Декоративно-прикладное творчество, как средство формирования любви к родному краю
Оценка 4.7

Декоративно-прикладное творчество, как средство формирования любви к родному краю

Оценка 4.7
Педсоветы
docx
воспитание
Взрослым
14.05.2024
Декоративно-прикладное творчество, как средство формирования любви к родному краю
доклад, который может быть использован на педагогическом совете о влиянии декоративно-прикладного творчества на формирование у детей любви к родному краю
Публикация.docx

 

Муниципальное казенное учреждение «Управление образования» Партизанского муниципального округа    Приморского края                              

Муниципальное бюджетного образовательное учреждение дополнительного образования

«Районный центр детского творчества»

Партизанского муниципального округа

Приморского края

 

 

 

 

Доклад

 

 

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ЛЮБВИ К РОДНОМУ КРАЮ

 

 

 

 

Автор:

педагог дополнительного образования

Ростовская Ирина Петровна

 

                                   с. Владимиро-Александровское

2024 год

         Чувство  Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется  и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но пропущенные через детские восприятия, они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь и играют огромную роль в становлении личности человека.

Любовь к Родине начинается с любви к своей семье, к своему дому, к своей школе. Она постепенно растет. С возрастом она становится также любовью к своему городу, к своему селу, к родной природе, к своим землякам, а созрев, становится сознательной и крепкой, до самой смерти, любовью к своей стране и ее народу. Нельзя перескочить через какое-либо звено этого процесса, и очень трудно скрепить вновь всю цепь, когда что-нибудь в ней выпало или, больше того, отсутствовало с самого начала.

         Зарождаясь в раннем возрасте, патриотические чувства чрезвычайно  важны для дальнейшего формирования личности ребенка, так как именно в этот период у детей  закладываются предпосылки гражданских качеств, ответственность и способность к уважению и пониманию

других людей.

         Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, гордость за свой народ, и ощущение  неразрывности с окружающим, и желание сохранить и преумножить богатство своей родины. Приобщение детей к пониманию уникальности своей страны, ее природных, духовных и исторических ценностей, формирование духовной культуры личности – важные задачи воспитания патриотических чувств, так как без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.

         Большую роль в патриотическом воспитании молодого поколения играют родители и педагоги, так как, не будучи патриотом сам, взрослый не сможет и в ребенке пробудить чувство любви к Родине.

         Формирование чувства патриотизма, любви к Родине, дому, семье, базируется на развитии эмоционально-чувственной сферы ребенка. Одно из сильных средств воздействия на эмоции и чувства детей _ искусство, в том числе и народное, которое находит эмоциональный отклик в душе ребенка, отвечая его потребностям и интересам.(Т.С.Комарова, В.С.Мухина, Н.Б. Халезова и др.)

         Культуру России невозможно представить себе без народного искусства, которая раскрывает истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественный вкус и является частью его истории (В.А.Сухомлинский).

Устное народное творчество, музыкальный фольклор, декоративно-прикладное искусство должны наиболее отражаться в содержании образования и воспитания подрастающего поколения сейчас, когда образцы массовой культуры других стран активно внедряются в жизнь, быт, мировоззрение детей. Подрастающему поколению нужно предоставить возможность выбора своих жизненных идеалов и эстетических ценностей. А для этого детям необходимо дать возможность знать истоки национальной культуры и искусства.

         Народное искусство – это неисчерпаемый источник мудрости,  нравственности, любви, доброты и бережного отношения ко всему, что окружает человека: к природе, ее богатству, людям и имеет ярко выраженные характерные черты: традиционность, коллективный характер творчества, высокое совершенство языка, человечность, связь с окружающей жизнью (В.Н.Василенко, В.С.Воронов, М.А.Некрасова). Оно доступно детскому восприятию, так как несет в себе понятное детям содержание, которое в простых формах раскрывает красоту окружающего мира. Через народное искусство ребенок познает традиции, обычаи, особенности жизни своего народа, приобщается к его культуре, учится понимать прекрасное, усваивает эталоны красоты (словесные, музыкальные, изобразительные).

         Идея патриотизма, любви к малой родине отражена практически во всех видах народного творчества – в произведениях устного народного творчества, народных играх, танцах, предметах декоративно-прикладного творчества.

Декоративно-прикладное творчество прошло огромный путь развития: от элементарных украшений первобытными людьми различных орудий, глиняной посуды, одежды до сложного комплекса многочисленных изделий в современном мире. Это особый мир художественного творчества, бесконечно разнообразная область художественных предметов, создаваемых на протяжении  многовековой истории развития человеческой цивилизации.

