Итоговое сочинение по литературе. Как подготовиться?
Подготовка к итоговому сочинению — это марафон, а не спринт. Если начать заранее и действовать системно, то успех гарантирован.
Вот подробный план-инструкция, как подготовиться к итоговому сочинению в 11 классе.
1. Структура и понимание формата
Что такое итоговое сочинение?
Это рассуждение на заданную тему, основанное на литературном материале. Ваша цель — не пересказать сюжет, а продемонстрировать умение мыслить, анализировать и доказывать свою точку зрения, опираясь на книги.
Критерии оценки (зачет/незачет):
1. «Соответствие теме» — нельзя уходить от темы. Все аргументы должны ее раскрывать.
2. «Аргументация. Привлечение литературного материала» — нужно использовать не менее одного произведения (рекомендуется 2-3). Произведения должны быть уместны и раскрывать вашу мысль.
3. «Композиция и логика рассуждения» — сочинение должно иметь четкую структуру: введение, тезисы с аргументами, заключение. Мысли должны излагаться последовательно.
4. «Качество письменной речи» — избегайте грубых речевых ошибок, используйте разнообразную лексику.
5. «Грамотность» — допускается не более 5 ошибок (грамматических, пунктуационных и др.) на 100 слов.
Объем: Рекомендуемый — 350 слов. Минимальный — 250 слов. (Если меньше 250 слов — незачет автоматически).
2. Поэтапный план подготовки
Этап 1: Знакомство с направлениями (сентябрь-октябрь)
В начале учебного года публикуют 5 открытых направлений. Например, в 2023/24 году это были «Первая любовь», «Война и мир», «Дом и путь» и т.д.
· Что делать: Внимательно прочитайте их. Найдите комментарии от ФИПИ. Подумайте, какие произведения из школьной программы подходят под каждое направление.
Этап 2: Накопление литературного багажа (весь год)
Это самый важный этап. Вам нужен «золотой фонд» из 5-7 произведений, которые вы знаете хорошо и которые универсальны.
· Совет: Выберите произведения разного плана:
· Классика XIX века: А.С. Пушкин («Капитанская дочка», «Евгений Онегин»), М.Ю. Лермонтов («Герой нашего времени»), И.С. Тургенев («Отцы и дети»), Ф.М. Достоевский («Преступление и наказание»), Л.Н. Толстой («Война и мир»).
· Литература XX века: М.А. Булгаков («Мастер и Маргарита»), М.А. Шолохов («Тихий Дон», «Судьба человека»), А.И. Солженицын («Матренин двор»), Б.Л. Пастернак («Доктор Живаго»).
· Зарубежная литература (как дополнительный аргумент): Р. Брэдбери («451° по Фаренгейту»), О. Уайльд («Портрет Дориана Грея»).
· Поэзия (для некоторых тем): А.А. Ахматова, М.И. Цветаева.
· Как работать с произведениями:
1. Читайте внимательно. Если не успеваете — используйте качественные краткие пересказы с анализом (например, на сайте «Литература для школьников» или в приложении «Брифли»), но обязательно прочитайте ключевые эпизоды!
2. Выписывайте цитаты (не обязательно дословные, можно своими словами) и тезисы по каждому произведению. Например, для «Преступления и наказания»: «Тема совести и нравственного выбора. Раскольников, несмотря на свою теорию, не может жить с грузом убийства. Совесть — главный судья для человека».
Этап 3: Работа с темами и аргументами (октябрь-ноябрь)
Примерные темы по направлениям публикуются заранее. Прорабатывайте их.
· Что делать:
1. Составление банка аргументов. Возьмите одно произведение (например, «Война и мир») и придумайте, к каким темам его можно применить (тема любви, чести, поиска смысла жизни, патриотизма, милосердия).
2. План сочинения. По каждой потенциальной теме учитесь писать план:
· Введение (70-100 слов). Подведите читателя к проблеме, обозначьте ее актуальность, сформулируйте свой главный тезис (основную мысль сочинения).
· Основная часть (200-250 слов). 2-3 абзаца, каждый из которых содержит:
· Тезис (ваше утверждение, например: «Милосердие проявляется не только в глобальных поступках, но и в малых делах»).
