«Формирование коммуникативных компетенций обучающихся на уроках русского языка и литературы»

  • Педсоветы
  • docx
  • 20.06.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

«Формирование коммуникативных компетенций обучающихся на уроках русского языка и литературы»
Иконка файла материала Бахарева Формирование КоммуникатКомпетенцийКоммуникативные компетенции - копия.docx

 

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Курасовская основная общеобразовательная школа»

Курского района Курской области

 

 

 

Методический семинар

«Педагогические методы и приёмы

 по сохранению народных традиций и патриотическому воспитанию обучающихся

 на уроках русского языка и литературы»

 

Выступление

«Формирование

коммуникативных компетенций обучающихся

на уроках русского языка и литературы»

 

подготовила Бахарева Ю. В.,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Курасовская основная общеобразовательная школа»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2025

 

 

В обществе  востребована личность, обладающая коммуникабельностью, креативностью, умеющая творчески решать задачи, с которыми сталкивается в жизни. Для этого требуется овладение коммуникативной компетентностью, ведь многие задачи решаются только в процессе общения.

Тема доклада  -  «Формирование коммуникативных компетенций обучающихся на уроках русского языка и литературы».

Коммуникативная компетенция – это способность к полноценному речевому общению во всех сферах человеческой деятельности с соблюдением социальных норм речевого поведения, которая выражается в умении- самостоятельно вступать в контакт с любым типом собеседника (по возрасту, статусу и т.д.), учитывая его особенности;

- поддерживать контакт в общении, соблюдая нормы и правила общения, в формах монолога и диалога;

- слушать собеседника, проявляя уважение и терпимость к чужому мнению;

- высказывать, аргументировать и в культурной форме отстаивать собственное мнение;

- стимулировать собеседника к продолжению общения;

- грамотно разрешать конфликты в общении;

- оценивать успешность ситуации общения; корректно завершать ситуацию общения – другими словами:

·            слушать (понимать сказанное, говоримое);

·           читать (понимать написанное);

·           говорить (передавать информацию устно);

·           писать (передавать информацию письменно);

·           строить и участвовать в диалоге.

  К сожалению, наши ученики имеют серьёзные недостатки в  развитии коммуникативной компетентности (испытывают неловкость и дискомфорт при попытках общения, игнорируют общение, дают односложные ответы).

   А между тем требования времени ведут к тому, что сегодняшний выпускник должен обладать не только базовым уровнем традиционной грамотности, но и

умением анализировать, запоминать, синтезировать, суммировать и оценивать содержание информации.

  Формирование коммуникативной компетенции – процесс длительный и сложный.   Система работы по развитию речи выстроена в учебнике по русскому языку и включает развитие орфоэпических навыков, работу по количественному и качественному обогащению словарного запаса детей, развитию связной устной и письменной речи.

 

 

   Материал учебника (Ладыженской Т. А.) предлагает разнообразные задания, упражнения для развития коммуникативных умений:

- постройте рассуждение на основе высказывания.

-приведите примеры из художественной литературы

 

-напишите поздравление, которое порадует учителя

-докажите свою точку зрения

-напишите о памятных событиях. Начните так…(образцы для начала предложений даны)

- подготовьте сообщение об одном из фразеологизмов

- подготовьте устное выступление на одну из тем…

Как видим, это  упражнения в анализе готового речевого материала (текста), упражнения в преобразовании готового речевого материала (текста), упражнения в создании готового речевого материала (текста). Выполняя их, ученики совершают такие умственные операции, как  анализ, синтез, обобщение и другие.

Цели данных упражнений: расширение словарного запаса обучающихся, повышение уровня  их коммуникативной компетенции.

Разнообразие  заданий, безусловно, применяется учителем в работе. Но современных детей нужно удивлять, будоражить…

К примеру, уроки русского языка и литературы можно начать с разминки:

-Посмотрите в окно – какой сегодня день? (подберите прилагательные – яркие, сочные)

- Что вы видите за окном? (ответы каждый день разные).

-Распространите предложения второстепенными членами предложения  (нераспространённые предложения даю на карточках) – требую предложений интересных, неординарных (погода странная, подозрительная, загадочная, волшебная…)

- Для подведения к теме урока использую приём «Творческое конструирование»:

Даны слова:  «самая, время, ценность, жизнь, человек, большая»;  «знамя, слово, бой, ведет, могучее, к, победа, солдат» (Из ключевых  слов составьте предложение  на тему «Время», «Роль слова»). После работы по составлению предложений, определения склонений существительных, формулирования проблемы (не могут определить склонение существительного «знамя») переходим к теме урока  – «Разносклоняемые существительные». Обязательна словарная работа: ученики, скорее всего, не знают, что такое «темя, бремя, стремя» – ребята обращаются к  словарю, презентуют индивидуальное задание, комментируют тематический  видеосюжет, презентацию с иллюстрированием данных слов…Уместным будет

 

составление учениками предложений с данными словами с целью понимания усвоения их значения, под руководством учителя –

образование однокоренных прилагательных…. Часть урока – наблюдение над склонением указанных существительных, поиск ответа на вопрос: почему они называются разносклоняемыми? Как результаты наблюдений отразятся на письме?

