ГБОУ РМ «Инсарская общеобразовательная школа-интернат»
Доклад
Подготовила:
Жданкина И.Н.,
учитель русского языка
2025
Обучение русскому языку детей с интеллектуальными нарушениями является одной из наиболее сложных педагогических задач современной школы. Умственно отсталые дети испытывают значительные затруднения в овладении языком вследствие особенностей психического развития, включая проблемы восприятия, памяти, внимания и мыслительных процессов. Это накладывает особые требования на организацию учебного процесса и методы преподавания русского языка.
Проблема обучения русскому языку школьников речевыми нарушениями является сложной и многогранной. В силу особенностей психофизического развития умственно отсталые дети с большим трудом воспринимают и усваивают правила и понятия русского языка. Зачастую у них выявляется недостаточный уровень развития словесно логического мышления, операций абстрагирования.
Русский язык - предмет, который играет решающую роль в духовной жизни
ребёнка. Это инструмент мышления, развития. Весь поток сознания идёт по каналам: через слова усваиваются понятия, строится мысль и речь, развивается интеллект. Концептуальной основой создания системы обучения детей с умственной отсталостью является " теория речевого недоразвития», разработанная Р.Е. Левиной в середине XX века, которая базируется на синтезе психолого-педагогического и лингвистического подходов к анализу и классификации нарушений речи. Такой подход позволяет выделить
две основные группы речевых нарушений - ОНР и нарушение голоса, темпа, ритма речи и т.д.
Таким образом создана основа уровневой классификации, в соответствии с которой речевые нарушения могут оцениваться как тяжёлые, средней степени и неярко выраженные. С учетом особенностей развития детей разрабатываются коррекционно- ориентированные методики обучения.
Особенности учащихся с интеллектуальной недостаточностью.
Дети с умственной отсталостью характеризуются рядом специфических трудностей в процессе освоения речи и письма:
Трудности восприятия речи.
Эти учащиеся часто имеют ограниченный запас словарного материала, плохо понимают смысл предложений, испытывают затруднения в понимании абстрактных понятий и метафорической речи. Для таких учеников характерно нарушение произношения звуков, пропуск слогов и неправильное построение грамматически правильных конструкций.
Нарушения формирования письменной речи.
Процесс чтения и письма осложняется проблемами зрительного восприятия буквенных символов, неспособностью дифференцировать звуки, нарушенным чувством ритма и координации движений руки. Дети склонны путать буквы схожего начертания («б»—«д»), допускать большое количество ошибок даже при повторении знакомых элементов текста.
Ограниченность познавательных возможностей.
Низкий уровень общего когнитивного развития влияет на способность усваивать правила орфографии и пунктуации, формировать связную речь, воспринимать литературные произведения и выражать собственные мысли письменно и устно.
Основные проблемы обучения русскому языку.
При организации занятий важно учитывать характерные особенности развития школьников с умственными недостатками и подбирать методики, направленные на преодоление выявленных проблем:
Недостаточный словарный запас.
Расширение активного словаря — одна из ключевых целей уроков русского языка. Использование наглядных пособий, специальных карточек, дидактических игр помогает учащимся быстрее запоминать новые слова и активно употреблять их в своей речи.
Затруднения в освоении грамматики
Формирование правильного понимания структуры предложения требует длительного систематического подхода. Работа над синтаксическими конструкциями должна включать разбор простых и распространённых предложений, использование схем и таблиц для лучшего усвоения правил согласования членов предложения.
Сложности в формировании техники чтения и письма.
Необходимо уделять внимание развитию моторики рук, улучшению графических навыков, выработке правильной посадки ученика перед письменным столом. Полезны специальные упражнения на развитие мелкой моторики пальцев, копировальные задания, игры с элементами каллиграфии.
Низкая мотивация к учебной деятельности.
Недостаточная заинтересованность ребёнка в учёбе создаёт дополнительные препятствия для учителя. Важно вовлекать учеников в интересные формы занятий, поощрять успехи, поддерживать интерес к изучению родного языка через творческие задания, конкурсы чтецов, театральные постановки.
Для повышения эффективности образовательного процесса рекомендуется следующее:
1. Проведение зрительных диктантов
2. Проведение речевых разминок
3. Игровые упражнения (см. учебное пособие» Русский язык и чтение. 5- 7 классы:
Речевые разминки, зрительные диктанты, игровые упражнения». Автор -
составитель М.Е.Прокопенко, Волгоград «Учитель» 2009)
4. Комментированное чтение (см. учебное пособие» Организация работы с
учащимися 5-6 классов, испытывающими трудности в усвоении школьной
программы. Уроки комплексной коррекции « Чернышова Е.А. под редакцией Е.А.Ямбурга . Издательство» Владос» 2018.
Русский язык, как учебный предмет, является ведущим, так как от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения. В коррекционной школе он
решает одну из важнейших специфических задач коррекционно-развивающего обучения преодоление недостатков познавательной деятельности и личностных качеств, коррекцию речи и мышления школьников с психическим недоразвитием. Это требует от учителя
хорошего знания особенностей и компенсаторных возможностей детей, разработки и подбор разнообразного, доступного и интересного материала, творческой фантазии.
Задача педагога - помочь учащимся в освоении языка, выработать у них умения и навыки, которые помогут им в дальнейшей жизни, так как от уровня развития речи зависит степень их адаптации в обществе.
Индивидуализация учебных заданий с учётом уровня подготовки каждого ученика. Регулярное проведение коррекционных мероприятий, направленных на устранение нарушений звукопроизношения, обучение грамотному чтению и письму.
Организация развивающих игровых форм занятий, способствующих активизации познавательной активности детей.
Применение современных образовательных технологий, позволяющих повысить качество урока и привлечь внимание обучающихся.
Таким образом, работа с детьми, имеющими нарушения интеллекта, предполагает особый подход, тщательную подготовку материалов, гибкость в выборе методов и постоянный мониторинг результатов обучения. Только совместными усилиями педагогов, родителей и самих учащихся возможно добиться значительных успехов в развитии коммуникативных способностей ребят.
Используемая литература:
1.Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе: Учеб. для студ. дефектол. фак. педвузов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999 — 320 с. — (Коррекционная педагогика).
2.Даркулова К.Н., Абек А. Особенности обучения русскому языку детей с нарушениями интеллектуального развития. // Материалы X Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» https://scienceforum.ru/2018/article/2018004983
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.