся, но и непременное развитие самоконтроля, самоанализа и самооценки. Учителю необходимо не только донести знания и заинтересовать своим предметом, но научить ребенка ставить цели, разрабатывать планы достижения этих целей, анализировать свои поступки и действия. То есть ребенок должен научиться ставить перед собой учебную задачу самостоятельно и решать ее. Формированию такого умения и средств контроля и оценки помогает особый тип урока — урок-рефлексия по ФГОС. |
Рефлексия — это особый навык, направленный на самосознание, умение отслеживать свои эмоции, свои поступки, умение анализировать их и оценивать. В упрощенном понимании — это "разговор с самим собой". В чем отличие урока-рефлексии по ФГОС от традиционных уроков-обобщений и повторений Если сравнивать урок-рефлексию с традиционной схемой уроков, то первый будет объединять в себе сразу несколько типов привычных всем уроков (контроля знаний, урок-повторение, урок-обобщение, урок-закрепление). Главное отличие — ученик должен самостоятельно находить "трудные места", сам оценивать, какой именно вид работы у него не получается и сам решить: что необходимо предпринять, чтобы разрешить эту проблему. Как правильно определить цели урока-рефлексии По требованиям ФГОС, к каждому уроку необходимо указать две цели: содержательную и деятельностную. Цели для урока-рефлексии: Содержательная: повторение, закрепление или обобщение пройденного материала Деятельностная: формирование у учащихся способностей к рефлексии и реализации коррекционных норм (другими словами — научить фиксировать собственные трудности, выявлять причины этих затруднений и находить способы их преодоления). Примерный план проведения урока-рефлексии Для урока-рефлексии можно руководствоваться следующим планом: I. Мотивация (самоопределение) к коррекционная деятельность (1-2 мин.) На данном этапе важно создать такую атмосферу, чтобы каждый ученик "включился" в работу. И не просто потому, что ему "надо", а потому что он "хочет"! Приемов масса: можно начать урок с добрых пожеланий, привести высказывания великих о работе над собой и своими ошибками, провести интеллектуальную разминку, привести интересный факт в духе: "А знаете ли вы, что…!" II. Актуализация и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности (5-8 мин.) Этот этап предполагает повторение пройденного материала и фиксирование основных понятий, терминов, знаний, которые усвоены. То есть, учитель готовит учащихся к самостоятельному выполнению определенного задания. Заданий не должно быть много — 5-6. Но все задания должны подбираться с таким учетом, чтобы можно было применить все новые изученные правила и способы работы. Примеры заданий для урока-рефлексии, в т.ч. для начальной школы:
Можно также предложить учащимся фиксировать те сведения, которые он не смог вспомнить сам и те, которые вообще не знал.
Завершается данный этап рефлексией, где учитель подводит учащихся к выводу, что ошибки — это не "криминал", а повод задуматься. III. Локализация индивидуальных затруднений Цель данного этапа — научить детей шаг за шагом анализировать свои действия и понять, почему именно этот пример / правило / упражнение вызвали затруднения. Удобнее всего работать по вопросам:
IV. Построение проекта коррекции выявленных затруднений На данном этапе составляется индивидуальный (или групповой) проект решения проблемы.
V. Реализация построенного проекта Проще говоря — самостоятельная работа по составленному плану. Учитель при необходимости направляет ученика, задает наводящие вопросы. Учащиеся, быстро справившиеся с заданием, переходят к выполнению творческих заданий или выступают в роли консультантов и помогают другим. VI. Обобщение затруднений во внешней речи (4-5 мин.) Учащиеся фронтально, а затем в парах (группах) выполняют задания по тем правилам, применение которых вызвало наибольшее затруднение. При этом обязательно проговаривается порядок действий. Важно! На данном этапе каждое действие сопровождается рефлексией (обдумыванием: как это делается, что именно нужно делать, все ли стало понятным). Примеры заданий: распределительные, графические диктанты, творческий пересказ, мини-тестирование. VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (4-5 мин.) Каждый ученик работает самостоятельно, выполняет задание по новому, усвоенному способу и сам оценивает — насколько хорошо у него получилось, получилось ли вообще применять вновь усвоенное правило. VIII. Включение в систему знаний и повторение (7-8 мин.) На данном этапе учащиеся получают задания, которые связывают новое знание / умение с уже пройденным материалом или задания, подготавливающие к восприятию следующей новой темы. Лучшего всего подходят задания, содержащие игровые элементы, блиц-опросы, викторины. IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке Проводится один из вариантов рефлексии деятельности на уроке и содержания материала, которые помогут учащимся оценить свою активность, вновь приобретенные знания, закрепить алгоритм действий и поставить себе оценку. Примеры рефлексии: анкеты, синквейн, инсерт, "светофор", рефлексивная мишень, графики и пр. Это примерная структура урока-рефлексии по ФГОС, которые помогут детям не просто совершить работу над ошибками, а будут учить самоанализу и самокоррекции. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.