 

 

 

Выполнение заданий учебника или предложенных учителем (например, записать разносклоняемые имена существительные в указанных падежах)

   Этап рефлексии:

 

-Назовите ключевые слова урока?

- Задайте друг другу вопросы по теме урока.

-Как оцениваете свою работу на уроке? (ответы свидетельствуют о глубине усвоения темы)

- Составление синквейнов как форма работы, требующая точного и осмысленного понимания слова

   Стремлюсь к тому, чтобы на уроке дети много говорили: они устно подбирают эпитеты к слову, составляют предложения  во время разминки, записывают предложения из ключевых слов, формулируют проблему, тему урока, определяют склонение, объясняют, зачем это необходимо, изменяют существительные по падежам, сочиняют синквейны…

Отмечу: уверена: положительный результат – формирование коммуникативных компетенций – труднодостигаем  при отсутствии оптимальных психологический условий.

   На мой взгляд, особую сложность в преподавании русского языка представляет соотнесение предметного курса и реального речевого опыта школьника, процесс приобретения знаний о языке и процесс овладения языком. Задача учителя - систематически демонстрировать необходимость получаемых  знаний, возможность их практического применения в жизни.

   Учебник литературы под редакцией Коровина Валентина Ивановича предлагает обучающимся вопросы, которые требуют развёрнутых ответов: Почему? Расскажите…Как?... Что вы знаете о детстве И. А. Крылова?...

   Наверняка учитель добавляет свои – не менее интересные: как, думаете, могла бы сложиться судьба В. Дубровского? С каким цветом ассоциируется творчество М. Ю. Лермонтова? Почему?  В начале урока литературы применим  приём «жужжащего чтения» - в течение 2-3 минут ребята вполголоса читают выбранные книги; проговариваем скороговорки – данные приёмы способствуют активизации артикуляционного аппарата, что облегчает процесс говорения; «Минутки  поэзии»: задаю рифмы «скачет - плачет», «воет – кроет», «бегут - поют» (составьте двустишия).

Эффектен и эффективен приём «облако слов» — техника визуализации текстовой информации, где наибольшее внимание уделяется самым частым и важным терминам.  

Суть приёма: в графическую фигуру (облако, овал, круг, квадрат и т. д.) вписывают ключевые слова по определённой теме. Важность каждого слова обозначается размером шрифта или цветом: чем крупнее шрифт, тем чаще слово употребляется в тексте.  

Некоторые области применения приёма:

·         Развитие лексического запаса. Например, по теме «Имя существительное» ученики называют слова, связанные с темой, а затем создают облако слов, где самые употребляемые слова выделяются большими буквами (СКЛОНЕНИЕ, стол, чаща, рожь, РОД, НАРИЦАТЕЛЬНОЕ, ОДУШЕВЛЁННОЕ, дом, ребёнок, Курск, ЧИСЛО, ПАДЕЖ).  

 

 

 

 

 

·         Понимание семантической связи между словами. К примеру, при изучении произведения собирают слова, относящиеся к разным героям, и обсуждают, что их объединяет (Гринёв, Пугачёв, тулуп, виселица, Маша, крепость, буран метель, вьюга, синонимы).  

·         Способ рефлексии. В конце урока ученикам предлагают создать своё облако, где они пишут слова, которые, по их мнению, наиболее точно описывают прошедшее занятие.  

Сделать «облако слов» можно с помощью генераторов в интернете, где нужно ввести список слов и выбрать графическую фигуру. Задача  - вовлечь обучающихся в коммуникативную деятельность.

Работая с текстом, обучающиеся выполняют задания:

·         составление  вопросов, плана  к тексту

·         поиск ответов в тексте на поставленные вопросы

·         построение таблиц на основе текста и их комментирование

·         различные виды пересказа текста (подробный, выборочный…)

·         составление речевых и портретных характеристик героев

·         словесное рисование, иллюстрирование

·         предлагается материал с  фактическими ошибками (неверное отчество, место рождения,     ошибки в названии произведений)

·         письменные ответы на проблемные вопросы по тексту (Счастливый ли человек Троекуров? Изобразите в цвете стихотворение М. Ю. Лермонтова «Тучи»?)

·         ответы с помощью клише

·         инсценирование

·         участие в конкурсах чтецов

·         работа с портретом писателя – благодатный материал: рассмотрите: о чём думает, предположите? Какие детали заметили? О чём хотели бы спросить писателя?

В отличие от процесса стихийного чтения – это приёмы, способствующие чтению осознанному и целенаправленному

      Считаю, что на каждом уроке должно присутствовать чтение: выразительное, интонационно яркое, потому что именно так должно звучать слово писателя. Считаю, что на уроке необходимо чтение учителем самых эмоциональных, волнующих мест текста. Современные подростки нуждаются в этом особенно, поскольку им  негде, кроме как на уроке, удивиться красоте слова или стиля, поразмышлять о вечных истинах.


 

Посмотрите также