Формирование функциональной грамотности в процессе логопедической работы.

  • Педсоветы
  • docx
  • 16.05.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала функциональная грамотность в процессе логопедический работы.docx

 

Формирование функциональной грамотности  в процессе логопедической работы.

 

Разнообразный мир вокруг нас обозначается множеством слов, которые мы ежедневно используем в своей устной и письменной речи. Чтобы использовать неисчерпаемые возможности человеческой речи, надо стремиться обогащать свой словарный запас. Чем больше слов знает человек, тем богаче его речь, тем точнее он может выразить свои мысли.

В рамках логопедической работы целесообразно рассматривать функциональную грамотность, как способность ребёнка вступать в отношения с социумом, максимально быстро адаптироваться и функционировать в изменяющихся условиях (то есть, научить ребёнка говорить чисто, связно, грамматически правильно и вступать в диалог со сверстниками и взрослыми

Работу на своих занятиях я направляю на развитие всех компонентов речи ребёнка и других познавательных психических процессов, тесно связанных с речью и организую упражнения на развитие разных видов памяти, внимания, крупной и мелкой моторики, слухового и зрительного восприятия. Выработка способности у ребенка речевые навыки применять в своей самостоятельной речи, коммуникативной деятельности на занятиях и в общении с окружающими. 

В своей работе я опираюсь на три основных логопедических  принципа:

Принцип системности Принцип системности опирается на представление о словаре как о сложной функциональной системе, структурные компоненты находятся в тесном взаимодействии. Для дифференциальной диагностики сходных форм речевых нарушений необходим анализ речевых и неречевых симптомов, данных медицинского, психологического, логопедического обследования, соотнесение уровня развития познавательной деятельности и уровня развития речи, состояния речи и особенностей сенсомоторного развития ребенка.

Принцип развития предполагает выделение в процессе логопедической работы тех этапов, которые необходимо наметить для формирования словаря ребёнка сюда входит :

1. Подготовительный.

2. Постановка звука.

3. Автоматизация звука.

4. Дифференциация смешиваемых звуков.

Исследование детей, а также организацию логопедической работы осуществляю с учетом ведущей деятельности ребенка это принцип деятельностного подхода.  Это метод где ребёнок  добывает сам  знания в процессе собственной учебно-позновательной  деятельности.

Для того чтобы реализовать формирование функциональной грамотности. В данной работе я бы хотела рассказать о том, как я помогаю детям овладеть речью с помощью игр.

Мною подобраны дидактические и подвижные игры, которые я использую специально на каждом этапе коррекционной работы. Игра   является одним из средств развития. В ней дети отражают окружающую действительность, проявляют свои знания.

      Подбираются игры на каждый этап. Игры на развитие артикуляционного аппарата с элементами нейрогимнастики. Эти игры нам позволяют активизировать межполушарное взаимодействие, что является основной развития интеллекта, служит для передачи информации из одного полушария в другое, что позволяет ускорить коррекционный процесс. Далее ставиться звук, после постановке поставленого звука, постепенно и последовательно вводить поставленный звука  в слоги,  в слово.

    Также игры на автоматизацию звука в слове. В этот мне помогают такие игры как: «Назови слова с определенным звуком», «Посчитай слова 1-3-5», «Назови ласково», «Подбери пару», «Один-много». Данные игры мне позволяют не только автоматизировать звук в словах, но и развить грамматический строй речи. Что не мало важно для формирования функциональной грамотности.

Расширение, уточнение, активизация словарного запаса ребёнка требует проведения целенаправленной работы, постоянного использования действенных и наглядных приемов обучения, а также системы специальных упражнений, вызывающих интерес и положительные эмоции, побуждающих активно употреблять приобретенные слова, закрепляя их в речи. Вместе с тем происходит уточнение значений уже известных слов, представлений и понятий о предметах и явлениях окружающей действительности. Подбираю  игры для обогащения словарного запаса.  Представление у ребёнка об окружающих предметах и явлениях с классификацией предметов. В процессе своей работы я параллельно закрепляю значения слова.

В этот мне помогают такие игры как: «Что где растет», «Кто что любит», «Узнай предмет по описанию», «Узнай животное по действиям», «Подумай и договори» и т.д. «Послушай, и скажи о ком (чем?) я говорю», «Назови и обобщи», Скажи морковь сладкая, а редька… (какая?), трава низкая, а дерево… (какое?) и т.д.

Закрепляю звук в предложениях и в самостоятельную речь. К новому материалу можно переходить только в том случае, если усвоен предыдущий. В процессе этой работы мы достигаем формирование функциональной грамотности. Ребёнок учится применять свои знания во всех сферах своей деятельности: получать, уточнять, слушать   информацию от собеседника, передавать, информацию  собеседнику, задавать вопрос, вести  диалог излагать свое мнение и аргументировать его.

В современном, быстро меняющемся мире, функциональная грамотность становиться одним из базовых факторов, способствующих активному участию людей в социальной, культурной, политической, экономической деятельности. На начальном этапе обучения главное – развивать умение каждого ребенка мыслить с помощью таких логических приемов, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация.

Для осуществления эффективной работы на каждом этапе необходимо комплексное взаимодействие логопеда, ребенка, педагогов и родителей. Сложность работы состоит в том, что у детей дошкольного возраста недостаточно развита произвольность действий, не развит самоконтроль за собственной речью, поэтому и нужна комплексная помощь всех окружающих взрослых, заинтересованных в результате логопедического воздействия. Как при постановке, так и на начальных этапах автоматизации обязательно используются дополнительные анализаторы  - зрительный, тактильный. Следовательно, для закрепления нового звука, слова требуется систематическая тренировка их. Вот почему я настаиваю на ежедневном выполнении домашнего задания - так устроен человеческий мозг.

Вывод. Таким образом, достижение эффективности результатов на уровне формирования функциональной грамотности речевого развития детей на логопедических занятиях является одним из условий успешной социализации личности ребёнка.