Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы:

  • Педсоветы
  • Презентации учебные
  • pdf
  • 07.10.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Материал рассказывает о создании мини-проектов на уроках словесности и во внеурочное время
Иконка файла материала Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы.pdf





Основные требования к учебному проекту

Работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной, причем социально-значимой проблемы исследовательской, информационной, практической.

Планирование действия по разрешению проблемы всегда начинается с проектирования самого проекта, в частности - с определения вида продукта и формы презентации. Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой приводится перечень конкретных действий с указанием результатов, сроков и ответственных. Однако некоторые проекты (творческие, ролевые) не могут быть сразу четко спланированы от начала до конца.

Результатом работы над проектом, его выходом, является продукт, который создается участниками проектной группы в ходе решения поставленной проблемы.



Классификация проектов по продолжительности

Мини-проекты - могут укладываться в урок или часть урока.

Краткосрочные проекты - требуют 4-6 уроков для координации деятельности участников проектных групп. Основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации - в рамках внеклассной деятельности и дома.

Недельные проекты - выполняются в группах в ходе проектной недели, их реализация занимает примерно 30-40 часов и целиком проходит с участием руководителя проекта. Возможно сочетание классных и внеклассных форм работы.

Долгосрочные (годичные) проекты - могут выполняться и в группах. И индивидуально. Весь цикл - от определения темы до презентации (защиты) - выполняется во внеурочное время. "Единственный путь, ведущий к знаниям, -это деятельность»  Бернард Шоу

Виды презентаций проектов

Деловая игра

Демонстрация продукта, выполненного на основе информационных технологий Инсценировка-диалог литературных или исторических персонажей

Игра с залом

Научная конференция, доклад

Пресс-конференция

Путешествие, экскурсия

Реклама

Ролевая игра

Спектакль

Соревнование

Телепередача и т.д.

Проектная деятельность:  роль учителя

Не столько преподавать, сколько создать условия для проявления у детей интереса к познавательной деятельности, самообразованию и применению полученных знаний на практике.

Учитель перестает быть "предметником", а становится педагогом широкого профиля.

Список ролей, которые предстоит "прожить" по ходу реализации проекта:

Энтузиаст, вдохновляющий и мотивирующий учащихся на достижение цели

Специалист, обладающий знаниями и умениями в нескольких

(не во всех!) областях

Консультант, помогающий организовать работу

Руководитель, помогающий планировать работу по времени

"Человек, задающий вопросы", помогающие увидеть ошибки и недочеты работы

Координатор группового процесса

Эксперт, анализирующий результаты выполненного проекта

Какие умения и навыки формируются в проектной деятельности

Рефлексивные умения:

Умение осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний

Умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?

Поисковые (исследовательские) умения:

Умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей Умение самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле

Умение запрашивать необходимую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста)

Умение находить несколько вариантов решения проблемы

Умение выдвигать гипотезы

Умение устанавливать причинно-следственные связи

Какие умения и навыки формируются в проектной деятельности

Умения и навыки работы в сотрудничестве:

Навыки коллективного планирования

Умение взаимодействовать с любым партнером

Навыки взаимопомощи в группе в решении общих задач

Навыки делового партнерского общения

Умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы

Менеджерские умения и навыки:

Умение проектировать процесс (изделие)

Умение планировать деятельность, время, ресурсы Умение принимать решения и прогнозировать их последствия

Навыки анализа собственной деятельности (ее хода и

промежуточных результатов)

Какие умения  и навыки формируются в проектной деятельности

Коммуникативные умения:

Умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми - вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.

Умение вести дискуссию

Умение отстаивать свою точку зрения

Умение находить компромисс

Навыки интервьюирования, устного опроса и т.д.

Презентационные умения и навыки:

Навыки монологической речи

Умение уверенно держать себя во время выступления

Артистические умения

Умение использовать различные средства наглядности при выступлении

Умение отвечать на незапланированные вопросы

Мини-проекты в процессе обучения русскому языку и литературе

Метод мини-проектов используется на одном-двух уроках для решения какой-то небольшой проблемы.

Использование на уроке мини-проектов решает многие задачи, которые в целом стоят перед проектной деятельностью:

    обучение планированию

    формирование навыков сбора и обработки информации, материалов

    умение анализировать

    умение составлять письменный отчет

    формировать позитивное отношение к работе.

Этапы создания мини-проекта

       Постановка проблемы, которая создает мотивационную основу;

       Планирование работы, где может быть предложена правило, алгоритм, описывающий последовательность действий, памятка о требованиях к проекту и о критериях оценивания.

       Исследование, на котором учащиеся выполняют задания, согласно правилу, алгоритму и делают вывод по результатам работы.

       Представление мини-проекта одноклассникам, ответы на вопросы по проведенному исследованию.

Уроки с применением мини-проектов лучше всего проводить при групповой форме обучения, но можно использовать индивидуальную и парную работу.



Создание игры при изучении стилей речи

Во фразах, изложенных научным языком, зашифрованы русские пословицы и поговорки

1.     Потерялся в небольшом количестве хвойных вечнозелёных деревьев. (В трёх соснах заблудился).

2.   Два рода семейства крестоцветных одинаково горькие на вкус.

(Хрен редьки не слаще).

3.   Домашнему млекопитающему доподлинно известен хозяин проглоченного им продукта животноводства. (Знает кошка, чьё мясо съела)

4.   Когда отсутствует водное позвоночное, то таковым может стать и беспозвоночное членистоногое. (На безрыбье и рак – рыба).

5.    Центральный орган кровообращения не подчиняется распоряжениям.(Сердцу не прикажешь).

Поиграли? А теперь самостоятельно приготовьте материал для продолжения этих игр.









Проект "Рождественские чтения" для всей семьи

Новый год и Рождество – волшебная пора, когда в чудеса верят все от мала до велика. Как можно поучаствовать в проекте?

1.  Прочитайте произведение о рождественских или новогодних чудесах.

2.                       Нарисуйте себя и книгу или используйте шаблон рисунка, чтобы рассказать о своём выборе. Раскрасьте человечка с книгой и на обложке рисованной книги напишите название произведения и укажите автора.

Самое приятное, что в проекте можно и нужно участвовать всей семьёй. Читайте вместе, рисуйте вместе и верьте в чудеса. Они обязательно произойдут!













Подведём итоги

    Проектная деятельность - один из лучших способов для совмещения информационных технологий, реализации личностно-ориентированного обучения и самостоятельной, творческой работы учащихся.

    Проект позволяет выйти за пределы урока, дает пространство для творческой деятельности.

Проект - это метод обучения

    Может применяться на уроке и во внеурочное время Ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому он уникален

    Проект формирует невероятно большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен

    Проект дает ученикам опыт деятельности, и поэтому он незаменим