Индивидуализация образовательного и коррекционно-педагогического процесса с детьми ТНР

  • Педсоветы
  • docx
  • 26.12.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Смысл индивидуального подхода не в том, чтобы приспособить цели и содержание обучения и воспитания к каждому обучающемуся, а в том, чтобы найти, подобрать, адаптировать эффективные формы, методы, приемы и техники педагогического взаимодействия, соответствующие индивидуальным особенностям детей в целях развития их личности.
Иконка файла материала конультация Индивидуализация.docx

Индивидуализация образовательного и коррекционно-педагогического процесса с детьми с ТНР

Богуш Светлана Георгиевна

учитель-дефектолог

ГУО «Лукская средняя школа»

 

Индивидуализация обучения - это такая организация образовательного и коррекционно-педагогического процесса, при которой выбор способов, приемов и темпа обучения учитывает различия индивидуальных особенностей детей с особыми образовательными потребностями. Смысл индивидуального подхода не в том, чтобы приспособить цели и содержание обучения и воспитания к каждому обучающемуся, а в том, чтобы найти, подобрать, адаптировать эффективные формы, методы, приемы и техники педагогического взаимодействия, соответствующие индивидуальным особенностям детей в целях развития их личности.

Задача всех педагогов, работающих с детьми с тяжелыми нарушениями речи, — максимально облегчить процесс коррекционно-развивающей работы, сделать его интересным и занимательным для детей.

Характерологические особенности детей с ТНР заметны любому педагогу, воспитателю. Это проявляется на занятии, в игровой и бытовой деятельности. На занятиях часть детей быстро утомляется, начинает вертеться, разговаривать, т.е. перестают воспринимать учебный материал. Другие, напротив, сидят тихо, но на вопросы не отвечают или отвечают невпопад, задания не воспринимают, а иногда и не могут повторить ответ товарища.

В процессе общения между собой некоторые дети обнаруживают повышенную возбудимость, излишне подвижны, трудно управляемы. Другие, наоборот, вялы, апатичны, не проявляют интерес к играм. Встречаются ребята с навязчивым чувством страха, повышенной впечатлительностью. Педагогам знакомы проявления негативизма, повышенной агрессивности или ранимости, обидчивости некоторых малышей.

Для повышения эффективности коррекционно-развивающей работы требуется соблюдать единый речевой режим в течение всего дня, что означает:

-         контроль за речью каждого ребенка,

-         исправление речевых ошибок каждого ребенка,

-         работу по единой лексико-грамматической теме в течение недели,

-         отработку речевых клише в процессе всех режимных моментов.

Специфика работы педагогов с детьми с тяжелыми нарушениями речи определяется имеющимися у каждого ребенка:

·        речевыми нарушениями;

·        неполной сформированностью процессов, связанных с речевой деятельностью (внимания, памяти, словесно-логического мышления, мелкой моторики);

·        особенностями личности воспитанников

 

Для того, чтобы наладить систематическую, планомерную индивидуальную работу с ребёнком, необходимо провести диагностику речевого развития.

В ходе диагностики педагог:

выясняет состояние речевого развития ребёнка,

определяет динамику речевого развития,

определяет перспективы развития той или иной стороны речи,

определяет соответствие или несоответствие речевого развития норме,

определяет, на каком уровне проявляются отклонения в речевом развитии.

После подведения итогов по обследованию планируется индивидуальная работа.

Осуществляется индивидуальный подход на фронтальных занятиях, в игровых и режимных моментах. И организуется собственно индивидуальная работа по развитию речи, с использованием различных игр и игровых упражнений, в зависимости от характера речевой патологии.

Индивидуальная работа планируется и проводится с учётом ведущей деятельности детей, вида речевого нарушения, психологических особенностей ребёнка и особенностей его эмоционально-волевой сферы.

 

Обогащение, уточнение и активизация словарного запаса детей в процессе всех режимных моментов

 Воспитатель находится с детьми в течение всего дня в самой разной обстановке: в раздевалке, в умывальной комнате, спальне, уголке природы, игровом уголке, на участке и в других местах, где имеется  широкая наглядная база для формирования словарного запаса у детей. Кроме того, в продолжение дня, воспитатель имеет возможность многократного повторения и закрепления новых слов, без чего не может происходить введение их в самостоятельную речь ребенка.

Во время умывания, дежурств, коллективного труда, одевания на прогулку воспитатель своими вопросами побуждает детей к речевому общению. Например, при одевании детей на прогулку, воспитатель спрашивает: «Что ты делаешь?», «Что ты надеваешь?», «Что надевает Маша?», «Скажи, Маше, чтобы она надела шапку» и т.д. Не следует стремиться для таких вербальных упражнений каждый раз собирать всю группу. Достаточно объединить для этой цели четверых-пятерых детей. Главное, чтобы они занимались добровольно, с желанием и всегда с положительными эмоциями.

 

Систематический контроль за поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей

Воспитателю необходимо внимательно следить за речью детей и исправлять их ошибки не только на занятиях, но и на протяжении всех режимных моментов. Очень важно, чтобы ошибки исправлялись воспитателем корректно. Нельзя дразнить ребенка, высмеивать его, так как это может спровоцировать снижение речевой активности или речевой негативизм, замкнутость, отрицательное отношение ребенка к воспитателю.

Методика исправления ошибок на занятии и вне занятия отличаются друг от друга. Во время игры, бытовой деятельности не следует привлекать внимание детей к ошибкам кого-либо из них. Воспитатель, используя перерыв в игре, подзывает к себе ребенка и работает с ним над исправлением ошибки индивидуально. Если ошибка встречается в обращении к педагогу, то воспитатель предлагает ребенку правильный ответ и просит повторить сказанное.

На занятиях ошибки ребенка фиксируются воспитателем, к исправлению неточностей привлекаются все дети подгруппы. Сам воспитатель исправляет грамматические ошибки в том случае, если это не могут сделать дети. Ошибки в произношении также исправляются по ходу ответа, от ребенка следует добиваться   проговаривания правильного варианта.

 

При организации и проведении занятий воспитателю необходимо учитывать психолого-педагогические особенности детей с речевыми нарушениями, проявляемые ими при восприятии материала.

1.                 Объем восприятия у детей с общим недоразвитием речи ограничен. Поэтому важно на занятии четко выделять цель и осуществлять ее реализацию   использованием эффективных методов обучения.

2.                 Скорость восприятия учебного материала у детей в группе не одинакова, но замечено, что неторопливая, эмоциональная и выразительная речь педагога обеспечивает более полное понимание и усвоение материала.

3.                 Устойчивость восприятия дошкольников с речевым недоразвитием низкая и ослабевает при однообразной деятельности. Положительные результаты дает частая смена видов работы на занятии и сочетание в расписании различных занятий: например, развитие речи – рисование. Кроме того, в занятие необходимо вводить динамические паузы, гимнастику для глаз, сюрпризные моменты и т.д., что снимает психоэмоциональную нагрузку.

4.                 Уровень восприятия материала индивидуален для каждого ребенка. Опыт показывает, что оптимальным является такое занятие, материал которого доступен, подобран с учетом зоны ближайшего развития ребенка.

 

Таким образом, реализация индивидуального подхода в процессе обучения помогает оптимизировать процесс обучения и добиться возможно более высокого раскрытия потенциала каждого воспитанника.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Посмотрите также