Скотникова Ольга Викторовна
Учитель начальных классов
ГБОУ Школа 1290
Статья: Поощрение и наказание в нравственном воспитании учащихся младших классов.
Под нравственным воспитанием понимается процесс целенаправленного и руководимого формирования у учащихся нравственных качеств, черт характера, навыков и привычек поведения.
Мораль или нравственность – это совокупность исторически сложившихся норм и правил поведения людей в обществе.
Мораль – понятие классовое.
О моральном облике человека судят по тому, как он относится к Родине, к своему труду, к другим людям, к семье, как он поступает в том или ином случае. Моральный облик человека связан с его мировоззрением, которым определяются убеждения человека, его цели, его поведение.
Нравственное воспитание направлено на решение общей цели, стоящей перед школой, и семьёй, на подготовку всесторонне развитых людей. В силу этого оно теснейшим образом связано с другими частями воспитания: с умственным, физическим, эстетическим.
Задача формирования у детей нравственных понятий и убеждений решается не сразу. В начальных классах у школьников обычно складываются лишь первоначальные знания правил морали. На уроках и во внеурочное время ученики поучают первое представление о Родине, о дружбе, об уважении к труду и людям труда.
В годы пребывания в школе учащиеся в процессе коллективной деятельности учатся претворять нормы и правила морали на практике, в жизни. Дети младших классов усваивают и вырабатывают в себе организованность на уроке, умение приветствовать старших, благодарить за услугу, умение войти и выйти, умение вести себя в общественных местах.
Ученик может много знать, как в области наук, так и в нравственной области, но, если его поступки расходятся с его знаниями, то его нельзя назвать высоконравственным. Для преодоления разрыва между сознанием и поведением надо систематически, постоянно приучать ребёнка к положительным поступкам и действиям. Успех нравственного воспитания детей во многом зависит от содружества школы и семьи. Родители обеспечивают уход и надзор за детьми до тех пор, пока они не вступят на путь самостоятельной жизни. Именно в семье закладываются у детей первые нравственные начала, формируются нравственные чувства: чувство долга и ответственности, чуткость и отзывчивость, уважение к старшим, чувство собственного достоинства; закладываются навыки и привычки поведения. Снижая требовательность, воспитываем эгоистов, не признающих никаких обязанностей; отстраняя детей от посильного труда растим ленивых и неприспособленных к жизни людей – ленивых в своём мышлении, в своей школьной работе. Ребёнок не родится ленивым. И в этом повинны взрослые. Ребёнок, живущий в доме, где нет никаких интеллектуальных стимулов, где нет уважения к работе, вырастает ленивым. Нормальный ребёнок наделён неисчерпаемой жаждой знания, любовью, тягой к учебе. Ребёнок становится ленивым. И в этом повинны взрослые. Ребёнок, живущий в доме, где нет никаких интеллектуальных стимулов, где нет уважения к работе, вырастает ленивым. Мало того, он становится двуличным человеком. В том смысле, что видя расхождение между тем, чему его учат в школе и даже дома, и тем, как ведут себя, говорят, поступают родители, он, ребёнок, начинает либо думать, что все притворяются, говоря одно, а делая другое (это бывает чаще), или, подрастая теряет уважение к родителям.
Родители влияют на своих детей, начиная с первых дней. Они воспитывают детей не только и не столько словом, но и личным примером, поведением. Каждым поступком, всей своей жизнью.
Всё, что видишь в раннем детстве, оставляет в душе неизгладимый след. Пластичность нервной системы, мозга в детском возрасте приводят к тому, что приобретённые навыки и привычки очень долго сохраняются, при этом не только положительные, но и отрицательные.
Конечно, в воспитании детей не может быть рецептов, пригодных для всех случаев жизни, для всех детей. На одних хорошо влияет простое замечание, обращение к ним с просьбой, доверие к ним. На других же более эффективно действуют приказания.