Строгой классификации жанров декоративно-прикладного творчества нет. Их принято различать по признакам материала, техники исполнения и типам назначения – это оформление интерьера, музеев, театрально-декоративное искусство, одежда, бытовые изделия и украшения, сувениры, игрушки и др.

О роли и значении декоративно-прикладного творчества в воспитании детей писали многие ученые (А.В.Бакушинская, Н.П.Сакулина и др.). Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие представления о Родине, ее культуре, способствует восприятию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей.

Красота родной природы, особенности быта русского народа, его всесторонний талант, трудолюбие, оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных мастеров. Познавая образцы народных произведений, воплощенные в разных материалах, свойства и виды различных материалов, дети проникаются уважением к народному мастеру, создавшему их. Рассматривая произведения декоративно-прикладного творчества, дети испытывают искренний интерес, чувство радости, удовольствия от ярких жизнерадостных цветов, богатства и разнообразия видов и мотивов, у них возникает стремление самим научиться создавать прекрасное , попробовать свои силы в том или ином виде прикладного творчества.

         Сила воздействия на ребенка произведений декоративно-прикладного творчества возрастает, если ознакомление с ними осуществляется на основе собственной деятельности обучающихся. Деятельность может быть разнообразной. Важно, чтобы она была интересна и понятна детям и чтобы они охотно принимали в ней участие.

Художественная направленность, основанная на материале народного творчества, - одно из условий воспитания у детей чувства любви к своему родному краю. Она помогает ребенку понять мир, передать свои впечатления об окружающем, развивает сенсорную культуру, побуждает познавательную активность и творчество. Способствует развитию таких психических процессов, как: восприятие, образное мышление, эмоционально-положительное отношение к объектам эстетического содержания, на основе которых у детей формируются разнообразные художественно-творческие способности. В процессе декоративно-художественной деятельности сочетается умственная и физическая активность, так как для создания своих работ детям необходимо осуществить трудовые действия, овладеть определенными умениями. Освоение трудовых умений и навыков связано с развитием таких волевых качеств личности, как внимание, упорство и выдержка. У детей воспитывается умение трудиться, добиваться желаемого результата.

Очень важно на занятиях рассказывать об истории данного вида искусства, о его распространении у различных народов. Это всегда интересно, а интерес – это залог успешной работы ребенка. Задания на занятиях носят, как правило, прикладной характер и могут выполняться детьми для собственных нужд, что также повышает интерес к работе.

Таким образом, декоративно-прикладное творчество, впитав в себя многовековой опыт народной педагогики и культуры, является наиболее эффективным средством воспитания к любви к родному краю у детей.

Литература:

1. Абрамова Н.А. Патриотическое воспитание младших дошкольников /Н.А.Абрамова// Вестн6ик Университета Российской академии образования – 2009. -№ 3.

2. Ивашкина Н.А. Патриотическое воспитание в начальной школе/Н.А. Ивашкина // Начальная школа- 2007. - № 7. – с. 29-33.

3. Лихачев Д.С. Земля родная/Д.С.Лихачев. – М: Просвещение, 1983. – с. 14-18.

4. Социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста: учебное пособие/под общ. ред. С.М.Зыряновой, Н.А.Каратаевой, Г.М.Киселевой, Л.Л.Лашковой; Урал. гос. пед. ун-т: - Екатеринбург, 2006. – 184 с.

5. Усатова А.П. Русское народное творчество в детском саду.: книга для воспитателей детских садов /А.П.Усова. – Изд. 3-е М «Просвещение», 1972.

6. Шпикалова Т.Я. Актуальные проблемы разработки системы воспитания и освоения подрастающим поколением народного искусства и традиционной культуры России. / Т.Я. Шпикалова – Шуя, 1994.

 

 

 

 


Муниципальное казенное учреждение «Управление образования»

Муниципальное казенное учреждение «Управление образования»

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе

Народное искусство – это неисчерпаемый источник мудрости, нравственности, любви, доброты и бережного отношения ко всему, что окружает человека: к природе, ее богатству, людям и имеет…

Народное искусство – это неисчерпаемый источник мудрости, нравственности, любви, доброты и бережного отношения ко всему, что окружает человека: к природе, ее богатству, людям и имеет…

Сила воздействия на ребенка произведений декоративно-прикладного творчества возрастает, если ознакомление с ними осуществляется на основе собственной деятельности обучающихся

Сила воздействия на ребенка произведений декоративно-прикладного творчества возрастает, если ознакомление с ними осуществляется на основе собственной деятельности обучающихся

Шпикалова Т.Я. Актуальные проблемы разработки системы воспитания и освоения подрастающим поколением народного искусства и традиционной культуры

Шпикалова Т.Я. Актуальные проблемы разработки системы воспитания и освоения подрастающим поколением народного искусства и традиционной культуры
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.05.2024