· Аргумент из литературы (пример из произведения, доказывающий ваш тезис: «Так, в романе Л.Н. Толстого "Война и мир" Наташа Ростова, спасая раненых, отдает им подводы, тем самым лишаясь своего приданого»).
· Микровывод (связка, которая возвращает к главной теме: «Этот поступок показывает, что истинное милосердие бескорыстно и направлено на помощь ближнему»).
· Заключение (70-100 слов). Обобщите все сказанное, сделайте вывод, возможно, дайте ответ на вопрос, поставленный во введении.
Этап 4: Практика, практика и еще раз практика (ноябрь-декабрь)
Без этого никак. Вы должны написать не менее 5-10 полноценных сочинений дома.
· Как практиковаться:
1. Установите таймер (3 часа 55 минут — как на реальном экзамене).
2. Пишите от руки (это тренирует руку и помогает рассчитать время).
3. После написания проверьте себя по критериям или попросите проверить учителя/репетитора/одноклассника.
4. Работайте над ошибками: исправляйте речевые и грамматические недочеты, продумывайте, как можно было бы улучшить аргументацию.
3. Универсальный шаблон (структура) сочинения
Это основа, которую вы будете наполнять содержанием.
1. Введение:
· Общие рассуждения о ключевых понятиях темы (например, если тема о чести, дайте свое определение этому слову).
· Подведите к проблемному вопросу. («Что такое честь? Вечна ли она? Как она проявляется в современном мире? Именно над этими вопросами предлагает задуматься данная тема»).
· Четко сформулируйте свой тезис-ответ на вопрос темы. («Я считаю, что честь — это нравственный стержень человека, который помогает ему оставаться верным себе даже в самых сложных ситуациях»).
2. Основная часть (2-3 абзаца):
· Абзац 1:
· Тезис 1 (раскрывающий одну сторону вашей главной мысли). «Честь часто связана с верностью своим принципам, даже под страхом смерти».
· Аргумент 1 (литературный пример). «В повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка" Петр Гринев отказывается присягнуть Пугачеву, говоря: "Я природный дворянин, я присягал государыне императрице: тебе служить не могу"».
· Микровывод. «Этот поступок демонстрирует, что для Гринева честь важнее жизни».
· Абзац 2:
· Тезис 2 (раскрывающий другую сторону мысли). «Однако честь проявляется не только в героических поступках, но и в повседневной жизни, в честности перед собой и окружающими».
· Аргумент 2 (литературный пример). «В романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" Понтий Пилат, испугавшись ответственности, идет против своей совести и отправляет на казнь невинного Иешуа. Этот поступок становится причиной его многовековых мук».
· Микровывод. «Таким образом, потеря внутренней чести, предательство своих убеждений может быть страшнее физической смерти».
3. Заключение:
· Обобщите аргументы. («Итак, на примере классических произведений мы видим, что...»).
· Еще раз подтвердите свой главный тезис, дань во вступлении. («Таким образом, честь — это...»).
· Дайте завершающий акцент, возможно, свяжите с современностью. («Проблема чести остается актуальной и сегодня, ведь каждый человек в своей жизни сталкивается с нравственным выбором...»).
4. Лайфхаки и частые ошибки
Что делать нельзя:
· Пересказывать текст вместо анализа.
· Уходить от темы.
· Использовать произведения, которые вы не читали (можете ошибиться в деталях).
· Писать без плана — это гарантия хаоса в мыслях.
· Использовать сленг, жаргонизмы и излишне пафосные фразы.
Полезные лайфхаки:
· Универсальные произведения: «Война и мир», «Капитанская дочка», «Преступление и наказание» подходят для 80% тем.
· Запасной вариант: Имейте в запасе 1-2 нетривиальных произведения (не как у всех), чтобы выделиться (например, «Тихий Дон», «Белая гвардия», «Один день Ивана Денисовича»).
· Проверка: Оставьте 10-15 минут в конце, чтобы перечитать сочинение и исправить очевидные ошибки.
· Черновик: Обязательно пишите план и основные тезисы на черновике. Это ваш каркас.
Главный секрет успеха: Итоговое сочинение проверяет не вашу эрудицию, а умение думать и структурировать свои мысли. Начните готовиться сейчас, и в декабре вы придете на экзамен спокойным и уверенным в своих силах.
Удачи!
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.