У детей младшего школьного возраста по преимуществу самым действенным методом воздействия является не просто словесное разъяснение, убеждение, а пример старших и практическое приучение. Какой смысл твердить сыну или дочери, что, ты, мол, должен убирать свои учебники и тетради в определённое место, вешать свою форму, чистить свою обувь, если он не имеет ни каких трудовых обязанностей по дому, если он знает, что вы всё это сделаете за него. Он рассматривает вас как людей, обязанных выполнять за него любую работу. Такой ребёнок не сядет сам за уроки, никогда по своей инициативе не поможет родителям.
Ответы ребят показывают, что очень многие не имеют никаких обязанностей по дому.
Чем меньше возраст ребёнка, тем более он нуждается в оценке своего поведения со стороны взрослых. Именно поэтому в семье должны применяться такие методы нравственного воспитания, как поощрение и наказание. Поощрение, как и наказание, должно быть основано на уважении к личности детей. Детям младшего возраста приятно слышать от взрослых положительную оценку их успехов и достижений. В своём последующем поведении они обычно учитывают мнение о них.
За что же и как следует поощрять детей? За успехи в учении, за прилежность, за трудолюбие, за хорошие поступки. Поощряя ребёнка, мы вызываем у него желание повторять подобные поступки. Обычно поощрения бывают в семье в виде похвалы или в виде награды. (В школе существуют и иные формы поощрения). Поощрение, разумеется, должно быть заслуженным. Иногда за малейшее пустяковое достижение родители осыпают детей похвалами, наградами. Это приводит к тому, что дети перестают ценить поощрения родителей, привыкают к ним. А иногда приводит к странному результату. Ребёнок совершает только тогда хорошие поступки, когда его видят родители, чтобы заслужить похвалу. А в аналогичных обстоятельствах, когда его не видят взрослые, либо не сделает так, либо постарается сделать вид, что ничего и не надо было делать.
Результаты поведения учащихся нашего класса, а также их ответы на вопросы: «За что Вас хвалят? Часто ли это бывает?» показывают, что часть родителей незаслуженно хвалит своих детей. Для осуждения отрицательных поступков и действий детей приходится прибегать к наказанию. Беседуя с учащимися, слушая их рассказы о семье и прочитав их анкеты, можно сделать вывод, что ругают их в семье, в основном, за двойки; один ученик написал, что его ругают за то, что он поздно возвращается домой, балуется, хулиганит; и только одна ученица написала, что её ругают за плохие поступки. Следовательно, мотивы поведения детей остаются невыясненными, нравственное воспитание не осуществляется. Часть учащихся ответила, что их совсем не ругают, причем среди них те, кого нельзя постоянно хвалить, чьё дисциплинарное поведение, безусловно, заслуживает наказания. Часто родители спрашивают, что же мне, мол, его убить, что ли? Бить вы его не убьёте, а просто вы хотите, чтобы кто-то за вас заставил вашего ребёнка подчиниться вашим требованиям. Это полное педагогическое бессилие. Это значит, что вы потерпели поражение. Ребёнок вас не уважает, не считается ч вами. В каждом отдельном случае нужно глубоко проанализировать своё поведение, но при этом вы должны помнить, что перед вами не враг, которого вы должны уничтожить, а ваш ребёнок; не сломить его волю, а вернуть его уважение, доверие к вам. Какие же формы здесь доступны и применимы? Ограничить некоторые желания и удовольствия: запретить детям посещения кинотеатра или театра, просмотр интересной телевизионной передачи, не купить подарок, не пускать на прогулку или к товарищам.
Физическое наказание, ничего не доказывая и не убеждая, свидетельству6ет о вашей беспомощности. При решении вопроса о наказаниях особенно важно единство требований со стороны родителей. Всем взрослым членам семьи необходимо поддерживать требования друг друга.
Итак,
разумно применяя оба этих метода, вы, в конечном счёте, добьётесь успеха, то
есть вырастите таких детей, которые не будут вызывать у вас чувство тревоги и
огорчения, а будут приносить вам радость и удовлетворение, ибо хорошие дети –
это Ваша счастливая старость.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.